программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 4-х классов для работы во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Направленность образовательной программы:
- данная программа относится к научно-технической направленности и призвана развивать творческое мышление, творческие способности обучающихся на основе моделирования и конструирования различных моделей, игрушек, поделок из различного материала;
- новизна, актуальность и целесообразность:
Новизна. Спроектированные цели и задачи образовательной программы направлены на учет и актуализацию психофизиологических особенностей детей данного возраста (9-11лет) в сенсорном, когнитивном (познавательном), речевом, социально-личностном, эстетическом и эмоциональном развитии.
- Общая характеристика учебного предмета.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе:
• предметной и игровой деятельности,
• продуктивных видов деятельности (конструирования, аппликации, элементарного труда, рисования, лепки, и т.д ),
• ознакомления с окружающим миром,
• развития речи через расширение словарного запаса специальной терминологией,
• сказкотерапии.
Актуальность.
Работа по обогащению общего развития детей осуществляется в процессе творческой деятельности на основе социально-интеллектуального партнерства, что позволяет детям приобретать жизненный опыт, познавать окружающий мир, учиться человеческим отношениям.
Тематика содержания программы предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей и ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение, развивает субкультуру в рамках создания единого культуротворческого процесса, обогащает знания по истории и этническим особенностям.
Основными положениями программы являются:
• реализация разнообразных детских интересов;
• развитие в каждом ребенке желания стать лучше, знать больше, познать себя;
• сотрудничество ребят и взрослых при подготовке и проведении общественно-полезных дел;
• определение результативности образовательного процесса.
В основе программы лежит дидактический принцип от простого к сложному.
Педагогическая целесообразность.
В содержание программы включен ряд занятий по развитию мышления и речи детей, составленных на основе рекомендаций специалистов, работающих в этом направлении (логопед, психолог, педагог - словесник).
Тематика занятий подобрана так, чтобы учебный материал раскрывался более широко, с опережающими образовательными элементами из других предметных областей изучаемого курса образовательной программы.
Цель: развитие творческих способностей детей на занятиях по техническому моделированию и конструированию.
Задачи:
• Расширить и закрепить знания, полученные на уроках, способствовать их систематизации.
• Сформировать трудовые знания, умения и навыки, закрепить их на практике.
• Дать знание основ творческого мастерства.
• Совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
• Совершенствовать навыки коммуникативности и коллективизма
• Воспитывать способность воспринимать и чувствовать красоту, умение создавать красивое изделие.
• Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать сохранению и умножению ее богатств.
• Воспитывать доброту, доброжелательность, умение работать в коллективе.
• Воспитывать у детей экономию в расходовании материалов, аккуратность в работе.
Место курса «Рукодельница» в учебном плане:
Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся 8 – 10 лет.
Общая характеристика учебного курса:
Учитывая возрастные особенности детей, занятия необходимо строить следующим образом:
- в середине занятия обязательно должна быть физкультминутка;
- на каждом занятии проговариваются все производимые действия;
- большое внимание уделяется теоретическому материалу (т. е. учащиеся начинают работу тогда, когда усвоена последовательность операций, новый прием труда, знают, какие материалы нужны для работы);
- при проведении практических работ используются следующие организационные формы:
• индивидуальная работа с детьми;
• фронтальная;
• самостоятельная работа;
• коллективная.
Реализация программы предполагает со¬блюдение следующих условий:
• создание специальной обстановки для ус¬пешной социализации ребенка;
• учет уровня развития и воспитанности ре¬бенка, организация воспитательного простран¬ства в соответствии с этим уровнем;
• обогащение содержательной деятельнос¬ти путем включения в духовно-нравственного, социально-психологи¬ческого и других компонентов;
• динамичность работы;
• учет психофизиологи¬ческих особенностей ребенка;
• становление высоконравственных, этичес¬ких норм поведения.
Образовательный процесс по программе базируется на максимальном использовании:
• педагогической технологии содействия;
• игровой технологиии.
Технология содействия предусматривает поддержку развития психофизиологического потенциала детей в трех сферах: когнитивной, физической (крупная и мелкая моторика рук) и социально-эмоциональной, в которых осуществляются все текущие процессы взаимодействия ребенка с природой и социальной средой.
Педагогическая технология содействия обеспечивает:
• ценностно-смысловое понимание и восприятие ребенка на уровне индивидуальности, развивающейся в ходе педагогического взаимодействии;
• осознанную актуализацию и реализацию сущностных родовых человеческих качеств ребенка – его субъективности и социальности, позволяющих сформировать базис личностной культуры;
• целевую установку на развитие личности креативного типа, для которой творчество, «выход за свои пределы» становится способом бытия.
Осуществление образовательного процесса по программе предполагает последовательное, системати¬ческое и разностороннее взаимодействие обучающихся с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального вос¬приятия. Отбор содержания программы осно¬вывался на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следу¬ющих главных педагогических принципах:
• Целостности.
Содержание программы построено с учетом единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности, с другой.
• Гуманизации.
Личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
• Деятельностного подхода.
Любые знания приобретаются ребенком во время активной дея¬тельности.
• Интеграции
Этот принцип позволяет со¬вместить в одной программе аспекты таких на-учных и общечеловеческих знаний, как естествознание, математика, языкознание, родная речь и др.
• Культуросообразности,
который основывает¬ся на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к орга¬низации деятельности в детском объединении
• Возрастного и индивидуального подходов,
предполагающий выбор тематики, приемов ра¬боты в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Принципы, направленные на поддержку индивидуального развития ребёнка:
• Принцип самоактуализации.
• Принцип индивидуальности.
• Принцип субъективности.
• Принцип выбора.
• Принцип творчества и успеха.
• Принцип доверия и поддержки.
Принципы обучения:
• Принцип развивающего обучения.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип наглядности.
• Принцип доступности.
• Принцип научности.
• Принцип связи обучения с жизнью.
• Принцип организованного самообразования .
Гуманистической основой программы является ее личностный характер, который создает живую мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.
В процессе реализации программы внима¬ние акцентируется на решении следующих со¬циально важных проблем:
внешний и внутренний «портреты» ребен¬ка, физическое и духовное начало в нем;
достоинство, смысл и величие жизни чело¬века;
человек в общении с другими людьми, зна¬чение языка как основы человеческих взаимо¬отношений;
деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей и задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом спиралеобразного процесса обучения.
Формы работы:
• практическая работа;
• творческие задания;
• беседы;
• ролевые, артикуляционные и дидактические игры;
• сказкотерапия
Методы работы:
обучения: монологический, диалогический, показательный;
преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
воспитания: убеждение, упражнение, личный пример;
учения: репродуктивный, исполнительский, творческий.
Основополагающее место в методике обучения по данной программе занимают специфические приемы работы: рассматривание и определение качеств материала, сравнение, ощупывание, осязание, обговаривание и проигрывание всего нового, узнанного на занятии.
К числу интересных и эмоционально насыщенных методических приемов можно отнести: творческие мастерские, участие в различных праздниках, конкурсы по изготовлению сувениров, игры-соревнования с изготовленными моделями и т.д..
Во время практических работ ведется следующая коррекционно-педагогическая работа по развитию творческих способностей: стимуляция развития высших психических функций через специальные занятия по укреплению мышц кисти рук, мелкой моторики (пальцев рук).
Эта работа осуществляется путем:
прокалывания картона по контуру, по трафарету, через прозрачную бумагу, раскрашивания, вырезания; обрывной аппликации, изготовления моделей из мятой бумаги, сгибания бумаги, лепки и т. д.; конструирования моделей на основе геометрических фигур: цилиндра, конуса, куба и других объемных тел и т.д.
Для развития ориентирования в пространстве проводятся следующие упражнения: определение левой-правой стороны у предметов на плоскости; определение местоположения предметов (т. е. изготовленных поделок) по отношению к другим предметам; ориентирование на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и умение правильно расположить шаблоны); симметричное дорисовывание предмета; составление фигур из палочек, полосок (по образцу, по памяти).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения данного курса:
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Формирование рефлексии.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Предметные результаты: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор; уметь определять причинно-следственные связи, исправлять ошибки, обосновывать своё мнение.
Содержание программы.
Вводное занятие
Знакомство с детьми. Знакомство детей с названием творческого объединения, общим планом работы творческого объединения. Показ готовых изделий, технических моделей. Техника безопасности при работе с ножницами, колющими, режущими и другими предметами.
Бумагопластика
Понятие о материалах и инструментах. Общие понятия об используемых материалах. Знакомство с инструментами и оборудованием: ножницы, кисточки для клея, проволока, клей, режущие предметы и т.п. Общие сведения о бумаге. Производство бумаги и её виды. Свойства бумаги: рвется вдоль и поперек волокон, мнется, сгибается, режется, сворачивается в спирали, образует пластичные формы.
Сюжет, выбор сюжета, составление эскиза, композиционное решение. Сочетание цветов: теплые и холодные цвета. Выбор фона и способ его изготовления методом аппликации: простой - единый цветовой фон (небо); сложный - два и более цветов (река); мозаичный простой и сложный - отрывные кусочки бумаги приклеиваются на основу (земля, горы и поляны); зернистый простой и сложный - из насыпных комочков бумаги одного или нескольких цветов; насыпной простой и сложный – из мелко нарезанных кусочков бумаги: стружкой, квадратиками или отходами от дырокола (листья, трава, облака).
Оригами
Знакомство детей с основными рабочими операциями: сгибание (сгибать на себя, сгибать от себя), складывание (перегнуть, тянуть, вогнуть внутрь, раскрыть и расплющить).
Знакомство с условными изображениями рабочих линий: линия сгиба, линия перегиба, линия отреза, края, прорезей, надреза. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, карандаше. Их назначения правила пользования. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже. Различие этих графических изображений.
Понятие «Оригами» («Оригами» - японское искусство складывания бумаги). Знакомство с условными обозначениями, принятыми в оригами. Знакомство с основными базовыми формами.
Практическая работа:
научить детей путем применения приема «Оригами», изготавливать игрушки, технические поделки. Закрепление в процессе длительных занятий основных операций.
Силуэтные модели и элементы черчения
Повторение условных обозначений: контура, линия сгиба, линия надреза, обозначение мест для клея. Выполнение простейших технических рисунков и чертежей профиля технических моделей, с нанесением линий вырезывания и сгиба по собственному замыслу.
Конструирование моделей из объемных деталей
Знакомство с разнообразием поделочного материала (бросовый материал). Способы обработки бросового материала и тарных коробок, способ соединения деталей, умение дорабатывать сырой материал. Простейшие геометрические тела: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: ребро, вершина, боковая поверхность. Геометрические тела как основа технических объектов.
Практическая работа: разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток.
Изготовление моделей игрушек на основе объёмных геометрических фигур
Знакомство детей с геометрическими фигурами. Цилиндры различной высоты и ширины. Конусы и кубы. Изготовление шаблонов для простейших изделий, научить обозначать места нанесения клея. Выполнение простейших технических рисунков и чертежей геометрических фигур с нанесение линий вырезания и сгиба.
Изготовление подарков и сувениров
Изготовление подарков и сувениров к праздникам. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона, фольги. Способы и приемы отделочных работ.
Заключительное занятие
Подведение итогов работы за год. Беседа с детьми о проделанной работе. Отбор лучших поделок на итоговую выставку.
Практическая работа:
подготовка поделок и моделей к отчетной выставке творчества младших школьников. Рекомендации по работе время летних каникул: самостоятельное изготовление различных поделок и моделей, наблюдение окружающей природы.
В конце учебного года, в качестве подведения итогов проводится выставка работ в базовом учебном заведении, а лучшие, традиционно участвуют в различных выставка городского и областного уровня.
Календарно-тематическое планирование
занятий курса «Рукодельница»
3класс
№ п/п дата Тема Кол-во часов Характеристика учебной деятельности
1 Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ножницами, колющими, режущими и другими предметами. 1 Различать главное и существенное на основе выполняемых заданий и упражнений.
2(2,3) Модульное оригами. Изготовление поделки «Шар». 2 Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства.
3(4,5) Изготовление открытки «Тюльпан» 2 Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
4(6,7) Поделка из бумаги «Яблоко» 2 Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства. Выполнять задания по аналогии.
5(8,9) Поделка из бумаги «Лебедь» 2 Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала. Выполнять задания по аналогии.
6(10,11) Изготовление браслета из бусин и лент. 2 Запоминать местоположение различных предметов. Выделять существенные признаки предметов, объяснять свой выбор.
7(12) Поделки к Новому году. «Снежинка из бумаги» 1 Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства. Выполнять задания по аналогии.
8(13, 14) Новогодняя ёлка из картона. 2 Выделять закономерности, завершать работу. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Выполнять задания по аналогии.
9(15,16) Поделки из фольги. Кольцо на ёлку. 2 Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала. Выполнять задания по аналогии.
10(17,18) Оригами. «Собака» 2 Излагать свои мысли ясно и последовательно. Выражать словами чувства.
11(19,20) Поделки из бросового материала «Корзиночка» 2 Самостоятельно решать разного вида вопросы по изготовлению работы, составлять свои композиции. Выполнять задания по аналогии.
12(21-26) Букет из конфет. Работа с бумагой. 6 Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала. Выполнять задания по аналогии.
13(27,28) Пасхальные поделки. Подставка для яиц. 2 Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала. Выполнять задания по аналогии.
14(29,30) Пасхальные поделки. Цыпленок из бумаги. 2 Излагать свои мысли и чувства в выполняемой работе. Обосновывать выбор цвета, материала. Выполнять задания по аналогии.
15(31-33) Изготовление цветочного панно. Работа с бумагой, пряжей. 3 Коллективная работа по изготовлению панно с использованием различных элементов бумагопластики.
16(34) Выставка работ. 1 Подготовка поделок и моделей к отчетной выставке творчества младших школьников. Самостоятельное изготовление различных поделок и моделей, наблюдение окружающей природы.
Планируемые результаты изучения учебного курса
3 класс
Личностные результаты
Освоение курса «Рукодельница» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об¬разования, а именно:
У обучающегося будут сформированы:
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью учителя;
положительное отношение к исследовательской деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Рукодельница» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна¬кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе, вести диалог;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к своему и чужому мнению;
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
принимать самостоятельно решения;
аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
В ходе изучения курса «Рукодельница» обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих предметных результатов:
Обучающийся научится:
находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным группам;
выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
подбирать синонимы и антонимы к словам;
называть положительные и отрицательные качества характера;
пользоваться приёмом театрализации: разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться», используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. П.Н. Андронова, М.А. Галагузова. «Развитие технического творчества младших школьников». 2010.
2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. –М.; Просвещение, 2003г.
3. Т.М. Геронимус. «150 уроков труда для 1 – 4 классов». Методические рекомендации по планированию уроков.
4. Геронимус Р.М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 классах. – М.; Новая школа, 1999г.
5. Горский В.А. Техническое конструирование. – М, 2009г.
6. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ. –М.; Просвещение, 2012г.
7. Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.
8. Дидактический материал по трудовому обучению 1, 2, 3 – классы. Москва, «Просвещение» 2012.
9. А.П. Журавлёва. «Что нам стоит флот построить».2012
10. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль.; Академия развития, 2002г.
11. Игрушки забавные и ужасные. – М.; Росмэн, 1996г.
12. «Игрушки-самоделки для детей». Комбинат игрушек «Горизонт». Москва, 2009.
13. И.А. Коротеев. «Как долететь до Оригами». 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...