Трудовое воспитание младших школьников
статья на тему

Пивнева Наталья Ивановна

Статья "Трудовое воспитание младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Первые представления о роли труда в жизни человека, об отношении к нему получает ребенок в семье. Понятия эти самые разные, несмотря на то, что в нашем государстве в каждой семье день начинается трудом.

В тех семьях, где отец или мать не любят свою профессию, тяготятся ею, и дети начинают смотреть на труд как на тяжелое бремя.

Если взрослые любой труд оценивают с точки зрения той прибыли, которую он им лично приносит, то и детям прививается корыстное отношение к труду.

Бывает и так. Родители увлечены своим трудом, относятся к нему с громадной ответственностью, добиваются больших успехов, но той радостью, который доставляет им любимый труд, с детьми не делятся, о своей работе им ничего не рассказывают.

С домашними делами они тоже справляются почти без всякого участия детей.

Нельзя ограничивать трудовые обязанности даже младших школьников только учебной работой.

-Малы они еще, толком-то ничего сделать не могут- начнут посуду мыть- обязательно что-нибудь разобьют, возьмутся ли за мытье пола- только грязь разведут. Я сама быстрей и лучше все сделаю-такое можно услышать нередко.

Из-за боязни, что сын испортит новый шкаф, вытирая пыль, а дочь потеряет деньги по дороге в магазин, взрослые отстраняют детей от домашнего труда. А потом сами же обижаются и сердятся на внуков, сыновей за то. Что они в грязных ботинках идут по вымытому полу, не уберут за собой чашки, не повесят на место свое пальто, одежду.

Объяснить это явление просто: уважает, бережет труд других только тот, кто трудится сам.

Чтобы научить детей добросовестно, с желанием, выполнять для них посильную работу, нужно терпение и время, надо учитывать их индивидуальные. Физические и психологические особенности.

Ребенок в 7-10 лет вначале с огромной охотой берется за дело, которое делают мама, папа, бабушка, старшие братья и сестры. Но как убеждается, что у него работа не спорится так же хорошо, как и у взрослых, и ее надо делать не только когда захочется, интерес к ней пропадает. Тогда ребенок под всякими предлогами начинает отлынивать от поручений или прямо заявляет: «Не хочу на стол накрывать, надоело мне каждый день цветы поливать и мусор выносить».

В таких случаях родители либо начинают бранить ребенка, заставляя его под угрозой наказания выполнять домашние трудовые задания, либо, чтобы «не портить себе нервы», делают все сами.В результате одни вызывают у детей отвращение к работе. Стремление сделать ее кое-как, чтобы только отвязаться от брани и наставлений взрослых, другие прививают ребенку безответственное отношение к делу, растят барчуков.

Конечно, физические силы детей 7-10 лет еще невелики, внимание их быстро ослабевает, навыки в труде очень ограничены. Все это родителям надо обязательно принимать во внимание. Поручайте им только посильную работу, постепенно усложняя ее по мере того, как ребенок приобретает необходимые навыки.

Постепенное приучение ребенка к труду практически и выражается в том, что сначала работу, которая представляет для него известную трудность, он делает вместе со взрослыми, вникая в их объяснения. Потом начинает уже самостоятельно выполнять отдельные ее операции. И, наконец, выполняет всю работу полностью, хотя все-таки вначале еще под контролем взрослых.

Если работа, порученная младшему школьнику, посильна для него, то при старании она выполняется очень хорошо. Такой труд радует и взрослых и самого юного работника, это очень важно, ибо труд без радости тяготит, угнетает. Радостное, интересное дело не утомляет так быстро, захватывает на длительное время даже неустойчивое внимание ребенка.

Н.К. Крупская в статье «О коллективном труде детей» говорила, как важно с ранних лет воспитывать у детей стремление к труду, желание внести свою посильную лепту в общее дело, пусть оно будет чисто семейное, это неважно, важно само стремление.

Ребенок существо социальное, и он тянется к людям, к их делам и действиям. Он по своей природе активен и тоже хочет участвовать в совместной деятельности, у него есть потребность делать какое-то общее дело: убирать, починять, красить, ухаживать за растениями. Пусть помощь


ребенка будет ничтожна, но она нужна для него самого. В ней он учится быть человеком, чувствует себя полезным членом семьи, и это доставляет ему радость, формирует положительное чувство.

Верно, что в труде младших школьников пользы мало. Верно и то, что, своим «трудом» они создают дополнительную работу для взрослых, многое после них надо переделывать, исправлять. Но разве в этом дело? Вы смотрите на труд ребенка только со стороны непосредственной практической выгоды- в этом ошибка некоторых родителей.

Труд-основа нравственного воспитания личности. И если вы действительно хотите своему ребенку счастья, то не ограждайте его от участия в домашнем труде, поощряйте его стремление трудиться и учите, учите всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни семьи, трудового коллектива. Ваши старания и хлопоты на этом пути не пропадут даром, а время, затраченное на переделку. Как вы говорите, окупится сторицей. В этом вы потом убедитесь, когда ваша дочь или сын, заменит вас на кухне, позволив вам отдохнуть.

Семилетняя Лена подбежала к маме, которая мыла в это время посуду:»Дай и я буду мыть тарелки». Мама нехотя ( чтобы дочь отцепилась дала ей тарелку: «На , мой». Своими маленькими, еще непослушными ручонками девочка неловко берет тарелку и пытается опустить ее в воду. Но тарелка выскользнула из рук и разбилась. «Вот аидишь, разбила папину тарелку!»- сердится мать. Она вспомнила, что вчера было такое: подметая пол, Лена только подняла пыль столбом. И мама ругает дочь, называет ее «неуклюжей», бестолковой, а взаключении говорит: «Не смей мне больше к тарелкам притрагиваться!». Сконфуженная Лена стоит в углу и всхлипывает, размазывая кулачками слезы по лицу.

Как же нелепо получилось у Лениной матери! Достаточно один-дап раза отпугнуть ребенка, чтобы у него больше никогда не появилось желания помогать ей. Стремление, идущее от чистого сердца, погашено и, может быть на всю жизнь.

Как же нелепо получилось у Лениной матери! Виновата ли Лена? В самом ли деле она такая «бестолочь», как говорит мама? У девочки было искреннее желание помочь маме, но что делать, когда что ни движение, то неудача. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Ей никогда не давали возможности что-нибудь сделать самостоятельно, поэтому у нее плохо получается. Так случилось и на этот раз. Девочка разбила тарелку не потому, что она «неуклюжая» от природы, а потому, что не умела ее взять. Ведь ей не показали, как это сделать. (Маме всегда некогда).Выходит, что в неуклюжести Лены повинны прежде всего родители.

Некоторые родители, оправдывая себя занятостью, а по существу безразлично относясь к трудовому воспитанию детей говорят, поручать детям работу-это удваивать свои обязанности, заново все переделывать. Рассуждая так, отцы и матери не учитывают, что у ребенка нет от рождения готовых трудовых способностей, умений и навыков.

Для школьников самообслуживание -серьезная работа. Но родители порой не предают этому значения. И напрасно. Домашней работе, как и всякой другой, нужно учить. Чем раньше начнется такое обучение, тем лучшими будут результаты.

В некоторых семьях, например, предвоскресную уборку в квартире проводят как «семейный субботник». Ответственный за субботник (кто-нибудь из старших членов семьи) назначает время сбора, распределяет обязанности и орудия труда: щетки, тряпки, таз, пылесос, раздает фартуки, платки на голову, старую обувь. Все это очень увлекает детей. На таком «субботнике» они стараются тщательно, как взрослые, выполнять свою долю работы. С возрастом такое мероприятие перестает быть игрой, а положительные чувства, эмоции при труде остаются.

Конечно, игровые приемы, с помощью которых можно увлечь детей или иной работой, определяются не только возрастом ребенка, но него индивидуальными способностями, интнресами, характером трудового поручения.

Известно, что дети всех возрастов, в том числе ребята начальных классов, очень любят различные состязания. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующими длительного напряжения, мало интересными, но нужными. Кроме того, соревнуясь друг с другом, ребятишки приучаются не только хорошо, тщательно, красиво, но и скоро выполнять свою работу.

-Ну-ка, ребята, кто из вас быстрее и аккуратнее уберет сегодня свою постель?- говорит утром папа Коле и Саше.


Конечно, Коля с этой работой справляется быстрее, потому, что он старший.Но зато у Саши заправлена аккуратнее, красивее. Поэтому пока еще в этом увлекательном для детей соревновании первое место остается незанятым.Тогда же, когда Саша ускорит темп соего труда, а Коля улучшит его качество, возможно первенство получают оба. К тому времени у них вырабатываются потребность каждое утро быстро и аккуратно выполнять эту необходимую работу по самообслуживанию.

Во многих семьях огромное воспитательное значение придают постоянным, повседневным, трудовым обязанностям ребенка. Это очень верно, потому, что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих и вырабатывают необходимую в жизни привычку к трудовому усилию, к трудовой дисциплине.

Семилетнему Диме поручено каждый день покупать для семьи хлеб. Однажды, заигравшись с товарищами, он не сходил во-время в магазин. Обедали молча, без хлеба. У Димы каждый глоток застревал в горле: ему было стыдно. Он почувствовал важность своего небольшого дела для родных. И всеобщее молчание оказалось тягостнее всякого наказания.

Многие родители считают, что учеба ребенка начинается с момента поступления в школу. До школы, мне незачем с ним возиться. На самом деле дети учатся с первых шагов жизни, учатся всему: сидеть и стоять, ходить и бегать, умываться и вытираться, одеваться т.п. наблюдать и сравнивать, выходить из затруднительных положений. Но овладевают они всем эти с помощью родителей. И учить детей самообслуживанию надо также серьезно и методично, как скажем чтению и письму. Не допускайте со своей стороны формального отношения к тому, что делают и как делают ваши дети, доводите до сознания ребенка: чем сделать работу плохо, то уж лучше ее вовсе не делать, что всякий труд ценен своим результатом. Всегда старайтесь объяснить ребенку значимость выполняемой им работы для семьи и окружающего. Это будет воспитывать у него чувства ответственности и долга.

Иногда родители считают, что достаточно ребенку раз показать то или иное действие- и он правильно его выполнит. В жизни куда сложнее. Ребенок одевается, но унего не получается. Наконец, мать не выдерживает, дает ему шлепка и одевает сама. Ребенок кричит: «Я сам, сам!»

Оказывается ребенку говорили как надо одеваться, а одних словесных объяснений недостаточно, нужна тренировка. Слово и показ должны выступать совместно, иначе не дойдут до сознания ребенка.

Приучая детей к труду, надо следить за тем, чтобы любое дело, порученное им, приводило, пусть иногда незначительному результату. Только труд результативный приносит радость, развивает у детей настойчивость, выдержку, упорство в достижении цели, желание обязательно доводить начатое дело до конца.

Большим стимулом в трудовом воспитании является оценка детского труда. Хорошую работу нужно одобрить, конечно, соблюдая при этом чувство меры. Перехвалить не следует. Правильно будет сказать ребенку, что сделано хорошо, что - не совсем, а что требует переделки. Тогда ребенок видит не только свои достижения, но и свои пробелы. Понимание того, что его работа будет оценена, побуждает ребенка выполнять ее старательно и наилучшим образом.

Бывает и так , что неумение детей родители объясняют врожденными особенностями ребенка.»Такой уж лентяй уродился»,-говорят одни. «Неумелый, по отцу, весь в поту, а ничего у него не выходит.»-услышишь от других. Эти родители забывают, что умелым ребенок не рождается. Умение приобретается в процессе учебы и рудовой деятельности, в результате постоянно повторяющихся трудовых упражнений.

Поощрять детей за труд надо умеючи. Однако есть родители, которые решают этот вопрос очень просто.

-Оленька, начисти картошки, а я принесу из магазина твой любимый коржик,- говорит мама.

-Посмотрите, как хорошо вымыла Оленька туфли, восхищается бабушка и дает ей деньги на шоколад.

А папа при каждом удобном случае в присутствии Оленьки расхваливает соседям, знакомым, друзьям свою дочь-труженицу.


Какой же работник вырастит из Оленьки, если она сейчас охотно берется только за эту работу и дома, и в школе, которую все заметят, за которую будут хвалить и награждать.

Чтобы поощрения не вызывали корыстного отношения к работе, стремление выполнять порученное дело только ради награды, правильнее всего отказаться от подарков в семье как платы за труд.

В различных сюрпризах школьники ощущают трогательную заботу о себе, внимание к своим желаниям со стороны взрослых. Поэтому такие сюрпризы вызывают у школьников ответное стремление-тоже сделать что-то приятное для родителей. Такова воспитателтная ценность праздничных подарков.

Труд же должен радовать школьника своими хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.

-Как хорошо, Лена, что ты догадалась выстирать Оле фартук и платье. А то пришлось бы ей грязнулей идти завтра в детский сад, говорит мама, возвратившись с работы позже обычного.

Лене было очень приятно услышать что она угодила маме и сестренке. У нее появилось желание еще чем-то помочь уставшей маме.

-Можно, я сама выглажу?- спрашивает Лена.

-Ну, конечно. А я в это время ужин приготовлю, -с довольной улыбкой сказала мама.

Отмечая похвалой труд детей по собственному побуждению, взрослые формируют у них очень важные качества: стремление заметить ту работу, в которй нужна помощь, и оказывать ее, не дожидаясь приказа, распоряжений.

Достоин похвалы и тот, который потребовал от школьников волевого напряжения, смекалки, выдумки, находчивости.

Третьеклассник Вова по просьбе отца починил трехлетнему брату маленькую машинку. Два задних потерянных колеса он заменил катушкой от ниток. Покрасил их в цвет машины и долго пыхтел, добиваясь, чтоб задние колеса вертелись так же свободно, легко, как и передние. -Правду говорят, что дело мастера боится-, сказал папа, похлопав сына по плечу. -Признаться , не думал, что ты так хорошо справишься с этим.

Часто слышишь, как родители упрекают своих детей: «И когда ты, наконец, научишься пришивать пуговицу?».До каких лет я буду пришивать тебе вешалку».

Родителям невдомек, что если школьника не упражнять в этом, чему его учат на уроках труда в школе, то он овладеет даже простейшими умениями и навыками, не говоря уже о более сложных трудовых операциях.

Известно, что умелые руки в жизни всегда ценятся. Трудно заранее предугадать, как сложится жизненный путь вашего ребенка, что ожидает его впереди.И тем не менее потребность в умелых руках никогда не станет лишней в семье.


СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

1)Первоклассник Алеша очень любил рисовать. Однажды, когда никого не было дома, он решил

сделать красивой ванную и нарисовал в ней всю стенку.

Вечером пришла с работы мать и, заглянув в ванную. Спросила:

-Кто нарисовал?

-Это я нарисовал, мамочка, сделал такую красоту! - радостно поспешил ответить Алеша.

-Я тебе сейчас всыплю за эту красоту, десятому закажешь заниматься художеством!- угрожающе

сказала мать и обратилась к старшей дочери Любе: - А ты почему разрешила ему портить стенку?

Разве ты не понимаешь?

В наказание мать запретила обоим играть во дворе и все рисунки приказала смыть теплой водой.

а)        Права ли мать в своих действиях по отношению к сыну и дочери?

б)        Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Мать была права, приказав детям немедленно смыть на стене в ванной. Однако после беседы с

Алешей и Любой следовало отпустить их на улицу: нельзя лишать детей пребывания на свежем

воздухе.

2)Первоклассница Лена пришла из школы расстроенная. Мальчишки смеялись над ней, потому

что она сказала, что у нее папа тракторист.

-Почему наш папа не перейдет на другую работу? - спросила она у матери.

-А зачем ему переходить? Он очень любит свою работу , - ответила мать.

-Это очень плохая работа, все мальчишки в классе смеются надо мной.

-Твои мальчишки или глупые, или завидуют тебе. Скажи им, что твой папа известный тракторист.

И его профессия очень нужная, он помогает выращивать для людей хлеб.У нас в стране женщины

и девушки тоже работают трактористами и комбайнерами.А знаешь, кто была самая первая

трактористка в нашей стране?

-Нет, не знаю.

-Это была девушка Паша Ангелина.Она создала целую женскую бригаду трактористок.Все они

так дружно и хорошо работали, что в соревнованиях даже побеждали юношей.Расскажи об этом

твоим мальчишкам, они вряд ли это знают.

-Конечно не знают, восторженно подхватила слова матери девочка и записала фамилию

известной трактористки в свою записную книжку.

1)Удалось ли матери убедить дочь в важной для людей профессии отца?

2)Каким образом лучше всего убеждать детей в значимости профессии?

3) С каких лет в беседе с детьми вы начинаете ориентировать их на выбор профессии?

Матери удалось убедить дочь в важности профессии отца.

Она не просто, как это часто делают в семьях, сказала общие слова: «У нас все профессии важны».

Женщина рассказала девочке об известной трактористке Паше Ангелиной.

Убеждать детей в значимости профессии следует доказательно, конкретно. На ярких,

убедительных примерах.


СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

1 .Второклассник Миша принес домой маленького беспомощного щенка.

-Отнеси его туда, откуда принес!- грозно приказала мать. Мальчик в слезах вышел во двор и

спрятал его. А когда мать ушла на работу, перенес щенка в квартиру, нашел ящик, постелил ему.

Напоил молоком и спрятал в своей конате. На второй день. Когда Миша кормил щенка и

тихонько с ним разговаривал, в комнату вошла мать.

-С кем это ты любезно разговариваешь?- спросила она.

-Сам с собой,- ответил мальчик, незаметно спрятав под кровать ящик. Мать ушла на рабоу. Миша

обрадовался, что она не заметила щенка. Вечером, когда приехал из командировки отец, мать

позвала сына и тихонько прошептала ему:

-Давай покажем папе нашего щенка!

Мальчик сначала смутился, потом от радости подпрыгнул, поцеловал мать и понесся в свою

комнату за щенком. Отцу он очень понравился.

К лету щенок подрос, стал еще более красивым. Когда родители сМишей выезжали к бабушке в

деревню, то брали щенка с собой.

а)        Всегда ли последовательна в общении и в действиях с сыном мать?

б)        Какое действие произвели на мальчика ее слова: «Давай покажем папе нашего щенка!»?

в)        Что бы вы говорили и как бы вы поступали в такой ситуации?

Мать вначале приказала унести щенка из дому, потом разрешила оставить. Своим

первоначальным отказом она способствовала тому, что Миша стал обманывать мать, скрывая

щенка в своей комнате и полагая, что она об это не знает. Мать вовремя поняла свою ошибку.

Поэтому слова: «Давай покажем папе нашего щенка! Произвели на мальчика неожиданное

воздействие, были приняты с бурной радостью.

2. В детстве Нина долгое время болела. Отец и мать часто оставались с ней дома, боялись за нее и

очень жалели. Девочка привыкла к ому, что родители все внимание уделяют ей.

... Как-то утром Нине не хотелось идти в школу. Проснулась она рано и, закрыв глаза,

соображала, что бы такое придумать, чтобы остаться дома.

Ох, мамочка, мне совсем плохо, опять заболела голова,- простонала она хитро приоткрыв

глаза, наблюдая за матерью.

Перед ней стояла мать: лицо бледное, глаза полные ужаса и слез. Мама ничего сначала не

могла понять, но потом сообразила, вскочила и сказала:

Не плачь, мамочка, я уже хорошо себя чувствую, это я пошутила.

В анкете девочка написала: «Прошло уже много времени, но я часто вспоминаю этот случай.И сейчас, когда мне бывает трудно, я думаю, что родителям может быть труднее. И надо всегда думать, прежде чем что-то сделать или что-то им сказать».

а)        Какие отрицательные черты в характере девочки выработались в прцессе болезни?

б)        Вспомните, когда ваша дочь или сын пытались ввести вас в заблуждение. Как вы при этом
вели себя и как общались с ним?

В процессе длительной болезни в характере Маши выработались такие отрицательные черты,

как эгоизм, лень, притворство.

Родители боялись за здоровье девочки. И поэтому, когда она, очень не хотела идти в школу,

притворялась больной, мать очень расстраивалась. Правда, девочка тут же поняла свою

ошибку и сказала, что пошутила. Но что это значит такая шутка для матери.

3. По окончании третьего класса Лена впервые поехала в пионерский лагерь. Жизнь в лагере

была интересной и веселой, но девочка очень скучала по своим родителям. Мать не приезжала

к ней ни разу, а отец за целый месяц приехал всего лишь один раз.

.. .Утром Лена играла с девочками на лугу, когда прибежали ребята и обрадовали ее

неожиданным сообщением:

-Лена, к тебе приехал папа!

Девочка побежала что есть силы. У нее на глазах появились слезы от радости и счастья, что

она наконец-то увидит своего неожиданного папочку. Он стоял рядом со своим другом, и

когда Таня подбежала, вдруг засмеялся и серьезным голосом нараспев произнес:


-Ох, уж эти извечные женские сле-е-зы!

В сочинении Лена писала: «Эти слова очень затронули мое сердце. Они были такими холодными и насмешливыми, что оскорбили меня до глубины души. После этого случая мои отношения с папой изменились. Я перестала его любить, так крепко, как раньше».

  1. Почему так глубоко ранили детское сердце насмешливо сказанные отцом слова: «Ох, уж
    эти извечные женские сле-е-зы!»
  1. Как отец должен был общаться с дочерью после того, как она почти месяц не видела его?
  2. Вспомните, как неудачно сказанное вами слово вызывало у сына отчуждение, злобу,
    недоверие, раздражение и т.п.

Лена очень любит отца. Живя в лагере, она соскучилась по нему. И, узнав о приезде отца, она тут же побежала ему навстречу. Отец возможно не желая ее обидеть, вместо того, чтобы тепло встретить дочь, насмешливо произнес грубые слова. Девочка оскорбилась до глубины души. Ее отношение к нему резко изменилось. Трудно сказать, сколько теперь ему придется потратить времени, чтобы восстановить прежние отношения с Леной. Да и могут ли они быть такими, какими были произнесены необдуманные фразы.

4. Это случилось с Сережой во втором классе. Во дворе он услышал от врослых бранные слова. Не осознавая их смысла, этими словами он оскорбил девочку. Проходивший в это время мужчина все услышал и рассказал матери мальчика. Когда же Сережа возвратился домой и открыл дверь, перед ним тут же появилась мать с холодными суровыми глазами.Затем последовал удар рукой по его губам.

-Чтоб подобной гадости никогда твой бессовестный язык не говорил. Мне стыдно за тебя-строго сказала она.

а)        Права ли мать в своих действиях по отношению к сыну.

б)        Какие методы воздействия больше всего применимы в таких случаях?

Мать не права, ударив сына по губам за то, что он повторил бранные слова. Практика показывает, что после физического наказания дети назло родителям продолжают их произносить. Лучше всего здесь помогает комплексное применение таких методов, как разъяснение и требование, переключение и контроль, убеждение и внушение, беседа и осуждение.


Виды домашнего труда:

  1. Поливать цветы в квартире.
  2. Вытирать пыль на подоконниках.
  3. Отвечать за книжный шкаф и содержать его в порядке.
  4. Получать газеты и складывать их в отдельном месте, отделяя свежие от прочитанных.
  5. Отвечать за порядок в буфетном шкафу.
  6. Чистить платье свое и младшего брата и сестры.

СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

1)Первоклассник Алеша очень любил рисовать. Однажды, когда никого не было дома, он решил

сделать красивой ванную и нарисовал в ней всю стенку.

Вечером пришла с работы мать и, заглянув в ванную. Спросила:

-Кто нарисовал?

-Это я нарисовал, мамочка, сделал такую красоту! - радостно поспешил ответить Алеша.

-Я тебе сейчас всыплю за эту красоту, десятому закажешь заниматься художеством!- угрожающе

сказала мать и обратилась к старшей дочери Любе: - А ты почему разрешила ему портить стенку?

Разве ты не понимаешь?

В наказание мать запретила обоим играть во дворе и все рисунки приказала смыть теплой водой.

а)        Права ли мать в своих действиях по отношению к сыну и дочери?

б)        Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Мать была права, приказав детям немедленно смыть на стене в ванной. Однако после беседы с

Алешей и Любой следовало отпустить их на улицу: нельзя лишать детей пребывания на свежем

воздухе.

2)Первоклассница Лена пришла из школы расстроенная. Мальчишки смеялись над ней, потому

что она сказала, что у нее папа тракторист.

-Почему наш папа не перейдет на другую работу? - спросила она у матери.

-А зачем ему переходить? Он очень любит свою работу, - ответила мать.

-Это очень плохая работа, все мальчишки в классе смеются надо мной.

-Твои мальчишки или глупые, или завидуют тебе. Скажи им, что твой папа известный тракторист.

И его профессия очень нужная, он помогает выращивать для людей хлеб.У нас в стране женщины

и девушки тоже работают трактористами и комбайнерами.А знаешь, кто была самая первая

трактористка в нашей стране?

-Нет, не знаю.

-Это была девушка Паша Ангелина.Она создала целую женскую бригаду трактористок.Все они

так дружно и хорошо работали, что в соревнованиях даже побеждали юношей.Расскажи об этом

твоим мальчишкам, они вряд ли это знают.

-Конечно не знают, восторженно подхватила слова матери девочка и записала фамилию

известной трактористки в свою записную книжку.

1)Удалось ли матери убедить дочь в важной для людей профессии отца?

2)Каким образом лучше всего убеждать детей в значимости профессии?

3) С каких лет в беседе с детьми вы начинаете ориентировать их на выбор профессии?

Матери удалось убедить дочь в важности профессии отца.

Она не просто, как это часто делают в семьях, сказала общие слова: «У нас все профессии важны».

Женщина рассказала девочке об известной трактористке Паше Ангелиной.

Убеждать детей в значимости профессии следует доказательно, конкретно. На ярких,

убедительных примерах.


СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

1 .Второклассник Миша принес домой маленького беспомощного щенка.

-Отнеси его туда, откуда принес!- грозно приказала мать. Мальчик в слезах вышел во двор и

спрятал его. А когда мать ушла на работу, перенес щенка в квартиру, нашел ящик, постелил ему.

Напоил молоком и спрятал в своей конате. На второй день. Когда Миша кормил щенка и

тихонько с ним разговаривал, в комнату вошла мать.

-С кем это ты любезно разговариваешь?- спросила она.

-Сам с собой,- ответил мальчик, незаметно спрятав под кровать ящик. Мать ушла на рабоу. Миша

обрадовался, что она не заметила щенка. Вечером, когда приехал из командировки отец, мать

позвала сына и тихонько прошептала ему:

-Давай покажем папе нашего щенка!

Мальчик сначала смутился, потом от радости подпрыгнул, поцеловал мать и понесся в свою

комнату за щенком. Отцу он очень понравился.

К лету щенок подрос, стал еще более красивым. Когда родители сМишей выезжали к бабушке в

деревню, то брали щенка с собой.

а)        Всегда ли последовательна в общении и в действиях с сыном мать?

б)        Какое действие произвели на мальчика ее слова: «Давай покажем папе нашего щенка!»?

в)        Что бы вы говорили и как бы вы поступали в такой ситуации?

Мать вначале приказала унести щенка из дому, потом разрешила оставить. Своим

первоначальным отказом она способствовала тому, что Миша стал обманывать мать, скрывая

щенка в своей комнате и полагая, что она об это не знает. Мать вовремя поняла свою ошибку.

Поэтому слова: «Давай покажем папе нашего щенка! Произвели на мальчика неожиданное

воздействие, были приняты с бурной радостью.

2. В детстве Нина долгое время болела. Отец и мать часто оставались с ней дома, боялись за нее и

очень жалели. Девочка привыкла к ому, что родители все внимание уделяют ей.

... Как-то утром Нине не хотелось идти в школу. Проснулась она рано и, закрыв глаза,

соображала, что бы такое придумать, чтобы остаться дома.

-        Ох, мамочка, мне совсем плохо, опять заболела голова,- простонала она хитро приоткрыв
глаза, наблюдая за матерью.

Перед ней стояла мать: лицо бледное, глаза полные ужаса и слез. Мама ничего сначала не могла понять, но потом сообразила, вскочила и сказала:

-        Не плачь, мамочка, я уже хорошо себя чувствую, это я пошутила.

В анкете девочка написала: «Прошло уже много времени, но я часто всаеминаю этот случай.И сейчас, когда мне бывает трудно, я думаю, что родителям может быть труднее. И надо всегда думать, прежде чем что-то сделать или что-то им сказать».

а)        Какие отрицательные черты в характере девочки выработались в прцессе болезни?

б)        Вспомните, когда ваша дочь или сын пытались ввести вас в заблуждение. Как вы при этом
вели себя и как общались с ним?

В процессе длительной болезни в характере Маши выработались такие отрицательные черты,

как эгоизм, лень, притворство.

Родители боялись за здоровье девочки. И поэтому, когда она, очень не хотела идти в школу,

притворялась больной, мать очень расстраивалась. Правда, девочка тут же поняла свою

ошибку и сказала, что пошутила. Но что это значит такая шутка для матери.

3. По окончании третьего класса Лена впервые поехала в пионерский лагерь. Жизнь в лагере

была интересной и веселой, но девочка очень скучала по своим родителям. Мать не приезжала

к ней ни разу, а отец за целый месяц приехал всего лишь один раз.

.. .Утром Лена играла с девочками на лугу, когда прибежали ребята и обрадовали ее

неожиданным сообщением:

-Лена, к тебе приехал папа!

Девочка побежала что есть силы. У нее на глазах появились слезы от радости и счастья, что

она наконец-то увидит своего неожиданного папочку. Он стоял рядом со своим другом, и

когда Таня подбежала, вдруг засмеялся и серьезным голосом нараспев произнес:


-Ох, уж эти извечные женские сле-е-зы!

В сочинении Лена писала: «Эти слова очень затронули мое сердце. Они были такими холодными и насмешливыми, что оскорбили меня до глубины души. После этого случая мои отношения с папой изменились. Я перестала его любить, так крепко, как раньше».

  1. Почему так глубоко ранили детское сердце насмешливо сказанные отцом слова: «Ох, уж
    эти извечные женские сле-е-зы!»
  2. Как отец должен был общаться с дочерью после того, как она почти месяц не видела его?
  3. Вспомните, как неудачно сказанное вами слово вызывало у сына отчуждение, злобу,
    недоверие, раздражение и т.п.

Лена очень любит отца. Живя в лагере, она соскучилась по нему. И, узнав о приезде отца, она тут же побежала ему навстречу. Отец возможно не желая ее обидеть, вместо того, чтобы тепло встретить дочь, насмешливо произнес грубые слова. Девочка оскорбилась до глубины души. Ее отношение к нему резко изменилось. Трудно сказать, сколько теперь ему придется потратить времени, чтобы восстановить прежние отношения с Леной. Да и могут ли они быть такими, какими были произнесены необдуманные фразы.

4. Это случилось с Сережой во втором классе. Во дворе он услышал от врослых бранные слова. Не осознавая их смысла, этими словами он оскорбил девочку. Проходивший в это время мужчина все услышал и рассказал матери мальчика. Когда же Сережа возвратился домой и открыл дверь, перед ним тут же появилась мать с холодными суровыми глазами.Затем последовал удар рукой по его губам.

-Чтоб подобной гадости никогда твой бессовестный язык не говорил. Мне стыдно за тебя-строго сказала она.

а)        Права ли мать в своих действиях по отношению к сыну.

б)        Какие методы воздействия больше всего применимы в таких случаях?

Мать не права, ударив сына по губам за то, что он повторил бранные слова. Практика показывает, что после физического наказания дети назло родителям продолжают их произносить. Лучше всего здесь помогает комплексное применение таких методов, как разъяснение и требование, переключение и контроль, убеждение и внушение, беседа и осуждение.

.. ' ч/

.

• •


АНКЕТА

  1. Кем работают твои родители?
  2. Был ли ты у них на работе?
  3. Рассказывают ли тебе родители о своей работе?
  4. Знаешь ли ты награды своих родителей?
  5. Какую профессию хотел бы ты избрать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...

Трудовое воспитание младших школьников как средство коррекции интеллектуального развития

В данной разработке отражены особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; показаны методы, приемы коррекционной работы по данному направлению...

Трудовое воспитание младших школьников в семье.

Трудовое воспитание в семье — процесс длительный и сложный. Здесь есть свое трудности, свои правила....

Трудовое воспитание младших школьников в рамках введения ФГОС НОО.

В данной работе определены цели и задачи трудового воспитания с введением ФГОС НОО....

Трудовое воспитание младших школьников в рамках введения ФГОС НОО.

В данной работе определены цели и задачи трудового воспитания с введением ФГОС НОО....

Выпускная квалификационная работа "Трудовое воспитание младших школьников"

Выпускная квалификационная работа "Трудовое воспитание младших школьников"...

Родительское собрание "Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников"

Родительское собрание  может быть проведено в 3-4 классе.  Материал содержит анкеты, педагогические ситуации, рекомендации для родителей....