Главные вкладки

    Статья Литературные викторины. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС№624, Санкт - Петербург
    план-конспект занятия (3 класс) на тему

    Статья "Литературные викторины" и дидактический материал. Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл liter_viktoriny.docx16.13 КБ

    Предварительный просмотр:

     Статья  «Литературные викторины в начальной школе».    

    Автор:  Седнева Татьяна Павловна, воспитатель  ГБОУ НШ – ДС №624, г. Санкт- Петербург.                                                                    

    «Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех времен и народов»,- писал Л.Н.Толстой. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Сейчас, когда в соответствии с ФГОС, школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги в жизни человека возрастает.  Современные дети читают все меньше и меньше, а ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с книгой может и не состояться. Роль литературных викторин состоит в том, чтобы превратить встречу ученика с книгой в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений. Форма проведения литературных викторин соответствуют требованиям  времени: школьник учится думать, добывать информацию, нестандартно мыслить, ему приходится искать ответы на проблемные вопросы. В ходе работы над подготовкой и проведением викторины взрослый и ребенок сотрудничают, сопереживают, учатся друг у друга.  При подборе художественного материала для викторин всегда учитываю популярные среди детей книги и новинки детской литературы. Основными задачами такой формы работы, как  литературная викторина, считаю следующие: приохотить детей к чтению, а также  к придумыванию рассказов и сказок; дать информацию о новых  книгах; рекомендовать книги для семейного чтения; формировать потребность в обсуждении книг, развивать кругозор детей.

    Нередко дети читают невнимательно, пропуская отдельные страницы, не обращая внимания на фамилии авторов и названия. Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор данного литературного произведения, как оно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. Если ребенок или команда точно и полно ответила на вопрос, получает очко, если озвучила дополнительные сведения, еще очко. При решении ряда викторин, например «Былины», « Мифы Древней Греции» и т.п. команда может получить за верный ответ не больше одного очка, так  как не надо указывать автора, а при решении «Авторских загадок»- не более двух очков, отгадав загадку и назвав ее автора. Решая литературные кроссворды, дети,  также, указывают фамилию автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросе. В заключительной части викторины обязательно проверяем ответы еще раз и обсуждаем наиболее интересные ответы. Стараюсь поощрять детей к написанию рассказов, сказок, стихотворений. А если ребятам захочется самим составить литературную викторину, помогаю подобрать нужные книги и составить вопросы.

    Совместная подготовка к литературным викторинам и их проведение не только сплачивает детей, но и учит общению, взаимопониманию, взаимопомощи; способствует развитию детского творчества, фантазии, воображения. Именно здесь ребенок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.

    Викторина «Былины»

    Угадай героев былин и их врагов:

    1. Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе.
    2. Злодей. Свистнул по соловьиному, крикнул по звериному, шипел по змеиному.
    3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира.
    4. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской.
    5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.
    6. Хозяин Ильмень – озера, который помог Садко поймать златоперых рыб.
    7. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змея.
    8. Богатырь, умевший превращаться в различных животных.
    9. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича.
    10. Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную.
    11. Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды.

    Викторина «Крылатые слова».

    Какие литературные произведения дали жизнь таким крылатым выражениям? Что они означают?

    1. А король – то голый!
    2. Блоху подковать.
    3. Мартышкин труд.
    4. Есть ещё порох в пороховницах!
    5. Не свыше сапога (судить).
    6. С ветряными мельницами сражаться.
    7. Живинка в деле.
    8. Монтекки и Капулетти.
    9. Синяя птица.
    10. Синяя борода.
    11. На блюдечке с голубой каёмочкой.
    12. Калиф на час.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург

    Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...

    Творческий проект "Люблю тебя, Петра творенье!" Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД ГБОУ НШ - ДС№624 Санкт - Петербурга.

    Творческий проект по истории Санкт - Петербурга "Люблю тебя, Петра творенье!". Автор: Седнева Татьяна Павловна, воспитатель ГПД, ГБОУ НШ - ДС №624, Санкт - Петербург. Рассчитан на детей 2 - 3 класса....

    Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

    Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

    Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.

    Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...

    Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга

    Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...

    Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

    В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...