Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
материал на тему
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 4 КЛАССЕ
ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
УЧИТЕЛЬ: Ярных Е.А.
ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУШИ.
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО ИЗОБРЕСТИ, НЕ МОЖЕТ СКОМБИНИРОВАТЬ И ДВУХ ИДЕЙ.
ВОЛЬТЕР
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Значение памяти в учебной деятельности.
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ:
1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.
2. Рекомендуемая литература для родителей:
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980
2.Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1986
3. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979
3. Анкетирование детей и родителей.
Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное, или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Анкетирование родителей.
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?
4. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.
Исследования проводились следующие следующие:
1. Числовые ряды.
Учащимся предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявление обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+ 2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков , их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
3Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
- Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
- Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
- Если в одном – то как удовлетворительная.
5. Выставка рисунков учащихся «Рисование по памяти натюрморта».
Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
6. Памятка для учащихся по развитию памяти.
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же хотите быть таким? Тогда – за дело!
ХОД собрания № 2
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.
Вот какой разговор был услышан мной:
- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она – вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью учителя и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок – и результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
2. Анализ тестирования учащихся.
Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.
3. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
4. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. в задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно написать слова в соответствии с рисунком.
Пень лето дом зима
Стол поле мама
Лес клест пожар
Упражнение 6.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 7.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 8.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру.
Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 9.
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 10.
Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали, 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7-10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10-15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.
Примерный набор слов:
Весёлый праздник сомнение
Радость зависть
Мальчик-трус сила воли
Отчаяние болезнь
Быстрый человек успех
Скорость дружба
Печаль смелый поступок
Вкусный ужин хороший товарищ
Тёплый ветер мороз
Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
5. Заключительное слово классного руководителя.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
6. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""
В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника
родительское собрание...
Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить...
Родительское собрание в 3 классе на тему: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника»
родительское собрание 3 класс...