Формирование духовно-нравственного поведения младших школьников средствами инсценирования православных праздников.
методическая разработка на тему

Полозова Ирина Анатольевна

Правила воспитания были сформулированы на основе христианства как одном из основных источников воспитания нравственности. Все усилия православной педагогики были ориентированы на душу человека. Одна из основных задач учителя - духовно-нравственное воспитание детей в понимании православия как важной особенности национальной истории и культуры.  Издревле известна тяга русского человека к художественному восприятию жизни, к её образной интерпретации и оформлению. Сохранение и развитие традиций духовности, ориентация педагогики на гуманно-личностный подход раскрывает опора на такие составляющие содержания образования, как «опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного восприятия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственного поведения младших школьников средствами инсценирования православных праздников.

Полозова И.А.

        Подрастающее поколение всегда с надеждой обращено в будущее. Дети, как правило, ждут от взрослых того, чтобы они показали им направление, определяющее дорогу в жизни. Развитие в ребёнке личности, отличающейся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающему миру – в этом заключается цель воспитания.

        Воспитание – слово русское, означающее многое из того, что входит в сферу духовного. Правила воспитания были сформулированы на основе христианства как одном из основных источников воспитания нравственности. Все усилия православной педагогики были ориентированы на душу человека. Одна из основных задач учителя - духовно-нравственное воспитание детей в понимании православия как важной особенности национальной истории и культуры.  Издревле известна тяга русского человека к художественному восприятию жизни, к её образной интерпретации и оформлению. Достаточно вспомнить песни, былины, сказки, хорошо развитое иконописание, народные промыслы и ремёсла. Большое значение в этом процессе имеет ознакомление младших школьников с предысторией православия, в раскрытии для них истоков нравственного народного духа. Сохранение и развитие традиций духовности, ориентация педагогики на гуманно-личностный подход раскрывает опора на такие составляющие содержания образования, как «опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного восприятия».[1]

        Одним из решений указанных задач для меня стало использование в работе с детьми стихотворных сценариев спектаклей к празднованию православных праздников Рождества Христова, Пасхи, Покрова Пресвятой Богородицы, Масленицы, разработанные кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры риторики и культуры речи филологического факультета МГПУ Ю.В.  Щербининой [2].

Методика работы с инсценированием в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра, необходимостью целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрировать внимание на главном, определять эмоциональный характер героев, развивать у детей способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память. Хочу привести пример Рождественской постановки для младших школьников, которую инсценировали ученики моего 2 «Б» класса.

Три дерева  

(Рождественская постановка для младших школьников)

Действующие лица: ведущий, первый пастух, второй пастух, Ангел, Пальма, Маслина, Ёлка.

Декорация зимнего леса.

Реквизит: зелёные шапочки с бумажными листьями пальмы, маслины, еловыми иголками; красивый сосуд для масла – Маслине.

Пролог        Ведущий.        Вот явилась к нам сама

                        Прямо с Севреа зима.

                        Лес весь в белом – волшебство!

                        Скоро праздник – Рождество!

                        Ночи зимние тихи.        

                        Шли по лесу пастухи…

Сцена 1         Первый пастух.         Посмотри-ка вот сюда –

                                        Видишь? Яркая звезда!

Второй пастух.        Где звезда? Пока не вижу –

                                        Подойду к тебе поближе.

Первый пастух. Вот, гляди же! Золотая!

                                        Ярче всех гори! Святая!

Второй пастух.        Как сияет! Как горит!

                                        Будто что-то говорит!

Ведущий.                А о чём? Хотите знать?

                                        Я могу вам рассказать.

Первый пастух. Второй пастух (хором)

                                        Конечно, хотим! Расскажи скорее!

Ведущий.                Века назад, вот так, как вам,

                                        Звезда явилася волхвам

                                        Как знак небесный: скоро всем

                                        Прибыть в далёкий Вифлеем,

                                        Где родился в яслях овечьих

                                        Спаситель душ всех человечьих.

                                        Деревья, люди, звери, птицы

                                        Пришли Младенцу поклониться.

Сцена 2          Ведущий.        Поспорили Пальма, Маслина и Ёлка,

                                Что в дар принести им Святому Ребёнку.

                                И Пальма склонилась к прекрасной Маслине…

Пальма.        …Пойдём же и мы на поклон вместе с ними!        

Ёлка.        Постойте, мои дорогие сестрицы, -

                                Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма.        Куда тебе с нами, колючая Ёлка?

                                Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Маслина.        Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:

                                Душистое масло храню я внутри!

                                Младенцу дарую я свой аромат –

                                (Показывает залу красивый сосуд.)

                                И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма.        Да, Ёлки Святому Младенцу не надо!

                                А я подарю ему листьев прохладу!

                                Его я собою от зноя укрою –

                                И будет он спать в тишине и покое!

Ёлка.        О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.

                                Не в силах дарами я с вами сравниться!

(Появляется Ангел. Маслина, Пальма, Ёлка обступают его.)

Ангел.        Явился я к вам разрешить этот спор.

                Да будешь ты лучше хвастливых сестёр!

                За скромность твою я тебя возвеличу –

                И будет отныне прекрасный обычай:

                Игрушками Ёлку зимой украшать

                И этим Рожденье Иисуса встречать!...

(Все актёры выходят на сцену, берутся за руки и исполняют рождественскую песенку «Рождество Христово, Ангел прилетел»)

        Творчество – главное условие реализации человеком своей индивидуальности, уникальности. Специфика инсценирования православных праздников состоит в том, что она, учитывая возрастные и личностные особенности младших школьников, гармонизирует интересы, увлечения, межличностные отношения.

После просмотра инсценированного произведения проводим обсуждение не только содержания, но и актёрской игры. Спектакль, его репетиции, когда по сценарию сталкиваются категории добра и зла, заставляют выражать своё отношение к этим категориям, учат анализировать и давать оценку поступкам. Всё это духовно развивает ребёнка. Хорошо знакомые и понятные детям сюжеты, положенные в основу сценариев, позволяют донести духовный смысл основных православных праздников, сделать детей полноценными участниками и творцами праздничного действа. Поскольку все спектакли имеют духовно-нравственную направленность, это позволяет оказывать влияние на детскую душу, формировать их нравственное поведение.

Литература

Лернер, И.Я. Педагогика. Философия образования. М.: Высшая школа, 1995,- 576 с.

Щербинина Ю.В. Сценарии спектаклей к православным праздникам. М.: Ковчег, 2007, – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....