Занятие "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия на тему

Кондратова Наталья Владимировна

Данное занятие предназначено для детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Спец. (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Владимира»

Занятие  

«Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

для детей со сложной структурой дефекта.

(неделя биологии и географии)

                                                            Подготовила и провела:  Кондратова Н.В.

г.Владимир

Февраль - 2014

Цель: Дать представление о том, как зимуют дикие животные;

           показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и

           растений зимой.

Задачи:

              - уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;

             -расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни; рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

            -учить распознавать следы зверей;

            - закрепить название детёнышей диких животных;

            - развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение;

           - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки животных, раскраски с животными, карандаши.

ХОД

2Актуализация знаний по теме.

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Владимир налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

-Дети, посмотрите в окошко, и скажите какое сейчас время года? (зима)

- Почему вы так решили? (много снега, сильный мороз, солнце светит, но не греет)

Сюрпризный момент.

-К нам в класс пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

3Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.

-Устали? Присядем на полянке, отдохнём.

4.Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба, только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Все деревья так похожи друг на друга, что не отличить!

5.- Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

- Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

6.( Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

- Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

– Чьи это следы? Как вы думаете?

- Давайте проверим.

7. «Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

- Кто это? (белка)

- Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)

- Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)

- Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

-Как вы думаете, белочка меняет цвет шубки?

8.Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.

9.Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

-А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?

- Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

 – Хорошо. Смотрим дальше следы. Как думаете, чьи эти следы?

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

10.Он в шубке беленькой зимой,

      а в серой шубке летом.

-Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Игровое упражнение «Целое - части»

- Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый)

- Что это у зайчика? (уши)

- Какие они? (длинные, большие)

- Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать)

- Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи.

- Какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая)

- Что это? (лапы)

- Какие они? (сильные, крепкие)

- Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности)

Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

11.- Ребята, а чем питается зайчик зимой? (корой деревьев, веточками)

-А как заяц себе домик устраивает?

-Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

-А вот следы  главных врагов зайчишки:

12.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

-Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

13.Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. А ещё пушистым хвостом лиса заметает свои следы.

14.- Как вы думаете? А это чьи это следы?

- Давайте проверим.

Кто зимой холодной,

 ходит злой, голодный! (Волк)

- Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.

15.К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?

16 - 19.А теперь вам нужно из данных картинок выбрать того зверя, чьи следы вы видите.

20.Раздается храп.

- Что это за звуки? (кто-то храпит)

Летом по лесу гуляет,

 зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

- А почему зимой в лесу не встретишь медведя?

- А что делает медведь зимой? (спит)

- Посмотрите, какой медведь? (большой, сильный)

- Что это у медведя? (туловище)

- Какое оно? (большое)

- Что это? (голова)

- Какая она? (большая, круглая)

- Какие лапы? (большие, с когтями)

- Ребята, медведь большой, сильный. Хорошо быть таким? (хорошо, никого не боится)

- Как вы думаете, что в этом плохого? (тяжелый, не сможет быстро убежать от опасности, когда идет, ломает веточки, шумит)

- Дети, я вам хочу рассказать, что холодной зимой у медведицы появляются маленькие беспомощные детеныши.

- Питаются медвежата в берлоге зимой молочком матери.

- Давайте не будем больше беспокоить спящего медведя и отправимся дальше.

21.-Отгадайте загадку:

«Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной.

На зиму засыпает,

Никому не мешает»

-Как вы думаете, кто это? (ежик)

22.- Ребята здесь норка, в которой спит ежик. Давайте тихонько заглянем к нему (рисунок с изображением ежика)

- Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок.

Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков.

- Что делает маленький зверек зимой? (спит)

- Вот и наш ежик пусть спит дальше.

23.- Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.

Белка – бельчонок.

Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)

Игра “Четвёртый лишний”

Исключите из изображённых картинок ту, которую считаете лишней.

24. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)

25. Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)

26. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Игра «Собери картинку»

- Каждому  я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)

Подведение итогов

- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

27.Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

(Раскрашивание зверей).

А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.

28. Итог.

  1. Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)
  2. Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)
  3. Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)
  4. Почему говорят, что волка ноги кормят?
  5. Чем заяц питается зимой?
  6. Что делает медведь зимой?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее утро. Зимний вечер.

Презентация к уроку музыки по теме "Зимнее утро. Зимний вечер"....

Электронная книжка стихов-загадок о зимних видах спорта "Олимпийская зимняя сказка"

В 15-ти стихотворных загадках даются краткие характеристики и некоторые интересные моменты из олимпийских зимних видов спорта. Предполагается, что в конце каждой загадки ребенок-слушатель, сообразно р...

Сценарий учебно-воспитательного мероприятия «Малые Зимние Олимпийские игры. День Зимних именинников в 3 классе»

Сценарий проведения Малых Олимпийский игр, совмещённых с празднованием дня Зимних именинников в 3 классе. Праздник раскрывает историю возникновения олимпийских игр в древности и особенности их проведе...

Урок коми языка в 4 классе на тему "Зимние месяцы. Зимние забавы"

Целью данного урока является введение новой лексической единицы по теме "Зимние месяцы. Зимние забавы". Предметные умения: ученик научится произносить и различать на слух названия зимних месяцев,...

Презентация на тему "Зимние пейзажи в зимних рисунках"

Презентация для уроков изо в начальной школе...

Зимний оздоровительный праздник "Зимние забавы"

Праздник  - соревнование проводилось в честь Дня защитника Отечества с целью  укрепления физической выносливости детей, воспитания интереса к спорту,  способствовать сплочению родительс...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...