«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».
статья (1 класс) на тему

Жаворонкова Ольга Дмитриевна

Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек  у младших школьников в процессе учёбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».

Автор   Жаворонкова Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 108 г.о. Самара, высшей категории

Цель: воспитание нравственных качеств у младших школьников, ориентирование на здоровый образ жизни.

Задачи:

- в игровой доступной форме помочь школьникам понять в чём суть поло-жительных и отрицательных поступков человека;

- научить детей оценивать свои поступки;

- выработать умение признавать свои ошибки;

- помочь учащимся избавиться от отрицательных качеств;

- критически относиться к совершению отрицательных поступков;

- воспитывать доброту, отзывчивость, сострадание.

       В первые месяцы поступления ребёнка в школу начинают формироваться  различные системы отношений ребёнка с учителем, со сверстниками, с окружающим миром  и с самим собой. Заложенные в этот период установки в дальнейшем существенно определят  успешность школьного обучения, возможности личностной самореализации в школьной среде, стиль общения с людьми. Именно в этот период нельзя упустить из виду вопрос  о нравственном воспитании.

       В последнее время, говоря об учебном процессе, стали упускать из виду эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Конечно, нельзя сказать, что о нём совсем не упоминается; упоминается, только совсем мало. Мы не должны строить иллюзий по поводу того, какое будущее ждёт всех нас, если учёба будет двигаться по одному пути, а воспитание подрастающего поколения по другому. В этом вопросе нельзя принижать  роль преподавателя. Если ему удастся направить мысли, чувства, эмоции младших школьников в нужное русло, то в дальнейшем именно это послужит основой для становления не только успешной личности, но и нравственной, из которой и будет формироваться нация.

           Так как учёба начинается с первого класса, то и разговор  начнём про первоклассников. Казалось бы, всё просто, пришёл ребёнок в школу, значит, он должен беспрекословно слушаться учителя, выполнять все его требования, верить всему сказанному им. На самом же деле - это подтвердят педагоги – так не бывает.  Да, часть детей приходят в школу именно с правильным настроем. Но есть такие, которые не понимают роль учителя и ведут себя, по крайней мере, непонятно.  Несколько лет назад такие дети были преимущественно из неблагополучных семей. Сейчас многое изменилось. Родители часто удивлённо разводят руками, говоря, что ничего не могут сделать, т.к. дочь или сын их самих не слушаются.

       Как же быть учителю? Закрывать глаза на проступки своих учеников? Провести беседу с родителями? Наказать, отругать детей? Всё перечисленное используется учителями в своей работе. Но насколько это эффективно, знают многие. Кратковременное затишье, а потом всё повторяется. К тому же, нельзя забывать о периоде адаптации ребёнка в школе. Под понятием школьной адаптации понимается приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму и т.п. В первые месяцы нахождения в школе, воспитание ребёнка должно проходить с учётом этих моментов, а именно, в ненавязчивой форме. Ученик пришёл в школу учиться; вот он и учится, а помимо этого на уроках иногда присутствует игра, а играет он с большим удовольствием, т.к. этот вид деятельности для него привычнее и понятнее. Ведь в дошкольном возрасте ведущей была именно игровая деятельность. И переход от игровой к учебной деятельности должен быть плавным, чтобы как можно меньше травмировать детскую психику и помочь ребёнку скорее адаптироваться.

              В современной практике всё большую популярность получают игровые технологии. Использование игр на уроке решает множество задач: развитие познавательного интереса; активизация мыслительной деятельности, становление  творческой личности. Считается, что владение технологиями игрового моделирования позволяет получить при использовании данного метода максимальный эффект не только в части обучения, но и в части реализации воспитательных целей.

             Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие  умения и навыки, прежде всего коммуникативные: умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решить целый комплекс педагогических задач.

         В современной школе игровая деятельность используется в следующих направлениях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы.

         В отличие от других игр, педагогическая игра обладает существенным признаком: она  имеет чётко поставленную цель обучения и направлена на достижение определённого педагогического результата.

         Игра в ходе учебного процесса способствует формированию определённых навыков, развивает речевые умения, обучает умению общаться, способствует запоминанию материала, развивает способности и психические функции. Это всё приводит к прогрессивному изменению личности.

        Нельзя забывать о том, что любые изменения в личности совершаются в процессе её собственной жизнедеятельности, а характер и глубина этих изменений обусловлены целями, содержанием и стратегией предстоящей жизнедеятельности. Средства социализации как составной части педагогического процесса - это те специально организованные виды деятельности и общения школьников, которые вызывают положительные изменения личностных качеств.

         Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра - это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремленность. Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

   Рассмотрим основные особенности игрового взаимодействия.

1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям.

2. Игра -  это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.

3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.
4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.
5. Игра – мир с управляемой реальностью. Он строится, модифицируется в зависимости от желания и возможностей игроков. В игре играющий – хозяин мира.

6. Игру, в отличие от жизни можно начинать снова и снова, игра – это своеобразная обратимость будущего.

      Следовательно, игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.
Таким образом, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях.

       Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно- воспитательных целей. Только в системе  всех форм и методов учебной работы возможно достичь наибольшего результата.  

       Рассмотрим одно направление применения игры:  в целях нравственного воспитания, а точнее – для развития моральных качеств.  Для этого обратимся к классификации игр. Наиболее полной и подробной является классификация С.А.Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

- физические и психологические игры и тренинги (двигательные,    экстати- ческие , экспромтные игры и развлечения, лечебные  -    игротерапия) ;

- интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, сюжетно- интеллектуальные игры, дидактические, строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные, игры- автоматы, игровые методы обучения);

- социальные игры (творческие сюжетно-ролевые, деловые игры).

      Для решения поставленных задач выбираем наиболее приемлемую форму игры – творческую сюжетно-ролевую.

          На уроке  «Окружающего мира» в ходе изучения темы о здоровом образе жизни необходимо провести беседу о вредных привычках. Самый простой путь – рассказать, в чём заключается их вред, нацелить, что от вредных привычек надо отказаться. В этом случае результат будет минимальный. Дети не только не запомнят, а просто  не поймут,  в чём же заключается вред вредных привычек.  По сути, им не надо до конца понимать это, а надо на подкорковом уровне запомнить, что вредные привычки – это плохо, их иметь нельзя. Каким же образом этого добиться? Лучший способ - провести игру. На доску крепятся два изображения в виде домов: один – красивый, светлый, с распахнутыми окнами, с крылечком; другой – без окон, тёмный, мрачный, без крыльца. Объявляется тема беседы: «Сегодня будем говорить о привычках». В красивом домике будут жить хорошие привычки, а в некрасивом, наоборот. Договариваемся обозначать хорошие привычки цифрами, плохие – буквами, т.к. первоклассники не все умеют читать, зато цифры и буквы знают практически все. Дети по очереди называют привычки и  «расселяют» их в домики – прикрепляют к доске. Когда будут названы все известные детям примеры, учитель может дополнить своими, после чего выясняется,  что хорошего в хороших привычках? Ученики предлагают свои мнения. После этого вопрос меняется:  что плохого в плохих привычках? Дети также пытаются найти объяснение. Когда все высказывания закончены, учитель ставит проблему: подумайте, какие привычки нужны человеку?  Дети сами приходят к выводу, что нужны только хорошие, плохие не нужны. «Как поступить с домиком, в котором живут положительные привычки?» Ученики предлагают разные варианты, главный из которых неизменен – оставить двери и окна открытыми и почаще заходить в гости к ним.  «Как поступить с домиком, в котором живут вредные привычки?» Учитель выслушивает мнения детей, подводит их к тому, чтобы изолировать их навсегда. Домик с вредными привычками перечёркивается полосками бумаги крест накрест. Делается вывод: «Теперь у учеников нашего класса нет вредных привычек, мы их заперли в домике. Если у кого-нибудь появятся плохие привычки, мы будем знать, что он взломал дверь в этот дом и набрался вредных привычек. Может быть, есть желающие прямо сейчас взломать дверь в этот дом?»  Как всегда ответ однозначно отрицателен.  В этой ситуации дети поставлены в зависимость от ситуации. Расселяя привычки по домам, они испытывают чувства  «жильцов» на себе. Это же происходит, когда детям приходится отвечать на поставленные вопросы. После такой работы, результат 100 % бывает крайне редко, иногда на непродолжительное время, но он близок к  этому значению.

      Если обратиться к ребёнку с вопросом: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» - который ещё в прошлом веке поднимал В.В.Маяковский, то в ответ можно услышать самый широкий перечень примеров. Все дети с лёгкостью называют и положительное, и отрицательное в жизни человека. Но, не- смотря на это, они также с лёгкость совершают те проступки, которые отнесли к понятию «плохое». В чём же дело? Если обратиться к психологии, ребёнок младшего школьного возраста не всегда может дать характеристику своим поступкам, зато чужим может. Со стороны – это плохо, сделал я сам - не заметил. Или не понял? Значит, будем вырабатывать в ребёнке взгляд со стороны применительно к ситуации.

      Ситуация такая. Мальчик Серёжа часто берёт чужие вещи, но так, что никто не замечает. Прошёл мимо чужой парты – пропал ластик; задержался у другой – исчезла авторучка. За руку его никто не поймал, но дети говорят, что это Серёжа ворует. Пропавшие вещи находят позже под чужими партами. Что делать? Можно разобрать этот поступок при всём классе. Но это маленькие дети. Какое отношение вызовет мальчик у одноклассников? Какие чувства появятся в его душе: то ли стыд, то ли озлобленность, то ли желание отомстить обидчикам? Этого допустить нельзя. Поэтому, для решения проблемы, возникшей в классе была предложена сказка про зайца Пуса. Ученики делятся на три группы: 1) звери, живущие в лесу (самая многочисленная); 2) несколько исполнителей роли зайца-воришки; 3) критики.  В ходе инсценировки обыгрывается сюжет наказания провинившегося с дальнейшим исправлением. Ученики сами моделируют постановку вопросов, сами выбирают метод наказания. «Критикам» отводится роль соглашаться с  принятым решением или нет. В ходе игры дети могут меняться ролями. Каждый может выступить и в роли обвинителя, и в роли обвиняемого.

   Учитель берёт на себя роль зрителя, помогающего выбрать более точный вопрос.

- Зачем заяц брал чужие вещи?

- Как он был наказан?

- Простили ли его звери?

- Хотел бы ты оказаться на месте зайца Пуса?

- Если бы в нашем классе был похожий случай, как можно было бы наказать ученика? (Выслушивается мнение детей)

            Проведённая таким образом игра заставляет ребёнка испытать на себе те чувства, которые испытывает главный герой. Каждый делает выводы применительно к себе, переживает ситуацию, в которой мог бы оказаться.

             Рассмотрим ещё один пример, который как нельзя лучше подходит для создания полноты образа современных учеников. Обилие различной компьютерной и видео техники привело к тому, что уже с малых лет дети ведут себя очень агрессивно. Этому способствуют мультипликационные фильмы с элементами насилия, боевики, которые взрослые предлагают для просмотра своим малолетним детям, различные компьютерные игры, которые также направлены на уничтожение врага. В результате этого,  очень часто дети наносят телесные повреждения друг другу, а попросту, дерутся. Наблюдая за учениками, можно выявить, кто же обычно является зачинщиком таких «боёв», на кого дети жалуются чаще. Можно выявить закономерность, из каких социальных слоёв выходят «драчуны», но у нас другая тема, поэтому рассмотрим, как найти   выход из такой ситуации. Бесконечные предупреждения и вызовы родителей в школу носят кратковременный успех, а порой вообще никакого результата не дают. Так что же,  продолжать наблюдать со стороны за происходящим? Настраивать родителей против обидчиков, позволяя им самим вершить суд? Оба эти решения ошибочны. Попробуйте снова обратиться к игровой ситуации, заставьте ребёнка пережить судьбу сказочного персонажа, заставьте поволноваться за него.  Класс делится на четыре  творческие группы. Две из них получают задание – придумать сказку про одноклассника –драчуна. Одна группа от имени обидчика, другая – от имени обиженных. Третья думает над причиной отрицательного поведения персонажа и готовит от его имени оправдательные аргументы. Четвёртая группа также готовит аргументы, но не в защиту, а для обвинения и наказания. В ходе такой игры  у детей появляются возможности  для снятия эмоционального напряжения, трансформации отрицательного поведения. После этой работы драчунов в классе  заметно убавляется. Этот пример, как и предыдущий, можно использовать на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

      На уроках «Риторики» также с успехом применяются игровые технологии для воспитания культуры поведения и речи.  Наряду с уже упомянутой работой в группах, можно использовать работу в парах. Каждый ребёнок выбирает себе образ сказочного персонажа. Ставится проблема: « Пригласи своего друга  на бал, используя добрые, приветливые слова». После обсуждения поставленной задачи выслушиваются диалоги. Задания в зависимости от темы урока меняются, но работа в парах продолжается, также как и работа в группах.  

       Следует подробнее остановиться на темах, по которым ведётся  воспитательная работа в классе таким образом.

  1. «Меня обидели»

Решается проблема: как я объясняю поступок обидчика, какие оправдания в его защиту найду, почему я должен его простить.

  1. «Я обидел»

Проблема: какие нужно найти слова, какие совершить поступки, чтобы меня простили.

  1. «Я нашёл, значит, это моё!»

Проблема: какие последствия может иметь присвоение чужих вещей для того, кто нашёл и для того, кто потерял.

  1. «Жадность»

Проблема: чувства того, кто не дал и чувства того, кому не дали.

  1. «Разрешите пригласить?»

Умение найти вежливые слова, фразы, чтобы пригласить кого-нибудь  в гости, в кино, на прогулку.

  1. «Разрешите Вас поздравить?»

Умение подбирать красивые фразы для поздравления с Днём рождения, с другими праздниками и событиями.

  1. «Вежливость»

Где нужно и можно использовать это качество.

  1. «Разрешите предложить свою помощь?»

Проблема: кому может понадобиться помощь? Как помочь нуждающимся в ней?

  1. «Драчуны».

Проблема: почему я дерусь; как можно избежать драки?

  1. «Воровство».

Проблема: почему я беру чужие вещи и почему их нельзя брать?

             Перечень предложенных тем можно продолжить. Каждый учитель выбирает его сам, исходя из ситуаций, возникающих в классном коллективе. Эти темы удобнее всего обыграть на уроках риторики, ОЖС, окружающего мира.

         Результативность такой работы измерить в процентном отношении затруднительно, но на примере своего класса, могу сказать, что поведение детей заметно изменилось в лучшую сторону, выстраиваются доброжелательные отношения друг к другу. Личные вещи учеников не пропадают, всё найденное возвращается хозяину. Драки практически отсутствуют. Дети с удовольствием проводят время вместе, нет ссор, нет противостоящих группировок. Всегда можно рассчитывать на взаимовыручку и поддержку. Классный коллектив формируется быстрее.

      То, что было изложено выше,  составляет лишь незначительную часть возможностей, предоставляемых игрой. Ведь именно игре, как важнейшему виду детской деятельности,  принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребёнка, в осуществлении индивидуального  подхода к личности каждого ученика. Считаю, что  в своей работе нужно использовать элементы игры или игровые технологии как можно чаще, чтобы достичь более высоких результатов в обучении и в нравственном воспитании подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание всегда было предметом особой заботы старшего поколения. Особенно на него начали обращать внимание те, кто был наделен властью государственной или церковной. Вокруг цели, ...

«Нравственное воспитание младших школьников через систему игровых технологий»

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко....

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад

Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад...

Методические рекомендации по теме: "Использование игровых технологий в образовательной деятельности младших школьников"

Материал содержит описание сущности игровой педагогической технологии и результатов ее использования в урочной деятельности младших школьников. Приводятся примеры применения игровой деятельности на ур...