Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
материал на тему

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В 4 КЛАССЕ

ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

УЧИТЕЛЬ: Ярных Е.А.

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУШИ.

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО ИЗОБРЕСТИ, НЕ МОЖЕТ СКОМБИНИРОВАТЬ И ДВУХ ИДЕЙ.

ВОЛЬТЕР

ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Значение памяти в учебной деятельности.

- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ:

1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.

2. Рекомендуемая литература для родителей:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980

2.Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986

3. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979

3. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

-  Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное, или с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей.

- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

- Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

4. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

   

    Исследования проводились следующие следующие:

1. Числовые ряды.

    Учащимся  предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3, 7, 4, 8, 9, 5

2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

    Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявление обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+ 2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

    Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков , их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.

    Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.

9        2         W         G

A        R         6         4

C        5         X         B

3Проверка слуховой памяти.

    Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1

              4 1 6 2 3

                            5 7 9 3  8

    Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

- Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

- Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.

- Если в одном – то как удовлетворительная.

5. Выставка рисунков учащихся «Рисование по памяти натюрморта».

    Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

6. Памятка для учащихся по развитию памяти.

- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

- Ставьте себе цель запомнить надолго.

- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

- Многократно повторяйте заученное.

- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно

- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.

- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же хотите быть таким? Тогда – за дело!

ХОД собрания № 2

1. Вступительное слово классного руководителя.

    Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

    Вот какой разговор был услышан мной:

- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

- Не знаю, - отвечает тот.

- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она – вчерашняя!    

    Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.

    Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью учителя и своих родных.

    Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок – и результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет  возложенные на неё надежды.

2. Анализ тестирования учащихся.

    Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

3. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.

4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

    Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2.

    Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

    Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

    Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.

    Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4.    

    Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

    В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. в задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

    После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 5.

    Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно написать слова в соответствии с рисунком.

Пень               лето                                 дом                            зима

         Стол                                               поле                          мама

Лес                 клест                                            пожар

Упражнение 6. 

    Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 7.

    Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он  перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 8.

    Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру.

Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 9.

    Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

    Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 10.

    Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали, 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7-10 секунд.

    При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

    Через 10-15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

Примерный набор слов:

Весёлый праздник                  сомнение

Радость                                     зависть

Мальчик-трус                         сила воли

Отчаяние                                 болезнь

Быстрый человек                  успех

Скорость                                  дружба

Печаль                                     смелый поступок

Вкусный ужин                       хороший товарищ

Тёплый ветер                         мороз

    Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребёнком дома, апробируются  родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

5. Заключительное слово классного руководителя.

    Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.

    Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

    Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

    Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

    Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

6. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить...