Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"
статья (1 класс) на тему

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса

Гусева Елена Степановна, воспитатель ГПД

Семья и школа являются важнейшими институтами социализации индивида, будучи базисом в процессе его формирования как личности и как члена соци-ума. Этот факт подразумевает, что данные институты представляют собой также важнейшие элементы механизма воспитания, способствуя усвоению социаль-ных норм, ценностей и социальной культуры, самоопределению, самореализа-ции и формированию способности к взаимодействию с себе подобными. В таком случае, логично предположить, что наиболее эффективным воспитатель-ное воздействие станет в результате взаимодействия педагогов и родителей в воспитательном процессе.

В условиях коррекционной школы 7 вида проблема такого взаимодействия становится особенно острой. Специалисты отмечают необходимость совмест-ного воздействия педагогов и родителей ребенка в процессе воспитания. Нередки случаи, когда эффект социально-педагогической коррекции ниве-лируется вследствие неспособности членов семьи ребенка поддержать работу специалистов – закрепить приобретенные ребенком навыки и знания, продол-жить развивать их в нем. Многие работники коррекционных школ регистри-руют значительный регресс в социальной адаптации ребенка после длительного перерыва в посещении школы – болезни, каникул – связывая его именно с влиянием родителей.

Внутрисемейные отношения, в частности — форма отношения родителей к де-тям, детерминируют степень восприимчивости ребенка к воспитательному воз-действию, путем формирования его самооценки и самоотношения. С учетом преобладающих форм отношения, родители, чьи дети обучаются в школе 7 ви-да, дифференцируются на 4 группы.

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжён-ности. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзабот-ливым отношением к ребёнку, ограничением его социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для матерей-одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежела-тельных качеств.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и в сильные его стороны, при последователь-ном осмыслении необходимого объёма помощи.

Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения, который харак-теризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его индивидуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

Исследования показывают, что преобладает негативное отношение родителей к ребенку, обучающемуся в коррекционной школе 7 вида. Ребенок воспринимает-ся как неудачливый, неуспешный, неспособный чего-либо достичь в жизни, что сопряжено с постоянной злостью на него. Типичным является пренебрежитель-ное отношение к особым образовательным потребностям ребенка, открытое выражение злобы и недовольства, что нередко способствует формированию у последнего комплекса вины по отношению к собственному дефекту.

Применение неконструктивного стиля воспитания создает предпосылки для возникновения отклонений в  психическом развитии ребенка, которые оказывают значительное влияние на его интеллектуальное и личностное развитие. Последствия неверного воспитания могут проявляется в следующем:

  1. в неадекватных самовосприятии и самооценке. Для ученика коррекционной школы важно адекватно оценивать свои возможности и способности, используя их в максимальной мере конструктивным образом. Не менее важен тип восприятия собственных дефектов и ограничений.
  2. в отношении к окружающим людям. Ребенок с особыми образовательными потребностями, как правило, растет в условиях некоторой изоляции – семьей ограничиваются все его социальные контакты. По этой причине, ту модель взаимоотношений, к которой он привык в семейном кругу, ребенок будет использовать при общении с другими членами общества. В качестве примеров неадекватного отношения можно назвать иждивенческий тип, предполагающий априорное восприятие людей как обслуживающего персонала и источника всевозможных благ, тип «страдальца», характеризуемый ожиданием от окружающих постоянного сочувствия и жалости.
  3. в мировосприятии.

Внутрисемейные отношения, безусловно, оказывают влияние на ход воспи-тательного процесса и восприимчивость ребенка к воспитательному воздейст-вию, но существуют и другие причины семейного генеза, определяющие необходимость взаимодействия педагога с родителями ребенка. Среди таких причин можно назвать: нестандартный состав семьи (неполная семья; семья с незарегистрированными супружескими отношениями, многодетная семья), социальные патологии у одного или обоих родителей (алкоголизм, наркомания, лудомания), наличие проблем с правоохранительными органами. Наконец, одним из самых неблагоприятных вариантов - отсутствие у ребенка с наруше-ниями интеллекта семьи как таковой.

В таких педагогическое взаимодействие между учителем и родителями в коррекционной школе 7 вида должно быть направлено на преодоление проблем в семейных отношениях, к которым относятся: отсутствие у родителей глубо-ких знаний об особенностях своих детей, о способах организации сотруд-ничества и взаимопонимания с детьми, связанные с их низкой психолого-педагогической компетентностью; недооценка родителями своей роли в воспитании и развитии детей, а, зачастую, непризнание своей ответ-ственности за эти процессы; непонимание, неосознание родителями собственных проблем во взаимоотношениях с детьми и, соответственно, пассивность в улучшении этих взаимоотношений; неудовлетворенность, разочарование родителей, связанные с особенностями детей, неприятие некоторых черт, темперамента и т.д., следствием чего является их эмоцио-нальная отстраненность и др.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи следует начать с изучения ус-ловий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Определены функциональные обязанности педагогов, среди которых – изучение семьи школьника, ее воспитательных возможностей, ат-мосферы семейного воспитания.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между педагогами коррекционной школы 7 вида и родителями. Контакт должен строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потреб-ность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педа-гогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом.

Одной из задач вовлечения родителей в процесс воспитания в коррекционной школе является  необходимость помочь им овладеть педагогическими знаниями и умениями, приемами воспитания и взаимодействия с детьми, позволяющим создать в семье благоприятную для развития ребенка среду. Выполнение данной задачи может быть достигнуто путем внедрения следующих форм работы с родителями школьников:

- организация педагогического лектория;

– тематические родительские собрания;

– научно-практические конференции;

– индивидуальные беседы;

– творческие встречи;

– семинары-практикумы;

– заседания круглого стола;

– собрания отцов;

– диспуты;

– собрания детей и родителей;

– «родительские субботы».

Участие родителей в воспитательном процессе на паритетной основе также можно стимулировать посредством вовлечения в работу органов школьного самоуправления (участие в работе родительского комитета, совета школы).

Эффективным способом вовлечения родителей в процесс воспитания в коррекционной школе 7 вида многие исследователи считают привлечение к организации школьных праздников и прочих мероприятий, предполагающих консолидированную деятельность родителей и школьников. Совместная деятельность детей и родителей на подготовительном этапе способствует их сближению, более четкому пониманию родителями возможностей и способ-ностей своего ребенка. Возможно переосмысление отношения к особым потребностям ребенка, изменение методов воспитательного воздействия – наблюдая за взаимодействием школьников с педагогами, родители получают возможность перенести удачный опыт общения в домашнюю среду. Нельзя также недооценивать эмоциональную составляющую – видя заинтересован-ность детей, их эмоциональную отдачу, родители начинают иначе относиться к их интересам и оценивать успехи.

Если рассматривать праздник как результат совместной деятельности педагогов и родителей, то можно отметить, что такого рода взаимодействие позволяет установить контакт между ними; для школьных специалистов - получить мак-симум информации о личности родителей, семейной атмосфере в неофициаль-ном порядке.

Несомненно, взаимодействие педагогов и членов семей учеников коррекцион-ной школы 7 вида и их совместная работа благотворно скажутся на эффектив-ности воспитательного процесса. Тем не менее, на текущий момент работа в этом направлении ведется не слишком активно, несмотря на очевидную актуальность проблемы вовлечения родственников школьников в процесс воспитания.

Список литературы.

1. Вязникова Н. И. Единство воспитательного воздействия в образовательном поле семьи и. и школы.//Культура. Наука. Интеграция. № 3, 2010. - с. 71-74

2. Дольская И. Г. Сотрудничество семьи и школы общие проблемы и совместные действия.//Культура. Наука. Интеграция. № 3, 2010. - с. 74-77

3. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников.//Образование и наука. № 6, 2009. - с. 138-145

4. Талипова О. А. Влияние типа родительского отношения на самоотношение старших подростков с задержкой психического развития.//Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова № 3, 2007. - с. 52-56

5. Даурова М. Р. Организация педагогического взаимодействия типа «педагоги-родители» в коррекционной школе восьмого вида.//Новые технологии. № 3, 2011. - с. 1-6

6. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностя-ми здоровья. М., 2003. - 368 с.

7. Гаранина Е. Ю., Коноплева Н. А., Карабанова С. Ф. Семьеведение. М., 2009. – 384 с.

8. Лукашина Л.Н. Особенности  работы с родителями детей с ограниченными возможностями.//Воспитание детей сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 14-15 апреля 2011г. - с. 468-471


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность ученика коррекционной школы – цель образовательной политики

Тема педагогического совета глобальна и многогранна. Она вечна и всегда будет актуальна. Это тема ряда наук – психологии, физиологии, педагогики, а также философии. Ее значимость для педагогов важна н...

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Изучение системы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. ...

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...

Урок по предмету « Мир природы и человека» во 2 классе коррекционной школы вида по теме "Вот и осень прошла" с применением ИКТ (компьютерная программа «Лента времени. В городском дворе»)

Урок по предмету « Мир природы и человека» во 2 классе коррекционной школы вида по теме "Вот и осень прошла" с применением ИКТ (компьютерная программа  «Лента времени....

Презентация по учебно -воспитательной работе на тему: "Виды УУД в воспитательном процессе на уроке"

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.Обучение обязательно воспитывает, формирует ...

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа

Когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой пони...