Классный час "Как на вольном на Дону..."
классный час (3 класс) на тему

Лузина Ирина Александровна

На уроке ученики совершают путешествие в казачью станицу, знакомятся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_na_volnom_donu.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

 

                                                                                   Учитель начальных классов

                                                                                 Лузина Ирина Александровна

                                                                                              2015год

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1.Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Слайд 2 и 3

Учитель: Здравствуйте ребята, гости пришедшие к нам на урок. Наш классный час называется «Как на вольном на Дону…»,  и начать его я хочу стихотворением о нашей малой Родине, о нашем донском крае.

Ученик:

Над станицами тает рассвет, 

Тихо плещет речная волна.

Край донской! Краше родины нет,

И душа моя счастьем полна.

Испытал ты и горесть утрат,

И великую радость побед.

Ты углём и пшеницей богат,

Щедрым солнечным светом согрет.

Лейтесь, песни, у Дона – реки,

Разыграйся, казацкая стать!

Дорогие мои земляки,

Нашей области – 77

Учитель: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.

К нам в гости пришёл наш поселковый атаман В.Н. Могилевцев.

По старой, русской традиции на Руси почётных гостей встречали хлебом и солью.  И  мы хотим преподнести Вам каравай, т.к. говорят, что «Хлеб всему голова».

(Входят учащиеся одетые в костюмы казака и казачки с караваем)

Казачка: Дорогих  гостей встречаем

            Круглым пышным караваем.

            Он на блюде расписном

            С белоснежным рушником.

            Каравай мы вам подносим,

            Поклонясь, отведать просим.

Казак: На Дону мы родились, на Дону живем,

              Любим Родину свою и о ней поем!

              Мы донцы - молодцы бравые ребята,

              Не смотрите, что малы – все мы казачата!

(Казак и казачка подносят каравай гостям. Звучит песня «Хлеб всему голова».)

           

   Учитель: Наша малая родина - край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк - писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь…»

Сегодня наша встреча  посвящена нашей малой родине. Мы  совершим путешествие  в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.

Слайд 4

А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди,

удалые). Донские    казаки  – народ  отважный, отчаянно смелый и непокорный. Со всех концов Руси бежали, скрываясь в безбрежных просторах, доведенные до отчаяния господами, боярами люди с неуютных земель Рязанщины, Псковщины, Киевщины…

Слайд 5

 Какая река нашего края главная? (Дон)

Ласково  казаки называют ее Тихим Доном. Как вы думаете почему? (За медленное течение народ назвал Дон -Тихим. Скорость течения невелика – 0,5 м/с.)

Сейчас мы послушаем стихотворение  Александра Софронова «Откуда Дон берёт начало»

Ученик:

А. СОФРОНОВ

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из - под травы земли московской,

С Ивана-озера течёт.

Века идут... Но не мелеет

Донское русло на пути;

И все мужает, все смелеет

Казачье воинство в степи.

Учитель: А как еще называют Дон? (Вольный, Дон – батюшка)

 А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки: «Когда–то эта река называлась Амазонской, потому что на её берегах жили амазонки. Амазонки – племя воинственных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, и даже брали некоторых в плен.  Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис,  утонул в этой реке. С тех пор она стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном».

Слайд 6 - 7

На территории Ростовской области находится Археологический музей-заповедник «Танаис» – первый из археологических заповедников на территории России.

Слайд 8

Восточная часть города состояла из домов квадратной или прямоугольной формы, с колодцами для питьевой воды и с ровными, хотя и узкими улицами. Эта часть уцелела и теперь составляет основную долю раскопок.

Слайд 9

 Жители Донского края любят свою реку, летом купаются в ней и просто отдыхают на ее берегах, любуются красотой Дона-Батюшки. Это очень хорошее место для отдыха и рыбной ловли. Своей любимой реке казаки посвятили много песен. Послушайте песню «Казачий Дон».

Слайд 10

Правый берег Дона возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения. Левый берег – пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц.

Слайд 11

 На берегах  Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных.

Слайд 12

И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.

Слайд 13

Главное помещение в казачьем курене называлось «зало». Главная комната, зало, всегда готова к приему  гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

Слайд 14

А вот так выглядела спальня в казачьем курене.

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями,  на окнах также были цветы.

Слайд 15

Орудия труда казака. Мы можем сейчас не только посмотреть, но даже и прикоснуться к этим предметам. Здесь на выставке находятся предметы быта казаков, которые хранятся в нашем школьном музее. Посмотрите, ребята, вот посуда, вот прялка, на которой казачка пряла долгими зимними вечерами, а вот и коромысло с помощью его носили воду из колодца в избу.

 Слайд 16

Сейчас я расскажу вам о национальных костюмах казаков.  Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.  

Слайд 17

Любимым нарядом казачек были юбка и кофта - кубелёк. Старинный облик женского казачьего костюма объединял в себе элементы русского и татарского костюма.

 А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину! Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Давайте  сопоставим  старинные слова с современными.

Вечерять - ужинать
Цибарка - ведро
Завеска - фартук
Курень - дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Кочет – петух

Торбочка – сумка

Жменя - горсть

 Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;

- Казак с конем и ночью и днем;

- Гриб хорош белый, а казак умелый;
- Донской казак честь не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
Слайд 18 -19

 Мы с вами столько поговорок  услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам-трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые).

Сейчас нам ребята покажут обряд «Проводы на службу».

(Учащиеся 7 класса одетые в костюмы казака и казачки инсценируют песню «Казак уходил на войну» - проводы казака)

Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «КАЗАК  УХОДИЛ НА ВОЙНУ»

На вольном.

На синем, на тихом Дону

Походная песня звучала.

Казак уходил на большую войну,

Невеста его провожала.

- Мне счастья, родная, в пути пожелай,

Вернусь ли домой – неизвестно,-

Казак говорил, говорил ей: - Прощай!

- Прощай! – отвечала невеста.

Над степью зажегся печальный рассвет,

Донская волна засверкала.

- Дарю я тебе на прощанье кисет,

Сама я его вышивала.

Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,

За русскую землю сражайся.

И помни про Дон, про невесту свою,

С победою к ним возвращайся.

Давайте и мы споем одну из походных  песен.

Слайд 20

Учитель: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню,  напоят и накормят.

Песня «Ой при лужку, при лужке».

Слайд 21-22

 Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана.

Слайд 23

Вы видите памятник знаменитому  атаману  Всевеликого войска Донского Матвею Ивановичу Платову в станице Семикаракорской. Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо».

(Слово для выступления предоставляется атаману Валерию Николаевичу).

Слайд 24

   Поговорим о вооружении  казаков. Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка - символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу. Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка и шапка стариками, ушедшими со службы. Потеря шашки и шапки считалось большим позором.

Любили казаки, и отдохнуть после службы.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

             И сейчас без подготовки

             Начинается игра

            «Кто сегодня самый ловкий?»

Игра – соревнование «Накинь подкову»

Необходимо набросить  колечки на стержень.

Казаки любили ловить рыбу. Поиграем в игру «Поймай рыбку» и проверим кто же лучший рыбак.

Игра «Поймай рыбку».

 Для того, чтобы поймать рыбку надо ответить на вопросы викторины.

(На столе лежат «рыбки», на которых с обратной сторону написан вопрос. Ученик подходит,  берёт рыбку, читает вопрос и отвечает на него)

- С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)

 - Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)

 - Как называется холодное оружие, которым пользуется  казак на службе? (Шашка)

 - Как в древности называлась река Дон? (Танаис)

 - Почему Дон называют Тихим? (За медленное течение)

 - Как называется жилище казаков? (Курень)

 - Что составляло основу мужского казачьего костюма? (рубаха, штаны – шаровары, папаха)

 - Что составляло основу женского казачьего костюма? (кофта – кубелёк, юбка)

Учитель: Молодцы, ребята, славно потрудились,  много рыбы наловили!

Слайд 25 - 26

               Удалые казаки

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Учитель: На этой торжественной ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Я надеюсь, теперь вы стали ещё ближе к нашим предкам - донским казакам, к их обычаям, традициям, быту.

Спасибо всем кто помогал мне в подготовке этого мероприятия, спасибо ребятам за конкурс рисунков «Мой  край родной», гостям, которые пришли к нам на урок.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как на вольном на Дону..."

Классный час , посвященный 75-летию образования Ростовской облати....

Классный час «72 годовщина освобождения правобережья Дона. Острогожско-Россошанская операция».

Освобождение правого берега Дона в Лискинском районе Воронежской области....

Презентация к классному часу"Как на волном на Дону..."

Классный час сопровождается презентацией...

Классный час на тему "День освобождения Ростова-на-Дону"

Классный час проведен с целью привить любовь к Родине у учащихся...

Классный час в начальных классах по теме: "14 февраля 1943 года - день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

События Великой Отечественной войны навсегда запечатлелись в нашей истории, памяти, а также в наших сердцах. На примере героизма великих воинов и всего русского народа воспитывалось не одно подрастающ...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...