Методическое пособие по краеведению в начальной школе "Петушки- мой край родной"
план-конспект занятия на тему

Вершинина Анна Владимировна

Настоящее пособие - это проект, выполненный группой учителей начальной школы МБОУ СОШ №2 г.Петушки. актуальность проекта продиктована запросом времени на воспитание юных граждан в духе патриотизма и ответственности за будущее своей Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел IV. Культурные страницы нашего города

Информационная справка

На территории Петушинского района находится тридцать пять памятников археологии, девяносто семь - градостроительства и архитектуры, тридцать два памятника истории.

Наиболее ранние памятники градостроительства и архитектуры относятся к XVIII веку, когда Подмосковье активно застраивалось дворянскими усадьбами. Это усадьба графа Р.И. Воронцова в селе Андреевское, усадьба Карповых в Сушневе, усадьба Сабашниковых в Костине. Культовое зодчество представлено постройками XVII-XVIII веков - Успенская церковь в селе Караваево, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в селе Воснушка, уникальная по типу Воскресенская церковь в деревне Рощино и др.

Памятники истории на территории района - это знаменитая дорога Владимирка; есть несколько мест, связанных с именем художника И.И. Левитана. Ряд памятников связаны с событиями Великой Отечественной войны - братские могилы, здания бывших госпиталей, школы и дома, где учились и жили Герои Советского Союза - уроженцы Петушинской земли.

В городе существует Музей петуха, основанный в 1997 году Николаем Корниловым. До 2000 года при въезде в город с запада справа от дороги было установлено стилизованное изображение петуха. Сейчас стоит невыразительный постамент с надписью «Петушки», требующий основательного ремонта или хотя бы чистки.

В 1900 году у станции Петушки был построен храм Николая Чудотворца, разрушенный в 1920-е годы. В 2000 году также возле вокзального здания началось строительство деревянной церкви в честь епископа Ковровского Афанасия, который провёл в Новых Петушках последние годы своей жизни. Храм был освящён 26 октября 2002 года.

В российский культурный контекст город вошёл после выхода поэмы «Москва — Петушки» В. В. Ерофеева (1970; официально опубликована в СССР лишь в 1988 году). Сам Ерофеев прожил в Петушках не более двух лет. В Петушках создан небольшой музей писателя.

Занятие 1.

Тема: «Петушок, петушок! Золотой гребешок» 

Форма: занятие с элементами театрализации

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход занятия

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие в далекое прошлое, в стародавние времена…

(Раздается стук)

Кто это к нам пришел?

Петух:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Где вы могли меня видеть?

(Ответы детей)

Я пришел к вам не случайно – я увидел свой портрет на гербе города Петушки. Вот и решил познакомиться с его маленькими жителями – с вами.

Учитель:

Ребята, вы знаете, как выглядит герб нашего города?

(Ответ детей – два петушка смотрят друг на друга)

Петух: 

Правильно. На гербе Петушков изображено 2 петушка, которые смотрят друг на друга.

(показывает герб г. Петушки)

А почему город Петушки так назвали?

Ученик 1:

Несколько легенд существует о ласковом названии города Петушки. По одной версии, город так называется из-за того, что славился грибами «лисичками», Или как их еще называли «петушками».

Ученик 2:

По другой версии, проходящая через Петушки торговая дорога , была практически единственной дорогой для купцов в Муромском направлении. Будто бы поселились в глухих лесах возле печально известной Владимирки лихие разбойники, которые при ограблении подавали друг другу сигналы, перекликиваясь петушиным курареканьем.

Ученик 3:

Одна из версий говорила о том, что изготавливались местные игрушки-свистульки в виде петушков, которые пользовались спросом на Макарьевской и Нижегородской ярмарках.

Ученик 4:

А еще одна из версий, что по обычаю при основании дома устанавливались дымники в виде петушков. Они и по сей день красуются на крышах домов.

Петух: 

Какие вы, ребята, молодцы! Все знаете об истории названия вашего города! А что вы обо мне знаете как о птице и одном из самых любимых в русском народе персонажей?

Учитель:

С древних времен 15 января на Руси праздновали день Кура и Курки, Петуха и Курицы. Петух в представлении наших предков - воин. Он стоит на страже всего белого света. "Месяц на ущерб, а нечистая сила - на свет", - пугали старики. Но петух поет три раза и загоняет бесовское воинство под пни, под колоды, в болотные урочища.

Народ любил петуха и сложил о нем множество загадок. Давайте-ка поиграем! Кто больше знает загадок о петушке!

Загадки о петушке

Два раза родился,

Ни разу не крестился,

А черт его боится.

На голове гребень,

На хвосте серп.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

 Раньше всех встает,
"Ку-ка-ре-ку!" поет.
(Петушок)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днём он — забияка,

Поутру — часы.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

Кто так заливисто поет

о том, что солнышко встает?

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Беленькие перышки, красный гребешок.

Кто это на колышке?

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.


В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

- Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!

Уснули дети.

 Свет потух.

Молчи, горластенький ...

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы

Днем он - забияка,

Поутру - часы.


Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?


Два раза родился, ни разу не крестилка, всем людям пророк

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,

Как зовут его?

Петух: 

Молодцы! А еще жива до сих пор в деревнях примета: в новый дом сперва нужно пустить ночевать кошку и петуха, лишь после этого можно считать, что жизнь в нем будет и спокойна и легка. Как вы думаете, почему так? Какими такими чертами обладал петушок в глазах человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим небольшой мультфильм «Петух и боярин»

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%87%D0%B0%D1%81%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%85%D0%B5&where=all&filmId=27794440-05-12

(Мультфильм «Петух и боярин»)

Учитель:

Каким показан петушок в этом мультфильме?

За что его так полюбили дедушка и бабушка?

За что его так боялся боярин?

Петух:

Вот такой я петушок! Обо мне столько можно еще узнать интересного! Например, то, что я могу предсказывать погоду, отгонять нечистую силу! А еще я – один из символов Франции и мне поставили несколько памятников! А в Индии я – священное животное!...

Учитель:

Конечно, дорогой петушок! Ты немножечко хвастаешься! Но у нас в городе есть, действительно, единственное на всем земном шаре место, где можно все-все узнать о петухе. Что это за место, ребята? (Дети отвечают) Конечно, это – музей «Петуха»! Туда мы с вами и отправимся в следующий раз!

Занятие 2.

Тема: «Петушки – центр культуры и творчества» 

Форма: путешествие по станциям

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход занятия

Свою историю, свой край

Люби, исследуй, изучай

(Звучит « Песня о городе Петушки»)

Ученик 1:

    То, о чем вам сегодня расскажем,

    Все как следует знать должны:

    Ведь история нашего края –

    Часть истории всей страны!

Учитель:

О нашем городе можно сказать, что у него завидное прошлое, хорошее настоящее и прекрасное будущее! Город Петушки нам близок и дорог – здесь мы живем, учимся и работаем, здесь наш родной дом!

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие! Ребята, на чем можно путешествовать? (Ответы детей)

Учитель:

А на чем мы с вами отправимся путешествовать попробуйте сейчас отгадать.

   

Я зашел в огромный дом,

Но недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом! (Поезд)

Учитель:

В путь!

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём.

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

Учитель: Петушки сегодня – это настоящий центр культуры и искусств.

И наша первая станция – музей «ПЕТУХА»

(Презентация  о музее «ПЕТУХА»)

Учитель:

СТАНЦИЯ МУЗЕЙ « ПЕТУХА»

От самого этого названия – музей Петуха - веет чем-то сказочным. И история его появления была, можно сказать тоже сказочной. Возник он словно по чьему-то волшебству. А в роли доброго волшебника выступил человек не местный, приезжий, но не случайный. Это был художник и журналист, искусствовед и собиратель произведений искусства Николай Изосимович Корнилов. Он приехал в Петушки с предложением – передать в будущий музей картины художников.

Встречайте настоящего хозяина музея!

(Входит Петух)

Петух:

Объединение художников под руководством Н. Корнилова необычно встретили наступивший мой год "Петуха", изобразив меня на своих полотнах. Так, 29 апреля 1997 года был создан уникальный, единственный в России, художественный музей "Петуха".

Учитель:

За годы работы собрана большая коллекция живописи, графики, декоративно-прикладного искусства с изображением Петуха: Петух-огонь; Петух-бунтарь; Петух-оберег; многоженец; певец; хвастун; красавец … Музей выполнен в виде сказочной деревеньки со своими улицами и переулками, веселым курятником, площадью споров и дискуссий. Путешествие по сказочной деревеньке доставляет огромное удовольствие детям и взрослым.

Петух:  

Экспозиция музея начинается с яйца. Их в музее множество, сделанных из различных материалов. Удивительное чудо происходит каждый раз, когда из яйца появляется живой, теплый, желтый комочек – цыпленок. Много опасностей подстерегает его на пути к взрослению. Преодолевая их, он превращается в красавца петушка или курочку.

Учитель:

Только в музее «Петуха» можно увидеть таких разнохарактерных петухов, со своей яркой индивидуальностью. Из стекла, хрусталя, глины, дерева, металла, разноцветных ниток, лоскутков, бисера, ракушек – выполнили мастера декоративно- прикладного искусства нашего главного героя. Из разных городов и сел России, ближнего и дальнего зарубежья слетелись в музей петушки. Все они живут мирно и дружно, не переставая удивлять посетителей своей красотой и необычностью.

Петух:  

Есть в сказочном городке волшебный курятник. Живут в нем живописные петушки, но поют они так громко и сладко, что не возможно, удержаться от соблазна, присоединиться к хору. А самых певучих посетителей петушки награждают исполнением заветного желания.

(Исполняют песни о петушке, цыплятах, птицах)

Учитель:

Спасибо, Петушок! Нам пора!

Петух:

До свидания! До новых встреч в музее «Петуха»!

Занятие 3.

Тема: «Старорусская старина» 

Форма: виртуальное путешествие в краеведческий музей, в мир народного творчества

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход занятия

Учитель:

А теперь, ребята, как вы думаете, ребята, на какую станцию мы приехали?

Станция вторая - «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».

Учитель:

Краеведческий музей г. Петушки был создан в 1980 году и назывался музей боевой и трудовой славы комсомола.

(Презентация, показ Краеведческого музея)

Ребята, а о какой экспозиции краеведческого музея идет речь в этих загадках?

  1. В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

             Загудело в трубе.

             Видит пламя народ,

            А тушить не идет. (Печь)

            2)Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

            3)Книзу узок, верх широк,  

Не кастрюля … (Чугунок)

4) Из русской печи

Кашу из печи тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил (Ухват)

5) У неё одна нога,

Ох, горячая она!

Железная нога – это …(Кочерга)

 

Учитель: 

Ребята , как вы думаете,  почему музей называется Краеведческим?

Верно, он рассказывает о истории края, о страницах нашей истории: истории улиц, старых предприятиях, достопримечательностях Петушинского района.и т.д.)

« Петушки» Виктор Туманов

Мне знакома здешняя округа,

Как ни глянь – мой город на виду.

Я его встречаю , словно друга,

И в пути никак не обойду.

Как красив в весеннем он наряде,

В белоснежной россыпи садов!

Мне его цветенья – как награда

И в груди так много теплых слов.

Новостроек высятся кварталы,

С юга - Клязьма синею каймой.

Городов проехал я немало,

Но в душе лишь он всегда со мной.

Поезда стучат не умолкая,

Мчаться на Урал и на Москву.

Город мой с улыбкой чуть лукавой,

Петушками ласково зовут!

Песня « ПЕТУШКИ» (слова и музыка В. Исковяк )

  1. Во Владимирской стороне.
  1. Средь лесов и полей есть город.

   Я живу в нем , он нравиться мне ,

И как я он душою молод!

У него есть своя судьба,

У него есть своя дорога.

Он идет с ней сквозь года

И путей впереди так много.

 

Припев:

  Петушки – это маленький город у Клязьмы,

  Петушки – это город , приветливый с каждым.

  Ты ,как Родина нами любим.

  В своем сердце навек сохраним ,

  Оставайся навеки таким!

Учитель:

В музее вас встретят увлекательные экспозиции: 

∙        «Страницы нашей истории» 

В ней вы найдёте первые упоминания о деревне Петушки, о зарождении города, начиная с улицы Вокзальная на станции Петушки в конце XIX века. Экскурсии «История города Петушки»; «Старые предприятия Петушинского района»; «Достопримечательности Петушинского района» (дворянские усадьбы, пребывание И.И. Левитана в дер.Городок в 1892 г.)

∙        «Русская изба» (конец XI – начало XX вв.)

Игровая экскурсия «Русская изба» воссоздаёт атмосферу старого русского дома с предметами быта, воспроизводит работы в доме. Игровая экскурсия «Как выращивали хлеб». Импровизирование воспроизведение всех крестьянских работ связанных с выращиванием хлеба (пахота, боронование, посев, жатва, молотьба, просеивание, обмолот). Экскурсия «Ремёсла и промыслы Петушинского района».

 

∙        «Наши земляки в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Разделы: «Битва за Москву»; «Защита Ленинграда»; «Оборона Сталинграда»; «Курская битва»; «Освобождение Белоруссии»; «Эвакогоспитали Петушинского района в годы ВОВ»; «Женщины - участницы ВОВ»; «Герои советского союза – наши земляки».

  1. «Нас водила молодость»

 Экспозиция фотоматериалов посвящена поколениям комсомольцев Петушинского района. Материалы подобраны по периодам, начиная с 20-х годов XX столетия.

В зале сменных экспозиций вы можете посетить выставки: самодеятельного художника Г.З. Карпова (1889 – 1968) из деревни Санино Петушинского района; «Русский костюм в бытовой культуре конца 19-го – начала 20-го вв.».

Учитель:

Еще много познавательного и интересного мы узнаем с вами о своем городе , посещая Краеведческий музей.

Вы немного устали.

На этом наше путешествие подошло к концу!

(Звучит песня «Петушки». Показ презентации «Город Петушки»)

Занятие 4.

Тема: «Дорога к храму» 

Форма:

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход занятия

Учитель:

Тихо падает снег,

Белые хлопья кругом.

Темно-синим крылом

Ночь покрывает наш дом.

Хвойный запах и блеск

Елочных, ярких шаров.

Это праздник пришел,

Праздник из детских снов.

И прекрасным мечтам

Сбыться сейчас суждено.

Ждали мы целый год

Праздника волшебство.

Тонкий месяца луч

С нежностью смотрит в окно.

Светом первой звезды

Входит к нам Рождество.

Ученик 1.

Рождество Христово,

Ангел прилетел.

Он летел по небу

Людям песню пел.

На широком небосводе,

В звездном ярком хороводе,

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит.

Где тот звездный луч  трепещет,

Не страшна беда, где  засветится звезда.

(Под колокольный звон входят два ангела)

Ангел 1 Добрый вечер, дорогие ребята и дорогие гости! Примите самые искренние поздравления и самые добрые пожелания в светлый праздник – праздник Рождества Христова .Рождество – самый добрый, самый светлый, самый радостный праздник. Его любят и с нетерпением ждут в каждом доме.

Ангел 2 Свет первой рождественской звезды возвещает всему миру, что родился маленький Христос, а, значит, наш мир стал светлее, чище, добрее. С праздником всех вас, дорогие мои, и веселого вам Рождества!

Мы пришли к вам на праздник  не случайно, когда мы появляемся все вокруг  радуются , а нам на душе становиться весело!

Ребята ,а что вы знаете о празнике Рождество Христово ?

Ученик 2.6 января канун, или день навечерия Рождества Христова, сопровождается строгим постом и называется сочельником, так как в этот вечер по церковному уставу употребляются в пищу сочиво – хлебные зерна, размоченные водой. Пост соблюдается до вечерней зари. В храмах в рождественскую ночь проходит праздничные богослужения: церковный хор поет молитвы, горят все подсвечники.

Ученик 3.В домах с раннего утра перед Рождеством убираются, моются, меняют бельё, готовят разные праздничные блюда. В эту ночь обильно кормят скот. Рождество праздник тихий, семейный. Все ждут появление Рождественской звезды. Когда пробьёт полночь принято обмениваться подарками.

Ученик 4. 7 января наступает Рождество Христово.

Знает о Боге любой человек!

В ту ночь, когда Христос родился,

Глас Божий с неба прозвучал,

И Ангел к нам с небес спустился,

Его Господь сюда послал!

И весть послышалась из уст:

Ночь Рождества запомнят люди,

Родился Божий сын, Иисус!

Ангел 1 Ты лети, мой ангел милый,

Нежный, легкий, белокрылый!

Расскажи всем людям мира,

Что сегодня Рождество!

Ангел 2.Что такое Рождество?

Ангел 1. Это значит, что на свете

Появилось Божество.

Он пока еще младенчик,

Но глаза его лучисты,

И вокруг Него так ярко,

А вокруг Него так чисто.

Он лежит в пещере темной,

И, как солнышко, сияет,

И лучи своей улыбки

Всем на свете посылает.

Ангел 2.  Даже злым?

Ангел 1.  И злым, и вредным;

Всем: богатым или бедным

Без разбору, детям, птицам,

Диким львам и насекомым –

Будто бы своим знакомым.

Мудрецы пришли с Востока

И колени преклонили,

Ладан, золото и смирну

Иисусу подарили.

Он пока еще младенчик,

Но как солнышко сияет

И своей улыбкой доброй

Наши души согревает.

А теперь, лети скорее!

Расскажи всем новость эту!

Он пока еще младенчик,

Но любовь подарит свету!

«Ангелочки бегут», звенят колокольчиками.

Учитель: Теперь, дорогие ребята ,гости, вы узнали, в честь Кого празднуют «Рождество», о рождении Христа, о радости, которой наполнились людские сердца, когда Он появился на свет.

Ученик 5. Рождество всегда сопровождалось яркими народными обычаями. В рождественскую неделю молодые парни и девчата обходили дома ряженые в костюмы или маски, в шубе с вывернутой наверх овчиной, с колокольчиками , бубенчиками, свистульками и пели поздравительные песни- колядки, а те кто пел эти песни назывался колядовщиками. Колядовщики ходили с мешком и за свою торжественную песню хотели получить от хозяев дома подарки (хлеб, колбасу, пряники). Обойдя всю деревню, колядовщики собирались в каком-нибудь доме, обычно, где жили молодые девушки.

Ученик 6.  Хозяин и хозяйка дома поджидали гостей, накрывали праздничный стол. После долгого и строго поста, который длился 6 недель всем хотелось веселиться и молодым и старым.

 

Учитель: 

 Так же чувством радости и ликования наполнены церковное Богослужение, иконы праздника.В нашем городе несколько храмов .

(Презентация « Храмы г. Петушки»)

Ангел 1.

Стоит посреди необъятной России Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Возвышается он на пологом холме над рекой Березкой. Хорошо виден он всем, кто проезжает по автотрассе Москва — Нижний Новгород. Вековая история храма Успения Пресвятой Богородицы неразрывна с историей города Петушки. Более  ста лет  назад освящение церкви изменило статус Петушков: деревня стала селом, началось экономическое развитие, росло население. Церковь оказалась духовным центром этих изменений. Сегодня мы находим множество свидетельств жизни наших прадедов, которые не представляли себя, свои семьи, каждое свое дело и начинание без благословения Церкви

Ангел 2.  

В июле 2010 года от Рождества Христова исполнилось сто лет со дня освящения в Петушках церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Каменную церковь начал строить в сентябре 1904 года московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба семьи которого тесно переплелась со Старыми Петушками и ближайшими деревнями.

Юбилей храма Успения Пресвятой Богородицы — особое событие не только для священнослужителей и прихожан, но для всех, кто физически и духовно, исторически и совсем недавно связал свою жизнь с удивительным краем неподалеку от бурлящей Москвы.

Учитель:

Многое в храме сохранилось со времени его открытия. На предметах церковной утвари выгравированы или вышиты надписи по просьбе основателя церкви И. П. Кузнецова: «О спасении Иоанна и Наталии со чадами». Благодарим великих строителей церкви, молимся о них коленопреклоненно. Какую огромную духовную силу передали они потомкам! Какую необычайную красоту подарили они всему народу русскому!

Строительство храма стало главным делом жизни удивительного человека. Уроженец здешних мест, внук бывших крепостных, потомственный купец и промышленник, он мечтал построить храм на родной земле.

Ангел 1.

Духовной подвижничество И. П. Кузнецова обрело зримые очертания уже в 1904 году.  Началось строительство церкви.

Освящение храма было весьма торжественным Об этом свидетельствует и представленные приглашения на удивительный праздник. Прибыло множество высокочтимых гостей. В воскресенье 18 июля 1910 года  храм освятил  архиепископ Владимирский и Суздальский Николай .

Учитель:

Любовь к Ивану Павловичу по сей день хранится в сердцах петушинцев и жителей окрестных деревень. Старожилы вспоминают о благодарственпых словах своих родителей в адрес Кузнецова. Много сил и средств положил он на благоустройство своего детища — Свято-Успенского храма.

Особую ценность представляет полностью сохранившееся внутреннее убранство храма. Это уникальный, не имеющий аналогов ансамбль архитектурного пространства, живописного оформления и предметов декоративно-прикладного искусства.

Неповторим комплекс бронзовых предметов церковного обихода храма. малые и большие паникадила, фонари, ограда солеи, хоругви, подсвечники и

т.д. Сохранилась со дня основания храма  Напрестольное Евангелие богослужебная книга. А также в храме можно увидеть Плащаницу .которая вышита золотом и украшена жемчугом. Особо чтима икона «Богоматерь Иверская»

Ангел 1.

Таинственная и умиротворяющая обстановка устанавливается перед началом каждой службы.

 В праздники прихожан собирается великое множество. Возвращение россиян к истокам своей веры. Особое чувство охватывает каждого, кто входит в Свято-Успенский храм. Оно всегда глубоко личное и трепетное.

Оно наполняет вселенской  радостью в дни великих церковных праздников, когда ты оказываешься в чудесном храме вместе с сотнями молящихся православных людей.

Дети прихожан и гостей прихода всегда с трепетом ожидают праздника Рождества Христова. На Рождественской сказке в Свято-Успенском храме всегда собирается очень много ребят и девчонок. Буквально, яблоку негде упасть! Учащиеся воскресной школы готовят к празднику замечательные спектакли.

Учитель:

В 1897 г.  министерское училище открылось . Это училище станет позднее церковью-школой с Никольским храмом на месте нынешнего  Свято- Афанасьевского.

Никольский храм был освящён 9 июля 1900 года Он был деревянный, на каменном фундаменте. В стене были двери, соединявшие школу и церковь. О событии писали «Владимирские епархиальные ведомости» (№20 за 1900 г.С. 664-676) Этот храм был первым, построенным в Петушках. Средства на храм собирали. Служил в храме причт Крутецкого храма.

Святитель Афанасий(Сахаров) , епископ Ковровский.

Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (1ст.ст.)1887 года.

Григорий и Матрона, родители Сергия, жили во Владимире. Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию окончил с отличием. . Богослужение было главной любовью будущего владыки. Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция.

Первый арест святителя произошел ЗО марта 1922 года. Он положил начало многолетним тюремным мытарствам владыки Афанасия. Путь владыки по тюрьмам и ссылкам был нескончаемым и изнурительный: тюрьмы: Владимирская, Таганская в Москве, Зырянская, Туруханская, лагеря: Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Онежский, Мариинские в Кемеровской области, Темниковские в Мордовии...

Более 120 лет отделяет нас от дня рождения святителя Афанасия (Сахарова), канонизированного Русской православной церковью в 2000 году в Соборе Новомучеников и исповедников Российских. Скончался Владыка Афанасий 28 октября 1962 года. В 2007 году исполнилось 45 лет с этого момента.

В городе Петушки в честь святителя, жившего, трудившегося над богословскими трудами, скончавшегося в Петушках, построен храм. Храм стоит рядом с железнодорожным вокзалом.

 Его история пока небольшая, но очень поучительная. До революции на его месте была церковь-школа,Никольский храм был освящен 9июля 1900г., стоящий на месте нынешнего Свято-Афанасиевского, был приписным к Крутецкому. После революции храма не стало. Все помещения заняла школа.

 

                                                                           Храм Святителя Афанасия.

                          26 октября 2000 года храм в честь святителя Афанасия был заложен. Петушки в тот день увидел  небывалый  крестный ход. После литургии в Свято-Успенском храме духовенство во главе с  Владыкой Евлогием  направилось по улице Ленина в сторону ж/д станции. Несли иконы, хоругви,   мощи святителя Афанасия. Построил храм выходец из Петушков, московский предприниматель .

  Пока храм строился, службы совершались в храме-часовне, который был временным.  Он располагался на территории, отведённой под храм. В некоторых источниках это сооружение  названо только часовней.

 7 января 2002 года состоялась первая служба. 10 февраля 2002 года на храм был поднят крест.

  В этом важном событии участвовали игумен Афанасий (Селичев)(сейчас игумен, возглавляет

  Михаило-Архангельский монастырь г. Юрьев-Польского) и о. Сергий Берёзкин,  нынешний

  настоятель Свято-Успенского храма г. Петушки.

  Стоит в Петушках внешне ничем неприметный деревянный домик, но место это святое – здесь жил    Святитель Афанасий. Множество паломников приходит в дом святителя!

Ученик 10.  Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом замело.

Снег под солнцем серебрится,

Ясный свет под ним струится,

И звучат слова: «Здравствуй,

Праздник, светлый, ясный,

Величавый и прекрасный,

Праздник Рождества.

А знаете ли вы, друзья, откуда пришел обычай наряжать рождественскую елку и зажигать на ней свечи и гирлянды?

Близ пещеры, где родился Христос, росли три дерева: ель, олива и пальма. В тот вечер, когда Вифлеемская звезда возвестила о рождении Христа:

Ликовала вся природа,

Величава и светла,

И к ногам Христа-младенца

Все дары свои несла.

Оливы подарили младенцу свои «золотые плоды», пальма – свои большие листья-зонты, которые могли спасти от жары маленького Христа, а ель не знала, что подарить. Она горько заплакала:

Елка: Все несут дары младенцу.

Всем радость он рождением принес.

А мне как быть, мне, елке, без подарка?!

Что подарю, Младенец наш, Христос?

Ночь так тиха, а я так одинока,

Нет никого, кто смог бы мне помочь.

Звезда святая, светишь ты высоко,

Не видишь ли надежды огонек?

Учитель: Эти слезы увидала

С неба звездочка одна,

Тихим шепотом подругам

Что-то молвила она…

И вдруг свершилось чудо…

Ученик:Вдруг посыпались – о чудо! –

Звёзды огненным дождем,

Ёлку тёмную покрыли,

Всю усеяли кругом,

И она затрепетала,

Ветви гордо подняла,

Миру в первый раз явилась,

Ослепительно светла.

С той поры доныне, дети,

Есть обычай у людей –

Убирать роскошно ёлку

В звёзды яркие свечей.

Каждый год она сияет

В день великий торжества

И огнями возвещает

Светлый праздник Рождества.

(Д.С.Мережковский)

Елка: Гореть же мне теперь отныне

Из года в год, из века в век!

И пусть всегда в честь Рождества Христова

Огни на елке зажигает человек!

Ни в одном доме праздник Рождества не обходится без лесной красавицы- елочки. Блеск игрушек, бус и гирлянд, свежий запах хвои, рождественские подарки и чудеса – вот то, чего ждут все дети на земле в Рождество.

УченикПусть наша елочка мала –

Она нам радость принесла.

И наша ель в свой малый рост

Сверкает миллионом звезд.

И зажигались их лучи

От той, в Рождественской ночи,

Волхвов приведшей ко Христу,

Скажи, ты помнишь ту звезду?

И ангелы поют на ней

Между густых ее ветвей,

Развешивая там дары

Для взрослых и для детворы,

Чтоб люди все, со всей земли

К прекрасной ели шли и шли,

Всех ближе к елке – малыши,

Кружась, резвились от души.

(Мария Вексельсен «Прекрасная большая ель» отрывок)

Чтец 13: В светлый праздник Рождества звонят колокола!

Светлеют лица у людей, и отступает мгла:

Каскадом серебристых нот полночный перезвон

Нам вести добрые несет из глубины времен.

(Элиза Кук «Рождественский очаг»)

ченик 11.Так легко, как снежный пух,

Рождества крылатый дух

Озаряет небеса,

Сводит праздник на леса,

Чтоб от неба и земли

Светы встретиться могли,

Чтоб меж небом и землёй

Загорелся луч иной,

Чтоб от света малых свеч

Длинный луч, как острый меч,

Сердце светом пронизал,

Путь неложный указал. (А.Блок «С Рождеством Христовым»)

Ученик 12.Звездочки в небе месяц зажег

Ярче, чем свечки.

Точно алмазная россыпь, снежок

В поле за речкой.

Замер на горке заснеженный лес.

Все замолчало.

Ночь Рождества – время чудес,

Хор учеников класса исполняет «Рождественскую песенку» (сл. и муз. П. Синявского)

Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба

Льется свет Рождественской звезды.

Расцвели хрустальные сады,

Льется свет Рождественской звезды.

Припев: Возле елки снова, возле елки

Торжество, торжество –

Рождество Христово,

Рождество Христово,

Рождество, Рождество.

В каждый терем, в каждую светелку

Златокрылый ангел прилетел.

Он зажег Рождественскую елку

И на нас с улыбкой поглядел.

Златокрылый ангел прилетел

И на нас с улыбкой поглядел.

Снится нам в Рождественский сочельник

Вереница праздничных чудес:

Сам господь в чудесных облаченьях

К нам с тобой спускается с небес.

Вереница праздничных чудес

К нам с тобой спускается с небес.

Ученик:Есть страны, где люди

От века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов.

Там только нетающим

Снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов.

Цветы там душистее,

Звезды крупнее,

Светлей и нарядней весна.

И ярче там перья у птиц,

И теплее там дышит морская волна.

В такой-то стране

Ароматною ночью

При шепоте лавров и роз

Свершилось желанное чудо воочью –

Родился младенец Христос.

(С. Надсон «Рождество»)

Раздается звон колокольчиков, пробегают «Ангелочки».

Ученик: Иосиф и Дева Мария

Однажды пришли в Вифлеем.

О том повествуют преданья

И строки старинных поэм.

Пусть нету в гостинице места,

Тепло и уютно в хлеву.

Родился здесь сын у Марии

Прекрасный, как сон наяву.

О чем молчаливый Иосиф

Молчал в ту великую ночь?

Он был только верным и добрым.

Чем мог он Марии помочь?

Закутал он мать и младенца

В свой старенький плащ шерстяной.

Так, молча, мечту о небесном

Согрел он, Иосиф земной.

(Ингер Хагеруп «Гимн Иосифу»)

В исполнении солиста звучит песня Ф. Грубьера «Тихая ночь».

Тихая ночь, дивная ночь.

Дремлет все, лишь не спит

В благоговенье святая чета,

Чудным младенцем полны их сердца.

Радость в душе их горит! (2 раза)

Тихая ночь, дивная ночь.

Глас с небес возвестил:

«Радуйтесь, ныне родился Христос,

Мир и спасение всем он принес,

Свыше вас всех посетил!» (2 раза)

Тихая ночь, дивная ночь.

К небу нас Бог призвал.

О, да откроются наши сердца,

И да прославят его все уста,

Он нам Спасителя дал! (2 раза)

Ученик: Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит звезда над пещерой.

Ангелов хор смолк за холмом.

Свет голубой тихо льется из щелей.

В яслях младенец-Спаситель лежит,

Тысячи лет его ждали прихода.

Счастье тому, кто к Нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

Ученик: В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени

Гладил лен его волос.

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, пробравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком.

Присмиревший белый козлик

На его чело дышал.

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей»

В исполнении хора детей звучит песня «Вот время настало»

(музыка и слова И. А. Шульца)

Ученик: Вот время настало

Спешить детворе

К яслям в Вифлееме

На скотном дворе.

Святой этой ночью

По воле Отца

Ликуют от счастья

Людские сердца.

Склоните колени

Молитвенно вы

И руки возденьте,

Как в прошлом волхвы.

Ликуйте же, люди,

Веселье у нас,

И ангелы с вами

Ликуют сейчас.

Вот время настало

Спешить детворе

К яслям в Вифлееме

На скотном дворе.

Ликуйте же, люди.

Веселье у нас,

И ангелы с вами

Ликуют сейчас.

Ученик:Шагал караван.

Вез трех мудрых волхвов,

На трех королей похожих.

- Какая дорога ведет в Вифлеем? -

Спросили они у прохожих.

Не знали ответа ни стар, ни млад,

И спрашивать было напрасно.

Дорогу туда знала только звезда,

Светившая нежно и ясно.

Полнеба пройдя, звезда замерла

Над скромным крестьянским хлевом.

Пречистая Дева дитя родила –

Он станет и жизнью и хлебом.

Бык замычал. Рассмеялось дитя.

Радость волхвов обуяла.

Во славу родившегося Царя

Запели они хоралы.   (Хенрик Вергелан)

В исполнении хора детей звучит хорал «Радуйся».

Радуйся, радуйся

Миру цветущему,

Небу весеннего дня!

Радуйся, радуйся

Хлебу насущному,

Что подарила земля!

Ученик В этот миг на звездном небосклоне

Засияла новая звезда

Отраженьем Божьего младенца,

Пробудившего всю землю ото сна .

Вот звезда восходит над пещерой,

Сердце наполняя радостью и верой.

Танцевальная группа исполняет танец «Встреча звезды» (муз. Бетховена «К Элизе»).

Ребёнок 1: Звезда, с небес сошедшая,

Ты - лучик в темноте!

Что в небе интересного

Запомнилось тебе?

Звезда: Поведаю историю, как в мир пришел Христос,

Явилась радость вечная,

Отвечу на вопрос!

Рождение Спасителя звезда предугадала,

И в небе эта радость звездою воссияла.

Ученик: Христос – Спаситель? Объясни,

Мне трудно все понять!

Тебя прошу, моя звезда,

Подробней рассказать!

Звезда: Слушай, малыш, ведь историю эту

Ветер могучий разносит по свету!

Этой истории тысяча лет,

Знает о Боге любой человек!

В ту ночь, когда Христос родился,

Глас Божий с неба прозвучал,

И Ангел к нам с небес спустился,

Его Господь сюда послал!

И весть послышалась из уст:

Ночь Рождества запомнят люди,

Родился Божий сын, Иисус!

Ангел 1 Ты лети, мой ангел милый,

Нежный, легкий, белокрылый!

Расскажи всем людям мира,

Что сегодня Рождество!

Ангел 2.Что такое Рождество?

Ангел 1 Это значит, что на свете

Появилось Божество.

Он пока еще младенчик,

Но глаза его лучисты,

И вокруг Него так ярко,

А вокруг Него так чисто.

Он лежит в пещере темной,

И, как солнышко, сияет,

И лучи своей улыбки

Всем на свете посылает.

Ангел2 Даже злым?

Ангел 1 И злым, и вредным;

Всем: богатым или бедным

Без разбору, детям, птицам,

Диким львам и насекомым –

Будто бы своим знакомым.

Мудрецы пришли с Востока

И колени преклонили,

Ладан, золото и смирну

Иисусу подарили.

Он пока еще младенчик,

Но как солнышко сияет

И своей улыбкой доброй

Наши души согревает.

А теперь, лети скорее!

Расскажи всем новость эту!

Он пока еще младенчик,

Но любовь подарит свету!

«Ангелочки бегут», звенят колокольчиками.

Учитель: Теперь, дорогие ребята ,гости, вы узнали, в честь Кого празднуют «Рождество», о рождении Христа, о радости, которой наполнились людские сердца, когда Он появился на свет.

А знаете ли вы, друзья, откуда пришел обычай наряжать рождественскую елку и зажигать на ней свечи и гирлянды?

Близ пещеры, где родился Христос, росли три дерева: ель, олива и пальма. В тот вечер, когда Вифлеемская звезда возвестила о рождении Христа:

Ликовала вся природа,

Величава и светла,

И к ногам Христа-младенца

Все дары свои несла.

Оливы подарили младенцу свои «золотые плоды», пальма – свои большие листья-зонты, которые могли спасти от жары маленького Христа, а ель не знала, что подарить. Она горько заплакала:

Елка: Все несут дары младенцу.

Всем радость он рождением принес.

А мне как быть, мне, елке, без подарка?!

Что подарю, Младенец наш, Христос?

Ночь так тиха, а я так одинока,

Нет никого, кто смог бы мне помочь.

Звезда святая, светишь ты высоко,

Не видишь ли надежды огонек?

Учитель: Эти слезы увидала

С неба звездочка одна,

Тихим шепотом подругам

Что-то молвила она…

И вдруг свершилось чудо…

Ученик: Вдруг посыпались – о чудо! –

Звёзды огненным дождем,

Ёлку тёмную покрыли,

Всю усеяли кругом,

И она затрепетала,

Ветви гордо подняла,

Миру в первый раз явилась,

Ослепительно светла.

С той поры доныне, дети,

Есть обычай у людей –

Убирать роскошно ёлку

В звёзды яркие свечей.

Каждый год она сияет

В день великий торжества

И огнями возвещает

Светлый праздник Рождества.

(Д.С.Мережковский)

Елка: Гореть же мне теперь отныне

Из года в год, из века в век!

И пусть всегда в честь Рождества Христова

Огни на елке зажигает человек!

Ни в одном доме праздник Рождества не обходится без лесной красавицы- елочки. Блеск игрушек, бус и гирлянд, свежий запах хвои, рождественские подарки и чудеса – вот то, чего ждут все дети на земле в Рождество.

Ученик:Пусть наша елочка мала –

Она нам радость принесла.

И наша ель в свой малый рост

Сверкает миллионом звезд.

И зажигались их лучи

От той, в Рождественской ночи,

Волхвов приведшей ко Христу,

Скажи, ты помнишь ту звезду?

И ангелы поют на ней

Между густых ее ветвей,

Развешивая там дары

Для взрослых и для детворы,

Чтоб люди все, со всей земли

К прекрасной ели шли и шли,

Всех ближе к елке – малыши,

Кружась, резвились от души.

(Мария Вексельсен «Прекрасная большая ель» отрывок)

Ученик: В светлый праздник Рождества звонят колокола!

Светлеют лица у людей, и отступает мгла:

Каскадом серебристых нот полночный перезвон

Нам вести добрые несет из глубины времен.

(Элиза Кук «Рождественский очаг»)

В исполнении всех участников праздника звучит песня «Свечи зажги».

Счастье в дом к нам входит негаданно,

Освещает наш путь доброта,

От улыбки друзей станет радостно,

И спасет этот мир красота.

И душа зазвенит колокольчиком.

Звон услышат моря и леса.

На земле этой вечной и праведной

Пусть же вечно живет доброта.

Припев: Свечи зажги, свечи светлые,

Старые праздники сердцу верни,

Свечи зажги, свечи светлые,

Ради любви свечи зажги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по краеведению "Мы живем в Кировском районе".

Учебно-методическое пособие по краеведению с загадками, учебным материалом....

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в начальной школе»

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в начальной школе»  «Внеурочная деятельность в начальной школе». В данном методическом пособии будут рассмотрены различные направлени...

Методическое пособие "Развивающее обучение в начальной школе"

Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. Пособие содержит уникальный многолетний опыт работы учителя по созданию учебно-воспитательного пространства "Мадленький Россиянин" на основе интегри...

Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы

Сборник заданий для устного счёта в начальных классах...

Учебно-методическое пособие "Использование физминуток в начальной школе"

Многие педагоги думают, что физминутки отнимают массу времени, расхолаживают учащихся. Данное методическое пособие приводит результаты анкетирования школьников, убеждающие в полезности двигательных па...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...