Разработка внеурочного занятия "Без друзей меня чуть-чуть"
классный час (2 класс) по теме

Радченко Галина Ивановна

Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.

Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Горящий факел». Дети обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в классе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Участники занятия – ребята 2 класса

К проведенному занятию прилагаются фотографии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Радченко Галина Ивановна

 учитель начальных классов МАОУ лицей пгт Афипского

МО Северский район

Тел.:8(918)3570530

e-mail: galinrad@mail.ru

Занятие внеурочной деятельности кружка «Дружный класс»

Краткая аннотация. Известный педагог А.Н.Лутошкин говорил, что коллектив – это живой организм», он, как человек, так же развивается, становится умелым, мудрым.

Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Горящий факел». Дети обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в классе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

Участники занятия – ребята 2 класса

Тема занятия: «Без друзей меня чуть-чуть»

Цель занятия: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом

УУД:

-рефлексивные: формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям; развитие навыков самосозания и самовоспитания;

-личностные: осознание значимости своей личности в коллективе;

-коммуникативные: развитие навыков общения, умение работать в команде;

Ход проведенного занятия

Звучит песня «Если с другом вышел в путь»

Учитель: Мы с вами проучились вместе полтора года. Как вы думаете, стали мы настоящим коллективом? Давайте вспомним, какими мы были и подумаем, какими мы стали? Что же такое коллектив?

(Рассуждения детей)

Ученики: Группа людей, объединенных общей работой, учебой, общими интересами.

Учитель: Мы дружный коллектив?

(На доске в виде ступенек располагаются слова ««Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Горящий факел».)

- На какой ступеньке мы находимся, что помогает нам или мешает подняться на более высокий уровень? Мы сделали первый шаг навстречу друг другу. Как называется эта ступенька? Прочитайте.

Ученики: Песчаная россыпь.

Размышления детей: Я думаю, что песчаная россыпь – это когда много-много песчинок собираются вместе и в то же время каждая из них – сама по себе. Если налетит ветерок, он отнесет часть песка, дунет посильнее и не станет россыпи.

Учитель: Так бывает и в группах людей. Вроде все вместе, а в то же время каждый, как песчинка, отдельно. Здесь люди мало знают друг друга (нет общих интересов) или совсем не решаются пойти навстречу друг другу

Ученики: Такими мы были в начале первого класса

Учитель: Но вы старались узнать, понять друг друга, желали участвовать в общих делах, каких?

Ученики: Наши праздники, акция «Вторые руки», акция «Кормушка» и т.д.

Игра «Составь пословицу, объясни ее смысл.

(Каждой группе раздаются в конвертах деформированные тексты пословиц о дружбе, которые нужно восстановить. Пословицы: «Друг за друга держаться – ничего не бояться», «Друг познается при рати да при беде», «Друга иметь – себя не жалеть». «Друга ищи, а нашел – береги», «Дружба не гриб – в лесу не найдешь», «Дружбу водить – себя не щадить».

Учитель: Если группа готова, возьмитесь за руки и договоритесь, кто будет отвечать.

Вы узнали себя? Можно сказать, что первая ступенька пройдена? Как называется вторая ступенька?

- Мягкая глина.

- Что за материал – мягкая глина?

Размышления детей: Мягкая глина – это материал, из которого можно лепить разные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасное изделие, в руках неспособного человека она может принять самые непонятные, неопределенные формы, а может так и остаться куском глины, если не приложить усилий.

Учитель: Ученые-психологи разных стран изучали правила дружбы. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы. Мы с вами тоже стали жить по законам дружбы, давайте их вспомним.

 (Читают со слайда презентации)

Доверять друг другу

Делиться новостями, успехами или неудачами

Уметь хранить чужие тайны

Радоваться вместе с другом его успехам

Предлагать свою помощь, а не ждать помощь со стороны

Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, а не создавать неловких ситуаций

Защищать друга (если кто-то в его отсутствие говорит о нем плохо)

Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, скажи ему наедине)

Уважать право друга иметь друзей кроме тебя (не быть навязчивым)

Всегда выполнять свои обещания

Учитель: В группе, находящейся на этой ступеньке заметны первые усилия по сплочению коллектива. Что же такое дружба?

Ученики: Дружба – это близкие отношения, привязанность друг к другу. Дружить могут целые коллективы, а не только отдельные люди. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.

-Одна девочка так искала друзей

Выступление ученицы:

Все живут – не тужат,

А со мной не дружат.

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной,

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной, -

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы.

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

Обсуждение: Мы такие, как эта девочка?

Вывод: Мало друзей у того, кто пользуется друзьями из соображения собственной выгоды. Такие друзья временны. Мы стараемся дорожить друзьями. У нас в классе есть настоящие друзья - «маячки», которые всегда помогут, подскажут, к ним всегда можно обратиться за помощью. Назовите таких «маячков».

Игра «Комплимент». Из класса выбирается один учащийся. Он стоит спиной к классу. Ребята по очереди говорят ему комплименты, а он должен узнать их по голосу.

Учитель: Можем мы подняться на новую ступеньку?

Мерцающий маяк.

Учитель: Как вы понимаете, что означает мерцающий маяк?

Размышления детей: - Маяк – это световой мигающий фонарь, башня с сигнальными огнями на берегу моря или на островке. Маяк нужен как опытному мореходу, так и начинающему. В штормовом море маяк помогает выбрать правильный курс, он мигает, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Учитель: Есть и у нас в классе организаторы, горящие сердца, которые готовы помочь в трудную минуту. Однако не у всех хватает сил подчиниться коллективным требованиям, проявить инициативу, творчество. Иногда мы наблюдаем такие сценки на перемене.

Инсценирование стихотворения В.Орлова «Кто кого?»

-Кто кого обидел первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

-Что же вы не поделили?

-Я забыл!

-И я забыл!

Учитель: Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось.

Разыгрывается следующая ситуация – один ученик сталкивает другого со стула:

- Ты что, слепой? Не видишь разве, что сел на мое место?

Далее каждый призывает на помощь Душу и Разум. Например, говорят: «Катя, сыграй, пожалуйста, роль моей Души, а ты, Маша, побудь некоторое время моим разумом». Душа и Разум располагаются за спинами своих героев, они реагируют до того, как ученики успевают ответить на воздействие оппонента. И тем самым определяют характер ответного действия. Прежде, чем принят решение, человек должен  выслушать Душу и Разум.

Учитель: От каких плохих качеств вы хотели бы избавиться, а какие – приобрести?

Игра «Магазин». Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести взамен на свои отрицательные (грубость, жадность, неряшливость и т.д.).

Учитель: Итак, осталась еще одна ступенька, можем ли мы на нее подняться?

Горящий факел.

Учитель: Закройте глаза, подумайте: горящий факел – это живое пламя, жизнь которого питается тесной дружбой, единой волей, отличным взаимопониманием, деловым сотрудничеством, ответственностью каждого на только за себя, но и за весь коллектив.

Светить можно и для себя, пробираясь через заросли, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если позади тебя нет группы, которым нужна твоя помощь и крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

-Можем ли мы сейчас подняться на эту ступеньку?

-Нет?

-Значит надо трудиться над собой! Приложите ладошку к своей груди, вслушайтесь в биение своего сердца. Вы слышите его? Оно холодное? Спящее? Нет – оно горячее! Отзывчивое! Благородное! Трепетное! Давайте друг другу передадим частичку своего сердца, при этом называя те хорошие человеческие качества, которые живут в наших сердцах.

Рефлексия. – Кому удалось сегодня понять что-то новое для себя?

-Спасибо всем

(Звучит песня о дружбе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много» Классный час

Урок о дружбе.Формирует у детей понятие о дружбе, учит видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.Воспитывает дружеские взаимоотношения: доб...

Социально-значимый проект "Без друзей меня чуть-чуть... А с друзьями много!!!".

Идея создания проекта возникла не случайно. В начале учебного  года,  на первых классных часах: «Я - лицеист», «Дружба – чудесное слово», «Права и обязанности детей» ребята рассказывали о св...

Разработка внеклассного мероприятия на тему «Без друзей меня чуть-чуть"... Для учащихся 2 класса

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в н...

Презентация к разработке внеклассного мероприятия " Без друзей меня чуть-чуть"...2 класс

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в н...

Классный час «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Цель: формирование нравственно-этических качеств у детей.Задачи:·         закрепить понятия «дружба крепкая», «настоящий друг»;&m...