Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы
материал (1 класс) по теме

Поткина Ольга Николаевна

В школу приходят около 70 %  детей, у которых не развит интерес к чтению. В своей статье я хочу поделиться опытом работы  школьного методического объединения по проблеме формирования устойчивого читательского интереса на основе сотрудничества с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_traditsiy_semeynogo_chteniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Поткина  О.Н.

Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное

учреждение «Гимназия №44» г. Новокузнецк.

Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы

В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Поддержка интереса к чтению детей  встала в ряд задач государственной важности, которую должен решать и каждый учитель начальных классов. Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.

Как бы ни была неоспорима роль учителей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения, конечно, является семья. Именно мамы и папы читают своему малышу первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, в дальнейшем советуют, что читать. В наш век информационных технологий книга отошла как бы на второй план, уступая место компьютеру, телевидению, Интернету. Общаясь с родителями, часто слышишь, что ребенок не любит читать или читает по обязанности. И тогда сами собой приходят на ум следующие строки:

Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.

О чтении много пишут, проводят исследования, показывая на цифрах, что интерес к нему снижается. Родители стали читать своим детям меньше. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет «моды» на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.

В школу приходят около 70 %  детей, у которых не развит интерес к чтению. В своей статье я хочу поделиться опытом работы  школьного методического объединения по проблеме формирования устойчивого читательского интереса на основе сотрудничества с семьей.

Современный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей - основное условие успешного формирования ребенка - читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь. Для этого ежегодно мы составляем план мероприятий в поддержку и развитие чтения на будущий год. Причём, мы стараемся, чтобы этот план не был косным, безжизненным, жёстко привязанным к определённым датам. Наоборот, мы хотим видеть его живым, подвижным, пластичным. В течение учебного года он претерпевает существенные изменения, направленные на улучшение работы коллектива начальной школы. Для этого с учителями, детьми и их родителями проводится анкетирование с целью выяснения, что понравилось больше всего, что хотелось бы улучшить, добавить, привнести в данную работу. В результате подобных исследований методическое объединение учителей начальных классов нашей гимназии пришло к выводу, что по-настоящему интересными для детей являются те мероприятия, в которых они сами принимают живое и непосредственное участие. Мы стараемся проводить с младшими школьниками такие мероприятия, в подготовке и приведении которых задействованы сами дети.

Так, в 1 классе  проводили родительское собрание «Как привить любовь к чтению» в форме круглого стола.  Где разбирались различные проблемные ситуации, давались рекомендации и советы родителям, а также буклеты с памятками.  В результате этого  90%  учащихся были записаны  в школьную библиотеку. Во 2 классе было проведено  собрание по теме «Семейное чтение» - это был диалог с элементами тренинга. Так же на этом собрании родители делились своим опытом семейного чтения в своей семье.

После изучения произведений А.С. Пушкина был проведен конкурс «Знаток сказок» (в этот конкурс были включены не только программные произведения, но  и книги из дополнительного чтения). Конкурс был проведен совместно с родителями. На столах и интерактивной доске были использованы иллюстрации к сказкам Пушкина. От каждой семьи на состязание вызывался один взрослый и один ребенок. Каждый, взяв иллюстрацию, должен был узнать по ней сказку, процитировать отрывок из нее или кратко  изложить содержание. В конкурсе  выявляются знания родителями детской литературы, умение  интересно  рассказать о книге.

Интересной находкой в 2010-2011 учебном году стала читательская конференция  «Моя любимая книга».  Учащимся был предложен план, по которому они должны рассказать о своей любимой книге.  Многие ребята, не без помощи родителей,  вышли презентовать свои книги в костюмах героев. Это мероприятие нашло живой отклик в сердцах детей, понравилось, запомнилось и, несомненно, послужило повышению интереса младших школьников к чтению.

После того, как мы прочитали отрывок из повести «Малыш и Карлсон», у многих детей вызвало интерес это произведение, и они прочитали его полностью. С этим произведением ознакомились  и другие члены семьи. И тогда возникла идея проведения  защиты исследовательских работ  «В чем секрет популярности книги «Малыш и Карлсон?»

В 3 классе после изучения раздела «Пытаемся понять, почему люди фантазируют», был проведен конкурс «Путешествие в страну вообразилию ». Это задание творческого характера, которое способствует  развитию воображения ребят. Они должны были сочинить  свою сказку - фантазию. В этом им оказали помощь родители, помогли оформить, нарисовать иллюстрации.

Так же свое отношение к тем произведениям, которые понравились больше всего, ребята выражают через рисунки к этим произведениям. Таким образом, мы создаем свой Музейный дом.

Мы считаем, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя разнообразные формы: внеклассные занятия,  работа с библиотекой, работа с родителями.

Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть воспитательно - образовательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

У ребят формируется устойчивый читательский интерес, благодаря театральным постановкам, внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам. Читатели - школьники смогли усовершенствовать  речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения  детей и родителей.

Семейное чтение помогло расширить круг чтения, ребята стали  читать не только художественные произведения, но и научно - познавательную литературу. Научились добывать из книг необходимую информацию.  Стали принимать участие в  научно-исследовательских работах. Так, на неделе науки в начальной школе работало несколько секций. Ребята готовили как реферативные сообщения, так и исследовательские работы. В жюри помимо педагогов сидели и родители. Обычно большинство родителей  охотно принимают участие во внеклассных мероприятиях. Так же ребята принимают участие в различных конкурсах «Познание и творчество»- до 20 человек из класса. Ребята занимают призовые места и являются лауреатами конкурса.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей и подростков. В дом наших детей должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

Литература

  1. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности [Текст] / Л.Д.Короткова // Начальная школа. -2007. - № 11. - С.15-17.
  2. Кушнир, А.М. Как приобщить детей к чтению [Текст] /А.М.Кушнир // Начальная школа. - 2007. - № 5. - С.71-73.
  3. Локалова, Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у

них интерес к чтению [Текст] / Н.П.Локалова // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С.14-19.

  1. Аверина, Е.Д. Как я учила своих детей читать [Текст]/ Е.Д. Аверина// Семейное чтение.– 2006.- № 3.– С.2-4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка.

Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях....

Возрождение традиций семейного чтения произведений иностранной детской литературы, как средство воспитания личности

Что  может сделать учитель, чтобы книги становились  постоянными собеседниками детей, их учебниками жизни?  Как организовать учебно-воспитательную  работу так, чтобы интересно было...

Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.

1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Ко...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

Возрождение традиций семейного чтения произведений иностранной детской литературы, как средство воспитания личности

Согласно стандартам ФГОС второго поколения [5] важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическа...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Статья "Как возродить традиции семейного чтения"

Статья опубликована в сборнике материалов Международной научно - практической конференции "Детская литература и образование в мультикультурном мире", КФУ, 2016 год...