Методы и технологии работы с культурным наследием при проведении цикла бесед по Светской этике в рамках клубного часа в ГПД.
статья (4 класс) на тему

Икконен Дарина Аркадьевна

Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС второго поколения), главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести, а, значит, в обществе будут укрепляться духовно-нравственные нормы. Основными технологиями работы являются игровая технология, технология развития критического мышления (ТРКМ) на основе кластеров,проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов, информационно-коммуникативные технологии, виртуальная экскурсия, проектная деятельность, портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и технологии работы с культурным наследием  

при проведении цикла бесед по Светской этике

в рамках клубного часа в группе продленного дня

Модуль светская этика предполагает ознакомление учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией, религиозными традициями. Но следует отметить, что задача курса в целом, какой бы модуль не изучался ребенком,  это нравственное воспитание.

Исходя из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России (ФГОС второго поколения), главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести, а, значит, в обществе будут укрепляться духовно-нравственные нормы.

Концепция курса «Основы религиозных культур и светской этики»  говорит о формировании у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Важно воспитать в детях уважение к прошлому и настоящему, что благотворно скажется на развитии их духовности. Научные знания должны быть дополнены элементами мировоззренческих знаний.

Духовно-нравственное наследие – основа воспитания личности, без которой немыслимо будущее страны.

Первоисточник духовной традиции в светском значении - морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа, что и является наследием материальной и нематериальной культуры.

Что должен узнать и понять ребенок в результате освоения модуля? Почему наша страна называется Россия, а не как-то еще, почему важно уважать других, о значении семьи и друзей в жизни человека, как важно быть честным и искренним, почему мы гордимся своей страной, Родиной.

К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребованность.  

Иными словами к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями искусства и культуры.

В рамках изучения модуля «Светская этика» изучаемыми объектами культурного наследия могут быть: памятники природы, памятники историческим личностям и событиям, язык, обычаи, обряды, быт, искусство, носители культуры, традиции, образы, ценности.

 В живой народной культуре нравственные размышления и советы растворены в том числе и в фольклоре, пословицах, поговорках, примерах и афоризмах знаменитых личностей, слова мудрецов и бабушкины сказки,  истории и легенды. Все это вместе создает целостную картину мира, усваивая которую, ребенок вместе с ней получает и представления о добре и зле, равно как и мотивы к тому, чтобы их различать.

Любые аргументы в пользу добра и против зла, а это основные понятия курса (этики), необходимо подкреплять примерами из истории родной страны, из биографий знаменитых соотечественников. 

Воспитание личности на основе отечественного духовно-культурного наследия немыслимо без восстановления ясного, вдумчивого, любящего взгляда на Российскую историю.

История есть в некотором смысле священная книга народов

Н.М.Карамзин.

Говоря о младшем школьном возрасте, а именно о младших подростках, надо отметить, что в этот возрастной период  

  • Закладываются основы нравственных знаний, умений
  • Усваиваются нормы поведения
  • Осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения
  • Меняется внутренняя позиция детей, перестраивается система жизненных отношений
  • Авторитет родителей дополняется авторитетом учителя, товарищей
  • Возникают обязанности перед учителем, коллективом, обществом.

Вряд ли кто-то сомневается, что разговоры о добре и зле важны в период взросления.

Для младшего школьника на данном этапе становится важным решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.

Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Курс ОРКСЭ и, в частности модуль «Светская этика», призван помочь младшему подростку в формировании грамотной, в нравственном отношении,  личности.

Значительную роль в освоении курса занимает чтение и работа с текстом.

Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое и развиваться, а также участвовать в жизни общества (PISA – Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии).

Учитель – не единственный носитель информации. Ученики по-разному воспринимают и перерабатывают её (информацию). Зная об этом, следует постоянно чередовать чтение с комментированием прочитанного и дополнением. Кроме того, источниками служит не только текст учебника, но и аутентичные, культурно-значимые тексты. 

В рамках данного вида деятельности дети выполняют словарную работу, пересказ, запись при чтении. Поскольку детям предстоит освоить много новой лексики, необходимо прислушаться к рекомендациям психологов, которые утверждают, что усвоение нового слова-понятия предполагает неоднократное (не менее 7-8 раз) использование его в собственной устной и письменной речи.

Детям значительно проще и комфортнее перейти к самоанализу и самооценке через обсуждение, анализ и интерпретацию, например поведения героев произведения, то есть художественный текст будет также выполнять функцию катализатора рефлексии, служить посредником в процессе присвоения ребенком ценностного смысла изучаемого содержания.

С учетом вышесказанного притча как дидактический текст занимает особое место в освоении курса.

Притчи  выполняют следующие функции:

Функция зеркала,

Функция модели,

Функция опосредования,

Функция хранения опыта

Способы использования притч в учебном процессе:

Определить основную идею и смысл

Придумать название

При использовании приема чтения с остановками – предположить финал

Проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.).

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

Выделить ключевые понятия.

Инсценировать притчу

Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной

исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли т.п.)

Сопоставить нескольких притч

Также в рамках работы с текстом дети выполняют работу с иллюстративным материалом. Иллюстративный материал является дополнением к содержанию учебного материла. Он всегда соответствует ему, дополняет и обогащает материал урока. Иллюстрации возможно использовать при изучении нового и при закреплении как опорный конспект, по которому ученики могут воспроизвести содержание урока.

Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.

Одной из методик интерактивных форм образовательной деятельности, является игровая технология.

Задачи учебных игр:

- Учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;

- игра дает возможность для получения дополнительных знаний, выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов;

- развиваются творческие способности при решении определенных проблем;

- учащиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;

- игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;

- формируется толерантное отношение к другим мнениям.

- приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях;

Сделать урок более эффективным в плане развития ключевых компетентностей учащихся может американская технология развития критического мышления (ТРКМ), известная в России с 1997г. Она предлагает строить урок по схеме: вызов - реализация смысла – рефлексия, используя набор приемов и стратегий. Особенно эффективна данная технология при работе учащихся с учебным текстом.

Кластеры (автор - Гудлат) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Слово “кластер” в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен в стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Отличительными особенностями кейс–метода являются: 
описание реальной проблемной ситуации; 
альтернативность решения проблемной ситуации; 
единая цель и коллективная работа по выработке решения; 
функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; 
эмоциональное напряжение учащихся. 

Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

 Одним из преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий является адресность и ситуативная локализованность. То есть, обратившись к Интернету и мультимедиа любой учитель может создать презентацию или другой вид ИКТ рассчитанный на конкретный класс или ученика.

Презентация к уроку не должна быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения.

Ресурсы Интернета также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий в музеи.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально – существующих объектов. Для этого необходимо определенное техническое оснащение. 

При проведении подобных форм работы необходимо учитывать доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков.

Формы заочных экскурсий могут быть следующие:

просмотр видеофильма с последующим обсуждением и  выполнением заданий;

рассказ учащегося или группы учащихся, сопровождающийся видеорядом;

самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов, интернет-ресурсов.

Проектная деятельность

Проект – это «брошенный вперёд» т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Так как данный курс предполагает долгосрочный тип проекта, то задание по его выполнению ученики получат уже в начале второго полугодия.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Одним из вариантов проверки уровня знаний и сформированности умений является тестирование. На уроках светской этики целесообразно предлагать тестовые задания, которые будут состоять из 3-5 заданий и занимать меньшую часть урока (около 5 минут)

Также к современным образовательным технологиям  с целью оценивания деятельности учащихся относится система инновационной оценки «портфолио». Подобная форма сохраняется и на уроках Светской этики. Но её заменила рабочая тетрадь учащегося. Все записи, сделанные на уроках, творческие задания, тестовые работы ведутся, вклеиваются  и выполняются в рабочей тетради каждым учеником в определенном разделе. Таким образом, как и при обычном портфолио, у учителя есть возможность проследить степень получения и освоения знаний учеником, а  у ученика производить самооценку.

Следует отметить, что изучение духовно-нравственной культуры родной страны  невозможно без обращения к традициям и обычаям древней Руси.

Говоря о культурном наследии, надо отметить, что любая из форм и технологий работы (пратически любая из тем)  в рамках курса ОРКСЭ подразумевает работу с ним, будь то пословицы, поговорки, изобразительное искусство, предметы быта и т.д.

Формируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана в первую очередь, воспитывать ребенка так, чтоб он являлся гражданином Великой России, учить не просто любить Родину, а знать подвиги ее сыновей и дочерей во все времена, кто их конкретно совершал.

В завершении хочется отметить, что при изучении  данного курса в общении с учениками крайне важен принцип нравственного примера педагога.

Не столь важно, какой модуль выбрали родители для своих детей, важно, чтобы дети усвоили на уроках мысль о том, что любить надо учиться и что мир и будущее зависит от того, насколько нравственны будут наши мысли и поступки.

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.

Наполеон Бонапарт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в рамках клубного часа в ГПД "19 мая - День Пионерии"

Внеклассное мероприятие можно провести в начальных классах....

Внеклассное мероприятие в рамках клубного часа в ГПД «Осенних красок хоровод»

Внеклассное мероприятие ддля начальных классов в рамках клубного часа в ГПД "Осенних красок  хоровод"...

Внеклассное мероприятие в рамках клубного часа в ГПД «Тайна мира природы»

Лес играет огромную роль в жизни человека и природы.  Лес во многом определяет качество окружающей среды и то, насколько эта окружающая среда подходит для удобного и здорового существования челов...

Выступление на ШМО « Основы религиозных культур и светской этики в рамках обязательных предметов»

Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Ос...

Конспект - сценарий туристического похода для детей 5-7 лет в рамках клубного часа «Путешествие по осеннему Тамбову»

В материале представлено спортивное развлечение для детей 5-7 лет.   Цели и задачи:              1.     Содействовать развитию туристической куль...

«Цикл бесед с родителями школьников в рамках родительских собраний «Счастливое детство».

Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание м...