Родительское собрание в 3 классе на тему: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника»
статья (3 класс)

Переседова Елена Ивановна

родительское собрание 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема собрания: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». 

                                      Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей.

                                                                                                                                   

Задачи собрания:

               1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

               2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  - Значение памяти в учебной деятельности.

  - Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Ход собрания.

Слово учителя

- Какое сегодня число?  спрашивает у своего друга товарищ.

- Не знаю, - отвечает тот.

- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она вчерашняя!

-Мы поведем разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.

Память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Память-способность мозга сохранять информацию и  воспроизводить её при необходимости спустя  какое-то время.    

Большая часть неудачников  по жизни стали из-за своей неразвитости памяти.

Сейчас ребенок обязан многое запоминать: заучивать материал практически, уметь пересказать его близко к тексту либо своими словами, а, не считая того, держать в голове заученное и уметь воспроизвести его через долгое время.                          Неумение школьников запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет.

                Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и значительно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 1-2 класса характерны ситуации, когда уяснить без внедрения каких-либо средств еще проще, чем уяснить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо»

У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать  задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

         По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребят находить приемы организации памяти. Чаще всего таковым приемом оказывается многократное повторение - универсальный метод, обеспечивающий механическое запоминание (для ребят3-4 класса)

В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, таковой метод запоминания дозволяет управляться с учебной перегрузкой. Но часто он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

            Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве опоры, средства запоминания. Таковая память базирована на понимании. В данной связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание лишь тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить  цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы детей.

           Память необходимо тренировать.

Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

В классе была проведена анкета   по  вопросам:

 

Анкетирование учащихся.

1. Легко ли тебе заучивать стихи?

Да – 57%

Нет – 43 %

2. Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

Испытывают – 80%

Не испытывают – 20%

3. Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

Быстро – 38%

С трудом – 62%

4. Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

Могут – 19 %

Не могут – 81%

5. Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

Да – 66%

Нет – 34%

6. Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Да – 80%

Нет – 20%

Выяснилось, что дети испытывают затруднения при пересказе; с трудом вспоминают заученное; особенно то, что учили давно; нужна помощь в тренировке памяти.

Как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить?

Упражнения для развития памяти

Упражнения 1.

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.

 Упражнение 2.

«Мысленные образы и эмоции»

«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

"Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».                                                                                                                                         Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим,  а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчке, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».

Упражнение 3.

Игра «Исчезнувший предмет»

На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

Упражнение 4.

Игра «Игра на развитие зрительной памяти»

Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.

Упражнение 5.

       Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 6.

Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу  рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

  После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Правила тренировки памяти

  1. Ставь цель запомнить надолго
  2. Заучивай с желанием знать и помнить
  3. Тренируй внимание и наблюдательность
  4. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии  литературу.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки.
  6. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
  7. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день
  8. Начинай повторять до того, как материал начал забываться небольшими частями-
  9. Лучше учить по одному часу 7дней, чем 7часов подряд в один день

Заключительное слово учителя.

Человек без памяти оставался бы вечно похожим на новорождённого.

Развивать память ребенка следует начинать с раннего возраста. Считается, что самое активное развитие мозга затихает к 10-12 годам, дальнейшее развитие, конечно, происходит, но оно минимально по сравнению с более ранним возрастом. Поэтому не стоит упускать драгоценного времени, займитесь развитием вашего ребенка уже сегодня, чтобы, повзрослев, он мог учиться лучше и без особых трудностей, чтобы действительно чего-то добился в жизни….

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.
Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимательность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

4) Думайте именно о том, чем заняты в данный момент.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.
Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день.


8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.
Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Самый лучший способ для тренировки памяти - заучивание стихотворений наизусть. Возьмите томик стихотворений любимого вашего поэта и в неделю заучивайте одно стихотворение - прекрасная память вам гарантирована до 100 лет! К тому же, по статистике, люди, которые постоянно держат в работе свой мозг, практически не болеют болезнью Альцгеймера, т. е. старческий маразм им не грозит.

10) Запоминание снов развивает память. Используя сновидения, можно научиться управлять своей памятью.

11) Прежде всего чтобы иметь хорошую память надо вести здоровый образ жизни, т. к. злоупотребление алкоголем, курением и плохое питание негативно сказывается на памяти. Необходима физическая активность, особенно плавание и водные процедуры.

Тренируйте память и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить...

«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебн...