Энтомологическая викторина "Маленькая страна"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки - энтомологии, изучающей насекомых, книгами о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon entomologicheskaya_viktorina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Энтомологическая  викторина « Маленькая  страна»

Цель: познакомить  детей  с  некоторыми  понятиями  науки  энтомологии

          и книгами о насекомых

Ведущая:  Ребята, если  я  попрошу  вас  назвать  ваше  любимое  животное-

                  кого  вы  выберите

-  Подумайте, какое  бы  из  животных вы  назвали  самым  красивым?

-  Сейчас  я  вам  покажу  рисунки  стрекозы  и  бабочки. Посмотрите, какие  они  нарядные, красочные, изящные. Вы  не  вспомнили  о  них  потому, что эти  животные  очень  маленькие.

-  Наша  викторина  так  и  называется- «Маленькая  страна» Она будет  посвящена  увлекательной  науке, изучающей  насекомых – энтомологии.

-  Разминка.

-  Вспомните  наиболее  популярную  книгу  о насекомых, в  ней  рассказывается  о том, как  именинница  муха  вышла  замуж  за лихого, удалого, молодого  комара.

- Как  называется  эта  книга? ( « Муха- цокотуха»)

-  Кто  автор этой  книги? ( К.И. Чуковский)

-  Давайте  просмотрим  фрагмент  мультфильма.

- А  вот в  другой  книге этого же  автора злое  насекомое  выглядит  так  грозно, что его  боятся  медведи, собаки, волки, бегемоты  и  слоны.

- Что это  за  книга? ( «Тараканище»)

- Кто же  победил  злого  таракана? ( Воробей)

- В какой  книге К. Чуковского  есть такие  строчки?

                             Бабочка  прилетела,

                             Крылышками  помахала.

                             Стало  море  потухать

                             И  потухло? ( « Путаница»)

-  А  теперь  разделимся  на  команды.- 1  раунд

-  Вопросы  1  команде:

-  Кто  раньше  появляется  весной- летучие  мыши  или летучие  насекомые и  почему? ( насекомые, так как  они  являются  пищей  для  летучих  мышей)

-  Почему  грачи  ходят  по  полю за  пахарем?

-  Какие  жуки  носят  названия  тех  месяцев, в которых  сами  появляются?

( майские и июньские  жуки, другое  их  название « хрущи»)

-  Если  наблюдать за  муравейником, как  можно  узнать о  приближении  дождя?

-  Куда  осенью  деваются  бабочки?( большинство  их гибнет с первыми морозами. Но некоторые  бабочки  забираются под  кору  деревьев, в щели

домов  и там  перезимовывают)

Вопросы 2  команде:

-  Сколько  ног  у  паука? ( 8)

- Как  паук- крестовик, сидящий  в  засаде, узнает, что к  нему в  паутину попала  добыча?

- Кто из  пауков строит  себе  дом  под  водой  из  пузырьков  воздуха?

 ( водяной  паук- серебрянка.)

- Может ли  паук  подсказывать  изменения в  погоде?

( паук  забился в  угол- к  сильному  ветру)

2 раунд.

Ведущая: Угадай  название  бабочки  из 7 букв.( на  экране  изображение  бабочки)-  адмирал

Слово  для  2  команды – аполлон

Ведущая: условия  второй  игры: - надо  вспомнить  имя  бабочки, которое состоит из 6  букв. В определении  этого  слова  вам  поможет  кубик. Его  надо  бросить 6  раз, и  та  буква, чей  порядковый  номер  выпадает  на  верхней  грани, будет  выставлена  на  магнитном  щите.

Демонстрируется  изображение  бабочки-  махаон.

( каждая  команда бросает  кубик  по три  раза)

Ведущая: Послушайте  стихотворение  и  догадайтесь, о  ком в нём  идёт  речь.

                                       Однажды  в  тёмном  лесу

                                        Пошли  погулять  вечерком

                                       Стенограф, типограф, садовник

                                       И  дровосек  с  грибником

                                        В  лесу  разбрелись, угощались-

                                        Кто  вкусной  корой, кто  грибком –

                                        Стенограф, типограф, садовник

                                         И  дровосек  с грибником.

                                        Но  вот  прилетела  пичужка,

                                        И  в  рот ей  пошли -  целиком!-

                                        Стенограф, типограф, садовник

                                        И  дровосек с  грибником.

-  Объясните, что это  за  фантастическое  событие  описано в  стихотворении?

( Стенограф, типограф, садовник  и  все  остальные не  названия людей с  такими  профессиями, а  имена, которые дали  некоторым  насекомым  учёные- энтомологи)

Ведущая: Представьте  себе, ребята, что мы  хотим  открыть  свой  собственный  зоопарк, чтобы он  со  слонами, носорогами, оленями и  медведями уместился  на  столе?

-  Правильно, такой  зверинец  можно  составить  из  насекомых, названных  именами  крупных  животных.. Давайте  посмотрим  на  экран.

Ведущая: Вот  жук – олень- его  разветвлённые  усы  действительно  имеют  сходство с  оленьими  рогами. А  жук- носорог получил  своё  название потому, что его усы похожи  на  бивень носорога. Личинка  бабочки- медведицы покрыта  мохнатыми  коричневыми  волосками, словно  шерсть у медвежонка. У жука  соснового  слоника сильно вытянутая  головка  напоминает слоновый  хоботок. А  вот  муравьиный  лев, чья  личинка  устраивает  засаду  в  специально  вырытой  ямке  и ждёт, когда туда  упадёт  муравей.

3  раунд. « Энтомология  в  сказках»

Вопросы  1  команде:  

  1. В кого  превращала  князя  Гвидона  царевна  Лебедь в  сказке А.С.Пушкина « Сказка о  царе Салтане»?

 ( в  комара, муху, шмеля)

  1. Один  из  лесных  докторов, лечивших  Буратино, был  насекомым. Назовите  его.( богомол)
  2. Один  из  женихов  Дюймовочки  тоже был  насекомым. Кто он?

( майский  жук)

  Вопросы 2  команде:

  1. В  кого  превращались Юра  Баранкин  и  Костя  Малинин в  книге  В. Медведева « Баранкин, будь  человеком!»

( в  бабочек- махаона и  капустницу, в  муравьёв)

  1. В книге Р.Киплинга « Маугли» был  Маленький  народ, который не

переносил  запаха  чеснока. Что за  насекомые скрываются под  этим названием? Вспомните, зачем  Маугли  натёрся  диким  чесноком?

( Дикие  пчёлы. Маугли  натёрся  чесноком, чтобы  отпугнуть  от себя  пчёл)

  1. В  какой  книге  обыкновенная  стрекоза  вдруг  оказалась для двух  

ребят огромной, как  самолёт, а  трава  на  берегу  лужи- высокой, как

зелёная  стена  леса. Стрекоза, на  которой  летели  дети, без  устали поедала  мух и  комаров, и  ребята  даже  хотели  дать  своему  живому самолёту  имя « Смерть  комарам и  мухам!»

( Я.Ларри « Необыкновенные  приключения Карика  и  Вали»

   Ведущая: Пока  жюри  подводит  итоги, я хочу  вас  познакомить с книгами

                     Книга  писателя Дж. Бульванкера « От  кота  до  кита»

                     рассказывает о том, что  некоторым  насекомым  поставлены  

                     памятники.Например, в  Польше  и Японии  есть  памятники

                     пчёлам. В  США  есть  фонтан, изображающий  богиню

                    плодородия, держащую  в  руках  чашу с  бронзовым жуком-

                     долгоносиком.

                    А  есть  и  смешные  названия  насекомых: жук- пилюльщик,

                    вредная  черепашка, жук- карапузик, кузька- крестоносец. и  т.д.

                     ( просмотр  презентации)

 Ведущая:  Наша викторина-  путешествие в  таинственную  и  загадочную

                     маленькую  страну – закончилась.

                   Жюри  подводит  итоги  и  награждает  победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Энтомологическая викторина "Мир природы"

ЦЕЛЬ: Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач....

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Презентация "Маленькая страна" энтомологическая викторина

Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки энтомологии и книгами о насекомых, развивает познавательный интерес и логическое мышление....

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Проект урока по ФГОС по теме " Новый год. Традиции и особенности празднования в англоязычных странах и в нашей стране. " (учебник Верещагиной И.Н. 3 класс, 2 часть).

При освоении новых образовательных стандартов  становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущно...

Энтомологическая коллекция

Энтомологическая коллекция Овчинникова Максима, собранная на Алтае....

Энтомологическая викторина

Энтомологическая викторина сформирует систему знаний по энтомологии как части экологического  воспитания школьников...