программа кружка "Театральный" 1-4 классы (ФГОС)
рабочая программа (1 класс) на тему

Колмакова Елена Григорьевна

Направленность программы театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnyy.docx57.33 КБ
Файл knigolyub.docx56.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                                                                Проверено:

Директор МБОУ «Уринская средняя                                          Заместитель директора

 общеобразовательная школа»                                                   по воспитательной работе

____________Г. Л, Аксентьева                                                  _________Н. А. Усынина

 

Программа кружка

« Театральный»

(6-11 лет)

Автор: Колмакова Е.Г.

учитель начальных классов

Срок действия программы 4 года

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка « Театральный» 1-4 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:    

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

           Направленность программы театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

           Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.


     
Задачи кружковой деятельности:

  1.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  2.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  3.  Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4.   Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6    .Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспи-

       тывать  доброжелательность и контактность в отношениях со сверстни-

       ками;

7.    Развивать чувство ритма и координацию движения;

8.    Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   мате

       риале скороговорок и стихов;

9.   Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального  

       искусства,  воспитывать культуру   поведения  в  общественных   местах.

     Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.   Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

 Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

  Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

Планируемые результаты реализации программы :

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами,  воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

 

         В  основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

          Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

·        игра

·        беседа

·        иллюстрирование

·        изучение основ сценического мастерства

·        мастерская образа

·        мастерская костюма, декораций

·        инсценирование прочитанного произведения

·        постановка спектакля

·        посещение спектакля

·        работа в малых группах

·        актёрский тренинг

·        экскурсия

·        выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

         Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

         Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

 

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часа в неделю, 32 часа  год в 1 классе,  34 часов в год во 2-4 классах.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

IIуровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

Iуровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

Iуровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

Iуровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

IIуровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Наш театр

мастерская образа

IIуровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

IIуровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

IIуровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

IIуровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 «Мы играем – мы мечтаем!» Игры,которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 1 класс    

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

 15

 15

  1. 15

Игры на развитие внимания и воображения.

 15

 15

 15-30

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

6

6

 

Раздел «Наш театр»

11  

11

 31-32

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

 11

 11

 

Итого

 32

 32

 2 класс  

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

6

4

2

1

Дорога в театр.

1

1

2-4

В театре.

3

1

2

5-6

Как создаётся спектакль.

2

2

 

Раздел «Основы актёрского мастерства»

5

1

4

7-12

Мимика. Пантомима.

6

1

5

 

Раздел «Наш театр»

 

 

 13

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

 13

 13

 14-31

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

 3

 3

 32-34

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.

 3

 3

 

Итого

 34

5

 34

 3 класс  

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

21

15

6

1-6

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

6

3

3

7

Древнегреческий театр.

1

1

8

Театр «Глобус».

1

1

9

Театр под крышей.

1

1

10

Современный театр.

1

1

11

Театральный билет.

1

1

12

Театр кукол.

1

1

13-15

Музыкальный театр.

3

3

16-17

Цирк.

2

2

18-19

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

2

1

1

20-21

Зритель в зале.

2

1

1

 

Основы актёрского мастерства

4

1

3

 22-23

Театральный этюд.

4

1

3

 

Наш театр

 10

 10

 24-28

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

 5

 

 5

 29-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

 5

 5

 

Итого

 34

16

 34

 

4 класс  

№ п/п

Тема

 

 

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Раздел «Театр»

4

4

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

2

2

3-4

Театральные жанры.

2

2

 

Основы актёрского мастерства

20

3

17

5

Язык жестов.

1

1

6-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

4

4

10-11

Интонация.

2

2

12-13

Темп речи.

2

2

14

Рифма.

1

1

15

Ритм.

1

1

16

Считалка.

1

1

17-18

Скороговорка.

2

2

19-20

Искусство декламации.

2

1

1

21-22

Импровизация.

2

1

1

23-24

Диалог. Монолог.

2

1

1

 

Наш театр

 10

 10

 25-29

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

 5

 

 5

 29-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

5

 5

Итого 68

Итого

 34

7

 30

Календарно- тематическое планирование

 1 класс

№ п/п

Тема

 

 

 

Дата

 

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

  1. 15

Игры на развитие внимания и воображения.

 15-30

  Иллюстрирование скахок

 

Раздел «Наш театр»

 31-32

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

 

Итого

 2 класс  

№ п/п

Тема

 

 

 

Дата

 

Раздел «Театр»

1

Дорога в театр.

2-4

В театре.

5-6

Как создаётся спектакль.

 

Раздел «Основы актёрского мастерства»

7-12

Мимика. Пантомима.

 

Раздел «Наш театр»

 13

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

 14-31

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

 32-34

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.

 

Итого

 3 класс  

№ п/п

Тема

 

 

 

дата

 

Раздел «Театр»

1-6

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

7

Древнегреческий театр.

8

Театр «Глобус».

9

Театр под крышей.

10

Современный театр.

11

Театральный билет.

12

Театр кукол.

13-15

Музыкальный театр.

16-17

Цирк.

18-19

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

20-21

Зритель в зале.

 

Основы актёрского мастерства

 22-23

Театральный этюд.

 

Наш театр

 24-28

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

 29-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

 

Итого

 

4 класс  

№ п/п

Тема

 

 

 

Дата

 

Раздел «Театр»

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

3-4

Театральные жанры.

 

Основы актёрского мастерства

5

Язык жестов.

6-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

10-11

Интонация.

12-13

Темп речи.

14

Рифма.

15

Ритм.

16

Считалка.

17-18

Скороговорка.

19-20

Искусство декламации.

21-22

Импровизация.

23-24

Диалог. Монолог.

 

Наш театр

 25-29

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

 29-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

Итого 68

Итого

 

Приложение 1

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!»  (изпрограммы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

·        Картинки из спичек

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

·        Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

·        Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

·        Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

·        Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

     Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Приложение 2

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

·        Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

·        С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

 

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?         

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?       

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

 

Тренинг согласных звуков

·        Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

·        Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

 

Приложение 3

Скороговорки (из сборника скороговорок,http://littlehuman.ru/393/)

·        Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

 

·        Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

 

·        У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

 

·        Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

 

·        Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

 

 

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр».http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

 

Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

         4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

                5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/



Предварительный просмотр:

МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                                                                Проверено:

Директор МБОУ «Уринская средняя                                          Заместитель директора

 общеобразовательная школа»                                                   по воспитательной работе

____________Г. Л, Аксентьева                                                  _________Н. А. Усынина

 

Программа кружка

« Юный книголюб»

(6-11 лет)

Автор: Колмакова Е.Г.

учитель начальных классов

Срок действия программы 4 год

2013 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа кружка « Книголюб» 1-4 класс составлена на основе нормативно правовых документов:    

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

Актуальность 

 Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию         вещей и явлений.   Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и         заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и         непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой         мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.         Так как в последнее время дети стали читать совсем мало,необходимо пробудить в них         интерес к художественному слову.

Цель         

 Пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам,желание их читать,развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет . Научить свободно ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный  опыт самостоятельного чтения.

 

Кружок    имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: овладение умением понимать прочитанное, затрагивает проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся, учит различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем, воспитывает любовь к Родине, родному краю.

Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.

Формы и режим занятий:

Основными формами занятий являются  теоретические занятия, на которых ребята знакомятся с жизнью и творчеством наших или зарубежных писателей, художниками-иллюстраторами книг,  основами ББЗ, отраслевой и справочной литературой. Проводятся обсуждения прочитанного, викторины и литературные игры по книгам.

Режим занятий –1 занятие (1 час) в неделю.

Категория учащихся: 1, 2, 3, 4  классы (7-11 лет)

Срок обучения: (по 36 часов в год) 144 часа

  Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • индивидуальные задания.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.

       Планируемые результаты :

     Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формируя у него читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Согласно этому  

учащиеся должны знать:

- различие между художественной и отраслевой литературой;

- отечественных и зарубежных детских писателей;

- основы библиотечно – библиографических знаний

- структуру и элементы книги;

- навыки ремонта книг.

    В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, книги, работать с различными видами текстов, находить информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. На занятиях кружка формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Поэтому к завершению курса  учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в книжном мире;

- воспринимать и понимать прочитанный текст;

- работать со справочной литературой и периодикой;

- отремонтировать книгу.

         Результатом освоения курса внеурочной деятельности «Юный книголюб» для учащихся 1 классов является знакомство с книгой (для чего нужна книга, какие книги бывают, правила обращения с книгой), творчеством классиков детской литературы, «почемучкиными» книгами, умение анализировать прочитанное. Учащиеся 2-3 классов продолжают знакомство с классиками отечественной и зарубежной детской литературы, отраслевой, справочной литературой. Учащиеся 4 классов знакомятся с основами библиотечно-библиографических знаний, основными приемами ремонта книг.

Формы подведения итогов обучения. В конце обучения проводится общее мероприятие, на котором подводятся итоги всего года. Мероприятие включает в себя или викторину, или обобщающую литературную игру, или иную форму библиотечной деятельности, позволяющую определить уровень усвоения материала. Проводится награждение наиболее активных ребят. Проводится все в форме праздника. 

 

Тематическое планирование 1 класс 36 часов

Название тем, разделов

Теория

Практика

Кол-во часов

Дата

1.

Что такое книга и библиотека

1

1

2.

«Жили-были…» (народные сказки)

3

1

4

3.

Книги о природе и животных

5

5

4.

Почемучкины книжки

5

2

5.

Сказки русских писателей

3

1

4

6.

Сказки зарубежных писателей

4

4

7.

Творчество  А.Л. Барто

1

1

8.

Творчество С.Я. Маршака

2

2

9.

Творчество С.В. Михалкова

2

2

10.

Сказки К.И. Чуковского

4

4

11.

Сказки Э. Успенского

4

4

12.

Стихи о родной природе

2

2

13.

Заключительное занятие

1

1

36

Что такое книга и библиотека (1ч.)

    Роли и значении книги и библиотеки в жизни человека и всего человечества.

    Книга как источник необходимых знаний.

  «Жили-были…» (народные сказки) (4 ч)

   Сказки о животных («Зимовье зверей», «Хитрый козел», «Мужик и медведь» и др.);

   Бытовые сказки («Горе», «Как старик домовничал», «Жадный поп» и др.);

   Волшебные сказки («Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» и др.)

   Викторина по сказкам.

   Книги о природе и животных (5ч.)

     В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил», «Мастера без топора», « «Красная горка» и др.

    Е. Чарушин «Томка», «Кошка Маруська», «Волчишко», «Друзья», «Медвежата» и др.

    В. Чаплина «Крокодилы», «Волк вернулся в клетку»

    Б. Житков «Храбрый утенок», «Про обезьянку», «Мангуста», «Беспризорная кошка»

    Почемучкины книги (2ч.)

    Что такое отраслевая  литература? Как читать такие книги? (беседа, обзор литературы)

    Сказки русских писателей (4ч.)

    Сказки А.С. Пушкина, П.Ершов «Конек-Горбунок», сказки Л. Толстого для детей,      

     В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

     Сказки зарубежных писателей (4 ч.)_

      Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», «Гадкий утенок»

      Ш. Перро «Феи», «Потешные желания»

      Бр. Гримм «Кошка и мышка вдвоем», «Волк и семеро козлят»

      Р. Киплинг «Как носорог получил свою кожу», «Слоненок», «Как кот гулял, где ему вздумается»

     Творчество А.Л. Барто (1 ч.)

    Биография, произведения

   Творчество С.Я. Маршака (2 ч.)

     Биография, произведения

  Творчество С.В. Михалкова (2 ч.)

     Биография, произведения

    Сказки К. Чуковского (4 ч.)

     Сказки «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит»

   Сказки Э. Успенского. (4ч.)

     Сказки «Крокодил Гена и его друзья»,  «Следствие ведут колобки». «Дядя Федор, пес и кот»,

      «Про Веру и Анфису».

     Стихи о родной природе (2 ч.)

      Стихи русских поэтов (А. Майков, А. Фет, Ф. Тютчев, А. Толстой и др.)

      Стихи местных поэтов о природе (по книгам: «Капельки солнца», «Память сердца», «Теплое словечко»).

     Заключительное занятие (1ч.)

      Подведение итогов.

     «Друг твой – сказка» (викторина по сказкам)

Тематическое планирование  2 класс 36 часов

Название тем, разделов

Теория

Практика

Кол-во часов

Дата

1.

Из истории книги.

3

3

2.

Книги о природе и животных.

5

5

3.

Русские писатели – детям.

10

10

4.

Зарубежные писатели – детям.

5

5

5.

Хочу все знать!

4

4

6.

Удивительный мир открытий.

3

3

7.

Веселая переменка.

5

5

8.

Заключительное занятие.

1

1

36

Содержание программы

 Из истории книги (3 ч.)

     Письмо вчера и сегодня. Первые книги, первые библиотеки.

     Библиотека царя Ашшурбанипала. Александрийская библиотека.

Книги о природе и животных (5 ч.)

     К. Ушинский «Четыре желания», «Дети в роще», «Проказы старухи зимы».

     Г. Скребицкий «Лесное эхо», «Носатик», «Четыре художника», «Митины друзья».

     К. Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Подарок».

     Познавательные  книги о природе, энциклопедии, справочники.

    Русские писатели – детям (10 ч.)

     Творчество К.Д. Ушинского, Ф.И. Тютчева, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.М. Гаршина,

     Н.Н. Носова, В.Д. Драгунского, А. Гайдара, И. Токмаковой, Г. Сапгира.

    Зарубежные писатели – детям (5 ч.)

     Творчество Д. Биссета, С. Лагерлеф, О. Пройслера, Д. Родари, Л. Баума, Д.Харриса.

Хочу всё знать! (4 ч.)

     История вещей (вилы и вилка, зачем нужны пуговицы, история стекла, как утюг стал электрическим и т.д.)

     Почему человек спит? Что мы знаем о сне? Для чего зеваем? и т.д.

     История географических открытий (географические открытия Ф.Ф. Беллингаузена, М.П. Лазарева, Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского)

      Где язык у бабочки? Любят ли кошки сладкое? У кого нос на усиках?

    Удивительный мир открытий (3 ч.)

     Великие путешественники (о Христофоре Колумбе, Васко да Гама, пирате Френсисе Дрейке, Джеймсе Куке).

     История техники (о телеграфе, об автомобиле, вертолете, часах без стрелок)

     Ян Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

   Веселая переменка (5 ч.)

      Произведения М. Зощенко, В. Голявкина, В. Медведева. В. Катаева, Л. Давыдычева

    Заключительное занятие (1ч.)

      Подведение итогов.

     «Почитай-ка! Угадай-ка!» (литературная викторина)

     

Тематическое планирование  3 класс 36 часов

Название тем, разделов

Теория

Практика

Кол-во часов

Дата

1.

Из истории нашей Родины.

6

6

2.

О братьях наших меньших.

8

8

3.

Волшебные происшествия.

7

7

4.

Для детей и о детях.

14

14

5.

Заключительное занятие.

1

1

36

Содержание программы

Из истории нашей Родины (6 ч.)

     Произведения С. Алексеева.

     А.О. Ишимова «Истоия России в рассказах для детей».

     В. Ян «Никитка и Микитка».

     О. Тихомиров «Рассказы о Суворове».

  О братьях наших меньших (8 ч.)

    Э. Сетон-Томпсона «Чинк».  

    Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш».

    Б. Житков «Рассказы о животных»

    В. Бианки «Лесная газета»

    Волшебные происшествия (7 ч.)

     В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал».

    Л.В. Гераскина «В стране невыученных уроков».

    Е.Л. Щварц «Сказка о потерянном времени».

    О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной», «Маленькое Привидение».

    С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

    Т. Янсон «Муми».

  Для детей и о детях (14 ч.)

     Произведения Л. Толстого, А.П. Чехова, С. Баруздина, А. Гайдара, Е. Пермяка,

     И. Пивоваровой, В. Драгунского.

 Заключительное занятие (1 ч)

     Подведение итогов.

     «Мир чудесный, мир волшебный» (устный журнал).

Тематическое планирование  4 класс 36 часов

Название тем, разделов

Теория

Практика

Кол-во часов

Дата

1.

Основы библиотечно-библиографических знаний

24

24

2.

Как правильно отремонтировать книгу.

1

6

7

3.

Любимые сказочники.

4

4

4.

Заключительное занятие.

1

1

36

Содержание программы

Основы библиотечно-библиографических знаний (4ч.)

     О книге.

     История письменности.

     Древние книги.

     Древние библиотеки (2 ч).

     Библиотеки Древней Руси.

     Русская рукописная книга.

     На пути к новой книге.

     История книгопечатания.

     Русская печатная книга (2 ч.).

     Чудо, имя которому – книга (элементы книги).

     Справочные издания.

      Художники-иллюстраторы сказок и сказок А.С. Пушкина (4 ч)

      (И.А. Билибин, В.М. Конашевич, Т.А. Маврина, А. Елисеев)

     Писатели, иллюстрирующие свои книги (3 ч.).

     (Е.И. Чарушин, В.Г. Сутеев, Л.В. Владимирский)

     Художники- иллюстраторы сказок (4 ч.)

     (Т.Г. Юфа, бр. Траугот, Э. Булатов, О. Васильев)

  Как правильно отремонтировать книгу (7 ч.)

      Приемы ремонта книг. Ремонт книг.

Любимые сказочники (4 ч.)

      О творчестве А. Волкова, Эно Рауда, А. Толстого, Ю. Дружкова.

Заключительное занятие (1 ч.)

      Подведение итогов.

     «Памятники литературным героям» (заочное путешествие).

     

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

1. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 104 с.

     2. Книговедение: энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.; ил.

     3. Язык и литература: детская энциклопедия. Т.11. – М.: Педагогика, 1976. – 480 с.; ил.

     4. Энциклопедия для детей. [Т. 9]. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей

      до классики 19 века. – М.: Аванта+, 2006. – 672 с.: ил.

     5. Энциклопедия для детей. [Т.9]. Русская литература.  Ч. 2. 20 век. – М.: Аванта+, 2006. –

     688 с.: ил.

 Оборудование:

     Кабинет «Библиотека», обеспечивающий реализацию государственных образовательных

     стандартов.  

 

 

 

Приложение 1

Чудо, имя которому - книга

(структура и элементы книги)

    Когда вы берете в руку книгу, то не сразу начинаете ее читать, а бегло просматриваете страницы, рассматриваете картинки, решая: читать или не читать? Так что же помогает нам быстро определить, о чем книга? А помогает сама книга и все её основные элементы. О них мы сейчас и поговорим.

      «Встречают по одежке…» - гласит русская поговорка. В полной мере это относится  к «одежке» книги – переплету или обложке.

2 слайд

      С обложки начинается первое знакомство с книгой. Один известный человек говорил, что переплет – это своеобразный вход в книгу. Переплет обнимает текст двумя корками с корешком посередине. На корешке обычно пишется фамилия автора и название книги. Иногда он может быть просто украшен орнаментом. На лицевой стороне переплета обязательно ставится название книги и фамилия автора, часто красочный рисунок. Все это усиливает сходство переплета с входом, увлекает читателя, как бы зовет открыть эту дверь, посмотреть, что там внутри. Все детские книги имеют яркий, красочный переплет. Уж если картинка такая красивая, то сколько же интересного внутри! Но рисунок на обложке может и не соответствовать полностью содержанию. Например, сборники сказок, рассказы о животных и т.д. Над оформлением книги работают многие известные художники.

Вот что такое переплет!

3слайд !!Подумайте. Для чего книге нужна обложка или переплет?

Но самое главное его назначение – предохранять книгу от порчи и разрушения!

   Некоторые книги для большей сохранности заключают еще и в 4слайд суперобложку. Слово «супер» вы часто употребляете, а знаете ли вы, что оно пришло в русский язык из латинского языка и означает «сверху, «над». Значит, это дополнительная обложка, одеваемая поверх переплета. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях, энциклопедиях.

На ней также встречаются те же элементы, что и на обложке книги. Случается, суперобложка говорит о книге больше, чем сама обложка книги. И наоборот.

5 слайд !!Подумайте. Для чего книге нужна суперобложка?

    Открываем книгу. Первое, что видим – лист бумаги, приклеенный к крышке и к книжному блоку. Этот лист, соединяющий переплет с книгой называется 6 слайд форзац. Слово это немецкое, состоит из двух слов – «фор» - «перед» и «зац» - «набор», т.е. обозначает то, что предшествует тексту. Иногда это или белый, или цветной лист бумаги. В детских книгах он обычно красочно оформлен. Его оформление тоже связано с содержанием книги.

 7 слайд !!Подумайте Рассмотрите форзац любой книги. Как он оформлен? Какие сведения помещены на форзац учебника русского языка?

   Он играет не только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это один из элементов художественного оформления книги.

      Перевернем форзац, и перед нами 8 слайд титульный лист. Это один из важнейших элементов книги. Название это пошло от древних римлян – так они называли дощечки, которые прикрепляли к футлярам с папирусными книгами-свитками. На титуле-дощечке писали название свитка и его содержание. Теперь это лист бумаги, первая страница книги. Но свое основное назначение – указывать название труда, титул сохранил и до наших дней.

      Титульный лист дает очень много сведений о книге. Поэтому очень важно уметь читать титул.

9 слайд !!Подумайте Прочитайте титульный лист своей книги. Какие сведения вы считаете самыми главными?

Титульный лист помещается всегда на правой стороне. На нем повторяются 10 слайд название книги, её автор, в каком городе, издательстве, году она была издана – выходные данные, какой художник её иллюстрировал, какой жанр данной книги – сказка ли, повесть, может документальный очерк и т.д., т.е. даются сведения, которые называются подзаголовочными данными.

Бывают еще и надзаголовочные данные – в какой серии книга вышла.

     На левой странице – в развороте с титулом – 11 слайд фронтиспис. Это главная иллюстрация книги. Иногда здесь помещают портрет писателя или главного героя.

Но он бывает не у всех книг.

    Раз уж мы начали говорить об иллюстрации, то давайте узнаем, откуда это слово пришло в русский язык и что дословно оно означает. Воспользуемся «Словарем иностранных слов».

Слово «иллюстрация» латинское, переводится как прояснение или наглядное изображение. Зачем же нужны иллюстрации в книгах?

   Назначение иллюстрации – помочь лучше понять то, что сказано в  тексте, осветить его содержание, сделать его ясным  и наглядным. Иллюстрации помогают ещё до чтения  сориентироваться в содержании книги, привлечь читателей.

   Что же мы называем «языком» книги? Конечно же, шрифт.

    За пятьсот лет книгопечатания художники создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные – разных размеров и начертаний. Одни шрифты читаются легко, другие – с трудом.

О чем нам говорит размер шрифта?

  Он подчеркивает значение текста. Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают более крупным и жирным шрифтом, чем текст.

      Сейчас мы с вами поговорим о справочных  элементах книги. 12 слайд

      На оборотной стороне титульного листа печатается аннотация     13 слайд – коротенькое содержание книги и самые краткие сведения об авторе.

      В начале или конце книги дается содержание или оглавление книги. 14 слайд  Этот элемент является также еще одним источником знакомства с книгой. 15 слайд  Ознакомившись с ним, можно получить довольно точное и цельное представление о книге.

16 слайд !!Подумайте

 Найдите в своей книге содержание  (оглавление). Оно может быть  помещено в начале или конце книги.  Что в вашей книге: содержание или  оглавление? Что можно узнать о книге с помощью этой части справочного  аппарата?

       Есть еще два очень важных элемента в книге. Первый – предисловие  17 слайд -   это вступительная статья перед авторским текстом. Второй элемент 18 слайд – послесловие -  заключительная статья, расположенная после основного содержания. Их нужно обязательно читать. Они рассчитаны на то, чтобы кратко проинформировать о самом главном в книге или сообщить краткие сведения об авторе.

19 слайд !! Проверьте себя

1.Часть справочного аппарата, в которой 

 дается краткая характеристика издания?

2. Лист с портретом автора?

3. Вступительная статья перед авторским текстом?

4. Он защищает книжный блок от повреждений?

5. Путеводитель по книге?

6. Лист, скрепляющий книжный блок и переплет?

7. Первый лист в книге с основными сведениями о ней?

Вот мы и познакомились с основными элементами книги. Запомните, что все они направлены на то, чтобы помочь вам определить назначение книги, оградить от возможных ошибок при выборе книги и для чтения и для работы.

Литература:

1.Книговедение: энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 664 с. с ил.

2.Детская энциклопедия.Т.11. Язык и литература. – М.: Педагогика, 1976. – 480 с. с ил.

     

     

Приложение 2

        

             История книгопечатания

   «В виде печатного слова мысль стала долговечной

   как никогда: она крылата, неуловима, неистребима…»

                                                                          Виктор Гюго

     Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление в Европе в середине 15 века типографского станка. К тому времени в европейских странах сложились все предпосылки для возникновения книгопечатания.

2  !!Вспомни.  Какие предпосылки сложились в Европе к середине 15 века для возникновения книгопечатания?

     Уже был накоплен большой опыт в использовании печатной формы. А различные способы получения печатного оттиска были известны давно. Самая первая печатная книга «Алмазная Сутра»  3  была изготовлена путем получения оттиска на бумаге с деревянных досок в Китае еще в 9 веке. Такой способ печатания использовали и в европейских странах в 13-15 веках.

4   !!Вспомни. Как назывался такой способ печати? Как выглядели книги, напечатанные таким способом?

     Готовя резные деревянные формы для печати, мастера заметили одну особенность печатного оттиска: в нем все получалось в перевернутом виде. Чтобы оттиск получился напечатанным правильно, его нужно вырезать зеркально-перевернутым. Для печатания такой книги был создан пресс, который прижимал печатную форму к бумаге. Этот опыт очень пригодился для перехода к более совершенному книгопечатанию.

5  !!Подумай.   Как можно вырезанные на деревянной доске буквы использовать для печатания не только одной страницы, но и последующих, не вырезая их заново?

    Конечно, для этого нужно вырезать отдельные буквы, и, комбинируя их, набирать любой текст. Когда вы были маленькими и учились читать, то из детских кубиков складывали слово, затем разбирали и складывали другое. Этот принцип использования одних и тех же кубиков-литер (букв) в разных словах лежит в основе наборной печати.

    Китайский кузнец Би Шен впервые в истории человечества применил для печатания подвижный шрифт. Би Шен брал мягкую глину и лепил из нее прямоугольные брусочки. Затем на верхнем конце бруска он с  помощью заостренной палочки выдавливал зеркальное изображение   иероглифа. Печатная форма представляла собой железную дощечку с рамкой, покрытую густой массой, в которую вдавливались литеры. Они образовывали текст. Потом он покрывал ее краской и получал оттиск. Закончив печатание, он подносил форму к огню, масса размягчалась, и литеры можно было легко вынуть из формы и использовать их для нового текста.

     В 14 веке в Корее печатали с наборных форм, составленных из отдельных металлических литер. 6

     Во многих странах пытались изобрести книгопечатание. Но только в 15 веке в Германии мастер Иоганн Гутенберг (1399?-1468) 7 изобрел такой способ, который получил развитие во всех европейских странах. Этот человек облек в реальные технические формы идею, которая высказывалась давно. Он нашел наилучшее решение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории. Свое великое открытие, изобретение печатного станка, Гутенберг обдумывал и осуществлял в течение 10 лет. Он был образованным в науках и знал много ремесел. 8

      Любое изобретение – это сумма нескольких изобретений. Гуттенберг придумал, как изготовлять металлические литеры – буквы для печати, чтобы их было много и чтобы они были одинаковыми. Но отдельными литерами ничего не напечатаешь.

      Он придумал, как составить и скрепить строку набора и как соединить набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок. Он усовершенствовал пресс, придумал новый состав краски.

      Вначале Гуттенберг пробовал печатать издания несложные: листовки, брошюры. Когда накопился опыт, приступил к печатанию Библии (1452-1455 гг.). 9

      Она была очень красива и похожа на рукописную книгу. Печатным был только текст; заголовки, инициалы, узоры рисовались от руки красной и золотой краской. В полном экземпляре Библии – 1282 страницы. По количеству строк на полосе ее обычно называют «42-строчной».

       Ученые считают, что Гуттенберг отпечатал 150 экземпляров Библии на бумаге и 35 – на пергаменте. До наших дней сохранилось всего 48 экземпляров. Сегодня это самая дорогая книга в мире. Но великое изобретение не принесло Гуттенбергу ни славы, ни богатства. Его жизнь прошла в неустанных трудах и хлопотах, и лишь под старость он получил возможность не заботиться о хлебе насущном.

      Скончался Иоганн Гуттенберг 3 февраля 1468 года. До нас дошли еще несколько его печатных изданий.

   10  Появление типографского станка – важнейшая веха в истории человеческой культуры. Именно с этого времени устное слово, записанное, а затем размноженное в десятках, сотнях и тысячах оттисков, стало важнейшим орудием просвещения и воспитания. Инструментом распространения знаний.

       Книгопечатание по способу Иоганна Гуттенберга в течение нескольких десятилетий распространилось вначале по всей германии. А затем по всей Европе. Во многих европейских городах стали возникать типографии. 11

       Работа в типографиях того времени была очень тяжелой. Она продолжалась по 14 часов в сутки. За ошибки владельцы типографии строго наказывали рабочих. Печатники часто болели грудными болезнями, вызванными тем, что они имело дело с ядовитыми веществами. Краску каждая типография изготовляла сама, рецепт ее хранили в строгом секрете. 12

       Замечательные типографии появились в Италии. Вершиной книгопечатания 15 века является издательская деятельность Альда Мануция.  13. Он большое внимание уделял типографскому совершенству своих изданий: тщательно искоренял опечатки, заказывал новые типографские шрифты. Книги, изданные в типографии Альда, по его имени называются альдинами. Это были небольшие изящные книжечки, набранные непривычным для первых печатных книг шрифтом – курсивом. На этих книгах Альд ставил характерный значок – якорь с обвитым вокруг него дельфином. 14. Это была одна из первых издательских марок. Существование издательской марки было вызвано борьбой с подделками и подражаниями.

         Типографии во Франции славились своими прекрасными иллюстрациями.

         Все первые типографии имели свои особенности. Вместе с тем у первых печатных книг 15 века много общего.

         В них печатался только текст. Инициалы рисовались и раскрашивались от руки. И делалось это не во всех экземплярах издания, в некоторых на месте инициала был пустой квадрат, в котором буква только намечена. Поэтому первая строка получалась короче других. Постепенно этот прием стали использовать сознательно, так появилась красная строка. В первых печатных книгах абзацев в тексте не было. Текст, как в рукописных книгах делился на части красными линиями. Не было в тексте знаков препинания. Запятая впервые появилась в изданиях Альда Мануция, на рубеже 16 и 16 веков. Печатная книга 15 века во всем еще старалась походить на рукописную.

        Только в конце 15 века появился титульный лист. 15

В рукописных и самых первых печатных книгах его заменял колофон – страница в конце книги с некоторыми сведениями о ней. на титульный лист печатной книги помещали название книги и сведения о том, где и когда она была напечатана.

 16   !!Подумай. Какую роль стал выполнять титульный лист в печатных книгах?

В книгах возникают новые шрифты, дающие возможность менять формат книги. Появляются нумерация листов (фолиация), а потом и страниц (пагинация). Тот же Альд Мануций стал прилагать к книге оглавление. Книга становится более удобной в использовании.

Меняется внешний вид книги, она становится строже в оформлении, красочные миниатюры все чаще заменяют черно-белые гравюры, отпечатанные с деревянной доски.

17   !!Вспомни.  Как называется такой способ печати?

        Затем стали использовать гравюры на медных пластинах.

        Появился новый стиль в оформлении книги. 18

        Перед нами – итальянский перевод Библии, изданный в Венеции. Простой, светлый и строгий стиль страницы. На гравюре-заставке изображен не библейский пророк, а писатель за литературным трудом. На рабочем столе – подсвечник (с шипом для накалывания свечи) песочные часы, чернильница.

Это стиль оформления книги на рубеже 15 – 16 веков.

         Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют инкунабулами. Слово это переводится как «колыбель», т.е. младенческий возраст книгопечатания.

19     Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

         На их примере видно, что книга – это произведение искусства.

         Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской национальной библиотеке им. М.С. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «Кабинете Фауста» 20, воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

!!Проверь себя. 1. В Германии в городе Страстбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гуттенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?

2. Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами?

3. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?

Приложение 3

О Корнее Ивановиче  Чуковском

     Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить об одном замечательном человеке, который очень любил детей и посвятил им много стихов и сказок, придумал множество сказочных героев: Мойдодыра, Муху-цокотуху, Тараканище, Бармалея. Скажите, как звали этого удивительного человека? Правильно, Корней Иванович Чуковский. А Корней Иванович, и дожив до восьмидесяти лет, не терпел скуки и, встречаясь с детьми, приветствовал их не словами: «Добрый день, детки», а чем-нибудь вроде: «Здорово, старики и старухи!» И начинал с ними веселую игру: показывал совершенно необыкновенный способ ходьбы, учил лазить по деревьям… Он смеялся над трусами, а с собаками играл, как с людьми. Множество художников рисовали его героев и самого дедушку Корнея – длинного, носатого, весёлого. А он никогда не обижался на карикатуры – наоборот, любил, когда в нем находили смешное. Наверное, все-таки недаром он родился 1 апреля! Было это в 1882 году в Петербурге. А Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский». Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

     Недалеко от Москвы в Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей страны и даже за ее рубежами. Вставал он очень рано и работал в саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копался в огороде или цветнике. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил на удивленье легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек.. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Своим друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, добрым волшебником из сказки, всегда имевшим про запас доброе, ласковое слово, шутку, смешную присказку. Вот почему дети любовно называли великана ласковым именем «Чукоша». А еще его они ласково называли дедушкой. В русской литературе лишь два писателя получили в народе почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал.
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

     Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов. И действительно, сейчас трудно представить, что когда-то этих самых главных книг не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Своей единственной профессией он считал литературную критику.

     А как же родились его сказки? А сказки родились случайно. Первой появилась в 1917 году сказка «Крокодил». Ей в этом году исполнилось 90 лет. Вот как это вышло. Заболел его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал под стук колес рассказывать.

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, крокодил,
крокодилович….

     Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

     Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!

    «Один день мне запомнился особенно ясно - 29 августа 1923 года. Душный день в раскаленном, как печь, Петрограде. В этот блаженный и вечнопамятный день флаги моей радости развивались все шире, и чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу пустую квартиру на Кирочной и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок и с трудом отыскав карандаш, стал набрасывать строка за строкой веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом». Поэму он задумал давно и раз десять принимался за нее, но больше двух строчек сочинить не мог. А теперь он исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу отставших обоев и с тем же чувством безумного счастья писал строку за строкой, словно кто-то ему диктовал. Когда же в сказке дело дошло до описания танца, он вскочил с места и стал носиться по коридору, чувствуя большое неудобство, так, как трудно и писать и танцевать одновременно. «В этой сказке два праздника – именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба»,- вспоминает Чуковский.

     А сейчас, ребята, давайте вспомним какие сказки, стихотворения написал К.И. Чуковский. Посмотрите, перед вами книги: Киплинг «Маугли», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Дефо «Робинзон Крузо», Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Как вы думаете, почему эти книги стоят рядом с книгами К. Чуковского? А все дело в том, что эти книги он перевел на русский язык, так как он хорошо знал английский язык.    С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах. Писатель заслужил звание лауреата Ленинской премии, степень доктора филологических наук и почетного доктора старейшего университета Англии. Он любил появиться перед друзьями в шапочке, мантии, которая так шла ему, как будто он родился с единственной целью – стать доктором филологии Оксфордского университета.

     В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открыт музей Корнея Ивановича Чуковского. Побывав в музее, вы встретитесь с Мойдодыром, Бармалеем, Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон. Сохранилась до сегодняшних дней и причудливая коллекция реликвий: чудо дерево с висящими на нем башмачками, «Лающая чашка», фигурка Шалтай-болтая, которые неизменно привлекают внимание, как взрослых, так и детей.

      В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день в нем звенят детские голоса. Здесь происходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверно, догадались, что это детская библиотека, которую построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником все тот же детский писатель Корней Иванович Чуковский.

 

Работа с родителями.

а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:

1. Что ты больше любишь?

Читать сам;

слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

Хвалят тебя;

ругают тебя.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

Читают;

не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да;

нет.

II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

Любит читать сам;

слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

Хвалите его;

ругаете.

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

Конечно, да;

нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

Безусловно, да;

наверное, нет.

Памятка 1 для родителей

Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день

Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).

Те места, которые легко читать, читай быстрее.

Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов

Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит эта книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 1 класс ФГОС

Данные рабочие учебныепрограммы   1 класса УМК Школа России   разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочие программы 1 класс ФГОС

рабочие программы составлены с учетом требований ФГОС. содержат пояснительные записки, контроль УУД, тематическое планирование. Программа "Школа 2100"...

Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....

Рабочие программы 3 класс ФГОС

Рабочие программы по образовательной системе "Начальная школа XXI век". 3 класс. ФГОС...

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа 1 класс ФГОС

Программа по окруж.миру 1 класс...

Рабочая программа 1 класс ФГОС по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа России"...