КТП по внеурочной деятельности "Моя первая экология"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_poyasnitelnaya_zapiska_ekologiya.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28» г. Белгорода
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол заседания от 26.08.2014 № 1 | СОГЛАСОВАНО 3аместитель директора _________/ О.В. Резанова 26.08.2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/ А.В. Козловцева Приказ от 01.09.2014 г. № 383 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальное направление
для обучающихся 2 «Д» класса
«Моя первая экология»
Составитель:
учитель начальных классов
Чиркова Ю.А.
2014-2015
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» для 2-4 классов разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана - Граф, 2014. — 192с.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Программа состоит из 2 крупных разделов:
1. «Экология в красках и формах» (2 класс)
2. «Дом, в котором я живу» (3-4 класс)
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Практическая значимость данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы ОО
Изучение данной программы целесообразно начинать в начальной школе со 2 класса: 2 класс — «Экология в красках и формах». Объём занятий – 66 часов. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Цель и задачи
Цель:
Изучение данного курса создает условие для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Отличительная особенность. Данная программа рассчитана на детей 8 - 11 лет.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 2 занятие в неделю с продолжительностью 35 минут каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.
Срок реализации программы – 3 года: 1 год обучения (2 класс) – 33 часа, 2 год обучения (3 класс) - 33 часа, 3 год обучения (4 класс)- 33 часа (1час в неделю).
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1. | Экология в красках и формах | 66 ч. | ||
2. | Дом, в котором я живу | 33 ч. | 33 ч. | |
Итого | 66 ч. | 33 ч. | 33 ч. |
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности.
2. Общая характеристика курса
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм, красок. Взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художествственно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формировании ценностного отношения младших школьников к природе. Воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
1 год обучения (66 ч.)
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Первые шаги по тропинке открытий | |||
1.1 | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | 1 | |
1.2 | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | 1 | |
1.3 | Учимся наблюдать | 2 | 2 | |
1.4 | Тренируем наблюдательность | 2 | 2 | |
1.5 | Десять заповедей друзей леса | 3 | 2 | 1 |
1.6 | Пакетик для семян | 1 | 1 | |
2 | Природа в наших ощущениях | |||
2.1 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Тренируем органы чувств | 2 | 2 | |
2.3 | Какого цвета лес? | 2 | 2 | |
2.4 | Что такое гармония? | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Рисуем впечатления | 2 | 2 | |
2.6 | Учимся пользоваться приборами | 2 | 2 | |
2.7 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | 1 | |
2.8 | Игра «Давайте познакомимся» | 2 | 2 | |
2.9 | Рисуем впечатления | 1 | 1 | |
2.10 | Энциклопедии о природе | 1 | 1 | |
3 | Геометрия живой природы | |||
3.1 | Что такое симметрия? | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Лучевая симметрия | 2 | 2 | |
3.3 | Живая спираль | 2 | 2 | |
3.4 | Такие разные листья | 2 | 2 | |
3.5 | Различаем деревья по кроне | 2 | 2 | |
3.6 | О кронах, густых и ажурных | 1 | 1 | |
3.7 | Организм и среда обитания | 2 | 2 | |
3.8 | Рисуем впечатления | 1 | 1 | |
4 | Природа и её обитатели | |||
4.1 | Учимся планировать наблюдение | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Наблюдаем за животными | 2 | 2 | |
4.3 | Изучаем условия обитания растений | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Всё связано со всем | 2 | 1 | 1 |
4.5-4.6 | Изучаем поведение животных и растений | 2 | 1 | 1 |
4.7 | Чья «столовая»? | 2 | 2 | |
4.8 | Что и кто влияет на живой организм? | 2 | 1 | 1 |
4.9 | Рисуем впечатления | 1 | 1 | |
5 | Лесные ремёсла | |||
5.1 | Лес в работе народных умельцев | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Лесные мотивы | 2 | 2 | |
5.3-5.4 | Животные и растения в народном творчестве | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Лесная палитра | 1 | 1 | |
5.6 | Лес — кормилец и врачеватель | 2 | 2 | |
Всего часов: | 66 | 18 | 48 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
5. Личностные и метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека;
- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений;
- в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Прогнозируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах отношения к природе; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе.
Результаты третьего уровня(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта волонтёрской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
6. Содержание учебного курса
1 год обучения (2 класс)
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий
1.1 Готовимся наблюдать и изучать
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
1.2 Какие качества необходимы юному исследователю
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
1.3 Учимся наблюдать
Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
1.4 Тренируем наблюдательность
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
1.5 Десять заповедей друзей леса
Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях
2.1 Как мы воспринимаем окружающий мир
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
2.2 Тренируем органы чувств
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
2.3 Какого цвета лес?
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.
2.4 Что такое гармония?
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
2.5 Рисуем впечатления
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
2.6 Учимся пользоваться приборами
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
2.7 «Микроскоп» из пластикового стаканчика
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
2.8 Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
Раздел 3. Геометрия живой природы
3.1 Что такое симметрия?
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).
3.2 Лучевая симметрия
Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.
3.3 Живая спираль
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
3.4 Такие разные листья
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.
3.5 Различаем деревья по кроне
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
3.6 О кронах, густых и ажурных
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
3.7 Организм и среда обитания
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Раздел 4. Природа и её обитатели
4.1 Учимся планировать наблюдение
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
4.2 Наблюдаем за животными
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
4.3 Изучаем условия обитания растений
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).
4.4 Всё связано со всем
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.
4.7 Чья «столовая»?
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
4.8 Что и кто влияет на живой организм?
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Раздел 5. Лесные ремёсла
5.1 Лес в работе народных умельцев
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2 Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
5.5 Лесная палитра
Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
5.6 Лес — кормилец и врачеватель
Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
7. Тематическое планирование
Первые шаги по тропинке открытий
- работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
- использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
- Вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
- применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
- выполнять измерения различных величин (на примере массы и температуры);
- составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях
- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
- проводить наблюдения за природными объектами;
- работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
- изготавливать простейшие модели приборов;
- составлять описание объекта изучения;
- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы
- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
- соотносить форму и свойства различных природных объектов;
- выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
- применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
- устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и её обитатели
- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Лесные ремёсла
- приводить примеры использовании различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
- различать предметы наиболее известных народных промыслов;
- приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
8. Календарно-тематическое планирование.
2 класс
Экология в красках и формах
№ п/п | № урока | Раздел | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Дата | |||
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | по ктп | по факту | |||||
1 | 1 | Первые шаги по тропинке открытий | Готовимся наблюдать и изучать | Знакомство с оборудованием необходимым для работы на природе: полевой дневник. Компас, лупа, определите растений и животных, справочники, карта местности и др. правила ведения полевого дневника, запись наблюдений, зарисовка наблюдаемых объектов. | Знакомиться с целями изучения экологии, наблюдать, сравнивать, делить на группы по признакам. «читать» информацию, представленную в виде схемы. | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 02.09 | |
2 | 2 | Какие качества необходимы юному исследователю | Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество | Формировать умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие. | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 03.09 | ||
3 | 3 | Учимся наблюдать | Наблюдение – основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем, что, где, как наблюдать? | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 09.09 | |||
4 | 4 | Учимся наблюдать | 10.09 | ||||||
5 | 5 | Тренируем наблюдательность | Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим. Подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперед», «Прогулка вслепую» и др. | Формировать умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие. | Оценка возникших эмоций, мотивация учебной деятельности; эмоциональное отношение к природе своего края, малой родине. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 16.09 | ||
6 | 6 | Тренируем наблюдательность | 17.09 | ||||||
7 | 7 | Десять заповедей друзей леса | Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных ученым-экологом Ф.Тасси | Анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение результатов наблюдения. Читать информацию представленную в виде схемы. Наблюдения, опытная работа. | Осуществлять самоконтроль и самооценку: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. | Составлять небольшое описание. Составление текста, сопровождающего экскурсию. Работа в группе. | 23.09 | ||
8 | 8 | Десять заповедей друзей леса | 24.09 | ||||||
9 | 9 | Десять заповедей друзей леса | 30.09 | ||||||
10 | 10 | Пакетик для семян | Изготовление пакетика из бумаги способом оригами. | 01.10 | |||||
11 | 11 | Природа в наших ощущениях | Как мы воспринимаем окружающий мир | Каждый человек связан с окружающей средой посредствам органов чувств. Сенсорное восприятие – один из путей существования в гармонии с окружающим миром. | Наблюдения, опытная работа. | Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. | Работа в группах. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 07.10 | |
12 | 12 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 08.10 | ||||||
13 | 13 | Тренируем органы чувств | Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнение на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. | Описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Классификация продуктов по вкусу. | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Осуществлять самоконтроль, самооценку. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 14.10 | ||
14 | 14 | Тренируем органы чувств | 15.10 | ||||||
15 | 15 | Какого цвета лес? | Восприятия цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений6 листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета - основного цвета леса, коричневого – цвета коры и почвы, голубого – цвета неба. | Читать информацию представленную в виде схемы. ИД: сравнение, анализ | Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. | Работа в группах: рассказ-описание по плану: «Деревья леса». | 21.10 | ||
16 | 16 | Какого цвета лес? | 22.10 | ||||||
17 | 17 | Что такое гармония? | Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. | «Чтение» информации, представленной в таблице | Самоконтроль выполнения задачи в дидактической игре. Выполнение правил совместной деятельности. | Работа в группах. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 05.11 | ||
18 | 18 | Что такое гармония? | 11.11 | ||||||
19 | 19 | Рисуем впечатления | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса (парка): монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | анализ, сравнение, обобщение | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Правила участия в диалоге | Работа с иллюстративным материалом. ( в группах) | 12.11 | ||
20 | 20 | Рисуем впечатления | 18.11 | ||||||
21 | 21 | Учимся пользоваться приборами | Использование различных оптических приборов – биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов – для изучения различных микро и макрообъектов. | Анализ, сравнение, составление характеристик. | Правила участия в диалоге. Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. | Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 19.11 | ||
22 | 22 | Учимся пользоваться приборами | 25.11 | ||||||
23 | 23 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего микроскопа из пластмассового стаканчика, прозрачной пленки и резинового колечка. | 26.11 | |||||
24 | 24 | Игра «Давайте познакомимся» | Игра проводится при помощи «черного ящика» - «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и пр.). Дети по очереди «вслепую» достают игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задает наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое выступление (3-4 предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным способом. | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. | Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. | Работа в группах. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | 02.12 | ||
25 | 25 | Игра «Давайте познакомимся» | 03.12 | ||||||
26 | 26 | Рисуем впечатления | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса (парка): монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | Анализ, сравнение, обобщение | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Правила участия в диалоге | Работа с иллюстративным материалом. ( в группах) | 09.12 | ||
27 | 27 | Энциклопедии о природе | Знакомство с различными справочниками и энциклопедиями о животных, растениях и других объектах природы. | 10.12 | |||||
28 | 28 | Геометрия живой природы | Что такое симметрия? | Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркала для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и пр.) | Анализ, сравнение, составление характеристик. | Правила участия в диалоге. Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. | Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 16.12 | |
29 | 29 | Что такое симметрия? | 17.12 | ||||||
30 | 30 | Что такое симметрия? | 23.12 | ||||||
31 | 31 | Лучевая симметрия | Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист – три луча, пастушья сумка – 4, яблоня, шиповник – 5 и т.д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидра, актиния, медуза. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. | классификация, сравнение, обобщение, решение проблемной задачи, анализ и обобщение информации, представленной в тексте, наблюдение. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки | Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | 24.12 | ||
32 | 32 | Лучевая симметрия | 13.01 | ||||||
33 | 33 | Живая спираль | Примеры спиралей в живой и неживой природе (рога винторогов, козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змея, хвост хамелеона и др.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). | ИД: анализ, классификация по принадлежности к классу, сравнение. ИККТ: «чтение» рисунков-схем. | Правила работы в группах. Самоконтроль выполнения индивидуального задания. Правила поведения в природе. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 14.01 | ||
34 | 34 | Живая спираль | 20.01 | ||||||
35 | 35 | Такие разные листья | Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими объектами окружающего мира. | ИД: сравнение, анализ, сопоставление. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина), почек. | Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. | Рассказ-описание кустарника. Работа в группах. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 21.01 | ||
36 | 36 | Такие разные листья | 27.01 | ||||||
37 | 37 | Различаем деревья по кроне | Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников (наиболее распространенные виды: береза, липа, тополь, клен, яблоня, сосна, ель, можжевельник). Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку. | Читать информацию представленную в виде схемы. ИД: сравнение, анализ. | Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. | Работа в группах: рассказ-описание по плану: «Деревья леса». | 28.01 | ||
38 | 38 | Различаем деревья по кроне | 03.02 | ||||||
39 | 39 | О кронах, густых и ажурных | Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трехбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая). | 04.02 | |||||
40 | 40 | Организм и среда обитания | Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. | ИД: классификация, сравнение, обобщение, решение проблемной задачи, анализ и обобщение информации, представленной в тексте, наблюдение. ИКТ: представление информации в виде таблицы. | Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Работа в группах и парах.. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 10.02 | ||
41 | 41 | Организм и среда обитания | 11.02 | ||||||
42 | 42 | Рисуем впечатления | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса (парка): монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | Анализ, сравнение, обобщение | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Правила участия в диалоге | Работа с иллюстративным материалом. ( в группах) | 17.02 | ||
43 | 43 | Учимся планировать наблюдение | Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. | Формировать умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие. | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 18.02 | ||
44 | 44 | Природа и её обитатели | Учимся планировать наблюдение | 24.02 | |||||
45 | 45 | Наблюдаем за животными | Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану. | ИД: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение результатов наблюдения. Читать информацию представленную в виде схемы. Наблюдения, опытная работа. | Осуществлять самоконтроль и самооценку: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. | Составлять небольшое описание на тему: «Лес – сообщество». Составление текста, сопровождающего экскурсию. Работа в группе. | 25.02 | ||
46 | 46 | Наблюдаем за животными | 03.03 | ||||||
47 | 47 | Изучаем условия обитания растений | Изучение условий обитания, особенностей произрастания (одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д). | ИД: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение результатов наблюдения. Читать информацию представленную в виде схемы. | Осуществлять самоконтроль и самооценку: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. | Подготовка схем: « Какие бывают растения» и «Части растения» описывать признаки растения как живого существа; ( в группах). Составление текста, сопровождающего экскурсию. Работа в группе. | 04.03 | ||
48 | 48 | Изучаем условия обитания растений | 10.03 | ||||||
49 | 49 | Всё связано со всем | Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). | Классификация, сравнение, обобщение, решение проблемной задачи, анализ и обобщение информации, представленной в тексте. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 11.03 | ||
50 | 50 | Всё связано со всем | 17.03 | ||||||
51 | 51 | Изучаем поведение животных и растений | Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений можно изучать поведение: разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т.п. | А анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение результатов наблюдения. Читать информацию представленную в виде схемы. Наблюдения, опытная работа. | Осуществлять самоконтроль и самооценку: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. | Составлять небольшое описание на тему: «Поведение животных и растений». Составление текста, сопровождающего экскурсию. Работа в группе. | 18.03 | ||
52 | 52 | Изучаем поведение животных и растений | 31.03 | ||||||
53 | 53 | Чья «столовая»? | Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами | Сопоставление, сравнение, подбор аргументов для решения логических задач. ИКТ: «чтение» информации, представленной в виде схемы. Наблюдение. | Правила совместной деятельности, самоконтроль, самооценка | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 01.04 | ||
54 | 54 | Чья «столовая»? | 07.04 | ||||||
55 | 55 | Что и кто влияет на живой организм? | Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. | ИД: анализ, установление причинно-следственных связей в природе. Наблюдение, опыт, эксперимент. ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме; представление информации в виде схемы. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, оценить свою работу в группе. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Проводить несложные опыты по определению свойств воды; ( в группах) | 08.04 | ||
56 | 56 | Что и кто влияет на живой организм? | 14.04 | ||||||
57 | 57 | Рисуем впечатления | Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса (парка): монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. | Анализ, сравнение, обобщение | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Правила участия в диалоге | Работа с иллюстративным материалом. ( в группах) | 15.04 | ||
58 | 58 | Лесные ремесла | Лес в работе народных умельцев | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. | Сравнение понятий «объект природы», «изделие». Упражнение на классификацию объектов природы. Формировать умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие. «читать» информацию, предс тавленную в виде схемы; | Осуществлять самоконтроль, самооценку. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 21.04 | |
59 | 59 | Лес в работе народных умельцев | 22.04 | ||||||
60 | 60 | Лесные мотивы | Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки. | Формировать умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие. | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 28.04 | ||
61 | 61 | Лесные мотивы | 29.04 | ||||||
62 63 | 62 | Животные и растения в народном творчестве | Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.) | Анализ, установление причинно-следственных связей в природе. Наблюдение, опыт, эксперимент. ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме; представление информации в виде схемы. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, оценить свою работу в группе. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Проводить несложные опыты по определению свойств воды; ( в группах) | 05.05 | ||
63 | 06.05 | ||||||||
64 | 64 | Лесная палитра | Растения-красители. Красильная мастерская в работе – окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. | Анализ, сравнение, обобщение | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала. Правила участия в диалоге | Работа с иллюстративным материалом. ( в группах) | 12.05 | ||
65 66 | 65 | Лес — кормилец и врачеватель | Лесное «меню». Лекарственные растения. | Формировать умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие. | Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 13.05 | ||
66 | 13.05 |
9. Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
Техническое оснащение (оборудование):
1.Глобус, компас, микроскоп.
- Модели форм поверхности Земли.
- Модели систем органов организма человека.
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
- Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно- научного, обществоведческого содержания.
Литература для учителя
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
- Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
- Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 11986.
- Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно- экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Fo- rest.ru.
Список литературы
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
10. Приложение к программе
Примерные объекты экскурсий
- Ближайший лес, лесопарк или иные зелённые насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.
- Памятники садово-паркового искусства.
- Памятники природы.
- Мастерские народного промысла, студии художников.
- Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематики.
- Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе.
- Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т.п.
- Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т.п.
- Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.
- Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Внеурочная деятельность программа Моя первая экология
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экологи"
Программа разработана на основе авторской программы В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, и...
Программа внеурочной деятельности Моя первая экология
Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" рассчитана на 3 года обучения со 2-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...