Методическая разработка конспекта занятия по теме "Правовой турнир"
методическая разработка по теме

Подорова Евгения Николаевна
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Задачи общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодежи. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. 
В связи с этим всё большее значение приобретает процесс формирования организационно-правовой культуры будущего гражданина России. 
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена воспитательных парадигм: предлагаются иное содержание, подходы, право, отношения, поведение. Этот процесс закономерен, так как образование является одним из базовых институтов государства.     
Инновационный подход предполагает формирование личности воспитанника как идеального представителя гражданского общества. Очевидно, что на уровне каждого общеобразовательного учреждения необходимы и возможны  систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональное своеобразие, традиции и культуру данного учреждения.
     Актуальность проблемы обуславливает отсутствие современных специально разработанных программ по формированию организационно-правовой культуры у воспитанников. Правовые аспекты на уровне усвоения содержания учебных курсов «Обществознание» и «Правоведение» не присваиваются детьми в силу отсутствия опыта их применения или хотя бы моделирования ситуаций близких к реальной действительности. Часто после окончания школы  обнаруживается полная правовая безграмотность подростков.     
При проживании в интернате воспитанники относительно изолированы от социума и его проблем, меньше сталкиваются с опытом правовых отношений. Просматривая телепередачи, общаясь в интернете, в поездках, в прогулках по городу они видят, что недостаточно владеют знаниями в правовом аспекте. Поэтому, чтобы восполнить эти пробелы и научить ребят правильно вести себя в обществе, именно в 9 классе возникла необходимость передачи социального опыта в организационно – правовой культуре.
     Учитывая  особенности  данного возраста детей (14-15 лет), это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. 
    Одной  из самых оптимальных форм проведения занятия в данном возрасте – правовой турнир, где в результате моделирования ситуаций близких к реальной действительности подростки придут к выводу – как правильно разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни с правовой точки зрения.
 
Цель: – формирование системы правовых  знаний и умений разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни с правовой точки зрения у воспитанников 9-го класса Гимназии искусств на занятии в форме  правового турнира.
 
Задачи: – закрепить знания основных правовых понятий;
              -  совершенствовать умение видеть последствия своих поступков в правовой области;
              - закрепить знания о возрастных правах и обязанностях подростка;
             - способствовать формированию осознанного отношения к гражданству.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовой турнир250.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

Ю.А.Спиридонов  нима «Коми Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия»  канму школа-интернат

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

«Правовой турнир»

                                           

                 Работа выполнена:

Подоровой Е.Н.

Мамонтовой Н.И.

                                               

Сыктывкар

 2012 год

Пояснительная записка

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. Задачи общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодежи. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. 

В связи с этим всё большее значение приобретает процесс формирования организационно-правовой культуры будущего гражданина России. 

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена воспитательных парадигм: предлагаются иное содержание, подходы, право, отношения, поведение. Этот процесс закономерен, так как образование является одним из базовых институтов государства.    

Инновационный подход предполагает формирование личности воспитанника как идеального представителя гражданского общества. Очевидно, что на уровне каждого общеобразовательного учреждения необходимы и возможны  систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только международные и государственные установки, но и региональное своеобразие, традиции и культуру данного учреждения.

     Актуальность проблемы обуславливает отсутствие современных специально разработанных программ по формированию организационно-правовой культуры у воспитанников. Правовые аспекты на уровне усвоения содержания учебных курсов «Обществознание» и «Правоведение» не присваиваются детьми в силу отсутствия опыта их применения или хотя бы моделирования ситуаций близких к реальной действительности. Часто после окончания школы  обнаруживается полная правовая безграмотность подростков.     

При проживании в интернате воспитанники относительно изолированы от социума и его проблем, меньше сталкиваются с опытом правовых отношений. Просматривая телепередачи, общаясь в интернете, в поездках, в прогулках по городу они видят, что недостаточно владеют знаниями в правовом аспекте. Поэтому, чтобы восполнить эти пробелы и научить ребят правильно вести себя в обществе, именно в 9 классе возникла необходимость передачи социального опыта в организационно – правовой культуре.

     Учитывая  особенности  данного возраста детей (14-15 лет), это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.

    Одной  из самых оптимальных форм проведения занятия в данном возрасте – правовой турнир, где в результате моделирования ситуаций близких к реальной действительности подростки придут к выводу – как правильно разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни с правовой точки зрения.

Цель: – формирование системы правовых  знаний и умений разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни с правовой точки зрения у воспитанников 9-го класса Гимназии искусств на занятии в форме  правового турнира.

Задачи: – закрепить знания основных правовых понятий;

              -  совершенствовать умение видеть последствия своих поступков в правовой области;

              - закрепить знания о возрастных правах и обязанностях подростка;

             - способствовать формированию осознанного отношения к гражданству.

Правовой турнир

Оформление

Личностные УУД (личностное самоопределение; смыслообразование – установление воспитанниками связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.)

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Регулятивные УУД (планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информаций)

Народ должен защищать законы, как свой оплот, как охранительную стену (Гераклит).

Никто не может быть умнее закона (Аристотель).

Нравы – это люди, законы – разум страны (Оноре де Бальзак).

У того кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать (Гёте).

Конституция должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина (Станислав Ежи Летц).

Храни порядок, и порядок сохранит тебя (латинское изречение).

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности (Б. Франклин).

Живи по закону, поступай по совести (латинское изречение).

Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости  (Т. Лихтенберг).

Учись думать о себе и о других (китайская мудрость).

Порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанность – основные показатели правильной жизни.

(жизненная установка класса)

Ход мероприятия

  1. Конкурс – приветствие команд.

Личностные УУД (личностное самоопределение; смыслообразование – установление воспитанниками связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.)

Регулятивные УУД (коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта)

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Представление команд на 5 – 7 минут (название, девиз, эмблема – домашняя работа).

Жюри оценивает содержание приветствия команд. Наивысший балл в конкурсе – 5.

Новое поколениеC:\Users\Евгения\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0006.jpg

Не доволен – возражай,

возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай,

берись за дело смело!

Нам лучики права сияют,

учиться и жить помогают.

Мерцающие звездочкиC:\Users\Евгения\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0002.jpg

Готовы боль до дна испить,

А сердце будет с танцем где – то,

И пусть же к свету нас ведут

Законы жизни и балета

 

  1. Конкурс «Разминка»

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

Регулятивные УУД (коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта)

Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; установление причинно – следственных связей)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Каждой команде предлагается по три карточки с незаконченными фразами, касающихся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. На обдумывание дается тридцать секунд. Жюри оценивает правильность ответов. Наивысший балл – 3.

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …. (свободное передвижение).
  2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на …. (личную неприкосновенность).
  3. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …. (неприкосновенность жилища).
  4. Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на …. (труд).
  5. Царевич Иван из сказки «Иван – царевич и серый волк», украв Жар – птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом).
  6. В сказке «Иван – царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (личную неприкосновенность, или жизнь).

  1. Конкурс «Юридическая консультация».

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

Регулятивные УУД (коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Командам предлагается решить юридические задачи.  Жюри оценивает правильность ответов, наивысший балл – 5.

1 задача. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

Ответ: поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.

2 задача. Два знакомых мальчика: Коля (14 лет) и Витя (14 лет)  поссорились и подрались между собой. В результате драки у Коли были только синяки, а у Вити – сломана рука. Какую ответственность понесет каждый мальчик?

Ответ: в данном случае более вероятным выглядит трактовка происшествия как «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 112). Кроме уголовной ответственность за драки школьников есть еще и гражданско – правовая ответственность. Согласно статье 1074 ГК РФ «несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях». Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред здоровью. Однако, в случае отсутствия собственных доходов, достаточных для возмещения вреда, расходы берут на себя родители.

3 задача.  Старшеклассники Боря и Гера выпили в подъезде дома по бутылке пива. Затем оба вышли на улицу. Кричали, ругались с прохожими, приставали к девушкам. Какие правонарушения они совершили?

Ответ: хулиганство.

4 задача.  Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, мальчик,  ожидавший прихода друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея. Который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны.  Какие преступления были совершены в данной ситуации?

Ответ: кража, умышленное причинение вреда здоровью (статья112).

  1. Конкурс «Правовой статус несовершеннолетнего».

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

Регулятивные УУД (коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Командам выдают комплекты, состоящие из двух видов карточек: 9 красных карточек с указанием возраста ребенка; 20 синих карточек с указанием права, обязанности и ответственности.

В течение 5 – 7 минут команда раскладывает карточки в два столбца: слева – карточки  с указанием возраста ребенка; справа – карточки с указанием права, обязанности или ответственности.

По истечении указанного времени ведущий турнира объявляет об окончании групповых консультаций. Затем ведущий задает 10 вопросов: «В каком возрасте наступает право, обязанности или ответственность…». В ответ команды поднимают табличку с указанием возраста, с которого ребенок имеет право, несет ответственность. Жюри засчитывает правильные ответы, наивысший балл – 10.

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

Юридический источник

С рождения

Право на жизнь

Конвенция о правах ребенка ст.6

Конституция РФ ст.20 ч.1

Право на имя

Конвенция о правах ребенка ст.7

Конституция РФ ст.58

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Конвенция о правах ребенка ст.27

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями

Органами опеки и попечительства, прокурором и судом

Конвенция о правах ребенка ст.3

СК РФ ст.56,57

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства

Конвенция о правах ребенка ст.3

СК РФ ст.56,57

Право жить и воспитываться в семье

Конвенция о правах ребенка ст.9,12

Право на гражданство

Конвенция о правах ребенка ст.7

Право на пользование услугами системы здравоохранения

Конвенция о правах ребенка ст.24

Право на отдых и досуг

Конвенция о правах ребенка ст.31

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни

Конвенция о правах ребенка ст.31

Право на защиту от экономической эксплуатации

Конвенция о правах ребенка ст.32

Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды

Конвенция о правах ребенка ст.35

Право на защиту от сексуальной эксплуатации

Конвенция о правах ребенка ст.34

С 6  лет

Право на образование

Конституция РФ ст.43

Право на совершение мелких бытовых сделок

ГК РФ ст.28

С 8  лет

Право быть членом и участником детского общественного объединения

Закон «Об общественных объединениях» ст.19

С 10 лет

Право дать согласие на изменение своего имени и фамилии, восстановление родителя в родительских правах

СК РФ ст.134

С 14 лет

Право давать согласие на изменение своего гражданства

Закон «О гражданстве РФ» ст.9

Право отмены усыновления

Семейный кодекс РФ ст.142

Право без согласия родителей распоряжаться
(стипендией) и иными расходами

Гражданский кодекс РФ ст.16

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам

Гражданский кодекс РФ ст.26

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред

Гражданский кодекс РФ ст.107

Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов

Семейный кодекс РФ ст.56

Право быть принятым на работу в свободное от учебы время

Трудовой кодекс РФ ст.63

Право работать не более 24 часов в неделю

Трудовой кодекс РФ ст.63

Право на поощрение за труд

Трудовой кодекс РФ ст.191

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину

Трудовой кодекс РФ ст.21

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины

Трудовой кодекс РФ ст.192

Материальная ответственность ребенка

Трудовой кодекс РФ ст.242

Обязанность иметь паспорт

Постановление правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ ст.20

С 15 лет

Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан ст.24

С 16 лет

Право вступать в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления

Семейный кодекс РФ ст.13

Право самостоятельно осуществлять родительские права

Семейный кодекс РФ ст.62

Право работать не более 36 часов в неделю

Трудовой кодекс РФ ст.92

Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» ст.13

Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях РФ ст.2

С 17 лет

Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство)

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» ст.9

С 18 лет

Право на вступление в брак

Семейный кодекс РФ ст.13

Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ»

Право на управление легковым автомобилем

Правила дорожного движения РФ ст.25

Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений

Закон «Об общественных объединениях» ст.19

Полная материальная ответственность работника

Трудовой кодекс РФ ст.242

Полная уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ ст.20, 87

  1. Конкурс для болельщиков «Как вы знаете свой паспорт?».

Болельщикам каждой команды задается вопрос, за правильный ответ –  1 балл.

А) Сколько страниц в паспорте?

 Ответ: 19.

Б) С какого возраста паспорт действует бессрочно?

Ответ: c 45 лет.

В) Что написано на первой странице паспорта?

Ответ: Паспорт гражданина Российской Федерации.

Г) На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?

Ответ: На странице 2.

Д) Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото?

Ответ: Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.

Е) Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте?

Ответ: Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданных паспортах.

Ж) Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»?

Ответ: Две 14 – 15.

З) На скольких страницах паспорта проставлен номер?

Ответ: На 10.

И) Обладают ли страницы паспорта водяными знаками?

Ответ: Да.

К) Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?

Ответ: Немедленно заявить в органы внутренних дел.

Л) Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения?

Ответ: Отметки о группе крове и резус – факторе.

М) Каков был возраст получивших паспорт граждан СССР?

Ответ: 16 лет.

Н) Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте?

Ответ: Нет.

О) В каком году началась выдача паспорта нового образца?

Ответ: 2001 году.

П) Указывается ли в паспорте национальность?

Ответ: нет.

Р) Встречаются ли в паспорте римские цифры?

Ответ: нет.

С) Сколько цифр в номере паспорта?

Ответ: 10.

Т) Сколько страниц, и какая страница паспорта отведена под раздел «Воинская обязанность»?

Ответ: одна – 13 страница.

У) В каких двух случаях паспорт могут вам заменить?

Ответ: При утрате паспорта и при смене фамилии.

Ф) В каких случаях паспорт необходим?

Ответ: При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе и так далее.

  1. Конкурс капитанов «Азбука права».

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

Регулятивные УУД (оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии)

Задаются вопросы по определению уровня правовых знаний. За правильный ответ присуждается – 3 балла.

  1. Дайте определение понятия «конституция».

Ответ: Основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

  1. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации? Ответ: Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.
  2. Перечислите личные права гражданина РФ.

Ответ: Права на жизнь, охрану достоинства личности, свободу и неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства. Свобода совести и вероисповедания.

  1. Название политические права гражданина РФ.

Ответ: Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний. Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее Субъектов.

  1. Какие социально – экономические права гражданина вы знаете?

Ответ: Собственность, труд, отдых, здоровье, образование. Владение и распоряжение частной собственности. Права граждан на предпринимательскую деятельность, равную плату за равный труд.

  1. Каковы культурные права гражданина РФ?

Ответ: Гражданин имеет право на свободу доступа к духовным и материальным ценностям; право на участие в культурной жизни; право на пользование культурными учреждениями; на доступ к культурным ценностям; право на свободу творчества.

  1. Какие обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции?

Ответ: Соблюдение Конституции и законов, уважение прав и свободы других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.

  1. Уголовная ответственность гражданина РФ начинается: с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет.

Ответ: с 14 лет.

  1. Полноправным гражданином РФ молодой человек становится с 16 лет, с 18 лет, с 20 лет.

Ответ: с 18 лет.

  1. Дайте определение понятия «гражданин».

Ответ: лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с законами.

  1. Правом заниматься предпринимательской деятельностью гражданин РФ обладает с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет.

Ответ: с 16 лет.

  1. Высший законодательный орган РФ это: Совет Федерации, Федеральное собрание, Государственная дума.

Ответ: Федеральное собрание.

  1. Конкурс «Сказки глазами юриста».

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

Регулятивные УУД (оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения)                                                        

Познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Командам раздаются по 3 карточки с вопросами, необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Жюри оценивает ответ по 3 баллам.

  1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно?

Ответ: «Красная шапочка».

  1. В какой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие повреждения, приведшие к смерти.

Ответ: «Сказка о попе и о его работнике Балде».

  1. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

Ответ: «Волк и семеро козлят».

  1. В этой сказке речь идет о сказочном герое, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает.

Ответ: «Колобок».

  1. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его.

Ответ: «Царевна Лягушка».

  1. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.

Ответ: «Курочка Ряба».

  1. Конкурс «Из школьной жизни».

Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей)

Регулятивные УУД (коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; установление причинно – следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи)

Домашнее задание. Подготовить пантомиму,  иллюстрирующую конфликт,  возникший  в повседневной   школьной жизни, нарушающий конституционные права. Команда – соперник должна перечислить эти правонарушения, если ответ неверный, то команда показавшая пантомиму, сама озвучивает их.  Жюри оценивает правильные ответы по 1 баллу. 

  1. Рефлексия.

Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные УУД (оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения)

Корабли настроения.                    C:\Users\Евгения\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0009.jpg

Информационный лист оценивания для жюри.

 Жюри _______________________________________________________________

Оценивание 1 конкурса по 5-ти балльной шкале за содержание, названия, девизы, эмблемы.

Название команды

баллы

1

2

Оценивание 2 конкурса по 3-ех балльной шкале за правильное содержание ответов.

Название команды

Баллы

первую фразу

вторую фразу

третью  фразу

1

2

Оценивание 3 конкурса по 5-ти балльной шкале за правильное содержание ответов.

Название команды

1 задача

2 задача

1

2

Оценивание 4 конкурса по 10-ти балльной шкале за правильное содержание ответов.

1 название команды

2 название команды

Оценивание 5 конкурса по 1-но балльной шкале за правильное содержание ответов.

1 название команды

2 название команды

Оценивание 6 конкурса по 3-ех балльной шкале за правильное содержание ответов.

Капитан первой команды

Капитан второй команды

Оценивание 7 конкурса по 3-ех балльной шкале за правильное содержание ответов.

названия команд

1

2

3

1

2

Оценивание 8 конкурса по 1-но балльной шкале за правильное содержание ответов.

названия команд

баллы

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».

1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия:  «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...

Методическая разработка конспекта занятия «Изготовление сувенира к Пасхе».

Занятие проводится перед праздником Пасха. К этому занятию соответственно украшается класс – детскими работами, рис...

Методическая разработка. Конспект занятия "Правильное питание - залог здоровья"

Цель:формирование у воспитанников  представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Методическая разработка Конспект занятия "Вестники весны"

     Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные о...

Методическая разработка конспекта занятия для 3 класса по восстановительной физической культуре на тему "Правильная осанка"

Урок восстановительной физической культуры на тему "Правильная осанка" решает все поставленные задачи. Во время выполнения упражнений укрепляются мышцы пресса и спины, что благотворно влияет на ...

Методическая разработка - конспект занятия в группе продленного дня "Листая страницы сказок..."

Что может быть интереснее сказки в детстве? Эта благодатная тема всегда  будоражит фантазию воспитателя и хочется придумать что-то необычное. Это урок-путешествие не только по сказкам, но и по вс...

Методическая разработка (конспект занятия), 1 класс ФРУКТЫ

Цель:Систематизировать  знания  о фруктах.Задачи:  1.Обучающие:     -Расширить знания о фруктах.     -Развивать умение отличать  фрукты от д...