Технологическая карта урока ОТЕЧЕСТВО
методическая разработка (2 класс) на тему

Озун Роза Александровна

Технологическая карта урока №3

 

 

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Любовь и уважение к Отечеству.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Воспитывать у учащихся патриотические чувства к Родине, формировать представление о России как  о суверенном государстве со своими уникальными культурными, духовными, нравственными ценностями

 

 

П: Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств для их решения

Р Учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы

К: Учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок

Осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Цель урока

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей принадлежности к российскому обществу.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Россия, Отечество, Родина, государственные символы (герб, гимн, флаг), суверенное государство, долг, подвиг.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Карта России, изображения флага, герба России, текст гимна Российской Федерации, портреты героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, памятники культуры, мультимедийная установка, толковый (энциклопедический) словарь, альбомные листы, листы ватмана, цветные карандаши (фломастеры), ножницы, клей. Книга «Патриотизм на службе России»/ А. Вырщиков. // Воспитание школьников.- 2006. - №3. «Что такое любовь к Родине? Где начало патриотизма, его  истоки? Кого считают патриотом?»

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

М.Пришвин – «Моя родина», полонез Агинского «Прощание с родиной», Песня М. Пляцковского - «С чего начинается Родина?», стихотворение Александровой «Родное», видеоролик с песней о Родине; деформированные пословицы, текст стихотворения И.С.Никитина «Русь», сводная таблица «Родина» к стихотворению С.Д.Дрожжина «Родине», кроссворд, толковые словари.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Играет песня на музыку М. Пляцковского - «С чего начинается Родина?»

 

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу  хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

 

У вас на партах лежат листочки с набором  слов, соберите из этих слов пословицы.

(Родина – мать, умей за неё постоять.)

(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)

- Прочитайте, какие пословицы у вас получилось.

- Что объединяет эти пословицы?      (О родине)

- Прочитайте название сегодняшнего  урока.

 

-А что такое Родина? (место, где человек родился, где живут близкие ему люди)

А теперь послушайте, как дается толкование этого слава в словаре (Толковый словарь, читает ученик)

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.

- Что вы можете сказать о России?   Да – это многонациональное государство; дом, в котором мы все живем;

- А если подобрать близкое по значению слово, что это будет за слово? Как раньше называли нашу Родину?

- Правильно! Это Отечество.

- Давайте обратимся к словарю и найдем объяснение данного понятия.

ОТЕ́ЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.

Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши Отцы, деды, прадеды, прапрадеды наших прапрадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живем в ней.

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

 -Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

-А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Наша малая Родина – это городок, в котором мы живем.

-  Перед вами текст о вашей « родине».  Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

 

Задание:

Составить рассказ о малой родине.

 

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

 

 

Познавательные УУД: ориентироваться в информации, умение выделять главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:  развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте,                               

умение восстанавливать деформированный текст.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: Знакомство с понятиями «патриотизм», «Отечество», «Родина».

 

 

 

 

Личностные компетенции: Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям

 

 

 

 

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15  минут

Просматривание видеоролика песни о Родине. Полонез Агинского «Прощание с родиной».

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                           

-Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов ХΙХ века.      Постараемся выяснить всю ёмкость слова «Родина».

 

Учитель читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

     -Что мы Родиной зовем?                                                                               

      Дом, где мы с тобой живем,

      И березки, вдоль которых

      Рядом с мамой мы идем.

    - Что мы Родиной зовем?                                                                               

      Поле с тонким колоском,

      Наши праздники и песни,

      Теплый вечер за окном.

    - Что мы Родиной зовем?                                                                               

      Все, что в сердце бережем,

      И под небом синим-синим

     Флаг России над Кремлем.

 

См.: Методическое приложение 4, 5: слова гимна Российской Федерации, герб страны, иллюстрации (слайды).

 

Чтение М.Пришвин – «Моя родина»

Вопросы:

- Ребята, вам понравился рассказ? Чем? Как рано вставала мама Пришвина? Когда Пришвин был ребёнком,  мать угостила его  чаем с молоком. Найдите в тексте и зачитайте воспоминания о чае.

- Почему писатель говорит, что это угощение решило его жизнь в хорошую сторону? (стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу)

- Почему автор писал о природе рано утром? ( всё просыпается)

-Зачитайте слова - обращение к нам, в которых Пришвин советует раньше вставать, для чего? (для работы вставать вместе с солнцем, это даёт  много силы, здоровья)

- О какой охоте  он говорит? Что ему нужно найти? Что такое кладовая солнца? Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей?

- Для  писателя слова природа и Родина  неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста.

- Поднимите руку те, кому понравились эти слова?

 

Личностные компетенции:

 

Наличие способности анализировать, получать признание в некоторой области (викторина – см. слайды, методическое приложение)

Этап 3. Практикум

 

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

 

- Самостоятельная творческая работа учащихся (работа по группам)

 

Задание: «Проверь себя» (у детей предложения и карточки со словами)

1.Нашу Родину по-другому мы называем…

2.То,  что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений называется…

3.Наша малая Родина – это…

4. Вещи, предметы, среди которых  живет человек, явления природы – это …

5. Внутренний мир человека, знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми - это…

 

Выступления групп. Обсуждение.

 

 

Познавательные УУД: проверка знаний, повторение.

 

 

 

 

 

 

 

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

 

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10   минут

Слово «патриот» происходит от греческого слова «патрис», что означает «родина». Объясни связь между этими словами. Кого мы называем патриотами?

Патрио́т — Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Патриотами мы называем людей сделавших что-либо выдающееся во имя спасения или возвышения своей родины.

 

Соберут  славяне  павших  храбрых  воинов  своих,
Жизнь  за  то  свою  отдавших,  чтобы  глас  Руси  не  стих.

Пусть  запомнят  ту  победу  воздух,  пламя  и  вода  –
Слава  наших  грозных  дедов  не  померкнет  никогда!
Род  их  подвиг  не  забудет,  доблесть , поровну  деля, 
Ведь  была,  и  есть,  и  будет  вольной  Русская  земля!

      Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

 

Как вы думаете, о чем эти стихи?

Что двигало воинами, павшими за Родину?

Думали ли они о себе?

 Какие слова являются однокоренными слову подвиг?

 Всякий ли поступок  является подвигом?

 

Русские люди, способны отдать жизнь ради всего святого – ради веры. Они, не страшились, смотря гордо в лицо смерти.

К сожалению, за один урок мы не можем рассказать о всех героях нашей Родины, но обо всех, конечно же слышали: об Александре Невском и Дмитрии Донском, Фёдоре Ушакове, Кутузове и М. Суворове.

…6(8) лет прошло после победы русских войск над фашистскими захватчиками. Священная война забрала миллионы жизней, поломала тысячи судеб. Забывать героически подвиг наших предков мы не должны.

Защищали свою Родину солдаты, их матери, жены, старики, дети - на полях сражений и в тылу.

В планах немцев было уничтожение около 30 миллионов русских: людей лишали крова, расстреливали. Но народ упорно работал и не сдавался …и победил.

 

Советские песни - Песня о Родине.

 

Примеры ратного подвига во имя Родины. Чтение стихотворений русских поэтов.  

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные компетенции:  Развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте,                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.

 

 

 

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

 

 

4 минуты

 

 

 

 

- Из века в век русский народ прославлял свою Родину своими ратными подвигами на  полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

     ( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по

      одному конверту.)

    - Соберите и объясните пословицу:

        1. Родина-мать, умей за неё постоять.

        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

        3. Человек без Родины, что соловей без песни.

        4. Родная сторона и в горсти мила.

        5. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о Родине).   

 

                     Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:

       «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

         Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.»

 

- Давайте попробуем с вами составить словарик однокоренных слов к слову «Родина»

        (работа по группам на листочках)

            •Родить – произвести на свет потомство.

          •Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

          •Родич – родственник, член рода.

          •Родня – родственники.

          •Родословная – перечень поколений одного рода.

          •Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

          •Народ – нация, народность, жители одной страны.                                 Слайд 8

       - Можно ещё много подобрать однокоренных слов…

 

 

Личностные компетенции:

Развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте,                               

умение восстанавливать деформированный текст.

Домашнее задание

1 минута

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Моя малая Родина», посмотреть художественный фильм «В бой идут одни старики»

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические разработки

1. Духовный мир

Мир, который окружает нас очень разнообразен. Вещи, предметы, среди которых  живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире. Что такое духовный мир? - однокоренное слово- душа.

Духовный мир - внутренний мир человека.

Духовный мир – знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми. Есть выражение: спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.

Как вы думаете, от чего на душе бывает хорошо, от чего бывает тяжело? Как сделать, чтоб было хорошо?

- Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?

-   А какие поступки свойственны этим людям?   Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.

Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав.          Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.

2. Работа с раздаточными карточками-фразеологизмами.

Каждый ученик получил карточку, постараться объяснить значение данного фразеологизма.

1.Вкладывать душу – (делать, что-то с увлечением, любовью).

2.Скребет на душе – (неспокойно).

3.До глубины души – (сильно волновать, поражать).

4.Заячья душа – (трусливый, робкий человек).

6.Душа не на месте – (тревожно).

7.Стоять над душой – (надоедать своим присутствием, докучать).

8. Душа в душу – (дружно жить, в полном согласии).

9. Болеть душой – (переживать).

10.За милую душу – (с большим удовольствием, весьма охотно).

11.Бередить душу – (волновать).

12. Душа не принимает – (нет желания).

13.Закрывать душу на замок – (становиться замкнутым).

14. Камень с души свалился – (чувство душевного облегчения, избавления от тягостного).

15. Что душе угодно – (всё, что нравится).

16. Кривить душой – (обманывать).

 

 

3. Традиции.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.

ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).

По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. А почему нашу страну называют многонациональным государством?

Да, в наше стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

- Какие народные традиции вы знаете? (замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения ,свадебные традиции,)

- Семейные традиции? (Это крестины, дни рождения, именины, свадьбы, юбилеи ,рецепты блюд,  создание семейного фото - архива, поездка на природу, и д р.)

- Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…

Какие традиции празднуются в вашей семье? 

 

4. Викторина «Государство»

1.     Название (РФ - Российская Федерация)

2.     Глава нашего государства. (Президент)

3.     Основные символы любого государства. (Флаг, герб, гимн)

4.     Флаг. Команды получают по три полоски, необходимо расположить их в нужной последовательности. (белый, синий, красный)

5.     Предположить значение цвета полосок. (Белый - чистота, благородство, синий - вера, тяготение к возвышенному, красный - державность)

6.     Именно такой смысл вложил в XVII в. в эти цвета царь Алексей Михайлович, когда по его приказу триколор был поднят на первом русском корабле “Орел”.

7.     Что такое “штандарт”? (Королевский флаг или флаг главы государства, который поднимается во время пребывания в резиденции, на военном корабле...)

8.     Есть ли у нас президентский штандарт? (Да)

9.     Чем отличается от обычного российского флага? (В центре изображен герб)

10.                       Как выглядит герб России? (Двуглавый орел)

11.                       Где мы чаще всего можем увидеть его в повседневной жизни? (На монетах)

12.                       На монетах каким достоинством? (1 р, 2 р, 5 р, 10 р)

13.                       Что изображено на монетах достоинством меньше рубля – 1 коп., 5, 10, 50 коп.? (Георгий Победоносец - один из почитаемых, любимейших святых Древней Руси, святой великомученик, претерпевший муки и смерть за веру, реально живший в III веке новой эры, также известный историей о победе над злым змием)

14.                       Гимн. Заполните пропуски и прочитайте. (Каждой команде по куплету и припеву)

 

5. Гимн России

слова С. В. Михалкова
музыка А. В. Александрова

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша __________. (Страна)
Могучая воля, великая _________- (Слава)
Твое достоянье на все ____________! (Времена)
Славься, ______________ наше свободное, (Отечество)
Братских ____________ союз вековой, (народов)
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы _______________ тобой! (Гордимся)

От южных ___________ до полярного края (Морей)
Раскинулись наши _______ и поля. (Леса)
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная ___________! (Земля)

Славься, ______________ наше свободное, 
Братских ____________ союз вековой, 
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы _______________ тобой!

_____________ простор для мечты и для жизни (Широкий)
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность _______________. (Отчизне)
Так было, так есть и так будет ____________! (Всегда)

Славься, ______________ наше свободное, 
Братских ____________ союз вековой, 
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы _______________ тобой!

 

 

 

6. На фоне легкой музыки звучит стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».

             Берегите Россию –                                        Берегите Россию,

             Нет России другой.                                       Без нее нам не жить.            

             Берегите ее тишину и покой,                       Берегите ее,

             Это небо и солнце,                                        Чтобы вечно ей быть

             Этот хлеб на столе                                        Нашей правдой и силой,

             И родное оконце                                            Всею нашей судьбой.

             В позабытом селе…                                      Берегите Россию –

                                                                                      Нет России другой!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_otechestvo.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №3

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Любовь и уважение к Отечеству.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Воспитывать у учащихся патриотические чувства к Родине, формировать представление о России как  о суверенном государстве со своими уникальными культурными, духовными, нравственными ценностями

П: Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств для их решения

Р Учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы

К: Учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок

Осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Цель урока

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей принадлежности к российскому обществу.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Россия, Отечество, Родина, государственные символы (герб, гимн, флаг), суверенное государство, долг, подвиг.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Карта России, изображения флага, герба России, текст гимна Российской Федерации, портреты героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, памятники культуры, мультимедийная установка, толковый (энциклопедический) словарь, альбомные листы, листы ватмана, цветные карандаши (фломастеры), ножницы, клей. Книга «Патриотизм на службе России»/ А. Вырщиков. // Воспитание школьников.- 2006. - №3. «Что такое любовь к Родине? Где начало патриотизма, его  истоки? Кого считают патриотом?»

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

М.Пришвин – «Моя родина», полонез Агинского «Прощание с родиной», Песня М. Пляцковского - «С чего начинается Родина?», стихотворение Александровой «Родное», видеоролик с песней о Родине; деформированные пословицы, текст стихотворения И.С.Никитина «Русь», сводная таблица «Родина» к стихотворению С.Д.Дрожжина «Родине», кроссворд, толковые словари.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Играет песня на музыку М. Пляцковского - «С чего начинается Родина?»

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу  хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

У вас на партах лежат листочки с набором  слов, соберите из этих слов пословицы.

(Родина – мать, умей за неё постоять.)

(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)

- Прочитайте, какие пословицы у вас получилось.

- Что объединяет эти пословицы?      (О родине)

- Прочитайте название сегодняшнего  урока.

-А что такое Родина? (место, где человек родился, где живут близкие ему люди)

А теперь послушайте, как дается толкование этого слава в словаре (Толковый словарь, читает ученик)

Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ. Можно продолжить этот список. Ещё от этого корня происходит слово природа, означающее всё вещественное, зримое, весь наш мир, землю, а выражение от природы указывает на происхождение какого-либо качества человека от его рождения.

- Что вы можете сказать о России?   Да – это многонациональное государство; дом, в котором мы все живем;

- А если подобрать близкое по значению слово, что это будет за слово? Как раньше называли нашу Родину?

- Правильно! Это Отечество.

- Давайте обратимся к словарю и найдем объяснение данного понятия.

ОТЕ́ЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего отечества.

Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши Отцы, деды, прадеды, прапрадеды наших прапрадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живем в ней.

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

 -Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

-А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Наша малая Родина – это городок, в котором мы живем. 

-  Перед вами текст о вашей « родине».  Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Задание:

Составить рассказ о малой родине.

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

Познавательные УУД: ориентироваться в информации, умение выделять главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию

Регулятивные УУД: создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Познавательные УУД:  развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте,                                

умение восстанавливать деформированный текст.

Познавательные УУД: Знакомство с понятиями «патриотизм», «Отечество», «Родина».

Личностные компетенции: Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15  минут

Просматривание видеоролика песни о Родине. Полонез Агинского «Прощание с родиной».

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            

-Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов ХΙХ века.      Постараемся выяснить всю ёмкость слова «Родина». 

Учитель читает стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

     -Что мы Родиной зовем?                                                                              

      Дом, где мы с тобой живем,

      И березки, вдоль которых

      Рядом с мамой мы идем.

    - Что мы Родиной зовем?                                                                                

      Поле с тонким колоском,

      Наши праздники и песни,

      Теплый вечер за окном.

    - Что мы Родиной зовем?                                                                                

      Все, что в сердце бережем,

      И под небом синим-синим

     Флаг России над Кремлем.

См.: Методическое приложение 4, 5: слова гимна Российской Федерации, герб страны, иллюстрации (слайды).

Чтение М.Пришвин – «Моя родина»

Вопросы:

- Ребята, вам понравился рассказ? Чем? Как рано вставала мама Пришвина? Когда Пришвин был ребёнком,  мать угостила его  чаем с молоком. Найдите в тексте и зачитайте воспоминания о чае.

- Почему писатель говорит, что это угощение решило его жизнь в хорошую сторону? (стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу)

- Почему автор писал о природе рано утром? ( всё просыпается)

-Зачитайте слова - обращение к нам, в которых Пришвин советует раньше вставать, для чего? (для работы вставать вместе с солнцем, это даёт  много силы, здоровья)

- О какой охоте  он говорит? Что ему нужно найти? Что такое кладовая солнца? Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей?

- Для  писателя слова природа и Родина  неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста.

- Поднимите руку те, кому понравились эти слова?

Личностные компетенции:

Наличие способности анализировать, получать признание в некоторой области (викторина – см. слайды, методическое приложение)

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

- Самостоятельная творческая работа учащихся (работа по группам)

Задание: «Проверь себя» (у детей предложения и карточки со словами)

1.Нашу Родину по-другому мы называем…

2.То,  что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений называется…

3.Наша малая Родина – это…

4. Вещи, предметы, среди которых  живет человек, явления природы – это …

5. Внутренний мир человека, знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми - это…

Выступления групп. Обсуждение.

Познавательные УУД: проверка знаний, повторение.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10   минут

Слово «патриот» происходит от греческого слова «патрис», что означает «родина». Объясни связь между этими словами. Кого мы называем патриотами?

Патрио́т — Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Патриотами мы называем людей сделавших что-либо выдающееся во имя спасения или возвышения своей родины.

Соберут  славяне  павших  храбрых  воинов  своих,
Жизнь  за  то  свою  отдавших,  чтобы  глас  Руси  не  стих.

Пусть  запомнят  ту  победу  воздух,  пламя  и  вода  –
Слава  наших  грозных  дедов  не  померкнет  никогда!
Род  их  подвиг  не  забудет,  доблесть , поровну  деля, 
Ведь  была,  и  есть,  и  будет  вольной  Русская  земля!

      Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

Как вы думаете, о чем эти стихи?

Что двигало воинами, павшими за Родину?

Думали ли они о себе?

 Какие слова являются однокоренными слову подвиг?

 Всякий ли поступок  является подвигом?

Русские люди, способны отдать жизнь ради всего святого – ради веры. Они, не страшились, смотря гордо в лицо смерти.

К сожалению, за один урок мы не можем рассказать о всех героях нашей Родины, но обо всех, конечно же слышали: об Александре Невском и Дмитрии Донском, Фёдоре Ушакове, Кутузове и М. Суворове.

…6(8) лет прошло после победы русских войск над фашистскими захватчиками. Священная война забрала миллионы жизней, поломала тысячи судеб. Забывать героически подвиг наших предков мы не должны.

Защищали свою Родину солдаты, их матери, жены, старики, дети - на полях сражений и в тылу.

В планах немцев было уничтожение около 30 миллионов русских: людей лишали крова, расстреливали. Но народ упорно работал и не сдавался …и победил.

Советские песни - Песня о Родине.

Примеры ратного подвига во имя Родины. Чтение стихотворений русских поэтов.  

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные компетенции:  Развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте,                                

Познавательные УУД: пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

4 минуты

- Из века в век русский народ прославлял свою Родину своими ратными подвигами на  полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.

     ( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по

      одному конверту.)

    - Соберите и объясните пословицу:

        1. Родина-мать, умей за неё постоять.

        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

        3. Человек без Родины, что соловей без песни.

        4. Родная сторона и в горсти мила.

        5. На чужой сторонушке рад родной воронушке.

    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о Родине).    

                     Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:

       «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

         Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.»

- Давайте попробуем с вами составить словарик однокоренных слов к слову «Родина»

        (работа по группам на листочках)

            •Родить – произвести на свет потомство.

          •Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

          •Родич – родственник, член рода.

          •Родня – родственники.

          •Родословная – перечень поколений одного рода.

          •Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

          •Народ – нация, народность, жители одной страны.                                 Слайд 8

       - Можно ещё много подобрать однокоренных слов…

Личностные компетенции:

Развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте,                                

умение восстанавливать деформированный текст.

Домашнее задание

1 минута

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Моя малая Родина», посмотреть художественный фильм «В бой идут одни старики»

Методические разработки

1. Духовный мир

Мир, который окружает нас очень разнообразен. Вещи, предметы, среди которых  живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о духовном мире. Что такое духовный мир? - однокоренное слово- душа.

Духовный мир - внутренний мир человека.

Духовный мир – знания, информация в книгах, фильмах, отношения между людьми. Есть выражение: спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе.

Как вы думаете, от чего на душе бывает хорошо, от чего бывает тяжело? Как сделать, чтоб было хорошо?

- Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло?

-   А какие поступки свойственны этим людям?   Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.

Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав.          Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.

2. Работа с раздаточными карточками-фразеологизмами.

Каждый ученик получил карточку, постараться объяснить значение данного фразеологизма.

1.Вкладывать душу – (делать, что-то с увлечением, любовью).

2.Скребет на душе – (неспокойно).

3.До глубины души – (сильно волновать, поражать).

4.Заячья душа – (трусливый, робкий человек).

6.Душа не на месте – (тревожно).

7.Стоять над душой – (надоедать своим присутствием, докучать).

8. Душа в душу – (дружно жить, в полном согласии).

9. Болеть душой – (переживать).

10.За милую душу – (с большим удовольствием, весьма охотно).

11.Бередить душу – (волновать).

12. Душа не принимает – (нет желания).

13.Закрывать душу на замок – (становиться замкнутым).

14. Камень с души свалился – (чувство душевного облегчения, избавления от тягостного).

15. Что душе угодно – (всё, что нравится).

16. Кривить душой – (обманывать).

3. Традиции.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.

ТРАДИ́ЦИЯ, -и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).

По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. А почему нашу страну называют многонациональным государством?

Да, в наше стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

- Какие народные традиции вы знаете? (замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения ,свадебные традиции,)

- Семейные традиции? (Это крестины, дни рождения, именины, свадьбы, юбилеи ,рецепты блюд,  создание семейного фото - архива, поездка на природу, и д р.)

- Новый год, Рождество, Пасха, День Победы, День пожилого человека…

Какие традиции празднуются в вашей семье?  

4. Викторина «Государство»

  1. Название (РФ - Российская Федерация)
  2. Глава нашего государства. (Президент)
  3. Основные символы любого государства. (Флаг, герб, гимн)
  4. Флаг. Команды получают по три полоски, необходимо расположить их в нужной последовательности. (белый, синий, красный)
  5. Предположить значение цвета полосок. (Белый - чистота, благородство, синий - вера, тяготение к возвышенному, красный - державность)
  6. Именно такой смысл вложил в XVII в. в эти цвета царь Алексей Михайлович, когда по его приказу триколор был поднят на первом русском корабле “Орел”.
  7. Что такое “штандарт”? (Королевский флаг или флаг главы государства, который поднимается во время пребывания в резиденции, на военном корабле...)
  8. Есть ли у нас президентский штандарт? (Да)
  9. Чем отличается от обычного российского флага? (В центре изображен герб)
  10. Как выглядит герб России? (Двуглавый орел)
  11. Где мы чаще всего можем увидеть его в повседневной жизни? (На монетах)
  12. На монетах каким достоинством? (1 р, 2 р, 5 р, 10 р)
  13. Что изображено на монетах достоинством меньше рубля – 1 коп., 5, 10, 50 коп.? (Георгий Победоносец - один из почитаемых, любимейших святых Древней Руси, святой великомученик, претерпевший муки и смерть за веру, реально живший в III веке новой эры, также известный историей о победе над злым змием)
  14. Гимн. Заполните пропуски и прочитайте. (Каждой команде по куплету и припеву)

5. Гимн России

слова С. В. Михалкова
музыка А. В. Александрова

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша __________. 
(Страна)
Могучая воля, великая _________- 
(Слава)
Твое достоянье на все ____________! 
(Времена)
Славься, ______________ наше свободное, 
(Отечество)
Братских ____________ союз вековой, 
(народов)
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы _______________ тобой! 
(Гордимся)

От южных ___________ до полярного края (Морей)
Раскинулись наши _______ и поля. 
(Леса)
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная ___________! 
(Земля)

Славься, ______________ наше свободное, 
Братских ____________ союз вековой, 
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы _______________ тобой!

_____________ простор для мечты и для жизни (Широкий)
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность _______________. 
(Отчизне)
Так было, так есть и так будет ____________! 
(Всегда)

Славься, ______________ наше свободное, 
Братских ____________ союз вековой, 
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы _______________ тобой!

6. На фоне легкой музыки звучит стихотворение Е.Синицына «Берегите Россию».

             Берегите Россию –                                        Берегите Россию,

             Нет России другой.                                       Без нее нам не жить.                

             Берегите ее тишину и покой,                       Берегите ее,

             Это небо и солнце,                                        Чтобы вечно ей быть

             Этот хлеб на столе                                        Нашей правдой и силой,

             И родное оконце                                            Всею нашей судьбой.

             В позабытом селе…                                      Берегите Россию –

                                                                                      Нет России другой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"

В современном обществе умение школьников читать  не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само опреде...

Технологическая карта урока по истории "Жизнь- отечеству, честь - никому!" 4 класс)

Тема: «Жизнь – отечеству, честь – никому!»Тип урока: комбинированныйЦели урока: 1. Сформировать представления учащихся о вкладе в развитии  науки и образования М. В. Ломоносовым и расширении терр...

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе "Защита Отечества"

Разработка урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе....

Технологическая карта урока технологии "День защитника Отечества", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИДата: 19.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: ТехнологияВремя: 12:10   Кабинет: 3Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМетодист: Ч...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству» (Шамшурина А.И., 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся чувства любви и уважения к Отечеству.Задачи урокаДидактические:Формирование уважительного отношения к своей Роди...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...