Открытое мероприятие "Сказочный калейдоскоп"
план-конспект занятия на тему

 

Цель:

обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома;

воспитание интереса и любви к сказкам;

развитие умения узнавать сказки и их героев;

умение выделять главную поучительную мысль;

активизировать мыслительную деятельность, речь;

обогащать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik_k_otkrytomu_uroku_poskh.docx484.02 КБ
Файл tema_otkrytogo_uroka_-_stsenariy.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная

        школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана        

(ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п. Матвеева Кургана)

           

       

F:\Все к открытому уроку\загадки сказочные\яга3.jpgF:\Все к открытому уроку\загадки сказочные\leshij-borovik.jpg

Воспитатель: Конопелько М.Я.



Предварительный просмотр:

Тема открытого урока"Сказочный калейдоскоп"

Цель:

обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома;

воспитание интереса и любви к сказкам;

развитие умения узнавать сказки и их героев;

умение выделять главную поучительную мысль;

активизировать мыслительную деятельность, речь;

обогащать словарный запас.

Оборудование:

задания – загадки, корзина с предметами (клубок, яйцо, яблоко, мука, репка, рукавичка, туфелька),бумажные буквы, фонограмма с песнями, слайды сказочных героев.

                                          ХОД УРОКА

I. Вступление.

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет черный котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, к нам приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой.

        

- Добрый вечер, уважаемые гости, дети и взрослые.

 Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые. Попадая в мир сказок, учимся творить добро, помогать людям ,быть честными, правдивыми. Сказки осуждают ложь, высмеивают глупость.

Сказка злого человека делает добрым. Скупого –щедрее, скучного – веселее, глупого – умнее.

Вы любите сказки? Конечно, сказки любят все! А каких героев русских народных сказок вы знаете? (Выслушать ответы детей). Сегодня мы попытаемся разобраться - кто же они, эти сказочные герои, что представляют собой те, кто живет в русских сказках. Но перед тем, как начать свой путь, мы должны заглянуть в гости к древней и могущественной богине, ибо без ее разрешения никто не вправе вступить в таинственный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках". Как ее зовут?    (Баба Яга)

2. Баба Яга.  ( Танец Бабы Яги).

Б.Я.-  Здравствуйте, ребята.

-Здравствуй, бабушка Яга.

-По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху - волшебницу. Когда-то давным-давно, у наших предков - славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и богиней царства мертвых. Ее избушка считалась входом, воротами в нижнее, подземное царство - НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых. И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга. Чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. Какое? "Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть". Почему избушка стоит именно таким образом - спрятав дверь? Древние славяне считали, что войти в нее можно только со стороны Нави - царства мертвых. Мертвым не нужен солнечный свет, не нужны двери и окна: "Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей..." Герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость.

. Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?" А что отвечает ей добрый молодец? "Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" Был такой древний ритуал посвящения, который существовал у многих языческих народов. Человека, пришедшего в общину, надо накормить - приблизить к себе. Ведь до сих пор гостя принято угощать. И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками.

Б.Я. – Я пришла вас пригласить к себе в гости.

3. Загадки .

- Угадайте, ребята, куда же мы  сейчас отправимся?        (СКАЗОЧНАЯ  ******)

 Попробуйте и вы отгадать загадки  , а за правильный ответ бабушка даст недостающую букву:

1.«С»

Дед с бабкой слезами горючим плачут --
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь -- наказанье такое--
разбила его. И сама уж не рада.
Но всех успокоила (Курочка Ряба)

2.«Т»

Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
кашу съела, спать легла.
А хозяевами обеда
оказались (Три медведя)

3.«Р»

В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
уцепившись в хвостик крепко,
дружно тащат с грядки (Репку)

4.«А»

Он румяный и красивый
в лес из дома убежал.
Путешествовал счастливый
песни громко напевал.
Как сумел сбежать он ловко
унося румяный бок.
Только вот лиса-плутовка
Ам... и съела (Колобок)

5.«Н»

Дедка с бабушкой грустили --
деток нету, вот беда.
Дочку снежную слепили
раз зимою в холода.
С белой длинною косою,
милая дочурочка.
Но растаяла весною
нежная Снегурочка.

6.«А»

Средь болот жила царевна,
но зелёною была...
Вы же знаете наверно --
рукодельницей слыла.
Я скажу тебе на ушко,
что царевна та (Лягушка)

Б.Я.- Молодцы!          (слайд - Сказочная Страна)

- Мы отправимся в Сказочную страну Бабы Яги.

4. Мы любим сказки – стихи

Сказки гуляют по свету

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит…

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея;

Не станет Горыныча змея…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро!

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вдруг Сивка-бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

-У Бабы Яги есть друзья и волшебные помощники. Царем, хозяином леса считается кто? – Леший (слайд)  .  С виду, Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут на изнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны. Живет он обычно в буреломе или старом дупле. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. Над боязливым и робким человеком он подшутит. Но если вы ему чем-то не понравились – берегитесь, заблудитесь. Недаром говорят: "Леший водит!"

- А в какую же он нас сказку заведет?

- Леший:

Где играют дружно, считают умело,

Там и сказке можно появиться смело.

5. Сказка «Лисичка – сестричка  и волк»

                        Русская народная сказка.

А= Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе:

Дед=- Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

А= Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.  Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая.

 

Дед=   - Вот будет подарок жене,

А= - Сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила  всю рыбу и сама ушла.

 

Дед=  - Ну, старуха, какой воротник привез я тебе на шубу.

Баба=  - Где?

Дед= - Там, на возу, - и рыба и воротник.

А= Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:

Баба= - Ах ты!..  Ты еще вздумал обманывать!

  А= Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.  А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:

 

Волк= - Здравствуй, кумушка!

Лиса= - Здравствуй, куманек!

Волк= - Дай мне рыбки!

Лиса= - Налови сам, да и ешь.

Волк= - Я не умею.

Лиса= - Эх, я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

 

А=  Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь;  дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

 

“Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!” - думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

- Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

 

“Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!”

     А лисичка-сестричка, покушавши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

 

Волк= - Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

Лиса= - Эх, куманек,  у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

 

Волк= - И то правда, где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.

 

А=  Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

 

Лиса= - Битый небитого везет, битый небитого везет.

Волк= - Что ты, кумушка, говоришь?

Лиса= - Я, куманек, говорю: битый   битого везет.

Волк=  - Так, кумушка, так!..

Мораль  сей сказки такова : не будь  легковерным  растяпой,  без труда не выловишь и рыбки из пруда!

- Тут и сказке конец, кто слушал молодец!

        

6. ФИЗМИНУТКА

.

Учитель:

А сейчас немного отдохнём, да песню о сказке споём!

 Сказка” на мотив песни “Улыбка”.

Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись с улыбкою своей
Пусть она тебе друзей вокруг находит.


Припев: И тогда наверняка,
Ты увидишь Колобка
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.

7. Волшебная корзина. “УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ”.

- Дедушка Леший, а что у тебя в корзине?

- Леший:

У меня корзина есть
В ней вещей не перечесть
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Что в ней и откуда?

КЛУБОК –

“ Царевна – лягушка” (Старый старичок говорит ему: вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай смело).

ВАРЕЖКА-

- РУКАВИЧКА- в ней хотели жить много жителей леса.

ЯЙЦО

– “Курочка – Ряба” (Снесла курочка яичко не простое, а золотое).        

МУКА

– “Колобок” (По амбарам помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две, замесила тесто. Испекла да положила на окошко студить).

ЯБЛОКО

– “Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке” (Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке…)

РЕПКА

– “Репка” (Тянут потянут вытянуть не могут)

ТУФЕЛЬКА-

-«Золушка», эта трудолюбивая девушка потеряла хрустальную туфельку и нашла свое счастье.

8. Определи сказку.

-А теперь наши гости хотят узнать : хорошо ли вы знаете название сказок.

Прочитай название сказки, исправь ошибки.

(Слайды с названием сказок с ошибками).

Б.Я. и Леший-  Молодцы!!!

9. Песня о сказке.

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

Ну, а песен в сказке – до небес!

Вы представляете, как бы было скучно,

Если б не было ни песен, ни чудес.

А какой же праздник без песни:

«В мире много сказок»

В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них.

*****
Лампа Алладина — В сказку нас веди!
Башмачок хрустальный — Помоги в пути!

*****
Мальчик Чипполино,
Мальчик Чипполино,
Мишка Винни-Пух,
Мишка Винни-Пух,
Каждый нам в дороге,
Каждый нам в дороге,
Настоящий друг,
Настоящий друг.

*****
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

*****
В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них.

Музыка В. Шаинский
Слова Ю. Энтин

- До свидания, ребята, до новых встреч. Примите памятные подарки от наших гостей.

                                      Самоанализ  мероприятия.

        В ходе мероприятия у детей развивался познавательный интерес и коррекция личностных качеств, обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома; воспитание интереса и любви к сказкам; развитие умения узнавать сказки и их героев; умение выделять главную поучительную мысль; активизировать мыслительную деятельность, речь; обогащать словарный запас. . Роли между детьми были распределены в соответствии со сценарием и возрастом. Мероприятие соответствовало возрасту учащихся, были учтены психофизические особенности детей.

        Была проведена  тщательная подготовка; класс был оформлен в соответствии с темой мероприятия. Была использована наглядность в виде картинки-загадки, корзина с предметами (клубок, яйцо, яблоко, мука, репка, рукавичка, туфелька),бумажные буквы, фонограмма с песнями, слайды сказочных героев, разноцветных шаров. В классе была проведена влажная уборка, проветривание. Дети были  одеты в костюмы  соответствующие сценарию.

        Мероприятие соответствовало выбранным программам. Данное мероприятие в заданной тематике занимает заключительное место. Мероприятие проходило согласно составленному сценарию. Присутствовал благоприятный психологический климат. Присутствие гостей на мероприятии, создало благоприятный климат среди воспитанников.  Ребята активно общались и принимали участие в конкурсах. Общение ученик-воспитатель, воспитатель-ученик, имели место. Культура речи детей и воспитателя соответствовала общепринятым нормам, словарная работа с детьми-участниками была проведена заранее.

        Поставленные задачи были реализованы, как детьми самостоятельно, так и в некоторых случаях не без помощи воспитателя.

        Дети были работоспособны. Итог мероприятия подведён. Цели и задачи достигнуты.

        Мероприятие было логически последовательно. В ходе мероприятия формировались положительные качества личности такие как: ответственное отношение к своему здоровью, коллективизм, моральный, эстетический вкус,  трудовые умения и навыки.

        В заключении мероприятия гости получили в подарок конфеты , упакованные в дополнительные фантики из фольги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Сказочный калейдоскоп"

Открытый урок по литературному чтению "Сказчоный калейдоскоп" 4 класс...

Конспект открытого внеурочного занятия по математике по теме :"Математический калейдоскоп"

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3классе  Тема: «Математический калейдоскоп » Форма занятия: игра-соревнование Цели: Обучающая:       • систематиза...

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

Анализ открытого занятия по кружку «Калейдоскоп чудесных ремесел»

Дата: 10.03.2016Учитель: Яицкая Олеся ВикторовнаТема: «Витраж»Открытое занятие  руководителя кружка «Калейдоскоп чудесных ремесел»  О.В. Яицкой был проведен 10 марта 2016 года, на кото...

модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп

Конспект урока к  модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...

Открытое мероприятие "Осенний калейдоскоп" 1-2 класс

Праздник осени в 1-2 классах в нетрадиционной форме...

Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".

Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...