Конфликты классный час 4 класс
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Мандаева Светлана Михайловна

Конфликты классный час 4 класс

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

         2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_konflikty.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»

Конфликты

классный час в 4 «В» классе

        

                                                                                                                Мандаева С.М.

                   учитель начальных классов                                          

МБОУ  «Онгудайская СОШ»  

                                                                2013 год

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

        2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Оборудование

  1. Демонстрационные плакаты: а) Тема: «Конфликты»;

 Б) определение конфликта;

                         В) причины возникновения конфликтов;

                         Г) положительное и отрицательное разрешение конфликтов;

                         Д) способы поведения в конфликтной ситуации;

                         Е) правила доброты, вежливости, честности.

        2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.

        3. Рисунок солнца, тучи, молнии.

        4. Воздушные шары на каждого ребенка.

                                Ход классного часа

I.  Организационный момент.                                                                                         Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

  • Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.                                                                                                                              Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

Скажем:  «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

        Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

- Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз наших классных часов:

          «Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,                                                                                                                                                                             То и буду выбирать.                                                                                                           А потом и выполнять!»

     - Ребята,  скажите, пожалуйста, чему же полезному вы  научились на классных часах        ?  (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

  • Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.

Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.

        Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

-  Что же произошло между мальчиками?

             (Спор,  ссора, драка, конфликт )

-  Правильно, произошел конфликт.

   Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)

                 (На доске вывешивается плакат «Конфликты»).

-  А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

        (Ответы детей)

-  Найдите и прочитайте, что же говорится об этом в толковом словаре.

     (Дети находят определение слова в словаре и читают вслух. Вывешивается плакат «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».

- Ребята, а как вы думаете,  почему  происходят конфликты между людьми, в чем причина? (Ответы детей записываются на доске).

   - Посмотрите на доску, как много  предположений. А которое из них верное? Значит,   целью нашего занятия будет что?  (Узнать причины возникновения конфликтов).

- Ребята, а для чего нам нужно знать причины возникновения конфликтов? (Ответы детей).

- Правильно,  чтобы  предотвратить конфликты, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей  задачей урока.

III. Содержательный компонент классного часа.

        Поисковая деятельность.

        1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.          

  -  Для этого вернемся к случаю  о мальчиках и ответим на вопросы:

А)  Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Б)  Из-за чего возник конфликт?

В)  Почему же все-таки возник конфликт?

Г)  Главное,  чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

(На доске выставляется плакат  «Причины возникновения конфликтов: а) неумение договориться).

  1. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам

Затем детям предлагается разделиться на группы, проанализировать конфликты, определить причины их возникновения. После этого,  представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить  результаты своей работы.

А)  Карточка № 1.                                                                                                                                      – Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

  • Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Б) Карточка № 2.                                                                                                                                   На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем причина?

         3. Вывод.                                                                                                                                      После совместного разбора  ситуации учащимися    определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

На доске вывешивается плакат. Учащимся сообщается, что это лишь некоторые  причины возникновения конфликтов. Предлагается подумать и  назвать другие.  

  1. Тренинговое упражнение «Шалтай - Болтай».

Цель: Снятие  напряжения, утомляемости,  речевых и мышечных зажимов.

  • Ребята, прежде чем продолжить наш классный час, давайте отдохнем.

  • Встаньте в круг и покажите-ка мне, как вы крутились и вертелись на перемене.  (Дети крутятся, вертятся и шумят). Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажите еще раз, еще раз болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай сидел на стене,                                 Шалтай-Болтай свалился во сне.

                                                                               (С.Я. Маршак).

        Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы, затем наклоняют туловище вниз.

        - Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали еще раз ладошками.  Молодцы!

  • Скажите, пожалуйста, изменилось ли ваше настроение после этой игры?

(Ответы детей).

  1. Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах.

  • Ребята, а теперь посмотрите и скажите, что изображено на плакате? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).
  • Как вы думаете, что может предвещать эта  туча? (Ответы детей).  

      Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).

       - Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

        Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.         

        

Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, обозначить на плакате знаком  «+»  слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а знаком  « - »  -  отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор.                                                                                                                            (На доске прикрепляется   плакат со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться,  ударить,  упрямиться, понять).

        - Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)

  1. «Я – задание».  Индивидуальная работа.
  • Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами учились познавать не только окружающих нас людей, но и самих себя. Сейчас эту работу продолжим. Я  предлагаю вам заполнить карточку «Я в конфликте», в которой вы должны перечислить привычные для вас способы поведения в конфликтной ситуации.

(Учащиеся перечисляют  способы поведения, которыми они пользуются в конфликтных ситуациях).

  • А сейчас сравните свои карточки со словами, отмеченными на доске, и подумайте, хотелось бы вам изменить что-либо в своем поведении или нет?

Дома напишете сочинение – рассуждение на  тему «Я в конфликте».

7. Анализ конфликтных ситуаций из жизненной практики. Коллективная      работа.

  • Ребята, а теперь поднимите руки, кому из вас лично приходилось  наблюдать какие-либо конфликты? (Поднимают руки).
  •  Припомните один из них, посовещайтесь и договоритесь между собой, чей  случай хотели бы вы сейчас разобрать.

Выслушивается, анализируется и делается вывод по одной конфликтной ситуации из жизни детей.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли прожить жизнь без конфликтов? (Ответы детей).
  • Да, конфликты, к сожалению, существовали и, будут существовать. Но       почему же все-таки они возникают, как вы думаете?  (Все люди разные, разные характеры, чувства, интересы, мнения).
  •  Правильно, ребята.  А как вы считаете, почему  не всегда  положительно разрешаются конфликты между людьми?  От чего это еще зависит?  (Ответы детей). (Главное - от неумения общаться).

  •  Конечно же, последствия конфликтов зависят от  поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом. А что значит - уметь общаться?  (Это, значит, соблюдать правила доброты, честности и вежливости).      

-    Припомните, пожалуйста, эти правила, и назовите. (Называют). Молодцы!

        (Приложение 1)

8. Итог классного часа.

  • Итак, ребята, теперь повторим еще раз девиз наших классных часов.  (Повторяют хором).                                                                                                                              - Так  что же  нового и полезного для жизни вы  сегодня  узнали и  выбрали для себя?  

            (Ответы детей.  Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы:                                                                                                                              - Что такое конфликты?  

          - Почему возникают конфликты?

        - Перечислите,  какими положительными способами разрешения конфликтных ситуаций, если будет нужно,  вы будете пользоваться в жизни?

  • Ребята, а  что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по нашей теме?  (Пожелания детей).  

-  А  я желаю всем вам и  себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А  если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)

Спасибо за активное сотрудничество,  умение серьезно думать, рассуждать        и доказывать.

                                                                        Приложение 1.

Правила вежливости:

  • Будь всегда приветлив;
  • Здоровайся при встрече:
  • Уходя, прощайся;
  • Благодари за помощь;
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься;
  • Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим;
  • Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Правила доброты:

  • Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду;
  • Прощать ошибки других;
  • Не жадничать;
  • Не завидовать;
  • Жалеть других.

Правила честности:

  • Сказал – сделай;
  • Не уверен – не обещай;
  • Ошибся – признавайся;
  • Забыл – попроси прощения;
  • Говори то, что думаешь;
  • Не можешь сказать правду – объясни,  почему;
  • Не выдавай чужую тайну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать   во всех отношениях достойного человека? Как же сде...

Тренинг для профилактики конфликтов в начальных классах

Тренинг для профилактики конфликтов в начальных классах. Используются упражнения на сплочение, дискуссия....

Программа классного руководителя "Класс доброты"

С 2014 г. я разработала программу классного руководителя "Класс доброты". Целью моей программы является формирование у детей социально-нравственных ценностей; привлечение к самостоятельной д...

Классный уголок класса

Как оформить уголок класса...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....

Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"

Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе....

Конспект классного часа "Традиции - семейные и классные" (2 класс)

Цель: углубление представления обучающихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.Оборудование: презентация, раздаточный материал.Подготовительная работа: пр...