Социально-значимый проект "Без друзей меня чуть-чуть... А с друзьями много!!!".
проект (1 класс) на тему

Хусаинова Анастасия Валерьевна

Идея создания проекта возникла не случайно. В начале учебного  года,  на первых классных часах: «Я - лицеист», «Дружба – чудесное слово», «Права и обязанности детей» ребята рассказывали о своем представлении  таких понятий  как: «Долг», «Дружба», «Взаимопомощь», «Доброта», «Любовь», «Радость», в основе которых лежали нравственные переживания, ощущения собственной  востребованности,  желание помочь, доставить радость другим людям.

 Проект направлен на то, чтобы каждый человек, какое бы дело он ни делал, за что бы ни брался, помнил о необходимости затрачивать часть своего времени на накопление внутри себя добрых сил, умению дружить и дорожить дружбой, без которого все остальные дела становятся бессмысленными и вредными.

Проект рассчитан на осмысление детьми своих собственных действий, на самопознание, раскрытие духовного мира человека. Проект поможет нам оказать  позитивное влияние на полноценность восприятия окружающей действительности личностью, на общий уровень культуры психоэмоционального здоровья в школе и в жизни ребенка в целом. Проект реализуется для рефлексии, эмпатии участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Без друзей меня чуть-чуть..."62.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей им.А.М.Булатова п.г.т.Кукмор»

Социально-значимый проект 
«Без друзей меня чуть-чуть…

- А с друзьями?!…

Много!!!»

         Участники проекта: учащиеся 1 класса, родители

                Автор проекта: Хусаинова Анастасия Валерьевна,     учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Социально-значимый   проект совместной деятельности классного руководителя и классного коллектива «Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

1.Актуальность проблемы

Идея создания проекта возникла не случайно. В начале учебного  года,  на первых классных часах: «Я - лицеист», «Дружба – чудесное слово», «Права и обязанности детей» ребята рассказывали о своем представлении  таких понятий  как: «Долг», «Дружба», «Взаимопомощь», «Доброта», «Любовь», «Радость», в основе которых лежали нравственные переживания, ощущения собственной  востребованности,  желание помочь, доставить радость другим людям.

В ходе прохождения всего маршрута   перед учениками  были поставлены следующие вопросы:

Что такое Дружба?

Как мы умеем дружить?

          Чего на свете больше добра или зла?

Нужно ли помогать,  а если нужно, то кому?

Нужна ли улыбка? И как она может помочь другому человеку? 

Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…

Заинтересованность учащихся данной темой послужила толчком к подготовке и реализации социального проекта «Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!».

          Проект направлен на то, чтобы каждый человек, какое бы дело он ни делал, за что бы ни брался, помнил о необходимости затрачивать часть своего времени на накопление внутри себя добрых сил, умению дружить и дорожить дружбой, без которого все остальные дела становятся бессмысленными и вредными.

Проект рассчитан на осмысление детьми своих собственных действий, на самопознание, раскрытие духовного мира человека. Проект поможет нам оказать  позитивное влияние на полноценность восприятия окружающей действительности личностью, на общий уровень культуры психоэмоционального здоровья в школе и в жизни ребенка в целом. Проект реализуется для рефлексии, эмпатии участников.

Родители поддержали и  одобрили  идею проекта. Они поддерживают все начинания, которые предлагают им дети и лицей.

В концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного  гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского  народа.

2. Цель и задачи проекта 

Цель: расширить  систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях. Развитие личностных коммуникативных качеств, социальное партнерство ученик-учитель-родитель, посредством вовлечения их в совместную деятельность.

Главные задачи проекта: 

  • Способствовать формированию у детей таких  нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к  другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать  у детей эмоционально-волевую сферу через социальное творчество, самостоятельность, познание, через умение организовывать совместную работу;
  • Обеспечивать благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и раскрытия их творческого потенциала;
  •  Содействовать непрерывному практическому взаимодействию с социумом.

Ученики определили цель проекта:  «Дружба крепкая не сломается»

Задачи проекта для учащихся:

  1. Установить дружеские и доброжелательные отношения с одноклассниками.
  2. Организовать помощь детям из малообеспеченных семей;
  3. Оказывать внимание пожилым людям;
  4. Заботиться о братьях наших меньших.

Условия для реализации проекта

 «Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

Взаимодействие специалистов различных областей при обучении и подготовке мероприятий;

Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления, спортивные мероприятия);

Информационное обеспечение опыта работы (лицейская газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Партнёры проекта:  родители.

Руководитель проекта:  Хусаинова А.В.- классный руководитель 1в класса.

              Участники проекта: обучающиеся 1в класса.

Возможные риски: 

  1. Пассивность родителей
  2. Человеческий фактор.

Краткосрочный проект рассчитан на 1 год.

                 3. Этапы реализации проекта

Этап первый (мотивационно-планировочный)   (октябрь – декабрь)

     Изучение психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме.

  1. Диагностика школьного коллектива.
  2. Определение роли и значения каждого ученика в данном коллективе.
  3. Разработка механизмов реализации проекта.
  4. Ознакомление участников  с проектом, согласование способов совместной деятельности.
  5. Установление критериев оценки результативности проектной деятельности.

Этап второй  (информационно-операционный)   (январь – март)

  1. Осуществление запланированных мероприятий.
  2. Промежуточная диагностика результатов работы по проекту.
  3. Корректировка дальнейших действий в рамках проекта.

Этап третий (рефлексивно-оценочный)              (апрель-май)

  1. Исследование результативности применения данного проекта в рамках воспитательной работы в лицее.
  2. Подведение итогов проектной деятельности и обобщение результатов.
  3. Рефлексия.

  1. Структура проекта «Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

5. Механизм реализации проекта

Проект направлен  на формирование компетенций в сфере самостоятельной, гражданско-общественной, социально- трудовой и культурно - досуговой деятельности, а также на развитие коммуникативных компетенций.

«Бабушкин сундук» Встреча поколений посвящается  Дню пожилого человека. К  празднику готовим монтаж, концертные номера, корреспонденты готовят вопросы, подарки, выставку рисунков «Моя бабушка», «Мой дедушка».

Операция "Письмо другу" Каждый учащийся класса пишет письмо своему другу в будущем.

          Акция «Дети – детям» Учащиеся класса готовят театрализованное представление «Волшебный колокольчик» ко  Дню защиты детей,  празднике для детей начальной школы. Здесь герои попадают в страну оборотней.  Эта страна, где живут дети, которые не знают, что такое дружба, доброта, улыбка.«Дорога Добра»

«Дорога добра» Цикл классных  часов, посвященных дружбе, толерантности, доброте, хорошем настроении.

Операция «Подарок ветерану» У нас в гостях ветеран. К  этой встрече мы подготовим подарки своими руками, презентацию, выставку рисунков, концертные номера.

Акция «Большой хоровод друзей» Участие в акции «Хоровод друзей» - это  воспитание школьников через национальные традиции.  Мы приглашаем в гости ребят из другого класса. Готовим сценарий, договариваемся с гостями о встрече. Класс делится на микроколлективы (временные творческие объединения). Это следующие группы: «Экскурсоводы», «Оформители», «Артисты». Гостеприимное кафе «Улыбка» откроет свои двери.

«Дружба крепкая не сломается» Участие в данной акции это  выступление и подарки  для детского сада (детские  игрушки и книжки из домашней библиотеки), сбор вещей для детей из малоимущих семей

Акция  «Зелёный наряд моего поселка» Участие в озеленении своего дома, своей школы, своей улицы, своего города - это традиция учащихся нашей школы.

6. Календарный план выполнения проекта

п/п.

Мероприятие по проекту

Сроки

исполнения

Исполнители

Диагностика изучения коллектива лицея (учащиеся, родители, учителя) и обработка результатов.

сентябрь

Хусаинова А.В.

Разработка системы мероприятий  

сентябрь

Хусаинова А.В.

Обсуждение проекта с учащимися класса

сентябрь

Хусаинова А.В.

Игровая программа ««Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

». Старт проекта

октябрь

Хусаинова А.В.

Цикл классных  часов ««Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

- Дружба - чудесное слово

- Дружба начинается с улыбки

- Спешите делать добро

- Давайте улыбнемся

- Поклонимся великим тем годам!

- По следам нашей памяти /подведение итогов/

         

           сентябрь

октябрь

декабрь

апрель

май

май

Хусаинова А.В.,

родители,

дети

Родительское собрание «Учимся дружить вместе»

ноябрь

Хусаинова А.В.,

родители.

Творческая  мастерская «Правила дружбы»

октябрь

Хусаинова А.В.,

ученики

бабушки и дедушки

  1. Классный час «Вместе интересно!»

ноябрь

Хусаинова А.В.,

ученики, родители.

Операция «Письмо другу»

            декабрь, март

Родители,

учитель, ученики.

Театрализованное представление «Волшебный колокольчик»

май

Хусаинова А.В.,

родители, дети

«В мастерской Деда Мороза»

/Изготовление гирлянд и украшений для  новогодней ёлки (подпроект) /

декабрь.

Учитель,

ученики, родители.

Флешмоб «Большой хоровод друзей»

январь

Хусаинова А.В.,

Ученики, родители

Фотоальбом «Как мы дружим…»

апрель

Хусаинова А.В., ученики, родители,  

Интересные встречи /дети войны, ветераны труда/

май

Хусаинова А.В., ученики

Зелёный наряд моего поселка.

апрель-май

Хусаинова А.В., ученики, родители

7. Ожидаемые результаты проекта

  • рост социальной и общественной активности, стремление к общению;
  • появление людей солидарных, готовых быть  сопричастными к проблемам окружающей жизни;
  • формирование гражданской позиции;
  • формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений, наций, религий;
  • повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой;
  • повышение положительных отзывов родителей и детей о работе школы- рост удовлетворенности;
  • рост комфортности образовательной среды лицея.

8. Предложения по оценке эффективности проекта

           Оценка эффективности программы будет осуществляться инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (появление проектов, структур, привлечение к деятельности новых субъектов, появление нормативно-правовых документов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов.

Итоги работы подводятся  на традиционном классном часе «Дружба крепкая не сломается». После проведения акции  обязательная беседа о том, что получилось, что нет, какие изменения нужно внести, чтобы не повторять  ошибок.

Для подведения итогов деятельности выделены следующие критерии:

1.Степень вовлеченности детей, родителей и педагогов в реализацию  проекта  «Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

2.Положительные отзывы участников,  организаторов проекта

3.Повышение активности родителей. Мониторинг «Удовлетворенности родителей»

4.Рост нравственного  сознания.

5.Использование методик и анкет для оценки эффективности проекта.

Методики используемые для мониторинга:

1.Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"

2.Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении"

Мониторинг социального проекта:

Диагностическая методика №1:  «Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова такие: Хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный, безответственный, активный, неактивный.

Диагностическая методика №2: «Градусник»

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой объясняет функции градусника и механизм его работы. Затем предлагает учащимся  схему        

                             Мой класс            

                

Дружный                                     Недружный        

Каждый учащийся ставит точку на линии в зависимости от характеристики, которую он дает своему классу: ближе к «дружному» или к «недружному».

Диагностическая методика №3: «Анкетирование»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

  1. У  тебя много друзей в твоем кассе?

- мало

- много

- нет друзей

Диагностическая методика №4: проективная

Эффективность их использования состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для родителей. Учащиеся и родитель дают вопросы на одни и те же вопросы, это позволяет определить не только их мнение по данной проблеме, но и причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

Для  проектного исследования были предложены следующие суждения для учащихся:

  1. Класс, в котором я учусь, - это…
  2. Мои одноклассники - это…
  3. Классный руководитель для меня - человек, который…

Для  проектного исследования были предложены следующие суждения для родителей:

  1. Класс, в котором учится мой ребенок, это…
  2. Одноклассники моего ребенка-это…
  3. Классный руководитель моего ребенка-это человек, который…

Стартовый классный час «Без друзей меня чуть-чуть… - А с друзьями?!…Много!!!»

Ход мероприятия:

I.  Организационный момент.

Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

 

II Вступительное слово.

Учитель: Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

  • Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
  • Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Учитель: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?

 

III Цель занятия.

Учитель: О чем будем говорить сегодня? Как  называется наше мероприятие.

Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.

 

IV Беседа.

Наш разговор начнем с одной из версий возникновения слова «друг».

Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»

 

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

 

Учитель: Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?

 Как он стал относиться к друзьям?

 

Учитель: Кого мы называем другом?

     Какие качества друга вы считаете главными?

     Каких бы друзей вам хотелось иметь?

Сейчас мы это выясним.

 

V Упражнение с «конфетой».

Учитель: Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу.

Начинайте такими словами: друг должен быть .........

 

Учитель: Молодцы!

     Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.

 

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!

 

VI Работа с выставкой книг.

Учитель: Посмотрите, сколько книг написано об этом важном для человека умении- умении дружить. Некоторые книги мы с вами уже читали. Но на нашей выставке есть книги, которые вы, возможно еще не читали. После классного часа вы их сможете посмотреть и почитать.

VII Презентация детских проектов.

Учитель: В ходе подготовки  вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание - исследование. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

  1. Защита проекта творческой группы № 1 «Дружбой дорожить умейте»
  • «Правила дружбы». 
  • Стихи о дружбе.  Поисковая работа.
  • Песня «Настоящий друг», «Дружба». Поисковая работа.
  • «Первое интервью».
  • Фотоальбом «Как мы дружим».  Подбор материала, оформление выставки.
  1. Защита проекта творческой группы № 2 «Дружба крепкая не кончается…»
  2. «Какая бывает дружба…».

Исследовательская работа.

  • Сценка «О нашей дружбе в шутку и всерьез».
  • Стихотворение «Дружба – это сокровище».
  •  «Вместе интересно!»
  • Песня «Про дружбу».  Поисковая работа.

 

VIII Рефлексия «Цветики - семицветики»

Учитель: Я каждому даю волшебный «цветик - семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка.

Цветы крепятся на доску или лист ватмана.

Учитель:  Другу ты отдать сумей,

 Всё тепло души своей.

 Всё отдал - богаче стал,

 Что сберёг, то потерял.

 Лишь тот не на год – навсегда богат.

 Кто дружбу бережет, словно бесценный клад.

 Лишь тот не на год, - счастлив навсегда,

 Кто дружбу пронести сумеет сквозь года.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Без друзей меня чуть-чуть..."

Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключена в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. На этом постижении и строятся дальнейшие отно...

Разработка внеурочного занятия "Без друзей меня чуть-чуть"

Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.Школьникам предлагаются характеристики различных уровней раз...

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много» Классный час

Урок о дружбе.Формирует у детей понятие о дружбе, учит видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.Воспитывает дружеские взаимоотношения: доб...

Классный час «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Цель: формирование нравственно-этических качеств у детей.Задачи:·         закрепить понятия «дружба крепкая», «настоящий друг»;&m...

Сценарий КВН «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»

Цели и задачи: • развитие коммуникативных качеств подростков;• развитие общеразвивающих компетенций обучающихся, смекалки, чувства юмора и сообразительности;• воспитание чувства от...

Классный час "Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много.... "

На основе примеров и жизненного опыта показать ребятам важность и ценность настоящей дружбы. Учить их по-настоящему дружить....