Методическая разработка внеурочного занятия .
методическая разработка (4 класс) на тему

Корнилова Оксана Александровна

Представлена методическая разработка для учащихся 3-4 классов с использованием стихов и песен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия "Традиции, приметы, обычаи, обряды праздника Светлой Пасхи".

Цели:

  •  приобщение младших школьников к истокам русской культуры, ее традициям.
  • воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Оформление зала, школьного кабинета: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс (зал) оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.

В празднике принимают участие дети (младшие школьники) и их родители.

Ход праздника

Ведущий: Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.

Выходят дети в стилизованных русских костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

Дети:  Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4-й ребенок.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий: Пасха - это самый важный праздник в христианском календаре. Существует много традиций и обрядов проведения этого праздника. С некоторыми из них мы с Вами сегодня познакомимся. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.

Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются

Ведущий: А сейчас, уважаемые родители и ребята, вам предлагается ответить на несколько вопросов:

Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)

Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)

Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).

Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).

Ведущий: Существует огромное число примет на Пасху. Мы их с вами сейчас вспомним..

Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.

Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)

5-й ребенок: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Ведущий: На нашей импровизированной  выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Ведущий: Вы тоже постарались, принесли раскрашенные яйца, Давайте мы их рассмотрим и выберем самые интересные и оригинальные.

6-й ребенок: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня.

7-й ребенок: Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

Ведущий: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня. Давайте мы с вами поиграем.

Игра “Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру “Битки”

Игра “Битки”

Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий: А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”

Игра “Прокати яйцо носом”

Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожкеКто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий: На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Ведущий: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Дети изображают как они выпускают птиц в небо.

Ведущий: Была еще одна красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.

Прослушивание записи колокольного звона

Ведущий: Вот еще обычай…. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. Хочется и сегодня вспомнить о малоимущих людях, нуждающихся, престарелых и всех, всех, кому необходима помощь. 8-й ребенок:

День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!




Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия.

Тема: «Мир, в котором мы живём»

Цели занятия:

Познавательная: Расширить представления детей о взаимосвязи музыки и различных видов искусства с окружающим миром.

Развивающая: Способствовать развитию творческих способностей детей, умению свободно импровизировать, передавать характер и настроение музыки, анализировать прослушанные и исполненные произведения.

Воспитательная: Формировать музыкальный вкус, развивать интерес к музыке разных жанров.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

II. Исполнение песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, гости. Мы не зря наше занятие начали с этой красивой песни: «Мир похож на цветной луг». Мир, окружающий нас , действительно очень красив. Давайте на нашем занятии попробуем разобраться, что делает его красивым и какой он «Мир в котором мы живём». Какие слова мы используем, чтобы сказать: «Это наш мир».

Дети: Родина, семья, друзья, природа, животные, птицы, звери, здоровье, настроение.

Учитель: Наш мир мы изобразим в форме цветика-семицветика.

Учитель: Да, совершенно верно, всё что вы назвали делает нашу жизнь красивее, интереснее и невозможно себе представить на земле, где нет природы, красивых картин наших близких. А кто знает как называются одним словом – музыка, литература, живопись, хореография.

Дети: Искусство.

Учитель: Правильно, Искусство.

А смог бы человек жить на Земле не рисуя, не сочиняя стихи, музыку?

Дети: Нет.

Учитель: А почему?

Дети: Это потребность человека творить красоту.

Учитель: А какой из видов искусства самый доступный для человека?

Дети: Музыка?

Учитель: А почему?

Дети: Потому, что петь можно, когда и где тебе хочется.

«Музыка»

На листочке, на страничке

Толи точки, толи птички

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки (ноты)

Учитель: Итак, начинаем путешествие – концерт, а цветик-семицветик нам в этом поможет, и, конечно же музыка, песни.

Учитель: 1 лепесток – «Родина». Что мы называем Родиной?

Дети: Ответы детей.

Слушание: Г. Струве «Моя Россия», на доске (иллюстрации – природа, звери, лес, река)

Учитель: следующий лепесток – «Природа».

Дети: Стихотворение «Природа».

«Природа»

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг – природа.

Учитель: А какие явления природы мы знаем?

Дети: Дождь, снег, гром, гроза, ветер и т.д.

«Дождик»

Он идёт, а мы бежим

Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим

Будет к нам стучать в окно

И по крыше тук да тук. Вот такой он, дождика стук.

Учитель: Давайте исполним песню «Дождик».

Учитель: А что мы видим за окном на улице? Дети: ответы детей….

Стихотворение: (Март.)

Дует тёплый южный ветер

Солнышко всё ярче светит

Снег худеет, мякнет тает

Что за месяц, кто узнает? (Март).

Учитель: Звучит песня В. Соснина «Солнечная капель»

Учитель: Весна шагает, просыпается все живое, насекомые,

жуки, червяки,

И вот про такое насекомое и споём.

Пение: песня «Сороконожка». И. Тульчинской.

Учитель: Следующий лепесток – друзья.

А можно назвать другом любимое животное.

Дети: Любимое животное – это кот,собака,хомяк….

Звучит песня «Мурлыка» А. Морозова.

Исполнение  «Мурлыка». А.Морозова.

Следующий лепесток –здоровье.

Учитель: Что такое здоровье? Дети: ответы детей. Здоровье-это еще и хорошее настроение.

Исполнение « Песенка о капитане»

Ребус  РЕСИНАОННГ

Настроение - огорчение- страх- грусть-радость-восторг

Учитель: Что такое здоровье?

Дети: Здоровье это хороший сон, зубы, самочувствие, аппетит, слух.

Исполнение: « Про сластёну короля».

Здоровье это хороший слух

Учитель: Давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Собирайся детвора! ра, ра

Начинается игра! ра, ра

Да, ладошек не жалей, лей, лей

Бей в ладоши веселей, лей, лей

Сколько времени сейчас, час, час

Сколько будет через час, час, час

И неправда будет два- два, два,

Дремлет ваша голова – ва – ва

Как поёт в селе петух? Ух – ух.

Да не филин, а петух – ух – ух

Вы уверены, что так – так, так

А на самом деле как – как, как

Это ухо или нос? – нос, нос

Или может сена воз? – воз, воз.

Это локоть или глаз – глаз, глаз.

А вот это что у нас – нас, нас.

Вы хорошие всегда? Да, да

Или только иногда? Да, да.

Вы устали отвечать – чать, чать

Попрошу вас по – мол – чать!

Тихо сесть и не кричать. Учитель: Видите, какой, Разноцветный, разнообразный «Мир в котором мы живем» .Нам нужны птицы, звери , насекомые, нам важны явления природы.

Послушаем стихотворение Б.Заходера.

«Все нужны» Б.Заходера.

Все – все на свете,  

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись

Без чудищь нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки;

У мышки без кошки

Не лучше делишки

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё таки очень

Друг другу нужны

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это конечно

Ошибкой окажется.

Вывод: Искусство ( музыка является средством познания мира.)

Наука раскрывает закономерности окружающего мира, его устройство, а искусство учит видеть и оценивать красоту в окружающем мире, учит понимать других людей, учит понимать и оценивать красоту таких качеств человека, как честность, благородство.

III.  Рефлексия: радуга настроения.

Нарисуйте радугу и используйте те цвета ,которыми как вам кажется раскрашен мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖОК «БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

Методическая разработка внеурочного занятия кружка  "Бумажная пластика". 2 класс.Тема занятия" Модульное оригами. Проект «На пруду» ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Методическая разработка внеурочного занятия. Кружок «Бумажная пластика». Оригами. Изготовление лотоса.

На занятии отрабатываются навыки выполнения базовой формы «дверь», «стрела», совершенствуются умения создавать поделки в технике «Оригами». Учащиеся работают  по текстовому плану и технолог...

Методическая разработка внеурочного занятия кружка "Азбука здоровья" по теме "Игры на воде".

Методическая разработка  внеурочного занятия расчитана на детей 7-9 лет....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...