Мастер- класс "Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"
методическая разработка (2 класс) на тему
Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.
Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».
Мастер- класс
"Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"
Подготовила
воспитатель ГПД
1 категории
МОУ Шатковская СОШ №1
Журкина Екатерина Ивановна
2013 год
Р. П. Шатки
Цели занятия
- Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
- Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
- Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для учащихся
- модели для раскрашивания
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- палитра
Оборудование для учителя
- образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
- плакаты «Городецкая роспись»
- презентации «Городецкая роспись»
Планируемые результаты.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок городецкой росписи.
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод
3. Применение ИКТ (презентация)
Ход занятия
Этап занятия | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Организационный момент (1 мин.) | Создание эмоционального настроя Самооценка готовности к занятию | Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наше занятие. Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь. | (С)Ученик: Есть на Волге город древний По названью – Городец. Славиться по всей России своей росписью, творец. Распускаются букеты, ярко красками горя. Чудо птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. | Регулятивные(правильность выбора учебных принадлежностей) Настрой на занятие. Самооценка готовности к занятию. |
II. Целеполагание (1 мин.) | Определение цели занятия | Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса Прекрасная (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.) | (С) Ученик: Городецкая роспись. Как ее нам не знать! Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. | Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста) Регулятивные (в сотрудничестве с воспитателем ставить творческие и учебные задачи) |
III. Введение в тему (3 мин.) | Проявление интереса к теме | (С) Воспитатель: Какие красивые изделия показала нам Василиса. Что же на них изображено? Воспитатель: Красота. Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос. Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
| (С) Ученик: Желтый вечер, черный конь, | Познавательные (ознакомление с многообразием сюжетов в росписи) Личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к росписи). Коммуникативные (формирование собственного мнения ) Рассуждают о многообразии и красоте изделий. |
IV. Техника выполнения городецкой росписи.(3 мин.) | Правильность выполнения задания | (С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная роспись. Мы будем расписывать наши изделия, используя цветочную роспись. (С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа: 1)подмалёвок, 2).оттенки, 3) оживка. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков. (С)Последовательность изображения цветка – купавки. Купавка - традиционный городецкий цветок. Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки. (С)Последовательность изображения цветка – розы. Городецкая роза. Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.
|
| Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней) Коммуникативные (задавать существенные вопросы) |
V.Физкультминутка (1 мин.) | Солнце вышло из-за тучки, | |||
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.(14 мин.) | Применение новых знаний | Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов. | Рисуют узор | Регулятивные (работа по образцу) Личностные (составление своего узора) Коммуникативные (общение с соседом по парте) |
VII. Рефлексия (итог урока). (3 мин.) | Оценка | - Приглашаю всех прикрепить свои работы на выставке. -Вы молодцы хорошо сегодня потрудились. -С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? -Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? Рефлексия – Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью? – Кто считает, что работу не успел завершить? – Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами? | Ученик: Рисовали мы цветы Небывалой красоты Красоте той нет конца- Это все из Городца! (С)Ученик: Не в лесу и не в поле,
| Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) |
Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.
Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».
Мастер- класс
"Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"
Подготовила
воспитатель ГПД
1 категории
МОУ Шатковская СОШ №1
Журкина Екатерина Ивановна
2013 год
Р. П. Шатки
В. Встали ровно, прозвенел звонок.
Начинаем наше занятие.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
В Нижегородской области, где и мы с вами живём, есть небольшой городок, который славиться по всей нашей огромной стране. Что это за город нам расскажет Гурьева Маша.
С)Ученик:
Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славиться по всей России своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)
Здравствуй Василиса! Проходи, поведай нам, что ты знаешь о городецкой росписи.
(С) Василиса:
Городецкая роспись. Как ее нам не знать!
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
|
Красивые узоры показала нам Василиса . Расскажи подробнее что же на них изображено? (Показывает на доске)
Василиса: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Воспитатель: Действительно чудо – роспись! Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.
Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. (Включаю отрывок)
Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном. Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
(С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная роспись.
Мы будем расписывать наши модели, используя цветочную роспись. Цветы (С) в городецкой росписи имеют своё название ромашка, розан, купавка, роза. Выполняются они на основе круга, у ромашки и розана сердцевина в центре, у купавки и розы сердцевина сбоку и лепестки похожи на скобки. Формы листьев похожи на тыквенные семечки, а вот прожилки в них самые разнообразные. Это и штриховка и капли.
Словарная работа:
(С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа:
1)подмалёвка, 2). тенёвка, 3) оживка.
Подмалевка - круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.
Теневка (оттенок) - нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Оживка (разживка) - тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Объясняю и показываю
Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.
Городецкая роспись начинается с подмалевка широкой кистью, плавным движением руки мы рисуем круги. Там, где мы нарисовали круги, позднее появятся цветы, поэтому сразу определяемся какого цвета они будут.
(С) Купавка - традиционный городецкий цветок.
Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.
(С) Городецкая роза.
Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.
Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
После того, как краски подмалевка подсохнут можно начинать тенёвку. Теневкой называют более подробную прорисовку силуэта темной краской. Так появляются сердцевины и лепестки цветов, прожилки листьев в виде капель и травинок. Тенёвка подчеркивает основные цвета изображений, оттеняет их. Розовый цвет цветка оттеняет красный цвет лепестков, голубой темно – синим.
Завершающий этап городецкой росписи – оживка. Оживка выполняется тонкой кисть белилами (белой гуашью). Рисунок под кистью с белилами словно оживает. Появляются тонкие усики, решетки, маленькие точки, спиральки, капельки и травинки. Белая краска подчеркивает образы доводя их до совершенства. Оживка требует от мастера максимального старания т. к. небрежно выполненная оживка может испортить всю работу.
Посмотрим , что у вас получилось? Выбираю работы на выставку.
Приглашаю всех прикрепить свои работы на выставке.
Ученик: Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца-
Это все из Городца!
(С)Ученик: Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.
-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.
-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
-Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Рефлексия
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
– Кто считает, что работу не успел завершить?
– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект клубного часа "Сказочные узоры городецкой росписи" с мультимедийной презентацией
Клубный час разработан с целью познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Развивать творчес...
Урок по изобразительному искусству в 3 классе "Красота городецкой росписи"
Урок изобразительного искусства проводится с целью расширения развития познавательной активности детей, стремления своими руками создавать красоту....

Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"
Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации в общеобразовател...
Технологическая карта урока технологии "Доска в технике Городецкой росписи" 2 класс, УМК - "Перспектива"
Цель деятельности учителя:освоение технологии изготовления аппликации с элементами Городецкой росписи на предметах быта.Задачи урока:Дидактические:1) знакомство с историей возникновения Городецкой рос...



