Классный час "День Героев Отечества"
классный час на тему

Наталья Евгеньевна Рябоконь
Методическая разработка с портретами полководцов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kassnyy_chas_den_geroev_otechestva.docx691.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«День героя Отечества»

D:\Untitled Folder\Users\Desktop\orden-svyatogo-georgiya-4stb.jpg               подготовила: Рябоконь Н.Е.

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения  Дня героя Отечества,

           ордена святого Георгия;                          

       расширить знаний о героических страницах истории нашего Отечества.

       воспитывать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и    

 уважения к историческому прошлому нашей Родины.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

        Добрый день, уважаемые ребята и педагоги!

 Мы называем место, где родились и живем Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали от врагов. Тема нашего классного часа - герои  Отечества. 

Качества героев.

-А, кто такие герои? Кого можно назвать героем?

 Герой — человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

-Какими качествами должен обладать герой?

-Выберите из предложенного списка самые важные, по вашему мнению, качества. Ответы детей (качества: смелый, красивый,  мужественный, честный, высокий,  решительный, упорный, добрый, ответственный , самоотверженный).                                                                

Как вы думаете каждый ли человек способен стать героем?

Как вы думаете, должен ли быть у героев свой праздник?

И такой праздник есть. 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев Отечества.
Праздник День героев Отечества самый молодой праздник в нашей стране.. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Но традиция отмечать этот праздник в России появилась несколько веков назад, . В далёкие времена в 1769 году императрица Екатерина вторая учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца.

В указе императрицы было написано следующее:" Получить этот орден мог тот, кто «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, венчанный полным успехом и доставивший явную пользу».

 А почему орден ,которым награждали героев называется орденом Георгия Победоносца? Кто он ?

 Георгий Победоносец – один из популярных христианских святых.

Рассказ учителя

Георгий Победоносец  жил в 3 веке.  В 20 лет был образован, красив и имел отличное телосложение. Он прославился своей храбростью, став римским военачальником, одержал много побед.  Святой Георгий выступил против императора, когда тот задумал истребить всех христиан. За выступление против императора, тот приказал заключить Святого Георгия в темницу и подвергнуть пыткам.

В течение 7 дней юношу пытали. — его били дубинками и кнутами, привязывали к колесу с острыми ножами, обували ему на ноги раскаленные железные сапоги и много другое. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. И его приговорили к смерти.  С тех пор св. Георгий считается самым совершенным примером доблести и отваги.

Давайте послушаем легенду о том, какой подвиг совершил Святой Георгий.   

и посмотрим на следующий слайд.

Существует легенда, что недалеко от того места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей. Люди той местности начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девушку. Очередь дошла до дочери правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ждать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был ни кто иной, как святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек. На месте этого события была построена церковь во имя  великомученика Георгия. После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем.

Учитель

Георгия Победоносца считают покровителем нашей Армии, его причислили к лику святых. Икону святого Георгия можно найти в любом православном храме,

Если мы посмотрим на монеты достоинством 5, 10, 50 копеек, то с обратной стороны увидим изображение Георгия, который сидит на коне. Он пронзает копьем змея. Кстати, из-за всадника с копьём у монеты и пошло укрепившееся до наших дней название «копейка

А где ещё вы видели изображение св. Георгия?

Ещё изображение св. Георгия на гербе Росси. Герб России - двуглавый орел является эмблемой нашего государства уже более полутысячи лет.

На груди орла изображение Святого Георгия.

А сейчас посмотрим, как выглядит орден св. Георгия.  (показ ордена)

Было время в нашей стране, когда Георгиевский Орден сменил другой орден - Золотая звезда героя.( показ ордена).

 Но сейчас Георгиевский крест вновь восстановлен и является высшей воинской наградой .

За всю историю  России такой орден получили 10.000 человек.Учитель:

В каждой стране есть свои герои, Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных. Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.

- Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее - сильная любовь к Родине.

- Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими героями нашей Родины. (Приложение 3)

  Героическое прошлое нашей Родины ярко отразилось в устном народном творчестве.

 Поэтому, первая наша страничка «Богатырская застава».

Вспомните имена богатырей.

 (Ответы детей, например: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

Много подвигов совершили богатыри, защищая своё Отечество от врагов.Вторая страничка из истории Древней Руси

 (РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ)

1. Великий полководец-Александр Невский  в тяжёлое для Руси время он смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Он провёл две решающие битвы, в которых одержал победу. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. На Чудском озере состоялась вторая  битва. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

 Следующая из истории образования Московского государства?

2. Великий полководец Дмитрий Донской  со своими войсками разгромил ордынское иго, от которого более двухсот лет страдал русский народ.Он решил встретить врага на Куликовском поле на берегу реки Дон. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовская  битва ,а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Это было в 14 веке.

3. Полководец Дмитрий Пожарский и Козьма Минин создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян для изгнания польских захватчиков с Русской земли. В разные концы страны скакали гонцы с призывами объединяться против общего врага.  Сражения ополченцев с поляками начались летом и продолжались до поздней осени.  С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства. Это было в 17 веке-из истории Российской империи?

4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пройдя  через перевалы Альпийских гор. Это было в 18 веке.

5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград .Прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Русские войска вели тяжёлые бои с французами. Кутузова любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение. Это было в 19 веке. из истории Росси ХХ века?

6. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Отечественной войны  - Жуков, Конев,  Малиновский и многие другие. За четырехлетний период борьбы против немецких захватчиков произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага. Одно из таких сражений произошло на Курской дуге под командованием генерала Рокосовского.

Пионеры – герои.

Учитель:

 -А только ли взрослые могут стать героями?

И только ли взрослых награждают этими наградами?

 В годы Великой Отечественной войны в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. . Они совершили истинный подвиг. И сегодня, говоря о героях Отечества,  мы не можем не вспомнить их имена, потому что это и их праздник .9п

е(Валя Котик, Лёня Голиков , Зина Портнова, Надя Богданова, Марат Казей, Костя Кравчук.)

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
      Маленькие герои большой войны. Всем , кого вы видите на этом стенде, было присвоено звание героя посмертно.
   Самый юный из них -
Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза в 14 лет.Это возрастной предел, моложе его Героев в истории Великой Отечественной войны не было.

Ребята а давайте  представим, что мог бы рассказать о себе Валя Котик.

Ученик:

Я Валентин Котик родился в 1930 г. в селе Хмелёвка Шепетовско  района. С ранних лет я помогал своим родителям и в доме и в поле, как и все ребята нашего села. В 7 лет пошёл в школу. Школа наша  была небольшая деревенская , но ребят в ней было много. Было весело и дружно. 22 июня 41 г. мы узнали, что началась война. Мне было всего 11 лет.

Когда в нашу Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решили бороться с врагом. Мы собирали оружие и передавали партизанам, распространяли листовки. Нам удалось найти гранаты и взорвать машину начальника полиции, который был известным фашистским палачом.

 После этого я попал в отряд к партизанам. Сначала был связным , а затем участвовал в боях. Стал подрывником. На моём счету 6 взорванных эшелонов. Дважды был ранен, но возвращался в строй.

Война- это страшно, это разруха, голод, кровь, слёзы, это смерть, которая подстерегает тебя на каждом шагу. Но Когда Твоя  Родина в смертельной опасности , то нет ничего важнее, чем её свобода.

В 44г. , когда мы стали гнать врага с нашей земли при освобождении  г.Славуты был смертельно ранен. Похоронили меня перед школой, в которой я учился. Присвоено звание Героя посмертно. Моя жизнь была короткой , но глядя на вас , я понимаю, что моя смерть и сотни смертей мальчишек и девчонок  были не напрасны.

Учитель:

Об остальных  детях-героях,  вы узнаете, прочитав о них на этом стенде. Стенд ещё постоит у нас в классе и у  вас будет возможность рассмотреть их фотографии, запомнить их имена,  прочитать о их подвигах.

Я подготовила для вас небольшую выставку книг о войне,  о детях- героях. В конце нашего кл. часа вы сможете познакомиться с этими книгами, рассмотреть их, полистать и понравившуюся взять домой, почитать самим или с родителями. Чтобы вам было легче сориентироваться, я немного расскажу о каждой книге.( обзор книг). Все эти книги адресованы вам - детям младшего школьного возраста. поэтому читать их будет просто и интересно.

А сейчас Вадим прочтёт нам стихотворение, которое он подготовил о детях-героях.

Рыжков Вадим

Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы- напоминание живое,
Что отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть- и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицу на доске. «Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните.

  -А сейчас попробуйте собрать пословицу из слов и объяснить её значение.  (работа в группах)

1.«Герой за Родину горой»       2.«Один герой десятерых стоит»   3.«Несчастна та страна, у которой нет героев»    

Итог.

D:\Untitled Folder\Users\Desktop\0c2deb7b00ffc3df5a877c4f37b5544b.jpgD:\Untitled Folder\Users\Desktop\post58939_img1.jpgD:\Untitled Folder\Users\Desktop\0_5cd12_73ab8d4_XL.jpgD:\Untitled Folder\Users\Desktop\suvorov1.jpgD:\Untitled Folder\Users\Desktop\0_58a53_1d9b9421_XL.jpgD:\Untitled Folder\Users\Desktop\12_259.jpgD:\Untitled Folder\Users\Desktop\image3_785.jpg