Главные вкладки

    Классный час на тему:
    Конспект Классного часа "О дружбе, о товариществе"

    Мезенцева Светлана Анатольевна

    4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_druzhbe_o_tovarishchestve.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Городские педагогические чтения "Свет Руси"

    в рамках Дней духовной культуры в честь Архангела Михаила.

     

    Конкурс методических  инноваций в области духовно-нравственного воспитания  "Есть идея!"

    Классный час на тему «Друг, товарищ, приятель».

    Воспитательное мероприятие.

    Мезенцева Светлана Анатольевна,

    МБОУ СОШ №14 г. Архангельска,

    учитель начальных классов

    Цель:

    раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств.

    Задачи:

    -формировать умение различать дружбу и товарищество,  положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка;

    -прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

    Возрастная категория: 4 класс.

    Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Методы: словесный, наглядный, проектов, проблемный

    Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление, презентация, мультимедийный проектор

    Подготовка: класс оформляется высказываниями по теме.                                                               Ход мероприятия.

    Для истинных друзей
    Ты жизни не жалей,
    Но отличить умей,
    От недругов друзей.

                                                                                                                  М. Джалиль. (слайд№1).

    1.Актуализация знаний, формулирование темы, постановка целей.

    Учитель: По эпиграфу к сегодняшнему классному часу определите его тему. ( Обсуждение)

    Учитель: Дружба, товарищество. Друг и товарищ, казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. У всех у нас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем же отличаются понятия “друг”, “товарищ”, «приятель»? ( Слайд № 2)Эти понятия очень близки друг другу, но все, же различаются. ( Обсуждение)

    Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

    Друг – тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии. (Слайд№3).

    Иметь друга и самому быть другом -  очень большое счастье для каждого из нас.

    2.Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

    Учитель: Иногда люди слово «друг» употребляют  там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)

    А теперь потренируемся  в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово) (слайд № 4).

    О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.

    О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель.

    Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

    О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.

    3. Оценка проблемной ситуации. «Подбери пословицу». Групповая работа.

    Учитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:

    Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

    Друга иметь – себя не жалеть.

    Друг познается в беде.

    Друга на деньги не купишь.

    Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. (Слайд№5).

    Мы сейчас проиграем ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации  и опишите свои действия. (Инсценирование).

    Ситуация 1.Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей”. Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

    Вопросы: Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

    Итог: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

    Ситуация 2.Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

    Итог: Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

    4.Фронтальная работа. Беседа.

    Учитель: А можно ли критиковать друг друга?

    Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу тоже нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду - преданным. (Слайд№6).

     Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

    Итог: Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная дружба основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

    Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

    Итог: Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому.

    5. Тест. (Индивидуальная работа)

    А вы умеете дружить? Давайте проверим.

    Друг не пришёл в школу. Что ты будешь делать?

           А) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.

           Б) Подожду до завтра. Если и завтра не придёт – позвоню.

           В) Пойду к нему и узнаю, в чём дело.

    Вы договорились поиграть, но другу нужно ещё помочь маме принести воды. Что ты сделаешь?

     А) Буду играть и ждать его.

     Б) Подожду его у него дома.

     В) Помогу носить воду и вместе пойдём играть.

    В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?

     А) Дам свою.

     Б) Не буду огорчаться: попросит у кого–нибудь.

     В) На переменке помогу найти запасную.

                            Оценка результатов теста:

    А-3 балла, Б- 2 балла, В – 1 балл.

    А- 2 балла, Б –3 балла, В – 1 балл.

    А – 3 балла, Б- 2 балла, В – 1 балл.

    3 балла – Ты очень хороший друг.

    От 3 до 6 баллов – Нужно быть внимательнее к своему другу.

    Больше 6 баллов – Серьёзно задумайся, хороший ли ты друг.

    6.Игра «Знаю ли я своего друга?» (работа в парах)

    Учитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

    Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас в классе действительно настоящие друзья.

    Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

    (Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы записать ответы на вопросы.)

    Какой урок у него любимый?

    На чем он любит кататься?

    Какое время года у него любимое?

    Какой вид спорта любит?

    Кем хочет стать, когда вырастет?

    Какое животное он хотел бы иметь дома?

    Какие книги любит читать? (слайд№7).

     Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

    (Игра повторяется)

    (Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)

    7.Подведение итогов. Рефлексия.

    Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?

    Проект: «Законы дружбы» Составление памятки для классного уголка. (Групповая работа) (слайд№8).

    1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе.

    Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

    2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей.

    3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.

    4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

    5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.

    6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час «О дружбе и товариществе»

    Поможет раскрытьдетям сущность понятия «дружба». Содействует  формированию дружного коллектива. Содержит тест, который поможет понять, хороший ли ты друг....

    Конспект классного часа "Дружба"

    Конспект классного часа для 1 класса по теме "Дружба"....

    Конспект классного часа "Дружба крепкая не сломается"

    Вашему вниманию я предоставляю конспект классного часа на тему: «Дружба крепкая не сломается». Данный конспект предназначен для 3 класса.  Перед проведением классного часа учителем были поставлен...

    Конспект классного часа «Поговорим о дружбе»

    Конспект внеклассного занятия (классного часа) на тему: «Поговорим о дружбе»...

    Конспект классного часа «Забота о других»

    Вашему вниманию я предоставляю конспект классного часа на тему: «Забота о других». Данный конспект предназначен для 3 класса.  Перед проведением классного часа учителем были поставлен...

    Конспект классного часа "Дружба" (1 класс)

    Конспект классного часа "Дружба"...