Cтатья "Ростки толерантности"
статья (1 класс) на тему

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Статья "Ростки толерантности" ставит очень важную проблему- проблему поиска форм работы с детьми ограниченными возможностями здоровья и предлагает опыт работы по адаптации первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rostki_tolerantnosti.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Ростки  толерантности.

Растить в себе человека можно,

  только помогая другому быть человеком.

О.С.Газман

     Первый год  обучения  довольно-таки сложный период для всех учащихся, вступивших на путь познания, тем более  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Казалось бы, в  нашей коррекционной школе  YII вида созданы все условия для эмоционального, интеллектуального, физического развития обучающихся:  внедряются  специальные образовательные стандарты и программы для создания комфортной инклюзивной среды,  создаются индивидуальные   учебные программы, позволяющие  приспособить  физическое  окружение к потребностям  нормативно развивающихся  детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.  У первоклассника появляется  новый круг общения, к услугам детей уютные класс и игровая, интерактивная доска почти в каждом кабинете, просторный спортзал.  

Многие дети с увлечением посещают не один  кружок  дополнительного образования: ритмики, вышивания, ИЗО, музыки. С детьми систематически  работают специалисты: психолог, дефектолог, логопеды.    В группах  продленного дня   обучающиеся занимаются  внеурочной деятельностью.

И все - же состояние тревоги, внутренний дискомфорт, страх продолжительное время не покидает новоиспеченного ученика.  Подтверждение  тому -  данные тестирования специалистов: обучающемуся 1 класса  чаще всего свойственны  психоэмоциональная неустойчивость, внутренняя напряженность, перепады настроения.

       Как снизить  порог неуверенности  ребенка? Кто поможет ему преодолеть сложившиеся стереотипы: в школе трудно, я один.

        Вот тут-то и необходима  особая,   инклюзивная среда, которая чаще всего  рождается  в совместной деятельности ее субъектов:  не только взрослых, но и детей. Ведь именно в детском возрасте  формируются   личностные качества, лежащие в основе толерантности: начинает  проявляться интерес   к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил  поведения, становится самоценным  общение со сверстниками, появляется  потребность  в сотрудничестве с другими людьми, готовность к взаимопомощи и сочувствию.

       Учащимся группы продленного дня 1 б класса повезло: с 1 сентября рядом с ними - вожатые, ученики 4 классов, посещающие дежурную группу продленного дня.

Первая экскурсия по школе,  репетиции сказки «Теремок», подготовка к тихому  часу,  игры во время прогулок, перемен, входное тестирование  по правилам дорожного движения – дела повседневного характера  решаются  быстрее,  если рядом настоящий друг.    Участие в проведении акций: «Безопасный переход», «Посадка и высадка из школьного автобуса»; совместная экскурсия   в городскую пожарную часть, праздники «Посвящение  в первоклассники», «Осенний калейдоскоп»  - вот что не только сближает, но и рождает  творческие идеи.

    Кто- то нуждается в психологической помощи? У Муталибовой Пакизат, ученицы 4б класса, найдется  тепла  для своих питомцев,  чтобы утешить, приласкать, подсказать.

    Нужно навести порядок на рабочем месте?  У Мирзоевой Азизы, ученица 4а класса, найдутся помощники, чтобы  создать домашний  уют и в классе, и  в игровой.

    Кому-то скучно?   У Имановой  Ламии, ученицы  4б класса,  масса идей для творчества: можно сделать открытки, поделки,  коллективное панно из ладошек, вырезать оригинальные снежинки. Результаты коллективной работы порадуют всех его участников: и организаторов, и исполнителей. Не случайно первоклассники уже  приняли участие во многих конкурсах: стали победителями и  лауреатами дистанционной всероссийской олимпиады «О безопасности знаю все», городского конкурса поделок  на противопожарную тематику. А несколько ребят 1 б  имеет не одну грамоту.  Это Тимофеев Саша,  Ткаченко Виктор, Лукина Юстина, Черкашин Максим (классный руководитель Сорокина Т.А.)

  У  кого- то проблемы с дисциплиной?  У Имановой Самиры, ученицы  4б класса,  – свои приемы работы с трудными детьми:  доверительный разговор с обидчиком и жертвой очень скоро разрешит ситуацию. В качестве вожатого  часто бывает в группе и Бердников Никита,  ученик  4б класса. Он соберет вокруг себя  самых задиристых мальчишек: поможет детям собрать конструктор, придумать новые условия известной уже игры, организует   подвижные игры. Для него  это ничего  не стоит, ведь он  их старший товарищ.

     «Мы вас научим, мы вам поможем»,- именно с такими предложениями  приходят наши вожатые  в группу продленного дня, успевая при этом учиться ( все-таки  выпускной класс). Будущие выпускники попутно изучают  английский язык, для того чтобы инсценировать «Репку» на английском языке: постановка  включает  в себя не только содержание  сказки, но и исполнение песен на иностранном языке, танцы.

Ну а 1 б класс,  самых внимательных зрителей театрального представления,  распирает от гордости: главные исполнители - их вожатые.

 Особую благодарность хочется выразить воспитателю дежурной группы   4-х классов Яфаевой Л.Р.,  классным руководителям  Слабышевой Л.А., Семухиной И.В. Много усилий прилагают  педагоги для воспитания  творческих, коммуникабельных и неравнодушных по отношению к ближнему личностей. Они понимают: чем раньше  их дети приучатся  к ответственности, тем больше терпимости  к окружающим  людям и доброты проявят  в дальнейшем.

     Не менее ценны эти встречи и для малышей: с первых шагов своей школьной жизни они  переживают и осознают  значение дружеского общения, взаимопомощи  и взаимовыручки.

     Да,  адаптация первоклассников  - процесс хотя и длительный, но и  необходимый  для формирования приоритетных ценностей ученика школы:  его эмоционального благополучия, умения  учиться, навыков сотрудничества. А успешность дальнейшего обучения, как показывает практика,  будет напрямую  зависеть от приобретенных навыков социального взаимодействия с педагогами, со сверстниками, взращенных    в них   ростков толерантности, благодаря простому человеческому общению- первоклассника с  будущим выпускником начальной школы.

Хотелось бы, чтобы это стало доброй традицией нашего учреждения.

         Тухтахулова Ф.Т.,воспитатель ГПД  1 б класса

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...