Главные вкладки

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
    материал на тему

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    В 4 КЛАССЕ

    ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    УЧИТЕЛЬ: Ярных Е.А.

    ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУШИ.

    БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

    БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО ИЗОБРЕСТИ, НЕ МОЖЕТ СКОМБИНИРОВАТЬ И ДВУХ ИДЕЙ.

    ВОЛЬТЕР

    ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:

    1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

    2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    - Значение памяти в учебной деятельности.

    - Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ:

    1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.

    2. Рекомендуемая литература для родителей:

    1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980

    2.Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986

    3. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979

    3. Анкетирование детей и родителей.

    Анкетирование учащихся.

    -  Легко ли тебе заучивать стихи?

    - Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

    - Ты быстро вспоминаешь заученное, или с трудом?

    - Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

    - Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

    - Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

    Анкетирование родителей.

    - Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

    - Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

    - Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

    - Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

    4. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

       

        Исследования проводились следующие следующие:

    1. Числовые ряды.

        Учащимся  предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

    3, 7, 4, 8, 9, 5

    2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

    8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

    5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

    1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

        Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявление обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+ 2)

    2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

        Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков , их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.

        Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.

    9        2         W         G

    A        R         6         4

    C        5         X         B

    3Проверка слуховой памяти.

        Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

    2 5 4 7 1

                  4 1 6 2 3

                                5 7 9 3  8

        Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

    - Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

    - Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.

    - Если в одном – то как удовлетворительная.

    5. Выставка рисунков учащихся «Рисование по памяти натюрморта».

        Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

    6. Памятка для учащихся по развитию памяти.

    - Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

    - Ставьте себе цель запомнить надолго.

    - Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

    - Многократно повторяйте заученное.

    - Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно

    - Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.

    - Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же хотите быть таким? Тогда – за дело!

    ХОД собрания № 2

    1. Вступительное слово классного руководителя.

        Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

        Вот какой разговор был услышан мной:

    - Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

    - Не знаю, - отвечает тот.

    - Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

    - А она – вчерашняя!    

        Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

        Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью учителя и своих родных.

        Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок – и результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет  возложенные на неё надежды.

    2. Анализ тестирования учащихся.

        Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

    3. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.

    4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

    Упражнение 1.

        Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

    Упражнение 2.

        Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

        Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

        Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

    Упражнение 3.

        Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

    Упражнение 4.    

        Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

        В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. в задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

        После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

    Упражнение 5.

        Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно написать слова в соответствии с рисунком.

    Пень               лето                                 дом                            зима

             Стол                                               поле                          мама

    Лес                 клест                                            пожар

    Упражнение 6. 

        Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

    Упражнение 7.

        Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он  перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

    Упражнение 8.

        Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру.

    Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

    Упражнение 9.

        Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

        Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

    Упражнение 10.

        Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали, 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7-10 секунд.

        При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

        Через 10-15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

    Примерный набор слов:

    Весёлый праздник                  сомнение

    Радость                                     зависть

    Мальчик-трус                         сила воли

    Отчаяние                                 болезнь

    Быстрый человек                  успех

    Скорость                                  дружба

    Печаль                                     смелый поступок

    Вкусный ужин                       хороший товарищ

    Тёплый ветер                         мороз

        Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребёнком дома, апробируются  родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

    5. Заключительное слово классного руководителя.

        Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.

        Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

        Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

        Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

        Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

    6. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

    В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить...

    «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

    1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебн...