Конспект урока по ОРКСЭ. "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспек урока по ОРКСЭ "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

Структура

Учебное занятие

1

Класс

4

2

Учебная тема

Дружба

3

Название учебного занятия

Дружба

4

Цель и задачи учебного занятия

Цель урока: формирование у младших школьников  понятий  «друг», «дружба»

Задачи:  показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. На  материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.

5

Планируемые образовательные результаты учебного занятия

Личностные:

 Развитие  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей; умение оценивать результаты, развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные:

   Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими  действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные:

   Формирование понятий  «друг», «дружба»;   осознание ценности человеческой жизни.

 

6

Тип учебного занятия

Сообщение нового учебного материала

7

Вид учебного занятия

Коллективная, индивидуальная работа в парах, группах.

8

Литература, цифровые образовательные ресурсы и оборудование учебного занятия

Учебник Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. М.:Просвещение,2012;

Мультимедиа;

 художественная литература, словари; иллюстративный ряд.

Раздаточный материал:

Задания для групп;

Этапы учебного занятия

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЭОР

1

Организационный этап

Уметь организовываться к работе

Психологический настрой детей на урок

- Добрый день. Сегодня наше занятие мы начнем необычно. Я приглашаю всех выйти на середину  класса.

- Предлагаю поиграть в игру «Миксер».

•   Встаньте все в круг.

•   Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.

•   Поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде зеленый цвет.  

•   Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.

•   Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста.

•   Соберитесь вместе те, у кого на лице появилась улыбка.

- Молодцы!  Я вижу, что «Миксер» помог вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции. А теперь, я приглашаю вас занять свои места.

Приветствуют учителя

Дети  выходят в центр класса или к доске и становятся в круг

Дети  занимают свои места.

Слайды

№1

№2

2

Подготовка уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формирование понятий  «друг», «дружба»;   осознание ценности человеческой жизни.

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет стихотворение.

Слово это серьёзное

Главное важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нём отношения, основанные на доверии,

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это? Конечно, дружба!

Вы догадались, о чем пойдет разговор?

-  Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?

- А вот, что про это сказали учителя нашей школы.  (дружба – это…доверие людей друг к другу; надёжная опора; рука помощи, самопожертвование, умение уступать; хранить секреты; понимать друг друга; счастье; мир; тепло; удача; уважение; поддержка, взаимопомощь, прийти на помощь в трудную минуту; взаимовыручка…)

- Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

- По толковому словарю С.Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля

Подготовленный за раннее ученик читает стихотворение наизусть, остальные учащиеся слушают

Высказывания мыслей учащихся

Ученики  читают на слайде  высказывания из интервью учителей

№3

№4

№5

3

Работа по  теме урока, усвоение новых знаний.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

овладение логическими  действиями анализа, обобщения, построения рассуждений,

- Найдите определение понятия дружбы в учебнике.(с32 – 33)

- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

У вас в конверте - 4 пословицы. На листочках, которые так же в конвертах описаны ситуации. Вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.

А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами.

Ситуация №2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

Ситуация №3

Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

-А как можно вернуть дружбу?

- Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?

Учащиеся работают с учебниками

Учащиеся класса делятся на 2 группы и работают над заданиями.

Предполагаемые ответы учащихся:

- Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».

- Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».

Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».

Дети размышляют и  приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.

4

Физкультминутка

-  Давайте немного отдохнём и поиграем.

Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте, а если нет – то топайте.

Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие, предательство, драчливость, сострадание, злой, отзывчивый,  лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый.

-А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу.

ГВОЗДИ

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.   Старайся не ранить их...

Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

 

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

 

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил – существовал.

Дружба – это мир планеты.

Учащиеся встают, слушают определение качества друга и выполняют определённое движение.

Учащиеся слушают и анализируют прочитанное.

Подготовленный за раннее ученик читает стихотворение наизусть, остальные учащиеся слушают

Звучит спокойная, тихая музыка

5

  Рефлексивная деятельность 

развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, умение оценивать результаты.

- Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить?  Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест. На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.

                                        Тест:

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья… 

А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
С. Никогда не предавали тебя в трудную минуту.

 3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.

  4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь? 

А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

 5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу? 

А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.

 6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья? 

А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
 

   Оценка результатов теста. 

Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.

                               

А

В

С

1

0

3

6

2

6

0

3

3

6

3

0

4

0

6

3

5

6

3

0

6

3

0

6

7

6

3

0

 

 0–20 баллов:  

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них не плохо,… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21 – 33 балла:  

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34 – 48 баллов:  

Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю!

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и попробовать изменить себя. Помните: “Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами.

Учащиеся выбирают один из вариантов ответа и отвечают.

Ученики суммируют  количество поставленных балов.

Учащиеся слушают учителя.

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Дружба

Цель урока – создать условия  по осмыслению понятий: доброжелательные отношения, дружба.Задачи:  - создать условия  для работы в микрогруппах  при работе с текстом (анал...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

в конспекте рассмотрен вопрос дружбы между детьми, взяты примеры из классических произведений...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Через обсуждение поступков даётся представление о дружбе, дети учатся выявлять мотив поступка и давать ему оценку с  позиции нравственного смысла. На уроке развивается мышление, память, воспитыва...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Урок ОРКСЭ, модуль "Светская этика", тема "Дружба"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба"

Урок-исследование о доброжелательных отношениях и дружбе....

Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"...

Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"

На данном уроке речь идёт о формировании понятий "дружба", "порядочность", "бескорыстие"; формируются представления о понятиях "друг", "приятель", &qu...