Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"
методическая разработка на тему
Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить» разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_avtorskaya_programma.docx | 88.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 12 г. Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 12 ___________ О.Н. Важнова «___»_____________2014 г. М.П. | Согласовано «___»________2014 г. Зам. директора по УВР ________ Н.А. Прокофьева | Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № __ от «______________». Руководитель МО _____________________Егорова С.П. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ЖИТЬ – ДОБРО ТВОРИТЬ»
Программу разработала
учитель начальных классов
Тыгина Оксана Сергеевна
Сызрань, 2014
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………3
Содержание программы …………………………………………………….7
Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 10
Тематическое планирование. 2 класс ……………………………………. 11
Тематическое планирование. 3 класс ……………………………………. 12
Тематическое планирование. 4 класс ……………………………………. 14
Планируемые результаты……………………………..…………………...15
Система оценки достижений результатов …………………….…………19
Список используемых источников ……………..……………….……….. 20
Приложение ……………………………………………………………….. 21
Пояснительная записка.
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главная есть наука о том, как жить, делая
меньше зла и как можно больше добра».
Л. Н.Толстой.
Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить» разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь младшего школьника.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания, создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.
Значимость программы основана на реализации базовых национальных ценностей. Базовые национальные ценности они пронизывают все содержание программы, весь уклад жизни. Для достижения результата базовые национальные ценности должны быть ребенком младшего школьного возраста понимаемы и принимаемы.
По мнению В.А.Сухомлинского, еще в «младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливым детство. Плати им за это добром.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
- Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремиться жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
Программа реализуется учителем 1-4 классов общеобразовательных школ.
Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 часа, 2–4 классы по 34 часа год в каждом классе, на 1 час в неделю. Занятия проводятся по 30-40 минут во внеурочное время. На занятиях используется необходимая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Целью программы является создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
в области формирования личностной культуры:
- формировать способности к духовному развитию, духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- формировать способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию, проявлять критичность к собственным мыслям и поступкам;
- формировать основы морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развивать осознание обучающимися ценности человеческой жизни.
в области формирования социальной культуры:
- формировать чувства патриотизма и гражданской солидарности; пробуждать веру в Россию, в свой народ;
- воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям.
в области формирования семейной культуры:
- формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- формировать представления о семейных ценностях; о традициях российской семьи.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Основные принципы
организации духовно-нравственного развития и воспитания детей
- нравственный пример педагога
- социально-педагогическое партнёрство
- индивидуально-личностное развитие
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания
- социальная востребованность воспитания
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
В современных условиях без социально-педагогического партнерства школ и учитель не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание детей. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически партнёрские отношения с семьёй, учреждениями дополнительного образования.
Индивидуально-личностное развитие – одна из важнейших задач современного образования. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся. Содержание программы воспитания основано на формирование базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач дети вместе с педагогом и родителями обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры и т. д.
Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и современное социальное созревание ребёнка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребенка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Содержание программы
Содержание программы включает в себя 4 основных раздела:
1 раздел – «Вместе весело шагать» (1 класс,33 ч)
2 раздел – «Дорогою добра» (2 класс,34 ч)
3 раздел – «Жизнь дана на добрые дела» (3 класс, 34 ч)
4 раздел – «Жить – добро творить»(4 класс, 34 ч)
Формы и виды деятельности
- Познавательные беседы, классные часы
- Проектная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, походы
- Творческая деятельность: конкурсы, выставки
- Игровая деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Беседы по прочитанным произведениям
- Социальное творчество
- Досугово- развлекательная деятельность
- Трудовая деятельность
Основные направления программы
Содержание программы внеурочной деятельности «Жить – добро творить» строится на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, доверие к людям.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; представление о вере, духовной культуре.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
В ходе реализации программы все ее направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
- Духовность личности - предполагает приоритет человека общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.
- Нравственность- - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле -совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
- Духовно-нравственное развитие личности — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
- Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.
- Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционным источником нравственности определяются следующие базовые национальные ценности:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
Вместе весело шагать…
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
Теория | Практика | |||
Здравствуй, школа! Моя Родина – Россия. | 1 | сентябрь | ||
«Государственные символы» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | сентябрь | ||
Моя дорога в школу и домой. | 1 | сентябрь | ||
Учеба – наш труд. Режим дня. Порядок в доме и учебе. | 1 | сентябрь | ||
Презентация «Близкий сердцу уголок» (о г. Сызрани) | 1 | октябрь | ||
Экскурсия в осенний парк. | 1 | октябрь | ||
Сюжетно - ролевая игра «Город вежливости» | 1 | октябрь | ||
«Нравственные качества» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | октябрь | ||
Классный час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | 1 | ноябрь | ||
Проект «Мои права» | 1 | ноябрь | ||
«Как поступить?» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | ноябрь | ||
Праздник «Мама, мамочка, мамуля» | 1 | ноябрь | ||
Экскурсия в школьную библиотеку. Сюжетно - ролевая игра «Я библиотекарь» | 1 | декабрь | ||
«Я и школа» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | декабрь | ||
Акция «Кормушка» | 1 | декабрь | ||
«Мне нравится» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | декабрь | ||
День Конституции. «Знание государственной символики» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
«Как узнаем деревья зимой?» «Я и природа» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | январь | |
Игра «Добрый волшебник» | 1 | январь | ||
«В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | январь | ||
Праздник «Азбука, прощай!» | 1 | январь | ||
«Человек и его четвероногие друзья» | 1 | февраль | ||
«Как природа лечит человека?» «Забота о природе» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | февраль | |
«Масленица» | 1 | февраль | ||
Праздник «А, ну-ка, мальчики!» | 1 | февраль | ||
Проект «Комнатные растения в нашем классе» | 1 | март | ||
Праздник «А, ну-ка, девочки!» | 1 | март | ||
«Добро и тепло в нашей жизни» | 1 | март | ||
«Наши поступки» (упражнение в рабочей тетради) Викторина «Добрые слова» | 0,5 | 0,5 | апрель | |
«Хорошо – плохо» «Нравственные привычки» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | апрель | ||
Доброе слово – что ясный день. | 1 | апрель | ||
«Я – школьник», «Я хотел бы…» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | май | ||
Праздник «До свидания, первый класс!» | 1 | май | ||
Итого: 33 часа | 9 ч | 24 ч |
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
Дорогою добра…
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
Теория | Практика | |||
«Здравствуйте, все!». «Дела в классе, жизнь в школе» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
Дом, в котором я учусь. «Мои обязанности и дела в коллективе» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
«Широка страна моя родная» «Красота природы» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
Конкурс рисунков «Моя малая Родина». «Символы нашей Родины (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
Игра «Во саду ли в огороде?» | 1 | октябрь | ||
Сюжетно- ролевая игра «Город вежливости» | 1 | октябрь | ||
Порадовать близких – так просто. Игра «В поисках радости» «Чувства и поступки» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | октябрь | |
Внеклассное мероприятие «День пожилого человека» | 1 | октябрь | ||
«Доброе семя – добрый и всход» «Мои домашние обязанности» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
«Что в имени твоём», «Мои увлечения» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
Праздник «Родные руки» | 1 | ноябрь | ||
Акция «Помоги птицам», «Береги красоты природы» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
«Путешествие в страну здоровья» | 1 | декабрь | ||
Игра «Добро», «Учитесь делать добро» «Я и другие» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
«Чего в других не любишь, того и сам не делай» | 1 | декабрь | ||
Коллективный проект «Сердца друзей бьются всегда вместе» «Чувства и поступки» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
«Папа, мама, я – спортивная семья» | 1 | январь | ||
«Домашние дела» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | январь | ||
Подвижные игры русского народа. | 1 | январь | ||
Сюжетно - ролевая игра «Цветик- семицветик», «Что я могу? Что я хочу?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | январь | |
Игра «Забота» «Правила этикета» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | февраль | |
Путешествие в кладовую народной мудрости. «Интерес к учению» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | февраль | ||
Праздник «Богатырская сила!» | 1 | февраль | ||
Праздник «Страна принцесс!» | 1 | март | ||
«Приключения добрых гномов» «Правила поведения» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | март | |
«Что я знаю о государственных символах?» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | март | ||
«Домашние питомцы – помощники человека» | 1 | март | ||
«Профессия и труд». Проект «Наши родители на работе». | 1 | апрель | ||
В труде человек хорошеет. «Я и окружающая среда» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | апрель | |
Конкурс «Как всё успеть?» «Мое свободное время» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | апрель | |
Акция «Ветеран живет рядом» Игровое моделирование ситуаций «Взаимное уважение» | 1 | май | ||
КВН «Кто как весну встречает?» | 1 | май | ||
Устный журнал «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались» | 1 | май | ||
Праздник «Вот и стали мы на год взрослее!» | 1 | май | ||
Итого: 34 часа | 10,5 | 23,5 |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
Жизнь дана на добрые дела…
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
Теория | Практика | |||
Круглый стол «Человек – это звучит гордо» «Мои права и достоинства» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
«Мои обязанности и права» «Знаю ли я свои права?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
«Городу Сызрани посвящается…» | 1 | сентябрь | ||
«Символы России» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | сентябрь | ||
«Чтобы достойно жить» | 1 | октябрь | ||
Игры «Случай», «Мораль» | 1 | октябрь | ||
Операция «Помоги тому, кто рядом» | 1 | октябрь | ||
Работы людей осенью. «Труд в жизни человека» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | октябрь | |
Игра «Все люди – братья» | 1 | ноябрь | ||
Игровая ситуация «Мой дом – моя крепость» «Мои поступки и чувства родителей» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
Праздник «Загляни в мамины глаза» | 1 | ноябрь | ||
Акция «Моя помощь пернатым» «Правила поведения на природе» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
Беседа «Что означает товарищество и дружба» «Я и мой класс» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
Диспут «Каким бы я хотел видеть своего друга?» | 1 | декабрь | ||
Анкета «Требователен ли ты к себе?» «Ответственный ли я ученик?» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | декабрь | ||
Проблема ситуация «Если мне сделали зло, я должен простить или отомстить» | 1 | декабрь | ||
«О символах моей страны» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | январь | ||
Игра «Дневник настроений» «Мир, в котором я живу» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | январь | |
Диспут «Красота души важнее красоты тела» | 1 | январь | ||
Диспут «Надо ли любить всех?» | 1 | февраль | ||
Путешествие в мир пословиц. «Познание мира» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | февраль | |
Праздник «Сильные, ловкие, умелые…» | 1 | февраль | ||
Конкурс «Самая, самая…!» | 1 | март | ||
«Природа – источник красоты и доброты» «Природа и искусство» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | март | |
Акция «Подари жизнь цветам» | 1 | март | ||
Беседа «Ласковое слово и кошке приятно» | 1 | март | ||
«Как выразить настроение» «Чувства окружающих людей» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | апрель | |
Тренинг «Добрые ладони» «Творчество» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | апрель | |
«Жизнь дана на добрые дела» | 1 | апрель | ||
Акция «Ветеран живет рядом» | 2 | май | ||
«Защищаю ли я природу?» (упражнение в рабочей тетради) | 1 | май | ||
Конкурс «Все на белом свете солнышкины дети» «Природа – источник красоты» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | май | |
Праздник «Ура, каникулы!» | 1 | май | ||
Итого: 34 часа | 10 ч | 24 ч |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
Жить – добро творить.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
Теория | Практика | |||
Что значит быть человеком? «Мой портрет» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
Культурный человек – это кто? «Я культурный человек?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
Устный журнал «Мои права» «Мое отношение к учению» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | сентябрь | |
Круглый стол «Родной город и я в нем» | 1 | сентябрь | ||
«Я патриот своей страны» «Государственные символы РФ» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | октябрь | |
Экскурсия «Памятники родного города» | 1 | октябрь | ||
Игровые ситуации «В транспорте», «В библиотеке», «В школьной столовой» | 1 | октябрь | ||
Игра «Мой сосед по парте» «Мое свободное время» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | октябрь | |
«Твой самый решительный поступок в жизни» | 1 | ноябрь | ||
Выставка поделок «Мамины руки» | 1 | ноябрь | ||
Конкурсная программа «Когда мама может отдохнуть?» | 1 | ноябрь | ||
Акция «Защити зимующих птиц» «Защита природы» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | ноябрь | |
«Люди с добрым сердцем» | 1 | декабрь | ||
«Гимнастика души» «Что такое красота?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | декабрь | |
Игра «Открой доброе сердце» | 1 | декабрь | ||
Презентация «Красота сердца дорогого стоит!» | 1 | декабрь | ||
Диспут «Брать или давать?» «Что я знаю о себе?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | январь | |
Беседа «Что значит быть милосердным?» | 1 | январь | ||
Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» | 1 | январь | ||
Игровые ситуации «Как бы ты поступил, если…»«Самостоятельность и ответственность» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | февраль | |
Беседа «Народная мудрость гласит…».«О культуре» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | февраль | |
Праздник «Будущий защитник» | 1 | февраль | ||
Конкурс «Хозяюшка» | 1 | март | ||
Гордость. | 1 | март | ||
Благородство. «Ради чего я смогу отказаться от своего любимого занятия?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | март | |
«Ты ответствен за того, кого приручил» «Домашний питомец» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | март | |
Доброе слово человеку – что дождь в засуху. «Человек и природа» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | апрель | |
«Красивый поступок» «Почему я так поступаю?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | апрель | |
Жизнь прожить, не поле перейти. | 1 | апрель | ||
Акция «Ветеран живет рядом» | 2 | май | ||
Золотое правило нравственности. «Красота в жизни» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | май | |
Презентация «Наши достижения» «Как я участвую в жизни класса?» (упражнение в рабочей тетради) | 0,5 | 0,5 | май | |
Итоговое занятие «Жить – добро творить» | 1 | май | ||
Итого: 34 часа | 8 ч | 26 ч |
Планируемые результаты
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Личностные действия - система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребёнку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др).
Регулятивные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляция
Познавательные универсальные действия:
- Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; моделирование);
- Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
- Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Коммуникативные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
По каждой из задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил младший школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили младшего школьника как личность.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
1 уровень (1 класс) – приобретение школьником социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень (2-3 классы) – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3 уровень (4 класс) – получение опыты самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Обобщенный предполагаемый результат как итог реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания фиксируется в портрете выпускника младшего школьника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка воспитательной деятельности является составной частью реализации данной программы.
Для оценки эффективности реализации учителем программы «Жить – добро творить» используется диагностический комплект.
Диагностический комплект включает в себя все необходимые материалы для организации исследования в классе:
- Методическое пособие (1, 2, 3, 4 классы),
- Книга моих размышлений (рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3, 4 классов),
- Рабочий блокнот для педагога.
Диагностический комплект позволяет дать комплексную оценку результатов воспитательной деятельности в классе в рамках программы и охарактеризовать:
- динамику развития младших школьников (по основным направлениями программы);
- сотрудничество школы и семьи обучающихся;
- развивающую образовательную среду и нравственный уклад школьной жизни в классе.
В методическом пособии описаны основные направления работы, критерии оценки результатов реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся; даны рекомендации по работе с комплектом.
В состав рабочих тетрадей «Книга моих размышлений» входят упражнения, позволяющие оценить динамику нравственного развития и воспитания учащихся.
В рабочем блокноте для педагога предлагаются бланки для фиксации результатов контрольного и интерпретационного этапов мониторинга планирования основных направлений воспитательной деятельности; составления характеристики класса по итогам реализации программы.
Предлагаемая в диагностическом комплекте система оценки позволяет проанализировать достижения воспитательной деятельности в классе и сопоставить итоговые результаты исследования по классам между собой.
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Список используемых источников.
1. Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1, 2.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
3. А.Я.Данилюк, А.А.Логинова Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Москва «Просвещение», 2012 г.
3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 2008 г.
4.А.А. Логинова, А.Я. Данилюк Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1, 2, 3, 4 классы. Москва, «Просвещение», 2013 – 2014г.г.
5.А.А. Логинова, А.Я. Данилюк Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методические рекомендации. 1, 2, 3, 4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.
6. Рабочий блокнот педагога. Москва, «Просвещение», 2014г.
7. http://festival.1september.ru/
8. http://www.prosv.ru/
9. http://www.numi.ru/
10. http://www.zavuch.info/
11. http://pedsovet.org/
Приложение
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
отражающие нравственные ценности
- Герой – за Родину горой.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
- Где родился, там и сгодился.
- Всякому мила своя сторона.
- За край свой насмерть стой.
- Где смелость – там победа.
- Русский боец – всем молодец.
- Смелого враг не берет.
- Чем крепче дружба, тем легче служба.
- Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
- Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
- Друг денег дороже.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Друг познается в беде.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
- Доброе братство лучше богатства.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Тайное всегда становится явным
- Шила в мешке не утаишь.
- Кто правдой живет, добро наживет.
- Правда светлее солнца, дороже золота.
- Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
- Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
- Маленькая ложь за собой большую ведет.
- Скромность каждому к лицу.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Совесть без зубов, а гложет.
- Не дал слово – крепись, а давши – держись.
- Нет большего позора, как не выполнить уговора.
- «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
- Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
- Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
- Кто ленив, тот и сонлив.
- Лень до добра не доводит.
- Ленивому всегда праздник.
- Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
- Кто любит труд того люди чтут.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Всякий человек у дела познается.
- Делано наспех – сделано насмех.
- Играть играй, да дело знай.
- У ленивого что на дворе, то и на столе.
- Делать добро спеши.
- Свет не без добрых людей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Зла за зло не воздавай.
- Добро помни, а зло забывай.
- За добро плати добром.
- Доброму слову и добрая слава.
- Доброму слову – добрый ответ.
- Великое слово – «Спасибо!».
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Других не суди – на себя погляди.
- На что клад, когда в семье лад.
- Почитай старых, сам будешь стар.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Мир да лад – большой клад.
- На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
- При солнце тепло, а при матери – добро.
- Своя семья – самые верные друзья.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Здоровье дороже золота.
Словарь
нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"
Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса....
"Мастерок" авторская программа по внеурочной деятельности, напрвление художественно-эстетическое.
Программа "Мастерок" по внеурочной деятельности, направление художественно-эстетическое, рассчитана для учащихся 1-4 классов....
Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного"1-4 классы ФГОС Школа России
Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного" для учащихся 1-4 классов.В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « В мире п...
Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"
Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...
Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса
В данной разработке предложена пояснительная записка, цели и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...
Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"
Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить» разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...
Авторская программа воспитательной работы "Дорогою добра"
Программа прошла конкурсный отбор на городском конкурсе "Программ по воспитательной работе- 2006". Вошла в десятку лучших и получила грант на её реализацию в размере 50 тыс рублей...