воспитательная программа
рабочая программа на тему

воспитательная программа детской организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospit._programma_do.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Смородинская средняя общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области

 

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

детской организации «РИТМ»

с. Смородино

2011

МБОУ «Смородинская средняя общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области

Детская организация

        «РИТМ»

( Республика Интересных Творческих Мыслей)

2011-2012 уч. год

Введение.

В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Воспитание в детях таких качеств, как инициативности, самостоятельности, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, креативности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера.

Муниципальная средняя школа открыта 6 августа 1995 года.

В настоящее время в школе обучается 63 учащихся, из них: в начальной школе -23; в среднем звена - 33; в старшем звена - 7;

Воспитательную работу организуют 2 учителя начальной школы, 7 классных руководителей 5-11 классов, педагог-организатор, 8 руководителей кружковых объединений. Среди 9 классных руководителей школы, 8 имеют большой опыт работы в качестве классного руководителя, активно применяют в своей работе новые технологии воспитательной работы.

Школа расположена в удалении от районного центра. Она является очагом культуры в селе. Окружающий социум разнороден, но преобладают ориентации на материальные, а не моральные ценности. Есть неблагополучные семьи, где один, а то и оба родителя злоупотребляют спиртным. Все это создает особую микросреду, которая и обуславливает потребности школьников.

Проведенный мониторинг выявил следующие противоречия, присущие ученической среде нашей школы:

  • между потребностью школьников в освоении новых социальных ролей и представлениях, подчас искаженных, о них;
  • между потребностью в общественно-активной деятельности учащихся в различных видах социальной деятельности и отсутствием соответствующих условий ее реализации;
  • между потребностью в самоутверждении и недостаточными знаниями о том, как это можно сделать;
  • между естественной потребностью быть любимым и защищенным и действительным положением ребенка.

Возникновение детской общественной организации «РИТМ», стало началом разрешения возникших противоречий, так как именно «РИТМ» дал возможность учащимся участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы.

За время существования «РИТМ» стал для учащихся школы с одной стороны -исключительно важной средой самореализации, с другой - важнейшим фактором социализации, с третьей - действительным инструментом защиты прав и интересов детей. Таким образом, «РИТМ» получил всеобщее признание.

Глава 1.  Описание модели ученического самоуправления.

Становление ученического самоуправления в школе началось с работы инициативной группы одиннадцатиклассников, которая предложила провести анкетирование среди учащихся школы с целью выявления желающих включиться в творческую работу. Из желающих путем демократических выборов был сформирован Совет детской организации. На первом заседании выбрали председателя Совета старшеклассников и сформировали рабочую группу по разработке модели будущего самоуправления. В работе этой группы принимали участие  старший вожатый школы Смородинова И.И.., заместитель директора по воспитательной работе Трофимова О.Г.

Учитывая   опыт   самоуправления,   накопленный   детской   организацией,   была выбрана собственно-административная модель, ядром которой остается Совет д/о. Ее создание шло и «от науки» и «от практики».

Целеполагание. При построении модели детского самоуправления была сформулирована цель: «Реализация интересов и потребностей учащихся в школе». Для достижения этой цели были поставлены задачи:

  • выявить реальные потребности учащихся; сделать школьную жизнь интересной и увлекательной; развивать   индивидуальные   качества   ребят   через   различные   формы внеклассной и внеурочной деятельности;
  • создать    условия,    способствующие    развитию    личностных    качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе; создать единый коллектив учащихся и учителей на основе сотрудничества.

Определены принципы деятельности: добровольности; творческой активности; самодеятельности; игры и романтики;

выборности органов самоуправления; сменяемости; педагогического руководства.

Организационный блок

Школьное самоуправление имеет несколько уровней:

1 уровень - индивидуальный.

Каждый ученик школы имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как школьного, так и классного.

2 уровень - уровень первичного коллектива.

Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется Совет класса. Все члены Совета по очереди исполняют роль председателя совета. Совет класса имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности, и, чтобы не было возможности заболеть «звездной» болезнью. Совет класса отвечает:

  • за дела внутри класса, за участие в общешкольных делах;
  • готовит   информацию   и   предложения   в   вышестоящие       органы самоуправления. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще.

На общем классном собрании:

  • планируется работа классного коллектива подводится итог работы за определенный промежуток времени;
  • выбираются два представителя класса в Совете д/о.

Выборы представителей в Совет д/о проходят следующим образом: все желающие выдвигают свои кандидатуры и представляют свою программу. Затем все члены классного коллектива голосуют за тех, кого считают достойными. Набравшие большинство голосов получают право представлять класс в Совете д/о.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классным родительским комитетом. Для решения наиболее важных вопросов собирается собрание учащихся, родителей и учителей-предметников, работающих в данном классе.

3 уровень - уровень коллектива образовательного учреждения. Главным законодательным органом является Совет д/о, который собирается 1 раз в месяц. В состав Совета д/о входит по два представителя от каждого 5-10 классов, председатель Совета старшеклассников детской организации «РИТМ», а также группа наиболее активных одиннадцатиклассников, образующих «Совет старшеклассников», представитель педагогической общественности.

Функциями Совета д/о является:

совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся школы; разработка проектов новых законов;

-     контроль за соблюдением имеющихся законов, традиций;

-   контроль выполнения принятых решений.

-   проведение вертикально-горизонтального анализа работы классов;

-   подготовка анализа и предложений на Совет Образовательного учреждения

-   анализ работы секторов. Протоколы Совета д/о ведет секретарь Совета.

На первом в новом учебном году заседании путем самовыдвижения выбирается председатель Совета д/о, ответственные за работу секторов, а также формируется исполнительный орган.

Параллельно с Советом д/о функционирует актив д/о. Функции и компетенция этих двух советов разграничены: актив контролирует и координирует работу детской организации. Однако оба эти органа являются равноправными партнерами в развитии школьного самоуправления.

Исполнительным органом является актив д/о, который собирается 2 раза в месяц в течение всего учебного года. В состав актива д/о входят также представители детской организации.

Функциями актива д/о являются:

-    коллективное выдвижение идей по классам;

-     коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей;

-     коллективное планирование и прогнозирование результатов;

-     выбор совета дела, распределение поручений;

-     подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей;

-     проведение дела;

-     коллективный анализ и оценка;

-     коллективное определение перспектив.

Особой структурой, тесно взаимодействующей с Советом д/о, является «Совет старшеклассников», члены которого являются генераторами идей, но в силу своего статуса выпускника не имеют возможности активно работать в структурах самоуправления.

Высшим органом является общее собрание учащихся, которое собирается один раз в год в мае месяце, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива: утверждает устав и вносит в него изменения; принимает программу деятельности на год; формирует Совет д/о. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, которые входят в состав Совета д/о и представителями попечительского совета.

Высший уровень: образовательное учреждение.

Общее руководство Учреждением осуществляет выборный орган, Совет школы, состоящий из 13 человек. Из них 7 членов от педагогического коллектива, 4 члена от родителей, 2 члена от учащихся 9-11 классов. Председателем Совета может быть любой из 13   членов   Совета.   Совет   школы   избирается   конференцией   сроком   на   два   года. Конференция заслушивает отчет Совета школы и его Председателя. Полномочия Совета школы: утверждает      концепцию      развития      школы,      разработанные      долгосрочные образовательные программы;

-     утверждает локальные акты школы; утверждает правила для учащихся;

утверждает положения о структурных подразделениях;

-     утверждает бюджет школы (смету доходов и расходов); утверждает структуру школы по представлению директора;

принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни школы, не отнесенным к

компетенции директора.

Заседание Совета школы созывается не реже одного раза за полугодие. Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета школы. Решения Совета школы являются обязательными для всех членов трудового коллектива.

Непосредственное руководство школой осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, и назначенный Учредителем.

Нормативно - правовой блок

В    число     нормативных    документов,    регулирующих    вопросы    школьного самоуправления, входят:

1)                       Всеобщая декларация прав человека

2)                       Конвенция о правах ребенка

3)                  Конституция Российской Федерации

4)                  Закон РФ «Об образовании»

5)            Закон     РФ     «Об     общих     принципах     организации     местного самоуправления в РФ».

6)                 Устав образовательного учреждения с конкретными положениями о структуре и полномочиях органов самоуправления.

7)                       Положение   об   общей   системе   самоуправления   образовательного процесса.

8)                       Положение    об    «Общем    собрании   участников   образовательного процесса».

9)                       Положение о « Детской организации»

10)                     Положение о «Совете старшеклассников»

11)                     Положение о «Совете класса»

V. Содержательный блок.

Самоуправление - непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива - бесполезно говорить о самоуправлении.

Самоуправление - не цель, а средства воспитания, это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:

1.   Гражданско-патриотическое - «Я - гражданин России» Возрождение народных традиций и обрядов через различные формы работы. Любить Родину - значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми.

Что можно и нужно для этого сделать?

  • описать жизнь своей семьи.
  • изучать историю города, области, страны.
  • изучать историю своей родины, стремиться познать дух русского народа, его лучшие черты и традиции.
  • помнить, что самое главное у любого народа - гостеприимство и милосердие к обиженным и оскорбленным.
  • понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как
  • любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей маленькой Земле.
  • помогать пожилым людям, живущим на поселке.
  • бережно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.

2.   Ценностно-ориентированное - «Мой мир»

-     познавать самого себя; понимать смысл жизни; уметь отличать добро от зла;

3.   Познавательное - «Умники и умницы» познавать окружающий мир;

-     уметь ориентироваться в потоке современной информации;

4.    Экологическое - «Экология и мы»

Вызвать интерес к изучению природы, участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды.

Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир!

  • выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное начать.
  • каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие - это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас - сохранить и умножить органическое царство красавицы Земли.
  • необходимо любить и ценить свою землю, рационально использовать природные запасы. Нужно учиться глобально мыслить и разумно поступать во имя человечества, во имя природы.

5.   Спортивно-оздоровительное - «Спорт, здоровье и я»

6.   Культурно-массовое - «Калейдоскоп веселых дел»

Развитие творческих способностей детей и подростков. Поиск новых форм самовыражения личности.

  • активно участвовать в городских конкурсах и соревнованиях, участвовать в традиционных общешкольных конкурсах и соревнованиях.
  • активно участвовать в делах класса.
  • принимать участие в разработке и проведения конкурса «Ученик года».

7.   Информационное - «Свой голос» Создание детской пресс-службы в школе. Создание детской социологической службы

Работа осуществляется по программам:

«Я - гражданин России»;

«Современник»;

«Почемучки»;

«Здоровье школьника»;

«Каникулы».

Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «Сказка в первый школьный день», «День Учителя», «Осенний бал», «Русская воинская доблесть»,  «Новый год пришел к нам снова», «Приходите в гости к нам», «День пожилых людей», «День матери», «День школы», «Поклонимся великим тем годам», «Безопасное колесо», КВНы, праздник «Последнего звонка», выпускные вечера.

Технологический блок.

Этапы                       и

Содержание

работы

Анализ,

организационно-

контроль,

педагогические цели

подведение итогов и принятие решений

1-й этап:

Формирование

правильных

представлений         о

демократизации

общества  и  учебно-

воспитательного

процесса в школе

2-й этап:

Изучение

общественного

мнения о возможной

модели

ученического

самоуправления      и

пути ее разработки

Формирование

творческой

группы.

Составление

комплексной

целевой

программы.

Распределение

обязанностей

среди    членов

группы.

Подготовка

планов работы

с педагогами и

родителями на

разных этапах

реализации

Постановка вопросов об

ученическом

самоуправлении            на

заседаниях методических

объединений     педагогов

школы,   педагогических

советах, совещаниях

классных

руководителей,

родительских                  и

ученических   собраниях.

Подготовка

специальных

методических   выставок

по                        проблеме

ученического

самоуправления.

Использование     разных

форм                   изучения

общественного     мнения

по   разработке   моделей

или                            путей

совершенствования

ученического

самоуправления             в

школе.           Проведение

открытых       дискуссий, проблемных          столов, деловых игр, конкурсов на лучшее предложение, анкетирование, сопоставление       опыта. Отражение итогов пресс-службой.                    Сбор материала.

Определение

вопросов,    где    и

когда   подводятся

итоги  реализации

программы        на

каждом этапе: на

педагогических

советах,

ученических

собраниях,

производственных

совещаниях,

совещаниях     при

директоре школы.

программы.

Формирование

актива.

Методическое

обеспечение

комплексной

программы.

Формы

анализа

проделанной

работы

3-й этап:

Разработка

(совершенствование)

модели

самоуправления      с

учетом предложений

членов     школьного коллектива.

Анализ     и     обобщение

собранных предложений

в         ходе         изучения

общественного    мнения.

Формирование

творческой          группы,

микроколлективов    для разработки   конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности       органов ученического самоуправления             в школе.     Включение     в разработку   конкретных документов      учащихся, родителей,       педагогов. Проведение           разных конкурсов                      по содержанию программных документов.

Рассмотрениехода

работы в органах

ученического

самоуправления.

Оценка

проводимой

работы                  в первичных коллективах. Принятие конкретных решений               о продолжении работы и др.

4-й этап: Утверждение, экспертная     опенка разработанной модели                      и формирование на ее основе           органов ученического самоуправления

Обсуждение

разработанных   моделей органов       ученического самоуправления             и документов, определяющих содержание                    их деятельности                   в педагогическом, ученическом                   и родительском коллективах.            Сбор группой      пресс-службы предложений                   и практических замечаний по     совершенствованию разработанных документов.

Организация экспертной оценки. Выборы органов ученического самоуправления.

5-й этап:

Подготовка актива к реализации              и совершенствованию модели ученического самоуправления      в школе

Подготовка     выборного ученического   актива   к организаторской   работе в                            Ърганах самоуправления. Проведение               школ актива,           творческих встреч       с       активами других школ. Состаление памяток работы актива и подразделений органов ученического самоуправления.

"-

Проведение         членами творческой           группы консультаций             для актива.          Вооружение актива              методикой самообразовательной деятельности и др.

Управленческий блок

Основу ученического самоуправления составляет взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без участия педагога.

Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых формах самоутверждения, самоопределения. Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности.

При проведении любого общешкольного мероприятия создается Совет дела. Поскольку в общешкольных мероприятиях задействованы все участники образовательного процесса: ученики, родители, учителя, то все они должны быть представлены в Совете дела с равными правами и обязанностями. По окончанию дела, когда итоги проанализированы и подведены, Совет Дела прекращает свое существование.

Работа всех видов советов осуществляется при участии представителей педагогического самоуправления на основе педагогического взаимодействия и сотрудничества, суть которого является диалогичность отношений, общения. Педагогическое взаимодействие в работе советов выполняется развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, взрослые помогают детям в их развитии. А с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование взрослых.

Краеугольным камнем в работе школьного самоуправления является личность педагога. Только после того как идея школьного самоуправления станет образом будущей школы в сознании каждого педагога, когда каждый представит себе свою школу как некую ценность, в создании и развитии которой он принимает непосредственное участие, только тогда школьное самоуправление реально состоится. Ведь необходимо формировать потребность педагогов в наличии такого школьного коллектива, который бы являл собой единство разнообразия. Это является главной задачей управления при создании школьного самоуправления, ведь наивысшим результатом является изменение личности, входящей в систему людей: как детей, так и взрослых.

Глава 2       Описание психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения.

Для достижения высокой результативности школьного самоуправления продумана целенаправленная работа по повышению профессионального уровня педагогов, обучение учащихся и их родителей по проблемам школьного самоуправления. Эта работа предусматривает:

  • овладение    педагогами    основами    теории    и    методики    школьного самоуправления, формами и метолами его развития;
  • обучение под руководством педагогов учащихся методами организации конкретной    деятельности    в    рамках    ученического    самоуправления,
  • вооружение  их  организаторскими  умениями  и навыками  совместной  с педагогами и родителями работы в органах соуправления;
  • вооружение     родителей     необходимыми     педагогическими     знаниями, организаторскими умениями и навыками, психолого - педагогическими основами взаимоотношений с учащимися и педагогами.

В    работе    с   педагогами   используются   разнообразные    формы   повышения квалификации:

  • самообразование;
  • участие в работе постоянно действующих практических семинаров «Педагогической мастерской».

Ученическое самоуправление развивается успешно и дает высокие результаты при условии постоянного обучения учащихся в рамках специально организуемой школы актива и в повседневной самоуправленческой деятельности.

Многие родители не проявляют интереса и не участвуют в школьной жизни. Среди причин такого положения - слабое знание того, каким образом они могут быть полезными школе, в которой учатся их дети. Поэтому работа с родителями будет строиться поэтапно. На первом этапе элементарные знания и умения формируются у родителей в процессе участия в решении конкретных проблем школьной жизни - по приглашению руководителей и учителей. На втором этапе будут организованы родительские комитеты, в процессе деятельности которых администрация и классные руководители будут помогать родителям в понимании роли и назначении органов самоуправления.

Заключение.

Самоуправление в школе возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать только и именно школа.

Педагогика есть наука и искусство мотивации в ребенке позитивного саморазвития, социально-ориентированного самосовершенствования. Реализации этих целей и должны служить структуры и органы ученического самоуправления. Формы, названия их могут быть самыми разными: парламенты, министерства, губернаторство (по примеру государственных органов власти и управления) или советы дела, советы клуба, учкомы и др. В работе с детьми важны существо дела, позиция учителя. Реальные полномочия учащихся.

Литература:

1.   Бочкарев В. И. «Директору школы о самоуправлении». Москва ВЛАДОС 2001

2.   Капустин   Н.   П.   «Педагогические   технологии   адаптивной   школы».   Москва ACADEMA2001

3.   Караковский В. «Зачем в школе детское самоуправление» «Воспитательная работа в школе» №4 2003

4.   Коджаспирова  Г.   М.   Коджаспиров  А.   Ю.   «Педагогический  словарь».   Москва ACADEMA2001

5.   Маленкова Л. И. «Теория и методика воспитания» Педагогическое общество России Москва 2002.

6.   Методика  воспитательной  работы.   Под  редакцией  Сластенина  В.   А.   Москва ACADEMA 2002.

7.   Прутченков А. и др. «Типичные ошибки ученического самоуправления» «Народное образование» №7 2003

8.   Прутченков А. и др. материалы Новой цивилизации - Граждановедение 2003г

9.   Рожков М. И. «Развитие самоуправления в детских коллективах». Москва ВЛАДОС 2002

10. Созонов «Система работы классного руководителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...