Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»
материал на тему

Саракаева Лада Владимировна
Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rod.sobr_.13-14g.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МКОУ СОШ №1.ст. Змейская

Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»

( с презентацией)

Учитель начальных классов

Саракаева Л.В.

2013-2014уч.гг.

Цель: вооружение родителей знаниями о видах и причинах агрессии, способах ее профилактики

(слайд 1)«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим

средством он руководствуется от собственной душевной боли»

Эрих Фромм

   1.Вступительное слово.

    Добрый день! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.

    Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

     Но сначала я хочу прочитать вам притчу "Бабочка»

В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле.

Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях - живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое и ли неживое?» «Всё в твоих руках», - ответил мудрец.

Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.

   2.Что такое агрессия?(слайд 2)

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

  Что такое агрессия? Агрессия - (лат.) - означает «нападение», «приступ». Агрессия -' деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в

обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них

психологический дискомфорт.

(слайд 2) Виды агрессии:

  • Физическая: использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная: действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)
  • Вербальная: выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)

    Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы, считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или   агрессивность?   Безусловно,   настойчивость.   Это   качество   в   сравнении агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорблений, издевательства и т.д.

   Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

    Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

3. Причины детской агрессии (слайд 3)

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, их можно разделить на несколько групп:

1.Семейные

1.1 .Неприятие детей родителями

Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации

1.2. Безразличие или враждебность со стороны родителей

1.3.Разрушение эмоциональных связей в семье

Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

1.4.Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

1.5.Чрезмерный контроль или отсутствие его

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

1.6.Жестокий характер матери или отца

Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

1.7.Запрет на физическую активность

   Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

1.8.Отказ в праве на личную свободу

Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

2.Личные

2.1.Подсознательное ожидание опасности

    Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

2.2.Неуверенность в собственной безопасности

    Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.

2.3.Личный отрицательный опыт

2. 4.Эмоциональная нестабильность

 До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

2.5. Недовольство собой

Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

2. 6.Повышенная раздражительность

Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

2.7.Чувство вины

Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства.

3.Ситуативные  

3.1.Плохое самочувствие, переутомление

Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.

3.2. Влияние продуктов питания

Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью

3.З.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

  • Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.
  • Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота
    действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.
  • У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах,
    находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от
    железнодорожных   путей,   уровень   агрессивности,   согласно   проведенным
    исследованиям, как правило, повышен.

4.Социально-биологические причины

  • Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.
  • Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими,
    половыми, психологическими и социальными причинами.
  • Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах

 Нередко можно наблюдать  детей-агрессоров и аутсайдеров.

 Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.

Аутсайдер: (слайд4)

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно
    проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные
    игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам
    никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или
    придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится
    ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в
    настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках,
    более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
  • выпрашивает или тайно крадет деньги внятно не объясняя причину своего
    проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные
    суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп
    от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно
    кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном
    состоянии;
  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор(слайд 5)

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый,
    чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в
    неблагополучной семье;
  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со
    сверстниками и взрослыми;
  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать
    уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и
    младших школьников);
  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя
    причину их появления;
  • группируется со старшими подростками;
  • имеет садистские наклонности;
  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
  • в игре навязывает друзьям свои правила;
  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
  • игнорирует указания и легко раздражается;
  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

6. Методические рекомендации для родителей (слайд 6)

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1.        Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в
то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это
касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и
успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с
педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только
потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).

2.        Избегайте   практики   физического   наказания,   в   частности,   после  посещения
родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно
сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной
тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной
формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще,
боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся
замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3.        При общении с агрессивным ребенком используйте следующие правила:(Слайд 7)

□        полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ   прекращения
нежелательного поведения;

□ выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

  • переключение   внимания,   предложение   какого-либо   задания   ("Помоги   мне,
    пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
  • позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
  • констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
  • констатирующий вопрос ("ты злишься?");
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь
    продемонстрировать силу?");
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению
    ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня
    кто-то громко кричит");
  • апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
  • публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не
    хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-
    своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

4.        Для предупреждения агрессивных действий детей:(слайд 8)

  • никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
  • в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким
    разъяснением причины;
  • если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них:
    пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
  • если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить
    его и резко предупредить его "Нельзя!".
  • изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со
    стороны близких с последующим разъяснением.

5.        После агрессивного поведения необходимо:

  • подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
  • искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
  • следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше
    портит;
  • придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды

отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

6.        Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом:(Слайд9

  • Комкать и рвать бумагу.
  • Бить подушку или боксерскую грушу.
  • Топать ногами.
  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить
    бумагу.
  • Втирать пластилин в картонку или бумагу.
  • Посчитать до десяти.
  • Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
  • Вода хорошо снимает агрессию.

После нашего разговора у многих из вас возник  вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?» Ответом будет тест, просьба его  выполнить. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».

Мой ребенок (слайд 10)

1.        Выходит из себя

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

2.        Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3.        Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила,
установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

  1. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  2. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  3. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто
  4. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8.        Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто

Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания: (Слайд11)

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу
    несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему - либо.
  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных
    успехов.
  10. Помните, что ребёнок - это воплощённая возможность!

   Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере. Спасибо за внимание! Здоровья и удачи вам и вашим детям! (слайд 12)

Информационные источники:

1.http://festival.1september.ru/articles/524430/

2.Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

3.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.
«Речь», 2005. - 97 с.

4.Фурманов И.М. Детская агрессивность. - Мн., 1996.

План собрания:

  • Ознакомление с повесткой  собрания.

  •     Лекция. «: «Агрессия: причины и профилактика»( с презентацией)  Выступление учителя нач.классовСаракаевой Л.В.

  • Ознакомить  с советами и памятками для родителей. Выслушать  мнения родителей по вопросам воспитания детей, обсуждение ситуаций.

      4.     Подведение итогов собрания.  

Решение родительского собрания:

  • 1. Каждый ребенок индивидуален, следовательно, каждый родитель выбирает свой путь воспитания. Но при этом ни один из родителей не должен нарушать права детей. Ребенок не должен рассматриваться как тяжелая ноша и бремя, он должен получать в семье ласку, доброту, понимание, внимание взрослых. А общество не должно  быть безразличным к фактам насильственного обращения с детьми. Такие факты должны быть озвучены и приняты меры по их разрешению.
  • 2. -Принимать ребенка таким, какой  он есть и любить его.
      -Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
    -  Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
    - Наказание не должно вредить здоровью – ни  физическому, ни психическому.
    - Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным,   насекомым.
     - Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе по теме: «Детская ложь: способы профилактики».

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе  по теме: «Детская ложь: способы профилактики». Учитель: Дубоделова Нина Ивановна   ...

Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.

Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами  по устранению проблем....

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...