Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.
статья (1 класс) по теме

Павленко Оксана Владимировна

1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Конференция ставила своей целью обозначить пути реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения на основе отечественной духовной традиции, в том числе, рассмотрев возможности и формы сотрудничества. А также положительный опыт церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в этом вопросе. В работе Чтений приняла участие -
Павленко Оксана Владимировна, воспитатель ГПД 2 А класса с темой доклада «Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания». В 2016 году вышел сборник "Традиции и новации: культура, общество, личность", куда вошел и мой доклад. На Чтениях обратила внимание на взрастающую значимость вопросов духовно-нравственного воспитания в условиях современного глобального кризиса и увеличения мировой террористической угрозы, а также признала соответствующими моменту слова Архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона: «Ничто не имеет большей ценности, чем душа ребенка, которую мы, взрослые, можем, как сохранить в чистоте, направить и помочь, так и погубить. Именно от нашего отношения к тому вопросу зависит будущее всех нас в этой жизни, так и в будущей». По итогам работы конференции участникам вручены сертификаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД МБОУ Гимназия № 3 Павленко Оксана Владимировна

Тема: Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания

Цель: Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении

добрых традиций, объединяющих родных и близких

 «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника …. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...»

  К. Д. Ушинский

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. А. С. Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручаться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» [3, с. 456-504]. Выбрать оптимальные и эффективные формы совместной работы по   взаимодействию школы и семьи в интересах ребенка, по развитию личности ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы и показать значимость семейных традиций.

Каким же образом осуществляется процесс опосредования человеком ценностей как идеальных, «предельных» оснований в структуре его личности в его непосредственной жизнедеятельности, как именно ценности оказывают инструментальное влияние на поведение человека, определяя содержание и направленность его воспитания и социализации? Эти и другие вопросы возникают перед современными родителями. Задача школы – целенаправить процесс воспитания. Макаренко подчеркивал: "Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги". Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. Именно в семье детям впервые сообщаются сведения об окружающем мире, учат пользоваться различными предметами и приобщают к народным традициям и национальной культуре. Известный Волгоградский историк педагогики С.В. Куликова подчеркивает, что «осознание человеком своей принадлежности к определенной нации происходит в первые годы жизни, когда формирование личности происходит на основе традиций, заложенных в семье, под влиянием обстановки, цвета, запаха, звуков, речи, прикосновений, внешнего облика близких - всего того, что направлено на ребенка» [2, с.136-146].

В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться основы нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). [6,].

Вместе с тем, к сожалению, многие молодые родители не имеют достаточного представления о сути традиций, их значении в сохранении и укреплении семьи, в  воспитании детей. Поэтому очень важно донести до них информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся и создавать новые семейные традиции.

У каждого традиции это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; вкуснейший яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.

Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья? Вот примеры некоторых.

Составление родословной своей семьи.

Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам.

Семейные архивы. Каждая семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили.

Семейный альбом.

Семейные праздники.

Семейное посещение театров, музеев, выставок.

Чтение в семейном кругу.

Коллекционирование.

Семейный отдых на природе и другие.

Если в семье существуют традиции и бережно хранятся, то через много – много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспомнит семейный Новый год и захочет в собственной семье возродить традиции родительского дома.

С целью изучения, сохранения и возрождения народных традиций в школе необходимо обратить внимание на развитие у детей интереса к истории своего народа, предоставлять необходимую информацию о жизни, обрядах, прививать чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Эти задачи мы сможем решить в комплексе, обращая внимание на воспитание умения слушать, проявляя активный интерес к истории, культуре, традициям семьи, людей разных национальностей.

Гуляя с детьми по городу необходимо обращать внимание на красоту города, на красоту его архитектуры. Город наш украшает зеленый сквер, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Можно предложить запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось.

Закреплять знания детей о старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира, беседуя на эти темы с детьми, рассказывать о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям узнать о народных праздниках и обрядах. В нашем учреждении стало традицией проведения праздников таких как Осенней ярмарки, Масленичной недели, День Гимназиста, День Матери.

Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды, и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники. Мы должны задуматься, что передадим своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.

Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Основными мерами  содействия и помощи современной семье в возрождении традиционной культуры семейного воспитания, в духовно-нравственном воспитании детей являются:

– создание новых нетрадиционных общественных организаций и семейных клубов, гостиных, школ молодых родителей, форумы родительской общественности,

– проведение идеи ценности семьи в детских садах, школах, внешкольных учреждениях, организация и обогащение совместного досуга родителей и детей (экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха) с учетом возрастных особенностей детей, возможностей их эмоционального и нравственного восприятия,

– создание библиотек для детей и родителей в образовательных учреждениях, семейных клубах, при храмах, и т.д.

– проведение на базе семейных клубов, в воскресных школах, детских садах праздников церковного и светского календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: социализация личности ребенка невозможна без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009

2. Куликова. С.В. Ценности и средства семейного воспитания в народной педагогике России / С. В. Куликова // Традиции и новации в истории педагогической культуры: в 2 т. Т.2 История зарубежной и отечественной педагогики: монография / под ред. Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2011. – 296 с. – С. 136-146.

3. Советы родителям // Макаренко А.С. Избранные произведения: В 3-х т. / Редко.: Н.Д. Ярмаченко (председатель) и др. – К.: Рад. Школа, 1984. – Т. 3. – С. 456-504

4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для /кл. руководителей и воспитателей / Л. Маленкова.-М.:/Пед.об-воРоссия,2000.

5. N 1282" — Российская Газета / Опубликовано: 14 мая 2014 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 6378

6. Словарь русского языка С. И. Ожегова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания Воспитатель группы продленного дня Павленко О.В. МБОУ Гимназия № 3

Слайд 2

Цель: Углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Слайд 3

Задача школы – целенаправить процесс воспитания. Семейные традиции: Составление родословной своей семьи. Передача и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Семейные архивы. Семейный альбом. Семейные праздники. Семейное посещение театров, музеев, выставок. Чтение в семейном кругу. Коллекционирование. Семейный отдых на природе.

Слайд 4

Осенняя ярмарка

Слайд 5

День Матери

Слайд 6

День Матери

Слайд 7

День Матери

Слайд 8

День Матери

Слайд 9

Кормушки и скворечники


Предварительный просмотр: