Мастер класс " Использование игровых технологии в работе с младшими школьниками по развитию речи"
методическая разработка по русскому языку

Баянова Галина Геннадьевна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в обучении русскому языку в начальной школе

Сегодня я расскажу вам про « Игровые технологии в обучении развитии речи в начальной школе»

Своё выступление я хочу начать с одной легенды:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Действительно в наших руках.

 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.

 Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Опыт моей работы  показывает, что моделирование уроков  – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности  к саморазвитию.

Ещё Макаренко говорил: «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра»

Работая в начальных классах, а именно в  этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть,  упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Нестандартные уроки или уроки с применением игровых технологий (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки- праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных  образовательных задач. Такие уроки пробуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребенка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придает учебным занятиям увлекательность. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. Вначале всегда возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что в школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности проявляются не сразу, они спрятаны глубоко внутри. На первых порах не каждый шестилетний ребенок открыт к творчеству, например, из-за недостатка внимания и воображения. Но именно уроки, на которых обязательно присутствуют творческие игры- расширяют кругозор и творческую фантазию, обогащают словарный запас, развивают речь; различные игровые ситуации поддерживают у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживают внимание, снимают усталость. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют полученные знания.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная,  дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в  деятельность, но особенно  в игровую.

Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. В своей работе я бы хотела подробнее остановиться на творческих играх, направленных на развитие речии орфографии учениковначальной школы.

На уроках обучения грамоте использую

- игры, совершенствующие слуховое восприятие (“Хлопки”,“Твердый - мягкий”“Весёлая география”и др.)

- игры, способствующие обогащению словарного запаса («Дополни слово»  «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Доскажи словечко»,«Назови одним словом», «Словарные прятки» );

- игры, способствующие развитию связной речи (инсценирование песен, стихов, сказок);

- использую различные игровые ситуации(разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок).

Прокоментирую некоторые:

Игра“Твердый - мягкий”применяется при изучении букв, классификации звуков.На доске два рисунка: Тома (друга твердых согласных) и Тима (друга мягких согласных). Класс делится на две команды. Учитель называет слова. Если слышится мягкий звук [б], то встают друзья Тима, если твердый [б] – встают друзья Тома.            Булка, белка, бинт и т.д.

Также можно использовать в подобной игре карточки синего и зеленого цвета.                       Правописание    ь и ъ. Команды   «Камень», «Вата»

«Дополни слово» н-р :Буква (букварь), баня(башня, басня), банк(банка)

Для уч-ся  3-4 кл..Игра «Добавь слово» Детям предлагаются несколько фразеологических оборотов, в которых пропущено одно и то же слово. Необходимо вставить пропущенное слово и составить предложения с данными фразеологическими оборотами

Например: Как в … канул, толочь … в ступе, выйти сухим из …

«Перевёрнутые слова». Слова, предложения, которые можно прочесть как слева направо так и справа налево:

АЛЛА РВАЛА ЛАВРАРБУЗ У ЗУБРАГОРИ, ПИРОГ

«Доскажи словечко» На ветке не птичка

                                        Зверек невеличка

                                         Мех тёплый, как грелка.

                                         Ктоже это? …(белка)  Составь звуковую схему. И т.д

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

 Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. На слайде….

В обучении русскому языку важная роль принадлежит синтаксису, так как знание правил сочетаемости слов и построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков. Творческие задания и игры являются одним из ведущих средств в достижении данной цели. Предлагаю ряд таких упражнений, применяемых мною на уроках.

 Игра«Укрась предложение» Учитель на доске записывает предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого. Ребята по очереди подходят к доске и приписывают по одному слову, распространяя данное предложение, выигрывает тот ученик, который напишет последнее слово в предложении. Например: Птица летит. Огромная птица летит. Огромная птица летит в небе. Огромная черная птица летит в небе. Огромная черная птица летит в небе и кричит. Огромная черная птица летит в небе и жалобно кричит. И тд.

Игра «Собери пословицу». Работа в группе. Детям даются карточки с написанными на них словами (накаждой карточке). Каждый из них зачитывает свои слова, и все вместе пытаются из этих слов составить пословицы.Пример на слайде1.Бояться, ходить, волков, не, лес, в

 Или же (Игра «Собери пословицу»)На доске записываются слоги, из которых нужно составить пословицу. Например: 3.У ность че кравескромша ка етло

Игра «Укрась слова» За 1 минуту ученики должны подобрать как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица и т. д. Побеждает тот, кто больше запишет слов.

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Работая над орфографией использую следующие игры:

«Выбери три слова»

Цель:  Проследить за формированием орфографического навыка .

(Игра используется длязакрепление любых тем по русскому языку)

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й наборподъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

Игра « Почтальон»Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развиватьфонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.

 Игра «Собери урожай»

Дидактическая задача: Повторить склонения существительных.

Игровая задача: Собрать яблоки.

Содержание игры:

На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

Материалы: Любой доступный по сложности текст.

 Игра «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры:

“Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы:

 “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”

синквейн(способствует развитию речи, развивает логич. мышление)

«Правила составления синквейна»

1. На первой строчке записывается одно слово – существительное

    или  название понятия. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

4. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное предложение из 4 слов по теме синквейна.

5. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Схема

1. существительное

2. прилагательное    прилагательное

3. глагол   глаголглагол

4. предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

5. слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы

И многое другое.

(Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.)

Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому, заинтересовано относитьсяк предмету. Мои ученики активные участники и победители международных конкурсов «Русский медвежонок» по языкознанию. Только в прошлом учебном году уКоник Алексея 1 место на муниципальном этапе.Падалкин Никита, Ефимова Варвара  показали высокий уровень обученности в олимпиаде «Знаника» по русскому языку  . Участвовали  в онлайн олимпиаде «Новые знания», результаты ещё не подведены, но двое из них набрали по 100 баллов.

 Мои ученики предыдущего выпуска-Победители общероссийской олимпиады «Олимпусик» и «Олимпус» по русскому языку- Уличкина Вика, Ивченко Юлия и Христенко Сергей получили дипломы лауреатов и книги в подарок.

Три года подрят мои ученики становились призерами и победителями на муниципальном этапе  конкурса научных проектов школьников «Эврика» Ивченко Юля -2 место, Христенко Сергей - 2 место, Легкая Ольга- 1 место.  

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.

Спасибо за внимание.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».

Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек  у младших школьников в процессе учёбы....

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...

Мастер - класс "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Цель: осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приёмов и методов при организации игрово...

Методические рекомендации по теме: "Использование игровых технологий в образовательной деятельности младших школьников"

Материал содержит описание сущности игровой педагогической технологии и результатов ее использования в урочной деятельности младших школьников. Приводятся примеры применения игровой деятельности на ур...

Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития

Обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в глубоком усвоении учебного материала, развивалась инициатива и само...

Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»

Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»...