Развитие творческих способностей.
статья (1 класс) на тему

Ивашкевич Ольга Михайловна

Что такое творчество.Креативность.Основы творческого мышления.Способы стимулирования творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attest_tvorch_sposobn.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческих   способностей.

Что же такое творчество? Творчество – это процесс,  присущий деятельности человека. В той или иной   степени творчество доступно каждому. Ребенок,                                                                                                             строящий дом из песка, и архитектор, создающий   проект ультрасовременного здания, могут быть    названы творцами.

Результатом творчества является некий  новый   продукт: идея, материальный объект, способ действия    или поведения. Процесс творчества связан с  особым видом мыслительной деятельности. Творческое  мышление – один из видов мышления,  характеризующийся созданием субъективного нового   продукта и новообразованиями в ходе самой   познавательной деятельности по его созданию.   Способность человека к творческому мышлению, а  значит, к творчеству, называют креативностью.

Креативность – характеристика полноценно   функционирующего человека, способность   продуцировать уникальные идеи, результаты,  способы решения проблем. Креативность -  способность человека к  конструктивному   нестандартному мышлению и поведению, а также   осознанию и развитию своего опыта.  Креативность   может рассматриваться как внутренний ресурс    человека, проявляющийся в любом виде   деятельности и позволяющий человеку выходить за  рамки общепринятых представлений о сути вещей,  создавая новое.

Креативность – это те же самые творческие   способности человека, которые могут проявляться в   мышлении, чувствах общении, характеризовать или   личность в целом, или продукт ее деятельности.

Основа основ творческого мышления – это:                      

  • Беглость – способность генерировать   максимальное количество идей;
  • гибкость – способность к созданию   широкого многообразия разноплановых идей;
  • оригинальность – способность    генерировать нестандартные идеи;
  • точность – способность придавать   завершенный вид продуктам мышления.  

Зачем развивать способность к творчеству? Это   вопрос не праздный. Можно смело утверждать, что креативность – качество, необходимое каждому   современному человеку. Причем поле применения   этого качества практически неограниченно.   Креативность – весьма существенное качество, фактор  в современном понимании профессионализма.  

Творчески мыслящий человек, как правило, более   успешен во всем – от простого общения до   профессиональной деятельности. Он терпим к   окружающим, всегда готов признать, что привычный   для него способ поведения может быть не самым   лучшим, что он принят им только в силу привычки, что   каждый человек живет в своем мире и видит этот мир   по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют  окружающие. Таким образом, креативный человек   более привлекателен в общении.

 Креативность помогает человеку находить   оригинальные решения сложных проблем, помогает    создавать яркие художественные произведения.  Также креативность является серьезным фактором – движущей силой развития личности, она обеспечивает   такие качества человека, как   уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и  мышления.

Развитие творческих способностей можно   представить в виде схемы: восприятие проблемы => поиск решения => возникновение и формулировка гипотез = > проверка гипотез => модификация => нахождение результата.

 Каковы же задачи педагога в вопросе   формирования у подрастающего поколения   способности  к  творчеству?

 Во-первых, нужно создать для учащихся условия   для самостоятельной работы.

Во-вторых, нужно вооружить их методами и    приемами творческой работы.

 В-третьих – обеспечить условия для творческой     деятельности.

 В-четвертых – предоставить им  время для   осуществления всех четырех фаз творчества.

Какие же существуют способы стимулирования    творческой активности?

 - Создание благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ    от  высказывания оценок и критики в адрес ребенка  способствует свободному проявлению   многоаспектного    мышления;

 - обогащение окружающей среды новыми   предметами и стимулами;

 -поощрение высказывания оригинальных идей;

 -обеспечение возможности для упражнений и  практики, широкое использование вопросов  раскрытого, многозначного типа применительно к   самым разнообразным областям;

 -использование личного примера творческого  подхода к решению проблем;

 - предоставление детям возможности активно    задавать вопросы

Творческое начало может проявляться в детях уже  с 1 класса в своеобразии ответов (а  не  только  в  их  правильности ),  в стремлении самому задавать   вопросы педагогу.

 Большую роль в развитии фантазии детей имеют   занятия импровизацией, так как способствуют  формированию творческих навыков. Поиск   нестандартных методов и выбор своеобразных форм   развивает творческое мышление учащихся.

 На  занятиях  рисованием, лепкой, аппликацией, оригами дети учатся бережно относиться к   художественным материалам, у них формируются  навыки культуры трудовой деятельности:  планирование будущего рисунка, самоконтроль за   своими действиями в процессе выполнения работы.

 Занятия направлены на развитие у школьников   творчества. Понятие «творчество» определяется как   деятельность, в результате которой  ребенок создает  новое, оригинальное, проявляя воображение,     реализуя свой замысел, самостоятельно находя   средство для его воплощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...