СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
статья по чтению на тему

В статье рассматривается история и значение традиций семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, привитию у него любви к чтению. Автор говорит о том, что традиции семейного чтения в настоящее время практически утрачены и рассказывает о своей работе по их возрождению. Речь идет о создании клуба «Семейного чтения»  для совместного общения родителей и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Романова Л. Б.   СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

       Сведения об авторе:  Романова Лада Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 4 Кусто  (Санкт-Петербург)

       lidabiks@rambler.ru

       Аннотация

       В статье рассматривается история и значение традиций семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, привитию у него любви к чтению. Автор говорит о том, что традиции семейного чтения в настоящее время практически утрачены и рассказывает о своей работе по их возрождению. Речь идет о создании клуба «Семейного чтения»  для совместного общения родителей и детей.

       Ключевые слова: семейное чтение, традиция семейного чтения, чтение вслух, главное умение в жизни человека, клуб «Семейного чтения»

       1. Введение.  Не так давно ученые считали, что успех в жизни напрямую связан с интеллектуальными способностями: чем больше человек знает, тем больше вероятность того, что он много добьется в жизни. Однако, наполненная знаниями голова еще не спасение от серьезных жизненных неудач. Здание  профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определенными личностными качествами: способностью понимать, чувствовать, сопереживать.  Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Необходимо развивать эмоциональный интеллект. В этом человеку, несомненно, поможет книга. Чтение – это главное умение в жизни человека, которое помогает постичь ему окружающий мир.

       2. Историческое развитие. На протяжении всей истории России книги были непременным спутником человека.   В Древней Руси книга была подобна иконе: это духовный авторитет и духовный руководитель. Чтение было нравственной обязанностью человека.

       С возникновением письменности книга  была достоянием исключительно монастырей или элитарных семей. Семейное чтение в эпоху книжной рукописи традиции складывалось следующим образом: вслух читали  Священное Писание, сочинения русских авторов, причисленных к лику святых и другое. Это был процесс чтения вслух, и наставление детей к заучиванию текста наизусть. Уже тогда в Древней Руси осознавали воспитательную функцию книги как одного из главных средств воспитания.

        С открытием книгопечатания можно говорить о начале распространения массового чтения.  Для России распространение массового чтения настало в эпоху правления Петра I.  В это время также читалось Священное Писание, рассказывались  сказки и былины, пелись песни, но новая европейская культура внесла изменения: именно в это время в среде просвещенного дворянства отмечается возникновение одной из важнейших характеристик семейного чтения – совместного обсуждения и дискуссии по поводу прочитанного.

        Новый этап и расширение традиций семейного чтения начинается в XVIII веке, поскольку возникает особая роль женщин как носителя грамотности и  духовных ценностей. Домашнее чтение матерей и детей начала XVIII века вырастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX века. Это практика коллективного чтения, когда собирались в кругу семьи и читались вслух произведения, довольно обширные по объему.

        В XIX веке наступил расцвет традиции семейного чтения: чтение вслух, совместное, коллективное действие, обсуждение.  Возросло число личных библиотек. В то время принцип отбора главного чтеца был различным: иногда читали просто по очереди, иногда выбирали того, кто был способен прочесть текст наиболее выразительно, четко и грамотно. Затем по ходу чтения начинался обмен мнениями о персонаже, книге, авторе и т.д. Спорили, приходили к общему заключению, вырабатывали общую точку зрения, что способствовало сближению членов семьи.

       Особенность была в том, что родители своим детям вслух читали очень редко. Дети читали вслух своим родителям. Происходило это из-за действия определенного культурного стереотипа: чтение вслух являлось работой, соответственно ее исполнять должно было лицо, обладавшее более низким статусом, в данном случае ребенком, а не отцом.

       Семейное чтение с последующим обсуждением было не только в дворянских, но и в мещанских, купеческих, священнических семьях. Но у них был разный круг чтения: текст, разный по характеру.

        После революции 1917 г. многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье. В Советское время возрастает роль библиотек как посредника в процессе чтения между членами одной семьи. В это время открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.

       С появлением телевидения семейные чтения вслух почти окончательно исчезли.

       3. Актуальная ситуация. С начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению изменилось, и связано это было со своеобразной приватизацией духовной жизни, когда чтение стало важным, как возможность удовлетворения практических потребностей. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Конечно, объяснений подобному явлению, скорее всего характерному вследствие глобализации для всех промышленно развитых стран, несколько. Это и ускорение темпа жизни, и развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и   усиление влияния средств массовой информации. Разнообразие программ, предлагаемых телеканалами, также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни, и установка родителей  на то, чтобы они научили детей читать сами  до школы.  

      Но главной причиной такого явления всё-таки является  несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. 

      Для первоклассника, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.  А читаем мало и в школе, и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребёнку. Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому, задача родителей заключается в том, чтобы находить время, для того, чтобы почитать ребенку книгу, обсудить ее, совместно поволноваться за судьбу героев произведения.  На это нужно тратить хотя бы 15-20 минут в день.

       Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного текста.

       Читающее общество может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Вот почему важно вовремя научить детей полюбить чтение.

       4. Опыт работы. Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению традиций семейного чтения. Я стараюсь внедрить в свою педагогическую практику такую форму работы, как семейное чтение. Работу по формированию читательского интереса осуществляю через уроки литературного чтения, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники, викторины, создание клуба семейного чтения в классе, обмен книгами среди учащихся.

       На  первом родительском  собрании мы с родителями вступили в беседу о том, какую роль играет художественная литература в жизни каждой семьи. Все родители согласились, что сегодня задача приобщения ребенка к чтению  усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде телевидения  и интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Но согласились они и с тем, что тема детского чтения тесно связана с главной заботой  об образовании детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем.

       “Чтение - вот лучшее учение” -  пословица, которую вспомнили родители в нашей беседе. В целях развития у детей интереса к чтению, уважения к живому слову, инициативная группа предложила создать  клуб «Семейного чтения», заседания которого проходят в рамках внеурочной деятельности.

       Цель клуба: приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.

       На занятиях в клубе дети с родителями обсуждают поступки героев, выявляют причинно-следственные связи, создают рисунки по мотивам произведений, проигрывают эпизоды произведений, что помогает понять эмоции героев произведений. В клубе проходит обмен книгами, посещение библиотеки, конкурсы чтецов.

       Семейный клуб позволяет повысить авторитет родителей в глазах детей, возродить традиции семейного чтения, сформировать у детей потребности в читательском самовыявлении, проявить  своих возможности для включения в ту или иную творческую деятельность.

       Мною был предложен список книг, рекомендованных для совместного чтения детей и взрослых, проведены консультации для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению. В частности, в первом классе мы обсуждали рассказы Л.Воронковой, В.Осеевой, В.Сутеева, было проведено занятие по произведению В.Драгунского «Денискины рассказы». После обсуждения книги дети посетили театр, где смотрели одноименный спектакль. После изучения произведений А.С. Пушкина был проведен конкурс «Узнай сказку». Конкурс был проведен совместно с родителями. На столах и интерактивной доске были использованы иллюстрации к сказкам Пушкина. От каждой семьи на соревнование вызывался один взрослый и один ребенок. По иллюстрации участник должен был узнать  сказку, процитировать отрывок из нее или кратко  изложить содержание.

       Интересной находкой в 2011-2012 учебном году стало создание учащимися «Книги сказок».  Ученики моего класса сами захотели написать ее. Каждый ученик сочинял  по одной главе. Сказка имела нескольких героев, с которыми происходили различные приключения.  Родители оказывали детям посильную помощь в написании книги. По завершению работы силами учащихся был поставлен спектакль по собственной книге, который был показан родителям и учащимся школы. Создание книги нашло живой отклик в сердцах детей, понравилось, запомнилось, и, несомненно, послужило повышению интереса к чтению.

       При создании списка книг для семейного чтения  учителю необходимо руководствоваться психологическими и педагогическими принципами. Учитель учитывает возрастные особенности детей, особенности восприятия детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать воспитательную ценность произведений, доступность, наглядность, занимательность, необходимо включать все жанры  детских литературных произведений.

        Семейное чтение – это познавательный процесс, в котором родители направляют деятельность ребенка, поддерживают его.  Это – одно из средств нравственного воспитания, которое обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, совести, добре и зле. Оно сближает всех членов семьи, способствует установлению более близких внутрисемейных контактов.

        5. Перспективы.  Современный ребенок воспринимает сегодня множество разной информации, которая имеет большое влияние на формирование и развитие его ума и культуры. Справиться с таким потоком информации, можно только приобретая какой-то запас основных знаний и вырабатывая такие качества, как самостоятельность мышления,  творческое воображение. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги, таким образом, формирует его эмоциональный интеллект. Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей и подростков. В дом наших детей должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга. Возрождение традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребенка - одна из важнейших задач школ  и библиотек. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

        Роль школы на современном этапе в формировании ребенка - читателя возрастает. Но «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения может и должно стать возрождение традиций семейного чтения.

Источники

1. Данилова Н. Русская нация и русская литература в эпоху Петра. URL: http://www.pereplet.ru/text/danilova18apr02.html (дата обращения: 03.04.2014).

2. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности [Текст] / Л.Д.Короткова // Начальная школа. -2007. - № 11. - С.15-17.

3. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению [Текст] /А.М.Кушнир // Начальная школа. - 2007. - № 5. - С.71-73.

4. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у

них интерес к чтению [Текст] / Н.П.Локалова // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С.14-19.

5. Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8

6. Соловьева Ю.И.. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная литературно-историческая викторина для 1-4 кл. "Юбилейные даты - 2013"

Семейная литературно-историческая викторина для 1-4 кл. "Юбилейные даты - 2013"...

Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы

В школу приходят около 70 %  детей, у которых не развит интерес к чтению. В своей статье я хочу поделиться опытом работы  школьного методического объединения по проблеме формирования устойчи...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с рассказами Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», формирование умения находить главную мысль в тексте; формирование навыков...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...