ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»
проект (3 класс) по теме

Кондратюк Елена Степановна

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать   во всех отношениях достойного человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все  направления воспитательной деятельности классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“НОШ №10” 

Программа

развития классного коллектива

«КЛАСС- ВТОРАЯ СЕМЬЯ»

 на 2013-2014 учебный год

3 КЛАСС

КЛАССНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ:

КОНДРАТЮК ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА

Владивосток – 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – один из сложнейших процессов. В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.

 Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать  - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной деятельности классного руководителя и детей. Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий  развитию  личности и коллектива.

           За 34 года работы в системе образования пришла к выводу, что главное в работе учителя - это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание? Какими средствами воспитывать   во всех отношениях достойного человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим?

В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все  направления воспитательной деятельности классного руководителя.

         С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти социально адаптированная личность. В этом и состоит новизна, актуальность и педагогическая целесообразность положений данной программы

Программа поможет осмыслить свою профессиональную деятельность, в ней вы найдете и информацию для размышления, и идеи, которые, быть может, захочется реализовать, и чисто практические советы и рекомендации. Вся моя деятельность с классным коллективом соответствует принципу: «Каждый ребенок - это личность с большой буквы, но раскрыть свои возможности в полной мере он сможет, находясь в коллективе, который создает для этого особые возможности» Этот принцип я попыталась отразить в программе и сделать отличительной особенностью от уже существующих программ.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

 «Класс- вторая семья»

Основания для разработки программы

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ об образовании

Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка

Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Заказчик программы

Администрация МБОУ «НОШ №10»

Разработчик программы

Классный руководитель 3 класса МБОУ «НОШ №10» Кондратюк Елена Степановна

Участники программы

Коллектив учащихся 3 класса, 10 лет

Цель программы

Cоздание сплоченного классного коллектива, как основы развития индивидуальности каждого ребенка.

Задачи

-  определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой;

 - создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;

 - развитие активности и инициативности, организаторских навыков

- развитие навыков группового взаимодействия, приучение детей основам сотрудничества.

- формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);

- воспитание гражданина своего Отечества

  - формирование у школьников потребности в самообразовании  

  -воспитании морально-волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей

  -воспитание  умения действовать в нестандартных ситуациях

Срок реализации

2013– 2014 г.г.

Этапы реализации

1 этап – дальнейшее изучение классного коллектива

2 этап - формирование, углубление и развитие cамосовершенствования  учащихся, переход в режим функционирования.

3 этап– обобщение опыта

Способы психолого-педаго гического cопровождения

система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий.

Формы и методы работы

Система классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективная, групповая, индивидуальная работа.

Формы подведения итогов реализации программы

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Ожидаемые конечные результаты

 Формирование коллектива, который создает особые возможности  для развития каждого .

  Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе,  ориентирование на успех

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

  • Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  • Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

  • Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

  • Принцип обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

  • Принцип сотрудничества

В этом принципе объединяются два понятия: взаимопонимание и взаимопомощь

  • Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О КЛАССНОМ  КОЛЛЕКТИВЕ

        В 3  классе обучается 27 человек, из них 12 девочек и 15 мальчиков. Средний возраст учащихся -10 лет. Обучение осуществляется во 2 смену в общеобразовательной школе. В первой половине дня дети занимаются в школьных кружках, секциях, в кружках и дополнительных занятиях. Класс обучается по кабинетной системе. По учебным возможностям класс - средний. Уровень воспитанности учащихся - средний. Уровень физического развития  здоровья детей - удовлетворительный.

  Неуспевающих нет.  

        Класс очень активный, инициативный, ему можно доверить организацию  и проведение классных мероприятий. Во внеклассных мероприятиях участие стараются принять все. Ответственно относятся к поручениям классного руководителя.        Учащихся, находящихся на внутришкольном контроле  нет. Трудовые задания стараются выполнять качественно, готовы выполнять любую посильную им работу. В труде проявляют дисциплинированность и самостоятельность. Учащиеся легко завязывают отношения друг с другом, просты в общении, стараются не подводить классный коллектив. Учащиеся сами являются инициаторами многих общественных дел в классе. Им очень нравится проводить совместно свободное время. Учащиеся расширяют свои познания в системе дополнительного образования, занимаясь  в различных кружках. Родители учащихся систематически интересуются учебой своих детей и посещают родительские собрания. В классе царит атмосфера взаимопонимания и дружелюбия.

        

СТРАТЕГИИ:

  • Cоздание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала детей
  • Создание условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон
  • Планирование и анализ собственной деятельности
  • Повышение психолого-педагогической компетентности

                                                                                             

                                                                                                                                                           

                                                 

        

                                     

               

КЧ- классный час, ВМ- внеклассное мероприятие ОМ-общешкольное мероприятие РС-родительское собрание

ЕДИНЕНИЕ

Цель работы: дальнейшая работа по созданию сплоченного классного коллектива

Задачи:

  • Формирует чувства единения , сплоченности
  • способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей, формированию общих идей
  • дисциплинирует

Форма  работы:

  • Классное собрание

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

КЧ  Мы снова вместе - это здорово!

01.09

формирование

чувства сплочения

КЧ Проблемы класса

27.09

ВМ В единении сила

23.11

ВК  Мероприятие "Нашим девочкам посвящается»

07.03

ВК  Тесты для будущих мужчин

22.02

ЗДОРОВЬЕ

 Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Формы работы:

  • спортивные викторины
  • тематические классные часы, мероприятия связанные со спортивной тематикой
  • тематические родительские собрания
  • беседы, дискуссии;
  • походы  в лес, дни здоровья

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

ОМ Легкоатлетический кросс

высокий

уровень

физической культуры

КЧ Половое созревание девочки 

КЧ    Интернет-зависимость

КЧ  Твое здоровье и питание

КЧ Твое здоровье и курение

КЧ Твое здоровье и алкоголь

КЧ Личная гигиена

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков толерантного общения

Задачи:

  • формировать у учащихся умения толерантного общения в системе «Учитель - Ученик», «Ученик - Ученик», «Взрослый - Ребёнок»;
  • учить формам толерантного  обращения
  •  знакомить учащихся с понятием толерантности на разных языках

Формы работы:

  • тематические классные часы
  • тематические и индивидуальные консультации
  • внеклассные мероприятия
  • дискуссии.

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

высокий

уровень

толерантности

ВМ Планета толерантности

КЧ Мы живем среди людей

КЧ Секреты общения

                     

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения
  • научить отличать добро и зло
  • учить формам вежливого, дружелюбного  обращения

Формы работы:

  • тематические классные часы
  • тренинги
  • тематические и индивидуальные консультации
  • самопрезентации и самопредставления;
  • праздники, конкурсы, дискуссии.

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

КЧ  Беседа по уставу школы и правилам поведения в школе

высокий

уровень

нравственности

КЧ  Современный этикет

КЧ Сохранить природу - сохранить жизнь

РС Профилактика агрессивности

КЧ   Твори добро, не видя в том заслуги

КЧ Музыка и мы

ВМ  Что такое счастье?

РС  Умеем ли мы прощать?

Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты

По случаю

СЕМЬЯ

Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования  в семье

Задачи работы:

  • развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с  полученными   знаниями в реальных жизненных ситуациях;
  • формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы работы:

  • тематические классные часы, внеклассные мероприятия
  • тренинги  самосовершенствования;
  • дискуссии о своей роли в семье

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

ВМ  День матерей

Формирование положительного отношения к своей семье

КЧ Семья и семейные традиции

РС «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК

Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися ответственности за свои поступки

Задачи работы:

  • вооружение учащихся определенными знаниями
  • демонстрация последствий незнания определенных правил и законов
  • изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
  • проведение консультаций учащихся по выбору  кружка, клуба, секции;

Формы работы

  • проведение классных часов
  • вовлечение в кружки, секции дополнительного образования

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

КЧ Закон и правопорядок

Формирование высокого уровня ответственности за свои поступки.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Цель деятельности: оказание помощи ученикам в знании правил безопасности в различных ситуациях

Задачи работы:

  • определить ситуации, в которые может попасть человек
  • создать условия для продвижения учащихся в  развитии;
  • вооружить необходимым набором знаний

Формы работы

  • проведение классных часов
  • тестирование

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

КЧ Знать правила движения – большое достижение

вооружение знаниями

о самосохранении

КРУГОЗОР

Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения ; расширение кругозора

Задачи работы:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и  совершенствования умственных  способностей.

ПРОГРАММНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ

ОЖИДАЕМЫЙ

 РЕЗУЛЬТАТ

КЧ История денег России

продвижение учащихся в интеллектуальном  развитии

КЧ Чернобыль - трагедия, подвиг, предупреждение

24.01.2013

КЧ История родной школы

ВМ О блокаде Ленинграда

КЧ Образование- путь к успеху

САМОУПРАВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.

1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.

2. Классные собрания.

3. Организация дежурства по классу.

5. Оказание помощи отстающим и слабым детям

6. Контроль за посещаемостью.

8. Контроль за поведением.

АНКЕТИРОВАНИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ»        

Цель: диагностика взаимоотношений детей в классе

Регистрация данных: данные заносятся в соответствующую графу.

Критерии оценивания: оценивается наличие и отсутствие признака в поведении детей.

Обработка: ответы «Да» (+) оцениваются в 1 балл, ответы «Нет» (-) – в 0 баллов.

Вывод: 7-10 баллов – у ребёнка серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям; 4-6 баллов – трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 1-3 балла – трудности в общении ситуативны и обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.

Утверждения

Да (+)

Нет ( - )

1.Старается устраниться от активного участия в играх.

2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.

3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.

4.Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

5.Соглашается на второстепенные роли, никогда не выказывает желание быть главным в игре.

6.У него нет друзей в школе и дома

7. Избегает общения с другими детьми

8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.

9. Не проявляет интереса к коллективным играм, как правило, играет один.

10.Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.

Итого

        Результат  в нашем классе  – 1 ученик - трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 25 – умеют общаться со сверстниками,  взрослыми

        

                    МОИ  ПРИНЦИПЫ:         

  1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребёнка.
  3. Не сравнивайте ребёнка с окружающими, проводите сравнение  только с ним самим  и его результатами.
  4. Избегайте состязания и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  5. Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, создавайте комфортную обстановку для обучения и общения.
  7. Избегайте переутомления ребёнка. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, анализируйте вместе  его психологическое  состояние и проигрывайте его поведение в различных ситуациях.
  8. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите ребёнка и так, чтобы он знал, за что.
  9. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  10. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  11. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  12.  Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  13. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  14. Нацеливайте его на будущее, в соответствии сего возрастными особенностями.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «МОЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ»

Данная методика позволяет определить, что наиболее значимо для детей, без чего их жизнь немыслима.

Результаты таковы:

90% учащихся главной составляющей отметили «дом, семья»,

на втором месте по значимости «друзья» (73%),

на третьем – «школа» (52%).

Список использованной литературы

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  2. Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  3. Методические рекомендации «Об организации деятельности классного руководителя в ОУ»,
  4. Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение,2008 г.
  5. Журналы «Классный руководитель».2009 - 2011 гг.
  6. Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство «Дом. Бахрат – М», 2002г.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.  Издательство «Просвещение».
  8. Программа развития МБОУ «НОШ №10».
  9. Воспитательная  программа «Стать человеком», подпрограмма «Человек – главное чудо на свете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.

Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА...

Формирование коллектива класса, как ячейки большой школьной семьи

Программа, целью которой является формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива. Программа рассчитана на 1-4 класс...

Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»

Проект «Партнёрство учителя и семьи в организации воспитательной деятельности классного коллектива»...