Главные вкладки

    ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»
    проект (3 класс) по теме

    Кондратюк Елена Степановна

    Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать   во всех отношениях достойного человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

    В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все  направления воспитательной деятельности классного руководителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    “НОШ №10” 

    Программа

    развития классного коллектива

    «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»

     на 2013-2014 учебный год

    3 КЛАСС

    КЛАССНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ:

    КОНДРАТЮК ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА

    Владивосток – 2014

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Воспитание – один из сложнейших процессов. В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.

     Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать  - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

    В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной деятельности классного руководителя и детей. Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий  развитию  личности и коллектива.

               За 34 года работы в системе образования пришла к выводу, что главное в работе учителя - это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.

    Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать   во всех отношениях достойного человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

    В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все  направления воспитательной деятельности классного руководителя.

             С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти социально адаптированная личность. В этом и состоит новизна, актуальность и педагогическая целесообразность положений данной программы

    Программа поможет осмыслить свою профессиональную деятельность, в ней вы найдете и информацию для размышления, и идеи, которые, быть может, захочется реализовать, и чисто практические советы и рекомендации. Вся моя деятельность с классным коллективом соответствует принципу: «Каждый ребенок - это личность с большой буквы, но раскрыть свои возможности в полной мере он сможет, находясь в коллективе, который создает для этого особые возможности» Этот принцип я попыталась отразить в программе и сделать отличительной особенностью от уже существующих программ.

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    Наименование программы

     «Класс- вторая семья»

    Основания для разработки программы

    Конвенция о правах ребёнка

    Закон РФ об образовании

    Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка

    Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

    Заказчик программы

    Администрация МБОУ «НОШ №10»

    Разработчик программы

    Классный руководитель 3 класса МБОУ «НОШ №10» Кондратюк Елена Степановна

    Участники программы

    Коллектив учащихся 3 класса, 10 лет

    Цель программы

    Cоздание сплоченного классного коллектива, как основы развития индивидуальности каждого ребенка.

    Задачи

    -  определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой;

     - создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;

     - развитие активности и инициативности, организаторских навыков

    - развитие навыков группового взаимодействия, приучение детей основам сотрудничества.

    - формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);

    - воспитание гражданина своего Отечества

      - формирование у школьников потребности в самообразовании  

      -воспитании морально-волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей

      -воспитание  умения действовать в нестандартных ситуациях

    Срок реализации

    2013– 2014 г.г.

    Этапы реализации

    1 этап – дальнейшее изучение классного коллектива

    2 этап - формирование, углубление и развитие cамосовершенствования  учащихся, переход в режим функционирования.

    3 этап– обобщение опыта

    Способы психолого-педаго гического cопровождения

    система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий.

    Формы и методы работы

    Система классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективная, групповая, индивидуальная работа.

    Формы подведения итогов реализации программы

    Мониторинг, диагностика, анкетирование

    Ожидаемые конечные результаты

     Формирование коллектива, который создает особые возможности  для развития каждого .

      Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе,  ориентирование на успех

    ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

    • Принцип открытости

    Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

    • Принцип привлекательности

    Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

    • Принцип деятельности

    Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

    • Принцип свободы участия

    Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

    • Принцип обратной связи

    Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

    • Принцип сотрудничества

    В этом принципе объединяются два понятия: взаимопонимание и взаимопомощь

    • Принцип успешности

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О КЛАССНОМ  КОЛЛЕКТИВЕ

            В 3  классе обучается 27 человек, из них 12 девочек и 15 мальчиков. Средний возраст учащихся -10 лет. Обучение осуществляется во 2 смену в общеобразовательной школе. В первой половине дня дети занимаются в школьных кружках, секциях, в кружках и дополнительных занятиях. Класс обучается по кабинетной системе. По учебным возможностям класс - средний. Уровень воспитанности учащихся - средний. Уровень физического развития  здоровья детей - удовлетворительный.

      Неуспевающих нет.  

            Класс очень активный, инициативный, ему можно доверить организацию  и проведение классных мероприятий. Во внеклассных мероприятиях участие стараются принять все. Ответственно относятся к поручениям классного руководителя.        Учащихся, находящихся на внутришкольном контроле  нет. Трудовые задания стараются выполнять качественно, готовы выполнять любую посильную им работу. В труде проявляют дисциплинированность и самостоятельность. Учащиеся легко завязывают отношения друг с другом, просты в общении, стараются не подводить классный коллектив. Учащиеся сами являются инициаторами многих общественных дел в классе. Им очень нравится проводить совместно свободное время. Учащиеся расширяют свои познания в системе дополнительного образования, занимаясь  в различных кружках. Родители учащихся систематически интересуются учебой своих детей и посещают родительские собрания. В классе царит атмосфера взаимопонимания и дружелюбия.

            

    СТРАТЕГИИ:

    • Cоздание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала детей
    • Создание условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон
    • Планирование и анализ собственной деятельности
    • Повышение психолого-педагогической компетентности

                                                                                                 

                                                                                                                                                               

                                                     

            

                                         

                   

    КЧ- классный час, ВМ- внеклассное мероприятие ОМ-общешкольное мероприятие РС-родительское собрание

    ЕДИНЕНИЕ

    Цель работы: дальнейшая работа по созданию сплоченного классного коллектива

    Задачи:

    • Формирует чувства единения , сплоченности
    • способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей, формированию общих идей
    • дисциплинирует

    Форма  работы:

    • Классное собрание

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    КЧ  Мы снова вместе - это здорово!

    01.09

    формирование

    чувства сплочения

    КЧ Проблемы класса

    27.09

    ВМ В единении сила

    23.11

    ВК  Мероприятие "Нашим девочкам посвящается»

    07.03

    ВК  Тесты для будущих мужчин

    22.02

    ЗДОРОВЬЕ

     Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

    Задачи:

    • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
    • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

    Формы работы:

    • спортивные викторины
    • тематические классные часы, мероприятия связанные со спортивной тематикой
    • тематические родительские собрания
    • беседы, дискуссии;
    • походы  в лес, дни здоровья

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    ОМ Легкоатлетический кросс

    высокий

    уровень

    физической культуры

    КЧ Половое созревание девочки 

    КЧ    Интернет-зависимость

    КЧ  Твое здоровье и питание

    КЧ Твое здоровье и курение

    КЧ Твое здоровье и алкоголь

    КЧ Личная гигиена

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ

    Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков толерантного общения

    Задачи:

    • формировать у учащихся умения толерантного общения в системе «Учитель - Ученик», «Ученик - Ученик», «Взрослый - Ребёнок»;
    • учить формам толерантного  обращения
    •  знакомить учащихся с понятием толерантности на разных языках

    Формы работы:

    • тематические классные часы
    • тематические и индивидуальные консультации
    • внеклассные мероприятия
    • дискуссии.

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    высокий

    уровень

    толерантности

    ВМ Планета толерантности

    КЧ Мы живем среди людей

    КЧ Секреты общения

                         

    НРАВСТВЕННОСТЬ

    Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

    Задачи:

    • формировать у учащихся культуру общения
    • научить отличать добро и зло
    • учить формам вежливого, дружелюбного  обращения

    Формы работы:

    • тематические классные часы
    • тренинги
    • тематические и индивидуальные консультации
    • самопрезентации и самопредставления;
    • праздники, конкурсы, дискуссии.

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    КЧ  Беседа по уставу школы и правилам поведения в школе

    высокий

    уровень

    нравственности

    КЧ  Современный этикет

    КЧ Сохранить природу - сохранить жизнь

    РС Профилактика агрессивности

    КЧ   Твори добро, не видя в том заслуги

    КЧ Музыка и мы

    ВМ  Что такое счастье?

    РС  Умеем ли мы прощать?

    Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты

    По случаю

    СЕМЬЯ

    Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования  в семье

    Задачи работы:

    • развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с  полученными   знаниями в реальных жизненных ситуациях;
    • формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

    Формы работы:

    • тематические классные часы, внеклассные мероприятия
    • тренинги  самосовершенствования;
    • дискуссии о своей роли в семье

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    ВМ  День матерей

    Формирование положительного отношения к своей семье

    КЧ Семья и семейные традиции

    РС «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

    ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК

    Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися ответственности за свои поступки

    Задачи работы:

    • вооружение учащихся определенными знаниями
    • демонстрация последствий незнания определенных правил и законов
    • изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
    • проведение консультаций учащихся по выбору  кружка, клуба, секции;

    Формы работы

    • проведение классных часов
    • вовлечение в кружки, секции дополнительного образования

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    КЧ Закон и правопорядок

    Формирование высокого уровня ответственности за свои поступки.

    БЕЗОПАСНОСТЬ

    Цель деятельности: оказание помощи ученикам в знании правил безопасности в различных ситуациях

    Задачи работы:

    • определить ситуации, в которые может попасть человек
    • создать условия для продвижения учащихся в  развитии;
    • вооружить необходимым набором знаний

    Формы работы

    • проведение классных часов
    • тестирование

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    КЧ Знать правила движения – большое достижение

    вооружение знаниями

    о самосохранении

    КРУГОЗОР

    Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения ; расширение кругозора

    Задачи работы:

    • определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
    • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии;
    • формировать культуру интеллектуального развития и  совершенствования умственных  способностей.

    ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ГРАФИК

    РЕАЛИЗАЦИИ

    ОЖИДАЕМЫЙ

     РЕЗУЛЬТАТ

    КЧ История денег России

    продвижение учащихся в интеллектуальном  развитии

    КЧ Чернобыль - трагедия, подвиг, предупреждение

    24.01.2013

    КЧ История родной школы

    ВМ О блокаде Ленинграда

    КЧ Образование- путь к успеху

    САМОУПРАВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.

    1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.

    2. Классные собрания.

    3. Организация дежурства по классу.

    5. Оказание помощи отстающим и слабым детям

    6. Контроль за посещаемостью.

    8. Контроль за поведением.

    АНКЕТИРОВАНИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ»        

    Цель: диагностика взаимоотношений детей в классе

    Регистрация данных: данные заносятся в соответствующую графу.

    Критерии оценивания: оценивается наличие и отсутствие признака в поведении детей.

    Обработка: ответы «Да» (+) оцениваются в 1 балл, ответы «Нет» (-) – в 0 баллов.

    Вывод: 7-10 баллов – у ребёнка серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям; 4-6 баллов – трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 1-3 балла – трудности в общении ситуативны и обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.

    Утверждения

    Да (+)

    Нет ( - )

    1.Старается устраниться от активного участия в играх.

    2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.

    3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.

    4.Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

    5.Соглашается на второстепенные роли, никогда не выказывает желание быть главным в игре.

    6.У него нет друзей в школе и дома

    7. Избегает общения с другими детьми

    8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.

    9. Не проявляет интереса к коллективным играм, как правило, играет один.

    10.Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.

    Итого

            Результат  в нашем классе  – 1 ученик - трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 25 – умеют общаться со сверстниками,  взрослыми

            

                        МОИ  ПРИНЦИПЫ:         

    1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
    2. Исходить из интересов ребёнка.
    3. Не сравнивайте ребёнка с окружающими, проводите сравнение  только с ним самим  и его результатами.
    4. Избегайте состязания и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
    5. Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте.
    6. Терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, создавайте комфортную обстановку для обучения и общения.
    7. Избегайте переутомления ребёнка. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, анализируйте вместе  его психологическое  состояние и проигрывайте его поведение в различных ситуациях.
    8. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите ребёнка и так, чтобы он знал, за что.
    9. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
    10. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
    11. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
    12.  Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
    13. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
    14. Нацеливайте его на будущее, в соответствии сего возрастными особенностями.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «МОЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ»

    Данная методика позволяет определить, что наиболее значимо для детей, без чего их жизнь немыслима.

    Результаты таковы:

    90% учащихся главной составляющей отметили «дом, семья»,

    на втором месте по значимости «друзья» (73%),

    на третьем – «школа» (52%).

    Список использованной литературы

    1. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
    2. Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
    3. Методические рекомендации «Об организации деятельности классного руководителя в ОУ»,
    4. Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение,2008 г.
    5. Журналы «Классный руководитель».2009 - 2011 гг.
    6. Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство «Дом. Бахрат – М», 2002г.
    7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.  Издательство «Просвещение».
    8. Программа развития МБОУ «НОШ №10».
    9. Воспитательная  программа «Стать человеком», подпрограмма «Человек – главное чудо на свете».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

    Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

    Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

    Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

    В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

    Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

    «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

    ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

    ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...

    Формирование коллектива класса, как ячейки большой школьной семьи

    Программа, целью которой является формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива. Программа рассчитана на 1-4 класс...

    Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»

    Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»...