День примерения и согласия
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ Ш И I-II вида г Тихорецка
Классный час
«День примирения и согласия»
Подготовили учителя :
Хливнюк Т.Г.
Тихорецк 2013
Тема: День примирения и согласия.
Цель. Ознакомить учащихся с историей дня примирения и согласия.
План.
1. Из истории России о дне примирения и согласия.
2. Введение в Российской Федерации дня примирения и согласия.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Козьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Заключение
Россия до настоящего времени помнит заслуги русских людей перед Отечеством в борьбе с польской интервенцией. Подвиг Минина воспет в произведениях его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его. Историки XVIII в. не дали научной обработки биографии Минина и его дела, но с началом нового столетия появляется целый ряд произведений в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по ОРК и СЭ по теме: "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия"
Итоговый урок по ОРК и СЭ Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение к общечеловеческим ценностям, как усл...
Межнациональное согласие в Республике Башкортостан
Этот классный час был посвещен к году межнационального согласия в Республике Башкортостан....
Классный час «День согласия и примирения»
Цель: воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на примерах Русской истории...
Классный час "День согласия и примирения"
Классный час "День согласия и примирения"...
Школьная служба примерения
Школьная служба примерения...
ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ
классный час, посвященный 4 ноября...
Классный час День согласия и примирения_4класс
Для классного часа в 4 классе...