Эвритошка -2013
проект (3 класс) на тему

Богданова Светлана Геннадьевна

Поэтапное выполнение условый конкурса, его оформление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evritoshka_-_2013.docx41.23 КБ
Файл proekt_poslovitsy_i_pogovorki_o_shkole.pptx400.26 КБ

Предварительный просмотр:

VI городской конкурс проектов младших школьников

«ЭВРИТОШКА - 2013 »

Секция: родная речь

Название работы

«Пословицы и поговорки о школе»

Автор работы:

Секула Виктория Фёдоровна

г.о. Тольятти, МБУ лицей № 6, 2 Б класс

Соавтор: Косорлукова Софья Сергеевна

г.о. Тольятти, МБУ лицей № 6, 2 Б класс

Научный руководитель:

Богданова Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов, МБУ лицей № 6

Тольятти,2013

Паспорт проекта

1.Название проекта: «Пословицы и поговорки о школе».

2.Цель проекта: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 2 класса через включение в краткосрочный проект «Пословицы и поговорки о школе».

Задачи проекта:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развития самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;

-развитие умения работать с информацией;

-формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.Авторы проекта: МБУ лицей № 6,  2 Б класс, 2 человека.

4.Консультант проекта: учитель начальных классов МБУ лицея № 6,

стаж – 25 лет, учитель высшей категории

5.Тип проекта: практико-ориентированный, культурологический, парный, межпредметный, непродолжительный, в рамках класса.

6.Образовательная область проекта: родная речь.

7.Учебный предмет: русский язык, литературное чтение, математика.

8.Форма представления проекта: альбом, проект.

9.Образовательное учреждение: МБУ лицей № 6

10.Источники информации:

1.  Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2.  Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988

3.Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.

5. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г.

6. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г.

7. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

9.Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994

10.Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г.

11.Советский энциклопедический словарь.

12. Краткий словарь литературных терминов.

13. В.В. Волина  «Праздник числа» (Занимательная  математика для детей)

14.Д.С. Петрушин «Мир чисел. Занимательные рассказы о математике»

ВВЕДЕНИЕ

        Большое количество информации, знаний, навыков дети получают от взрослых.  Взрослые разными способами учат детей ориентироваться в мире, жить в обществе.

        Помогают им в этом народная мудрость произведений устного народного творчества, особенно пословицы и поговорки. Они передают знания, учат строить отношения друг с другом, помогают своей мудростью выйти из сложной ситуации в жизни.

        В  древности, в прошлом и в настоящем времени пословицы и поговорки играют воспитательную роль. Многие из них с самых древних времен пришли в наше время и не потеряли своей важности и нужности.  Так как коротко, чётко, точно они выражают главную мысль сказанного.

        Сегодня дети дома и в школе применяют те знания, которые получили с помощью пословиц и поговорок, ведут себя, так как подсказывают им мудрые высказывания.

        Цель моего проекта отобрать из множества образцов народной мудрости (пословиц, поговорок, прибауток, скороговорок, потешек, считалок… ) те пословицы и поговорки, которые у детей развивают  желание хорошо учиться, быть воспитанным и трудолюбивым учеником.

        Задачами в своём проекте считаю следующее:

1)        Понять, чем отличается пословица от поговорки.

2)       Изучить литературу по истории возникновения пословиц и поговорок.

3)      Применять пословицы и поговорки о школе на уроках и во внеурочное время.

4)      Составить продукт проектной деятельности ( презентация, сборник пословиц и поговорок о школе, сборник пословиц и поговорок с числами)

ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ

I этап. Погружение в проект.

        Часто в разговорной речи мы используем известные выражения.  Это пословицы и поговорки.

Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Зачем человек в своей речи использует пословицы?

Каким образом, используя пословицы и поговорки, можно развивать творческие способности, пополнять словарный запас?

Но чем пословица отличается от поговорки?

        Ведь часто пословица становится поговоркой и наоборот, поговорка становится пословицей.

II этап. Осуществление деятельности.

        Малый толковый словарь (авторы:В. В. Лопатин,  Л. Е. Лопатина) даёт следующее разъяснение.  

Пословица – это краткое, народное изречение, высказывание с назидательным смыслом.

Поговорка – это общеизвестное выражение, образное, не составляет законченного высказывания, как в пословице, и не имеет назидательного смысла.

        Пословица это короткое простое предложение, которое несет практическое указание, житейскую мудрость. Состоит она из народных слов. Пример: «Догадка хороша, а знание лучше». Это высказывание очень точно помогает понять то, что можно дать правильный ответ  на вопрос, догадавшись, что он правильный.  Но догадка может тебя подвести, и ты даешь ошибочный ответ. Лучше выучить хорошо уроки, получить прочные знания, тогда твой вопрос будет всегда верным, правильным.

        Поговорки тоже часто можно услышать в обычном разговоре. Хотя поговорка считается частью предложения.  Поговорки применяют для яркого выражения мысли усиления её смысла.

Например: «Повторенье – мать ученья». Это всего лишь часть предложения. Без указания на то, что надо делать и какой будет результат. Но и она точно и ярко помогает понять, что в любом деле необходимо закрепление пройденного.  Тогда навык может превратиться в глубокие прочные знания надолго.  

        Учеба это огромный труд над собой. Успех в учёбе зависит не только от умений учителя, но и от стараний самого ученика: «школа вымучит, охота выучит», «корень учения горек, да плод его сладок», «больше узнаешь – сильнее станешь», «что твёрдо выучишь, долго помнится», «сила ломит всё, а ум - силу».

        Часто на уроках в школе можно проследить смысл той или иной пословицы и поговорки. Так, например на уроках математики важна точность, расчёт, внимательность: «семь раз отмерь – один раз отрежь», «Сбил, сколотил – вот колесо, сел да поехал – ах! хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат», «повторенье – мать ученья», «кто знает дорогу, тот не спотыкается». (Приложение 1 «Книга о числах»)

        На уроках литературного чтения, мы пополняем свой словарный запас.  Из прочитанного материала пословицы и поговорки дают возможность понять и усвоить, пройденный материал на уроках чтения: «больше узнаешь – сильнее станешь», «не говори: учился, а говори, что узнал», «с книгою жить – век не тужить», «мудрым никто не родился, а научился», «знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил».

        На уроках чистописания – мы стараемся писать красиво, аккуратно, грамотно. Если учитель скажет: «старание и труд к счастью ведут», «без грамоты – как без свечки в потёмках», «грамоте учиться - всегда пригодится», нам становится понятна поставленная перед нами задача урока. (Приложение 2)

        Очень часто в упражнениях по русскому языку используются пословицы и поговорки, которые помогают усвоить различные правила. Вместе с тем смысл пословиц и поговорок учит народной мудрости и воспитывает: «Мороз и метели под февраль полетели», «Почёт и труд рядом живут», «За ветром в поле не угонишься».

( Приложение 3)

Пословицы и поговорки появились давно из взрослого обихода,  они упрощались и обретали привычные для детского фольклора формы.  

Пословицы и поговорки представляют собой народную  мудрость, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Также они помогают  нам в учебе.

В основу поговорок и пословиц входят истории и ситуации из жизни. По ним можно определить поведение и принципы людей.

 Благодаря нашим, русским пословицам и поговоркам мы все знаем, без чего нельзя добиться желаемого результата.

Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль.

Расстановка пословиц по понятиям дает верный нравственный очерк народа, она сочинена не разгоряченным воображением одного лица, а целыми поколениями, искусившимися на поприще жизни и закаленными в горниле опыта

Сборник пословиц В.И. Даля

 Сегодня в нашем распоряжении находится значительно количество сборников народных изречений. Самым значительным из всех сборников пословиц признан сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа», опубликованный впервые в «Чтениях Общества истории и древностей российских при московском университете» (1861 - 1862) (последнее издание – М., 1957). Сборник был готов к 1853, но Далю пришлось перенести "много мытарств", преодолеть сопротивление цензуры и консервативных акад. кругов, прежде чем книга увидела свет. Источниками для нее служили несколько печатных сборников прошлого века, собрание И. Снегирева, рукописные тетрадки записей, доставленные Далю со всех сторон России, и, прежде всего, живая речь русского народа. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и других «малых» жанров русского фольклора. Он сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа и своеобразных явлениях природы и общества.

Актуальность пословиц - величина неизменная. Мы нашли и выписали для вас на этой странице самые лучшие пословицы о школе,которые разместили ниже.

Пословицы  и  поговорки о  школе.

Не выучит школа, выучит охота.

Что твёрдо выучишь, долго помнится.

Не говори: учился, а говори, что узнал.

Больше узнаешь - сильнее станешь.

Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Догадка хороша, а знание лучше.

Школа вымучит, охота выучит.

Не штука проучить, а штука научить.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Повторенье - мать ученья.

Повторять да учить - ум точить.

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Старание и труд к счастью ведут.

Для ученья нет старости.

Кто учится с молоду, не знает на старости голоду.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Легко забыть то, чего не знаешь.

Уму до конца жизни учатся.

Очки грамоте не учат.

Мудрым никто не родился.

На берегу плавать не научишься.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Кто знает дорогу, тот не спотыкается.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.

Без грамоты - как без свечки в потёмках.

С книгою жить – век не тужить.

Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Ученье да труд к славе ведут.

 Учёного учить - только портить.

Напрасный труд - удить без крючка, учиться без книги.

 В науке старых нет.

Если сам не доучился, не берись учить других.

Была бы охота, а выучиться можно.

За учёного двух неучёных дают и то не берут.

 Где нет знаний, там нет и смелости.

Гни дерево, пока гнётся, учи  дитятку, пока слушается.

Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.

Знание и мудрость украшают человека.

Наука глаза открывает.

Учись чужому уму, но своего не потеряй.

 Одна книга тысячи людей учит.

 Мудрым ни кто не родился, а научился.

С ручейка – река, с книг – знания.

 Где сила не может, там ум поможет.

 Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

 Долго думал, да хорошо сказал.

 Красную речь красно и слушать.

 Умные речи и в потемках слышно.

 Учиться никогда не поздно.

 Книга – лучший друг.

 В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой — и свой растерять.

 Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно.

 Есть терпенье, будет и уменье.

 Мало хотеть, надо уметь.

Человек уму учится весь век.

 Чужая сторона прибавит ума.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

 Ученье свет – не ученье тьма.

 Эх, борода выросла, а ума не вынесла.

 Дом без книги – день без солнца.

 Грамоте учиться – всегда пригодится.

 Знание собирается по капле.

Пословицы и поговорки обогащают русский язык. Порой поражаешься, как в такую короткую фразу можно вместить столько смысла, мудрости всего народа.

Пословицы объясняют разницу между хорошим и плохим, показывают сильные и слабые стороны людских характеров и поступков. В повседневной жизни мы часто употребляем их, мысли высказанные в пословицах всегда актуальны. С течением времени формулировки меняются, некоторые забываются, им на смену приходят современные изречения. Пословицы о русском языке отражают его многогранность и красоту,выраженную в короткой и ёмкой фразе.

Пословицы и поговорки являются достоянием русского языка, делают его ярче. Каждый школьник узнает о них больше из уроков литературы, в которых для этой темы специально выделено время. Этот красочный жанр не оставляет равнодушным никого.

Неприятно, что в наше время младшее поколение ограничивается знанием пары-тройки пословиц. А ведь наша речь щедра на эти искрометные фразы. Детям нужно прививать любовь литературе всех жанров, в том числе и пословиц. На них выросли отцы и матери, бабушки с дедушками, их предки. Культура и стиль воспитания детишек передавались веками от стариков - молодым. Нас учат также, как когда-то учили наших родителей. У каждого народа, в каждой семье на этот счет есть свои правила и неписанные законы. На позитивное восприятие окружающего мира у малыша сильно влияет именно народное творчество, а особенно то, что рифмуется и легко запоминается - пословицы и поговорки.

Маленькие фразы с глубоким смыслом, в которых собран опыт предыдущих поколений, доступно и просто могут пояснить суть ситуации. Люди веками формулировали мысли в короткие стихотворные реплики. Детям легко найти в пословицах и поговорках ответы на многие вопросы, выбрать правильную линию поведения в обществе, понять, как поступить в той или иной ситуации. Ребенок мыслит, познает, задумывается над чем-то новым, развивается.

Современные дети тоже повышают свой уровень знаний за счет пословиц и поговорок. Они служат ребятам помощниками в адаптации к непростым условиям существования в обществе. Из пословиц можно узнать об отношениях между людьми, о том, как выходить из сложных ситуаций, не нарушая правил и законов коллектива, частью которого являешься.

Синтаксис и лексика создают в пословицах особый тандем, выражают содержание мысли в паре поэтических строк. Они уместны и актуальны, независимо от того, как давно народ их сформулировал. При том постоянно появляются новые пословицы, этот жанр всегда будет современным.

Вот ещё чем отличается ПОСЛОВИЦА от ПОГОВОРКИ.

Лингвистика / Русский

 Очень часто в речи мы используем и пословицы, и поговорки. Многие выражения, как например «когда рак на горе свистнет», «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» вошли в нашу повседневную речь, но, не смотря на их распространенность, далеко не все смогут отличить пословицу от поговорки.

 Согласно определениям, пословица – это сжатое, общеупотребительное, нравоучительное изречение. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание, житейскую мудрость. Пословицу часто сравнивают с афоризмом, но в отличие от последнего, пословица содержит народные слова, обладает простой структурой и не принадлежит конкретному автору. Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение. Часто употребительными примерами пословиц являются следующие: «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «краткость – сестра таланта» и многие другие.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни. Как и пословица, поговорка является общеупотребительной, содержит повседневные слова, пишется на простом народном языке. Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения. Поговорка является лишь частью предложения и представляет собой устоявшуюся фразу или словосочетание. Цель поговорок не нравоучение, в отличие от пословицы, а придание яркого окраса предложению. Часто для придания большей эмоциональность предложению мы говорим «кот наплакал», «бить баклуши», «ломать голову», «сорить деньгами», «делать из мухи слона» и т.д. Поговорку в предложении можно заменить словами без яркой окраски.

Форма пословиц обычно несвободная, складная, мерная, что достигается благодаря разным приемам, например, таким как  ритм, аллитерация, параллелизм, рифма. Для поговорки данные приемы не характерны, так как она не является законченным предложением. Пословица по сравнению с поговоркой обычно отличается двучленностью, как логическое предложение. Поговорка является одной частью суждения.

 Обычно поговорки называют кладезем народной мудрости, а пословицы – украшением мысли и речи. Но, в речи бывает и так, что пословица становится поговоркой и наоборот, например, «сваливать с больной головы на здоровую» – поговорка, а «сваливать с больной головы на здоровую не накладно» (пример В. Даля).

III этап. Презентация. (Приложение 4)

Выводы:

 Поговорка является целым предложением, содержащим в себе нравоучение, мудрость. Пословица является частью предложения и обычно представляет собой ярко окрашенное словосочетание (отношение к высказываемому).

 Пословицы и поговорки пишутся простым, народным языком, без применения сложных терминов.

 Пословицы представляют собой непоколебимые истины.

 У пословиц нет автора. Пословица становится пословицей только тогда, когда она потеряла автора и стала элементом народной речи.Многие пословицы состоят из двух рифмующихся частей.

Пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Список литературы:

1.  Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2.  Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988

3.Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.

5. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г.

6. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г.

7. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

9.Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994

10.Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г.

11.Советский энциклопедический словарь.

12. Краткий словарь литературных терминов.

13. В.В. Волина  «Праздник числа» (Занимательная  математика для детей)

14.Д.С. Петрушин «Мир чисел. Занимательные рассказы о математике»

Отзыв о работе.

«В простоте слова – самая великая мудрость.

Пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства вложено в них на целые книги».

А.М.Горький

Вся наша жизнь состоит из различных жизненных проектов.  Наша задача  -  научиться еще в школе  успешно реализовывать их.  Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты.

Работа над пословицами и поговорками  и подготовленный  материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся развивает мышление учащихся, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

По окончанию проекта учащиеся ответили на поставленные вопросы и сделали необходимые выводы. На основе источников литературы, статей, материалов Интернет ресурса учащимися 2 «Б» класса исследуется процесс возникновения чисел, их символизация. Ребята вспоминают народные поверья, сказки, пословицы и поговорки, стихи, где используются числа, приводят факты о родном крае в числах. Работа над данным проектом формирует интерес учащихся к математике, истории, литературе и информатике, а также повышает математическую культуру и расширяет кругозор; формирует понимание о существовании магии чисел. Проект способствует развитию умений, навыков и качеств необходимых человеку 21 века, а именно: умений работать с информацией и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в команде.

Исследования в рамках проекта помогут учащимся ближе познакомиться с пословицами и поговорками русского народа, научат правильно отбирать материал, грамотно компоновать его, анализировать полученные результаты, может, вызовут интерес к прошлому страны, её культуре, дадут возможность понять, что пословицы и поговорки - целый мир народной мудрости, изучение которого совсем не бесполезно, это отражение жизни народа.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешными внести  свой вклад в итоговую работу:

- анализ источников;

- поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

- поиск и подготовка к представлению иллюстрированного материала по теме проекта;

- организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

-обработка результатов и представления их средствами компьютерных технологий;

-подготовка и проведение презентации.

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Ведь если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность – не «вкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе,  гнев и печаль,  любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, способствуют интеллектуальному и эмоциональному развитию, они придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы и поговорки о школе Для чего нужны пословицы и поговорки? Проект подготовили учащиеся 3Б класса МБУ лицея № 6 Секула Виктория, Косорлукова Софья Кл.руководитель : Богданова Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Задачи проекта: Выяснить, что такое пословица? Чем пословица отличается от поговорки? Кто их сочиняет? Чему они учат? Основной вопрос. Зачем нам сегодня нужны пословицы и поговорки? Где хранится народная мудрость? Сказки пословицы и поговорки песни

Слайд 3

Что такое пословицы и поговорки? Пословица – это краткое, народное изречение, высказывание с назидательным смыслом. Поговорка – это общеизвестное выражение, образное, не составляет законченного высказывания, как в пословице, и не имеет назидательного смысла.

Слайд 4

Что бы вы хотели узнать ? Как появились пословицы и поговорки? Что они означают? Можно ли пословицы объединить тематически? Можно ли утверждать, что в пословицах и поговорках спрятан клад народной мудрости?

Слайд 5

Использование поговорок и пословиц на уроках На уроках математики важна точность, расчёт, внимательность: «семь раз отмерь – один раз отрежь», «Сбил, сколотил – вот колесо, сел да поехал – ах! хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат», «повторенье – мать ученья», «кто знает дорогу , тот не спотыкается ». На уроках литературного чтения, мы пополняем свой словарный запас. Из прочитанного материала пословицы и поговорки дают возможность понять и усвоить, пройденный материал на уроках чтения: «больше узнаешь – сильнее станешь», «не говори: учился, а говори, что узнал», «с книгою жить – век не тужить», «мудрым никто не родился, а научился», «знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил».

Слайд 6

Использование поговорок и пословиц на уроках На уроках чистописания – мы стараемся писать красиво, аккуратно, грамотно. Если учитель скажет: «старание и труд к счастью ведут», «без грамоты – как без свечки в потёмках», «грамоте учиться - всегда пригодится», нам становится понятна поставленная перед нами задача урока.

Слайд 7

Использование поговорок и пословиц на уроках Очень часто в упражнениях по русскому языку используются пословицы и поговорки, которые помогают усвоить различные правила. Вместе с тем смысл пословиц и поговорок учит народной мудрости и воспитывает: « Мороз и метели под февраль полетели», « Почёт и труд рядом живут», «За ветром в поле не угонишься».

Слайд 8

Что даёт изучение пословиц и поговорок современному человеку Пословицы оттачивают мысль… Они учат, воспитывают, направляют… Помогают оценить свои поступки и действия других людей. Активно приобщают человека к богатствам народного языка и истории. Обогащают речь…

Слайд 9

Пословицы и поговорки о школе Актуальность пословиц - величина неизменная. Мы нашли и выписали для вас самые лучшие пословицы о школе. Что твёрдо выучишь, долго помнится. Не говори: учился, а говори, что узнал. Кто любит науки, тот не знает скуки. Корень учения горек, да плод его сладок. Ученье без уменья не польза, а беда. Повторенье - мать ученья. Повторять да учить - ум точить. Мудрым никто не родился. С книгою жить – век не тужить. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно.

Слайд 10

Вывод «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». А.М.Горький Пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсиада 2013

Презентация знакомит учащихся с символами Универсиады2013....

Темы родительских собраний в 2012 - 2013 учебном году

Тематика родительских собраний....

Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

План работы ШМО "Детство" на 2012-2013 учебный год

Предлагаю вашему внимание план школьного методического объединения учителей начальных классов "Детство" в МКОУ "Липковская СОШ № 3"...