Маленькая страна (викторина)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Попова Лариса Александровна

Внеурочное занятие по энтомологии (викторина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkaya_strana.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Маленькая страна» (энтомологическая викторина)

Цель: Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность, воспитывать                            бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми понятиями науки энтомологии и книгами о насекомых, расширять кругозор.
  2. Развивать дружеские отношения, товарищество и сплоченность коллектива.
  3. Воспитывать внимательность, любознательность.

Оборудование: Сигнализатор для ответов (бабочки); кубик с точками на гранях; карточки с буквами и новыми понятиями, карточки с заданиями, презентация (иллюстрации бабочек, пауков, жуков).

Предварительная работа:

  1. чтение детьми книг о насекомых: В.Бианки «Лесная газета»; А.Пушкин «Сказки»; К.Чуковский «Сказки» и др.;
  2. подготовка сценки начала сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;
  3. рисунки насекомых, изготовление сигнализаторов, подготовка карточек;
  4. оформление книжной выставки с научно-популярными и художественными книгами о насекомых.

Литература: В.Бианки «Лесная газета»

Дж.Бульвенкер «От кита до кота» Л. – дет. литер. 1989г.

В.С.Мурзин «Синий махаон» М. – дет. литер. 1990г.

«Энциклопедия для детей. Биология»

журналы «Филя», «В мире животных»

И.Акимушкин «Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные»

А.А.Плешаков «Зеленые страницы»

Энциклопедия «Тайны живой природы»

Энциклопедия «Иллюстрированный энциклопедический словарь»

Н.Пожарицкая «Как живешь Озеренка?» М. – дет. литер. 1989г.

А.С.Пушкин «Сказки»

К.И.Чуковский «Сказки»

Р.Киплинг «Маугли»

В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»

А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  1. Начинаем наше занятие. Для начала я попрошу вас назвать ваше любимое животное.

        -  Кого вы выбрали? Почему?

Вот сколько разных животных вы знаете, и диких, и домашних. Но к животным также относятся насекомые.

        -  Какое насекомое самое красивое?

Я так и знала, что многие из вас выберут стрекозу или бабочку.

Посмотрите, у меня есть фотографии и иллюстрации этих красивых насекомых – какие они нарядные, красочные, изящные, но они очень маленькие. (бабочки из энциклопедии; стрекозы – Озеренка) И сегодняшняя викторина так и называется «Маленькая страна». Она будет посвящена увлекательной науке изучающей насекомых – ЭНТОМОЛОГИЯ. 

Мы перелистаем страницы знакомых и новых для вас книг, где рассказывается о насекомых, поиграем в игры, где надо вспомнить названия некоторых маленьких жителей наших садов и парков.

Наша встреча будет состоять из трех раундов. Я стану задавать вопросы, а вы отвечать на них. Команда, которая готова ответить на вопрос поднимает сигнализатор – бабочку. Итоги подводит жюри. (представление жюри).

  1. Итак, начинаем игру, во время которой вы должны быть внимательны, дружны, а ваша команда – как единое целое.

Сначала надо придумать название командам, связанное с нашей темой, т.е. насекомыми.

  1. РАЗМИНКА.

Для разминки вам будут предложены три самых легких вопроса. Кто будет готов поднимает сигнализатор.

  1. Посмотрите сценку и скажите, из какой она сказки? (инсценировка начала сказки «Муха – Цокотуха» К.Чуковского)

- Кто скажет какими словами она начинается?

  1. А вот в другой сказке этого же автора злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны. Что это за сказка? («Тараканище» К.Чуковского)
  2. В какой сказке К.Чуковского есть такие строчки:

                «Бабочка прилетела,

                Крылышками помахала,

                Стало море потухать

                И потухло».                   («Путаница»)

С этими произведениями вы знакомы давно, наверное, когда еще не учились в школе. А к сегодняшнему дню вы должны были прочитать книгу Виталия Бианки «Лесная газета». Первый раунд нашей игры будет посвящен этой книге. «Лесная газета» очень познавательна и интересна, как и весь животный мир, который в ней описывается, в том числе – мир насекомых.

        - Вспомните, сколько номеров в «Лесной газете»?

«Лесная газета» имеет 12 номеров по числу месяцев в году. В конце каждого номера есть викторина, в вопросах которой подмечены любопытные детали окружающей нас природы, а ответы требуют смекалки и наблюдательности. Поскольку мы сегодня беседуем об энтомологии, я выбрала для вас вопросы, имеющие отношение к миру насекомых.

        - Кто такие насекомые?

Я сейчас вам зачитаю научное обоснование.

НАСЕКОМЫЕ – это класс беспозвоночных животных типа членистоногих. Древняя, самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле. Тело разделено на голову, грудь (несет 3 пары ног и, у большинства, крылья) и брюшко. Обладают хорошо развитым зрением, обонянием, вкусом, слухом.

  1.   ПЕРВЫЙ РАУНД - ВИКТОРИНА

Итак, мы вспомнили, кто такие насекомые и сейчас начинаем первый раунд.

  1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые? Почему? (раньше появляются насекомые, а уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей.)
  2. Почему грачи ходят по полю за пахарем? (Пахарь плугом выворачивает из земли много червей, личинок, жуков и других насекомых, которых едят грачи).
  3. Какие жуки носят название тех месяцев, в которых сами появляются? (Это майские жуки, июньские, июльские – другое их название «хрущи»).
  4. Если наблюдать за муравейником, как можно узнать о приближении дождя? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все дырочки в него)
  5. Куда осенью прячутся бабочки? (Большинство из них гибнут с первыми же холодами. Но некоторые из них забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там зимуют)

А теперь несколько вопросов о существах, которые очень похожи на насекомых, но как ни странно, насекомыми не являются – я говорю о пауках. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой справочник или энциклопедию.

ПАУКИ – отряд членистоногих животных класс паукообразные. Хищники, некоторые ядовиты. Из выделений брюшных желез паука образуется паутина, которую они используют для плетения убежищ, ловчих сетей, яйцевого кокона.

А сейчас продолжим наш раунд.

  1. Вспомните, сколько ног у паука? (восемь, именно этим они и отличаются, например, от жука, у жука шесть ног)
  2. Как паук – крестовик, сидящий в засаде, узнает, что к нему в паутину попала добыча? (Он лапкой держит туго натянутую паутинку, прикрепленную другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает ее, ниточка дергает паука за лапку и таким образом дает ему знать, что добыча попалась).
  3. Кто из пауков строит себе дом под водой из пузырьков воздуха? (водяной паук – серебрянка)
  4. Каких пауков называют «бродягами»? (тех, что не ткут паутину для ловли добычи)
  5. Может ли паук подсказывать изменения в погоде? (паук забился в угол – к сильному ветру)

        Десять вопросов позади, окончен первый раунд. Пришло время для небольшой передышки и подведения итогов I раунда.

        Пока жюри работают, давайте полистаем книги, стоящие на выставке научно-популярной литературы, и посмотрим, какие интересные, а порой смешные названия носят насекомые.

        В журнале «В мире животных» есть статья и фотографии богомола. А назвали его так, потому что он часто сидит, приподняв вперед спинку и передние ноги. Вид у него такой, словно он молится.

        А в журнале «Свирель» изображен родственник богомола – эмпуза. Энтомологи назвали эмпузу – как чудовище из окружения древнегреческой богини Гекаты – покровительницы всякой ночной нечисти и колдовства.

        В книге «Зеленые страницы» Андрея Анатольевич Плешаков описывает жуков – усачей, их другое название «дровосеки», потому что их личинки развиваются в древесине. Еще он пишет о жуках с такими названиями, как карапузики, грибоеды, капюшонники, вертячки, притворяшки, сверлилы и пилильщики и много других. Но к сожалению, я не сумела найти иллюстрации с этими насекомыми.

        А теперь послушаем наше жюри.

  1.  ВТОРОЙ РАУНД - ИГРОВОЙ

Сейчас начинаем второй раунд – игровой, а будет он о бабочках.

   - Кто такие бабочки?

БАБОЧКИ – это отряд насекомых, их научное название чешуекрылые, т.к. 2 пары крыльев покрыты различно окрашенными чешуйками. Бабочки питаются нектаром цветков и соком растений или совсем не питаются.

  1. Посмотрите на них и вспомните, с какими бабочками мы знакомились.

Теперь послушайте условия первой игры. Сейчас здесь, на доске, я должна выложить название красивой бабочки. В ее названии 7 букв. Вы поочереди будете называть любые буквы алфавита (по вашему выбору) и если эта буква есть в названии бабочки, то эту букву я прикрепляю на доске, а вы получаете балл. А если кто-то по нескольким буквам догадается, о какой бабочке идет речь, поднимает сигнализатор и называет ее, не дожидаясь пока на доске появятся все буквы. (АДМИРАЛ)

Можно сыграть еще раз. (АПОЛЛОН)

Посмотрите, какие они красивые и изящные! (показ иллюстраций бабочек)

  1. Условия второй игры следующие. Надо вспомнить имя бабочки, которое состоит из 6 букв. В определении этого слова нам поможет кубик, его надо бросить 6 раз, и буква, чей порядковый номер выпадет на верхней грани, будет выставлена на доске. (МАХАОН)

Молодцы! Закончился II раунд, пока жюри подводит итоги, мы с вами пофантазируем.

        Представьте себе, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк. Ответьте мне, можно ли устроить такой зоопарк, чтобы он со слонами, носорогами, оленями и медведями уместился на столе?

- Правильно!  Такой зверинец можно составить из насекомых, названных именами крупных животных. Кто может напомнить такие названия?

(журнал «Филя» №5-2001г «Зоопарк на столе»)

        Смотрите вот жук-носорог, он получил свое название, потому что его усы похожи на бивень носорога. А вот жук-олень, его разветвленные усы действительно имеют сходство с оленьими рогами. Вот бабочка-медведица, она конечно не похожа на добродушного лесного хозяина Михаила Ивановича Топтыгина, но ее личинка (гусеница) покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерсть у медвежонка. У жука – соснового слоника сильно вытянутая головка напоминает слоновый хоботок. А вот муравьиный лев, чья личинка устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждет, когда туда упадет муравей.

        Правда не все они похожи на тех зверей, которые сидят в клетках. Но каждый из них чем-нибудь да напоминает настоящего зверя. Не случайно же их называют по-звериному.

А теперь послушаем жюри.

  1.   Третий наш раунд называется «Энтомология в сказках». Давайте постараемся вспомнить насекомых, с которыми мы встречались на страницах любимых книг. Для этого мы перейдем к выставке с художественными книгами. Пусть выставка служит нам подсказкой.

Итак, думаем и отвечаем.

  1. В кого превращала князя Гвидона царевича лебедь в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (В муху, комара, шмеля)
  2. Один из лесных докторов, лечивших Буратино, был насекомым. Назовите его. (Богомол)
  3. Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым, кто он? (майский жук)
  4. В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком»? (в бабочек махаона и капустницу, в муравьев)
  5. В книге Р.Киплинга «Маугли» был маленький народ, который не переносил запаха чеснока. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натерся чесноком. (дикие пчелы. Маугли натерся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчел в тот момент, когда он прыгал с обрыва в реку, увлекая за собой свору красных собак)
  6. В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной, как самолет, а трава на берегу лужи высокой, как зеленая стена леса. Стрекоза, на которой летели дети, без устали поедала мух и комаров, и ребята даже хотели дать своему живому самолету имя «Смерть комарам и мухам!» (Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

Друзья, это был последний вопрос. Наша викторина – путешествие в таинственную и загадочную маленькую страну – закончилось.

Пока жюри подводит итоги, я хотела бы рассказать вам, что некоторым насекомым в мире поставлены памятники.

        Вот какой случай произошел в XIX веке в Австралии. Один фермер привез туда кактус с красивыми цветами и съедобными плодами. Кактус понравился фермерам и они стали обсаживать им свои поля, наподобие живой изгороди. Но кактус в Австралии так великолепно себя чувствовал, что разросся до величины огромного дерева. И вскоре такие кактусы – гиганты начали заполнять все поля и глушить посевы. Фермеры объявили кактусу войну, но с гигантскими растениями трудно было справиться. Пришлось им поехать на родину кактуса в Аргентину, чтобы узнать какие враги у него были там. Из Аргентины привезли гусеницу под названием кактусная моль – «кактобласис», этот вредитель прижился в Австралии и через 10 лет уничтожил почти все кактусы. Так были освобождены от кактуса – сорняка плодородные земли Австралии. И поэтому в штате Квинсленд построили мемориал гусенице, которая спасла фермеров от настоящего разорения.

        А теперь послушаем жюри.

        III  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

        Вот и закончилась наша викторина.

                -  Вспомним, какой науке она была посвящена?

                -  Что особенного вы узнали?

На занятии вспомнили названия многих насекомых и пауков; просмотрели научно-популярные и художественные книги о насекомых. Во время игры все были внимательны и дружны между собой, а самой сплоченной командой была…

Мое пожелание вам: узнавайте новое, читайте книги и будьте такими дружными как сегодня!

Большое спасибо!

        

Приложение 1

А Д М И Р А Л  А П О Л Л О Н  М А Х А О Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Маленькая страна" энтомологическая викторина

Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки энтомологии и книгами о насекомых, развивает познавательный интерес и логическое мышление....

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Посвящение в первоклассники и жители ДО "Маленькая страна"

Сценарий посвящения в первоклассники и детскую организацию "Маленькая страна. С участием сказочных героев. Дети проходят игровые станции, произносят клятвы, ... Им вручаются значки или галстуки ДО и П...

Учебно-деловая игра "Выборы в Маленькой стране"

Учебно-деловая игра “Выборы в Маленькой стране” является методом обучения младших школьников избирательному процессу и избирательному праву. Эта игра способствует повышению уровня правового образовани...

Энтомологическая викторина "Маленькая страна"

Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки - энтомологии, изучающей насекомых, книгами о насекомых....

Этимологическая викторина "Маленькая страна".

Главная цель мероприятия - формирование интеллекта учащихся с помощью разумно организованного досуга....