Проект: Роль семейного чтения в вопросах развития ребенка
проект (2 класс) на тему

Пилягина Ирина Вячеславовна

Особую роль в воспитании любви к книге и чтению играет семья. Тем не менее, сегодня мы констатируем:

¨      Традиции семейного чтения утеряны

¨      Вторичная неграмотность  – проблема не только детей, но и родителей

¨      Понижение интереса к чтению негативно отражается на психо-эмоциональной среде  и образовательном уровне социума небольшого муниципального образования 

 

Выделенные проблемы послужили основой для разработки данного проекта.

 

Цель проекта.

Создание союза в поддержку интереса к книге и чтению для привлечения родителей, библиотекарей, педагогов и самих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pilyaginoy_i.v.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской республики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Проект:

                                            Роль семейного чтения

 в вопросах развития ребенка

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»

А. Сухомлинский.

                                                                     

                                                                                      Проект выполнен

                                                                                         учителем начальных классов

                                                                            МОУ «СОШ № 13»

                                                              Пилягиной Ириной Вячеславовной

г.Новочебоксарск, 2013 год

Актуальность проекта

В последнее два десятилетия, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтения детей и юношества. Но для того, чтобы воочию увидеть - «почувствовать» эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте - «глобально», увидеть чтение целостно - как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это  и задача родителей -  заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

Проблема

Особую роль в воспитании любви к книге и чтению играет семья. Тем не менее, сегодня мы констатируем:

  • Традиции семейного чтения утеряны
  • Вторичная неграмотность  – проблема не только детей, но и родителей
  • Понижение интереса к чтению негативно отражается на психо-эмоциональной среде  и образовательном уровне социума небольшого муниципального образования  

Выделенные проблемы послужили основой для разработки данного проекта.

Цель проекта.

Создание союза в поддержку интереса к книге и чтению для привлечения родителей, библиотекарей, педагогов и самих детей.

Задачи проекта.

  1. Помочь родителям осознать ценность детского чтения.
  2. Активизировать работу родительских комитетов и родительских

движений.

  1. Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения

и развития активной читательской среды детей.

Что мешает семейному чтению?

Недостаток                         Родители                    Некоторые семьи             Недостаточное

     раннего языкового           не любят читать               не воспринимают             развитие навыков

          и речевого                    и не читают сами,            привычку читать              чтения родителей,

    развития и опыта                  не осознают                        как часть                       они не в состоянии

           чтения                           важность чтения                   культуры                    помочь своим детям

                                                                                                                                         учиться читать

                                                                                                                                     

Условия, для создания эффективной

модели семейного чтения

  • Родители    должны находить время для чтения с детьми

  • Значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей как важная часть процесса обучения чтению

  • Значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей как важная часть процесса обучения чтению

  • Значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей как важная часть процесса обучения чтению

Координатор проекта: учитель.

Участники проекта: родители, бабушки, дедушки, дети, учитель.

Содержание проекта:

  1. Анкетирование родителей

«Ваш ребенок в зеркале чтения»

  1. Анкетирование детей: «На какого книжного героя я похож…»  

  1.   Работа подпроектов
  1. главная книга и главный писатель года

          /чтение и работа с серией книг А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»/

  1. книга моего детства /о самых  любимых   книгах, прочитанных в детстве родителями/
  2. сказка в семейном кругу /семейное чтение сказок/
  1. Информационно - выставочная работа:

                   Книжные  и фотовыставки

  1. Массовые программы:

«Школа семьи» родительская гостиная;

«Вместе тс книгой мы растем» День творческого семейного общения;

« По дороге в Изумрудный город»  игровая программа;

  1. Рекламная деятельность:

Выступления и публикации в СМИ по вопросам семейного чтения.

Предполагаемый результат.

Семейное чтение как совместная читательская деятельность внутри семьи и как совместная деятельность семьи, библиотеки, школы в поддержку чтения может стать надежной опорой для обучающей и воспитывающей среды.

  1. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении.
  2. Вновь вместе вернуться в мир детства.!
  3. Знакомство с творчеством писателей.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но, в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране.

Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения, - все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели нас к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. Но, может быть, эти изменения вовсе не должны внушать нам какие-либо опасения? Ведь постоянно меняются наши взгляды и образ жизни...

Впоследнее два десятилетие, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтения детей и юношества. Но для того, чтобы воочию увидеть - «почувствовать» эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте - «глобально», увидеть чтение целостно - как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

И нам пора изменить свою точку зрения как на чтение в целом, так и, особенно, на детское чтение. Ибо сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.

Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей.

Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н.Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Несколько лет назад, при подготовке в 2001 г. к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения, впервые за последние десятилетия мы поставили вопросы, которые раньше показались бы просто невозможными:

«Не угрожает ли чтению в России опасность? Если да, то каким социальным группам? В чем именно она заключается? Каковы причины и какими будут последствия, если мы станем меньше читать? И вообще, насколько и чем это опасно, да и опасно ли? Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения?

                          Детское чтение: мифы и реалии

В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Тема, ставшая предметом спекуляций целого ряда СМИ: «Заменит ли компьютер книгу?», «Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации», «Дети совсем перестали читать» - эти и другие подобные высказывания, имеющие под собой ряд вполне объективных оснований, стали волновать широкую общественность и профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения. Волнение по поводу «кризиса чтения», поддержанное в ряде средств массовой информации можно отнести к разряду «моральных паник». Что такое «моральная паника»? Это, прежде всего, преувеличенная, чрезмерно острая реакция общественности и средств массовой информации на определенные события. В нашем случае, это миф о том, что «дети перестали читать».

Однако так ли это? Сегодня нам особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.

Прежде чем ответить на них, а также провести анализ ситуации, складывающейся с чтением в России, вначале обратимся к мировому опыту. Именно мировой опыт дает нам объяснение многих процессов, происходящих в сегодня в чтении детей в России. Это связано с тем, что в конце 1990 - х гг. и на рубеже веков многие процессы нашей стране в значительной мере сходны с процессами, которые шли на Западе 10-15 лет назад.

В мире «слабых читателей»

Изучение читательского поведения детей и взрослых ведется во всех развитых странах мира. В 80-е гг. внимание общественности привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности» значительной части населения стран Европы и США.

Что такое функциональная неграмотность? Этот феномен неадекватен традиционному представлению о неграмотности. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные - это «вторично неграмотные» - то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, чтобы эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся обществе.

Проблема оказалась настолько острой, что 1990 год по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблей ООН Международным годом грамотности.

Проблемой функциональной неграмотности были крайне озабочены и другие развитые страны. В Канаде в начале 1990-х гг. почти четвертая часть населения была отнесена к функционально неграмотным; при это среди них более половины окончили среднюю школу, а десятая часть имела университетский диплом. В Германии в середине 1990-х гг. насчитали около четырех миллионов вторично неграмотных; во Франции в 1996 году около 20 % трудоспособного населения с трудом могло читать и писать.

По мнению французских исследователей, не все функционально неграмотные люди могут быть отнесены к лицам, отторгнутым в обществе в профессиональном или экономическом смысле. Однако все они в той или иной степени ограничены в культурном развитии и оторваны от социального и интеллектуального общения.

Обычно «функционально неграмотными» становятся люди из семей эмигрантов, то есть те, кто в быту говорит на «своем» языке, отличающимся от языка, на котором принято говорить в данной стране. Эта проблема чрезвычайно актуальна для многих стран мира. Однако выяснилось, что проблема «функциональной неграмотности» носит сложный характер, и такими людьми могут быть не только дети эмигрантов, но и коренные жители.

Независимо от возраста, занимаемого экономического положения и жизненного опыта, функционально неграмотного человека можно охарактеризовать следующим образом: слабая учеба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и т. д. Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Эта группа читателей была в 1990-е гг. исследована французскими социологами. В своей книге «Чтение во Франции» Катрин Куно дает «портрет» такого читателя.

Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю и не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут "полезную" информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят о книгах). Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности: библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвященных, книжные магазины также предлагают слишком большой выбор, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению. Школьное литературное образование, полученное в детстве, и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы - во многом благодаря принудительному характеру обучения - и также не способствует развитию интереса к чтению и навыкам самообразования.

«Детские корни» феноменов «слабого чтения» и функциональной неграмотности

Многие исследователи "слабого чтения" и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но также из дошкольного периода развития личности ребенка. И огромную, решающую роль здесь играют семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей. Уровень грамотности и культуры чтения детей и подростков в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в разных странах.

Благодаря исследованиям (например, немецкого ученого Р. Лемана) сейчас точно известно, что вторичная неграмотность развивается в раннем возрасте, а именно, в третьих классах, после того, как дети только научились читать и писать. Чем характеризуются дети - «слабые читатели»? Прежде всего тем, что им скучно и утомительно читать. Но у этих читателей есть и другие особенности. И самые типичные из них - это различные ошибки в чтении, потеря ритма. Многие из них относятся к чтению, как к тяжелому труду. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу необходимости, для подготовки к занятиям.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. И хотя большую часть среди функционально неграмотных в развитых странах обычно составляют бывшие эмигранты и их дети (изначально говорившие на другом языке), в целом слой таких людей довольно значителен. Западные исследователи подчеркивают, что эта группа людей достаточно велика сегодня в любом, даже самом развитом обществе, имеющем культурные традиции.

Предыстория: «кризис чтения» на Западе

Педагоги, библиотекари, воспитатели и широкая общественность во всех развитых странах в 80-е гг. интенсивно обсуждали проблемы так называемого «кризиса чтения», и особенно - чтения детей и юношества. В этот период были отмечены общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению на досуге, значительные различия в чтении мальчиков и девочек, юношей и девушек. В 90-е гг. Развитие этих процессов продолжается во многих странах. Так, например, значительный спад интереса к чтению отмечается у групп школьников и молодежи в Швеции. В Германии сегодня у детей СМИ (и особенно телевидение) на первом, а чтение на втором месте. И здесь около трети подростков недостаточно умеет читать и писать, т.е. потенциально являются функционально неграмотными взрослыми.

Во Франции в 90-е гг. роль чтения в жизни французских подростков и молодежи значительно уменьшилась. Среди подростков 8-16 лет 25 % в 1992 году за три месяца не прочли ни одной книги (в 1988 г. - 18 %). Каждый второй подросток считал, что чтение - это усилие. У студентов чтение также не являлось любимым занятием. Помимо конспектов и газет они прочитывали одну - две книги в месяц, при этом романы читали лишь четверть опрошенных. Каждый второй не смог назвать автора «Трех мушкетеров». Читать они предпочитали современников, и лишь один из десяти хотел бы что-либо почитать в свободный вечер.

В Англии, согласно результатам социологического исследования детского чтения, проведенного в 1994-1995 гг., наблюдалась тенденция к уменьшению чтения детьми книг по мере взросления: чем старше они становятся, тем меньше читали. Кроме того, английские школьники в 1990-е гг. значительно меньше читали романы Ч.Диккенса, В. Скотта и А.К. Дойла, которые традиционно входили в круг чтения.

Процессы развития «вторичной» - функциональной неграмотности как взрослых, так и юношества наблюдались и в странах Восточной Европы. Ухудшение навыков чтения и письма во второй половине 1990-х гг. было отмечено в Польше.

В США проблема чтения получила общенациональное звучание после доклада «Нация в опасности» (в 1983 г.), когда были обнародованы цифры о большое социальной группе функционально неграмотных Америки, согласно которым функциональная неграмотность среди юных составляла 17 %. С этого времени проблема чтения находится в центре постоянного внимания. Здесь огромное влияние на чтение оказывают СМИ, и особенно телевидение. Как выяснилось, именно телепередачи являются «воспитателем, практически не имеющим себе равных». Исследование большой группы школьников 7-13 лет показало, что их успехи в учебе зависели от количества времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Причем в старших возрастных группах эта разница особенно заметна.

В развитых странах Востока наблюдались сходные процессы. В Японии в 1990-е гг. детей называли «тэрэбико» — «дети телевидения». В этот период дошкольники проводили у экрана от трех до шести часов в день. Наиболее распространенные виды досуга юных горожан были просмотр телепередач, чтение журналов и комиксов, а также компьютерные игры .

Спад интереса к чтению и падение его престижа, так же, как и понижение читательской активности больших социальных групп населения в 80-90 гг. распространяется в ряде западных стран. И особенно заметно это сказывается на детском чтении. Смещение чтения в ряду досуговых занятий детей и подростков, отмечавшееся западными социологами в 80-е годы, в 90-е гг. становится устойчивым.

Однако взгляд на процессы, происходящие в чтении, которые воспринимались в 80-е годы на Западе, как «кризис» в чтении, в 90-е годы претерпел значительные изменения. Сегодня многие исследователи отмечают, что вследствие процессов модернизации, процесс чтения, его престиж и роль претерпевают значительные изменения. Усложнившаяся жизнь, обилие информации, повышение скорости происходящих процессов, новые требования к образованию и уровню квалификации работающих, интенсивное развитие аудиовизуальной культуры - все это и многое другое в совокупности приводит к тому, что меняются мотивы чтения и в целом оно меняет свой характер: оно становится более функциональным и инструментальным, а также в чем-то более прагматичным. Все больше людей читают для того, чтобы получить информацию, для самообразования, для получения конкретных сведений и проч. В то же время, у многих чтение на досуге становится более легким, развлекательным, рассматривается как средство приятного отдыха (например, чтение детективов и «дамских» романов). И в то же время постепенно уходит «чтение для души» (что особенно проявляется на падении интереса к классической литературе). Это - объективные процессы, и сегодня ситуация с чтением в России во многом повторяет аналогичную, развивающуюся на Западе на 10-20 лет раньше.

Одна из характерных черт в 90-е гг. на Западе: продолжающееся падение интереса к чтению и читательской активности у различных групп населения, особенно у юных, и в то же время возрастание интереса к «экранной» культуре.

Текст и экран: проблемы восприятия информации

Уже сегодня на Западе передачи транслируются по десяткам каналов. Есть и специальные каналы для детей и молодежи. В перспективе технически возможна трансляция телевидения по 150 телеканалам. Поэтому именно на Западе, начиная в 1970 гг. проводилось множество дискуссий, проводились исследования, обсуждались проблемы отличия процессов чтения и телесмотрения, их взаимовлияния.

Согласно данным ряда исследований, в восприятии человеком печатного и телевизионного каналов СМИ есть своя специфика. Печатная информация - труднее усваивается и запоминается. Однако именно эта информация лучше структурирована и именно она накоплена человечеством в виде книжной вселенной Гуттенберга. Информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры (которая сегодня так часто воплощена у образованных людей в коллекции книг их домашней библиотеки).

Аудиовизуальная информация значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет из себя «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов.

В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим.

Цена нечтения и малограмотности

Осознание проблемы функциональной неграмотности позволило понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью повседневной жизни. Например, трудно помочь своему ребенку, когда у него возникают проблемы в учебе, заполнить декларацию о доходах, разобраться в инструкциях к лекарству. А какие проблемы ждут такого избирателя, когда наступает время выборов, ведь чтобы разобраться в предложениях кандидатов и политических партий, он должен не только уметь читать, но и понять, проанализировать тексты их программ...

Возникают проблемы и с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним ведет к их порче, а иногда и к бытовым травмам, функционально неграмотным трудно освоить работу на компьютере, и т. д. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту.

И тогда цена нечтения - цена полуграмотности стала осознаваться в странах Запада не только как проблема учителей, но и как общегосударственная проблема, получившая общественное звучание. Как выяснилось, эта цена оказалась высокой. И эти потери стали подсчитывать специалисты. Например, исследователь Д.Козол еще в 1985 г., приводя цифры о функционально неграмотных американцах, писал: «неграмотность берет тяжелую пошлину с нашей экономики, влияет на нашу политическую систему, и, что еще более важно, на жизнь неграмотных американцев". Тогда потери от нее за несколько лет составили, по подсчетам специалистов, около 237 миллиардов долларов.

И сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни.

Как мы видим, отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение. Уже более двадцати лет и до сегодняшнего времени развитые страны предпринимают ряд усилий для решения этой проблемы, затрагивающей широкие слои населения и касающейся практически всех сфер жизни. Многие из них развивают «политику в области чтения», о которой мы скажем ниже.

                                                                     

Главная книга и главный писатель года

     чтение и работа с серией книг А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»/

  • Чтение серии книг  А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др.  
  •  Составление викторин, кроссвордов  всей семьёй по книгам
  • Совместные семейные    чтения  по вечерам                                                                                                                  Обмен опытом, подведение итогов  на собраниях и кл. часах                                                                        
  • фотовыставки «Семейная библиотека», «Семья за книгой»
  • выставки рисунков  
  • конкурс среди родителей «История создания книги»,
  • Семейное сочинение  «На кого из героев книги  мы похожи ?»                  

                                                                                                           

           Книга моего детства

/о самых  любимых   книгах, прочитанных в детстве родителями

  • Конкурс мини- сочинений среди родителей« книга моего детства»
  • Выставка книг, прочитанных родителями в детстве
  • рекламная акция  «Прочти меня ещё раз»                                                                                                   

            Сказка в семейном кругу

                         /семейное чтение сказок/

  • Поиск – расследование «Похожие сказки разных народов»
  • Творческая мастерская «Любимые сказочные герои»

                                                       

 

Современные дети прикованы к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным играм. А книги уходят на второй план. Но родителей волнует, как приучить, заинтересовать ребенка книгой, когда вокруг столько соблазнов?

Прежде всего, действовать надо мягко, ненавязчиво и самим подавать ребенку пример. Если вы подолгу разговариваете по телефону или каждый день смотрите бесконечные мыльные оперы, а с книгой ребенок вас почти не видит, то и сам он выберет мультфильм «Делай ноги», а не книгу «Мир животных». Вы для ребенка главный авторитет и подражает он, прежде всего, только вам.

Напоследок  несколько советов родителям, которые хотят привести ребенка к книге, Чтению и Творчеству.

Совет 1. Рассказывайте детям о ценности чтения. Приводите примеры положительного влияния книги на жизнь. Поощряйте дружбу детей с детьми  и взрослыми, которые любят читать. Показывайте связь чтения с успехам детей в учебе.

Совет 2. Развивайте воображение ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев, вдумываться в многозначность слов.

Совет 3.  Если ваш ребенок читает в свободное время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в неё. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Совет 4. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Совет 5. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.

Совет 6. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

Совет  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

Совет 8. Создайте дома домашнюю библиотеку. Домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках.

Совет 9. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечати». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.  

10 причин читать

          Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную               атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

              Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

·                Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

·                Детские книги сегодня, так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

·                Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут               благодарны Вам за это в течении всей жизни.

·                Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

·                Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

·                До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

·                Чтение в слух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

·                Вы создаете удивительные воспоминания, о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

·                Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Чтение книг ребенку вслух очень важный элемент воспитания. Если вы хотите полноценного развития ребенка, традиции семейного чтения необходимо прививать с самых ранних лет и поддерживать на протяжении все жизни. Проект "Крепкая Семья" расскажет о том, как правильно подобрать книгу для вашего ребенка:

Наиболее важная причина читать вашему ребенку заключается в том, чтобы провести время вместе. Счастливой семейной жизни

Недостаток раннего языкового и речевого развития и опыта чтения: там, где детей не побуждают к беседам и участию в разговорах на разные темы с теми взрослыми, с которыми они проводят большую часть времени,  происходит  замедление развития устной и письменной речи.

Препятствия развитию интеграционного чтения:  родители, которые не любят читать и не читают сами,  не осознают важность чтения. Чтение воспринимается как неприятная повинность.

Плохие основополагающие навыки: если навыки чтения родителей недостаточно развиты, они менее уверенны в себе и не в состоянии помочь своим детям учиться читать.

Экономические и финансовые барьеры: бедность, плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем  – все эти факторы содействуют тому, что чтение начинает восприниматься как излишняя роскошь, а не как насущная потребность.

Культурные барьеры: по языковым причинам, различиям в культурных традициях и экономическом положении, некоторые семьи не воспринимают привычку читать, как часть их культуры.

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми

Значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей как важная часть процесса обучения чтению

Дети и подростки должны не стесняться показывать, что им нравиться читать

Чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой, библиотекой и местным сообществом.

Успешная модель это когда:

Все семьи считают чтение  важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за ту  радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия.

Список литературы

  1. Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы. – 2004. - № 2. – С. 38.
  2. Писатели нашего детства. 100 имён : Биографический словарь : в 3 ч. / РГДБ – М : Либерея, 1998-2000.
  3. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 С. : ил.
  4. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103
  5. Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы. – 2004. - № 2. – С. 38.
  6. Писатели нашего детства. 100 имён : Биографический словарь : в 3 ч. / РГДБ – М : Либерея, 1998-2000.
  7. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 С. : ил.
  8. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103.
  9. [ Малахова Н.Г. Родители как руководители детского чтения // Психолог в детской библиотеке. Сборник. Выпуск 4. Ребенок и чтение ]

Интернет, ресурсы

         http://news.1september.ru/ 

http://www.fio.r

         http://www. It – n.ru/

          

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваши ответы помогут выяснить отношение детей  и родителей к книжной культуре и улучшить работу по воспитанию в наших детях желания чтения.

                      Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

  1. Как вы относитесь к чтению

А)  сами любите читать

Б)  не очень любите

В)  безразлично

2.   Как часто вы читаете

А)  постоянно

Б)  довольно часто

В)  иногда

3.  Определите в порядке убывания  свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения

А)  классика

Б)  детективы

В)        приключения

Г) фантастика

Д) современная проза

Е)  женский роман

Ж) поэтические сборники

З)  периодика

И) другое (что именно)

4. Есть ли в вашем доме детская библиотека?

5. Сколько примерно книг в ней?

6. какие читательские интересы обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем он  любит  читать?

7. Какие детские журналы Вы выписываете или покупаете?

8. Часто ли вы читаете  своим детям книги

А) Ежедневно

Б) Изредка (сколько раз в неделю)

В) Не читаю вообще

9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?

10.Что дает современному ребенку чтение книг?

11. Какую помощь вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

Анкета для учеников

1).   Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

2).   Нравится ли тебе читать книги?

3).   Какие книги ты читаешь с удовольствием?

4).   Нравится ли тебе получать книги в подарок?

5).   Какую книгу ты теперь читаешь?

6).   Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?

7).   У вас дома много книг?

8).   Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

                                 Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в развитии ребенка

Чтение в развитии ребенка имеет очень важную роль. Прочитав этот материал, вы сами в этом убедитесь....

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка...

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Типы семейных взаимоотношенийи их влияние на развитие ребенка...

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматривается история и значение традиций семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, привитию у него любви к чтению. Автор говорит о том, что традиции семейного чтения в наст...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

Консультация для родителей "Роль семейного чтения в жижни ребенка дошкольного возраста"

Семейное чтение прививает любовь к книге. Родители показывают им образец культурного чтения, помогают правильно понять текст, объясняют непонятные слова и понятия....