Главные вкладки

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"
    консультация (3 класс) на тему

    Ковалёва Виктория Владимировна

    Разговор о том, как сделать так, чтобы ребёнок у которого не очень хорошая память, мог её развить

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx26.31 КБ

    Предварительный просмотр:

                         Родительское собрание

    «Значение памяти в интеллектуальном развитии младших школьников»

    Я хочу начать наш с вами разговор с небольшого упражнения.

    Я  зачитаю пары слов, а вы должны запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь. Через 10 минут я буду называть первое слово, а вы мне второе.
          Кошка – клей                              телефон - пакет

    Школа – велосипед                    лампа - робот

    Доска – помидор                         труба - зонт

    Математика – поезд                   бумага - машина

          Улей -  магнитофон                   буква – вторник

    Дерево – колесо                          таблетка - краска

    Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить. 
    Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды. 
    Поэтому необходимо представлять себе, как работает память, каковы её особенности и каким образом её можно упражнять.

    Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую различную форму и содержание.

    Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Можно помнить долго, всю жизнь – в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объём.

    Можно помнить несколько секунд – время, необходимое для прочтения вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях). Самое главное для нас - это то, что память ребёнка можно упражнять и развивать. Актёры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобретают его благодаря упражнению.

    Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной (или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте.      Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.

       

    Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

    Если  человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.

         Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

    Приступая к обучению в школе, дети уже способны к логическому запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита. Поэтому необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники умели произвольно запоминать учебный материал.
    Продуктивность произвольного запоминания связана с умственной активностью школьника, т. е. с тем, как он понимает те задачи, которые возникают перед ним в процессе усвоения знаний.
    В соответствии с задачами запоминания подбираются и используются наиболее разумные приемы запоминания. В одних случаях школьник должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем дословно, как в учебнике. Так запоминать нужно правила, определения, стихотворения, где требуется точное запоминание, дословное заучивание. В другом случае задача запоминания материала заключается в том, чтобы воспроизвести его содержание своими словами. Это обычно относится к такому обширному материалу, как литературный.

     Дети младшего школьного возраста часто дословно запоминают учебный материал. Дословное запоминание и воспроизведение у младших школьников объясняется тем, что они не умеют пользоваться разными приемами запоминания. Весь процесс заучивания у учащихся протекает однообразно — они читают материал несколько раз подряд, пока он не запомнится. Причем младшие школьники считают, что хорошо запомнить урок — это значит рассказать его учителю так, как он изложен в учебнике. Стремление младших школьников дословно воспроизвести материал объясняется еще и тем, что они, не владея развернутой устной речью, не могут свободно, своими словами излагать содержание запоминаемого материала. Опасаясь допустить неточность и искажения при воспроизведении, маленькие школьники прибегают к дословному запоминанию. Когда действительно требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

     Воспроизведение своими словами содержания учебного материала зависит от понимания его смысла.

    III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.

    Улучшения памяти можно достичь, используя разнообразные мнемические приемы.

    Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять  планы.

    Приемы запоминания могут быть разнообразными:

    Группировка материала

    Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей был разделен подлежащий запоминанию материал.

    Ассоциации

    Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.

    Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.

    Схематический образ

    К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.

    В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.

    Опорные пункты

    Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания.

    Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаю использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

    «Эстафета слов» Вариант 1

    Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

    Вариант 2     Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

    «Что какого цвета?»

    Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

    Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

    «Текст с ошибками»  

      Прочитайте текст  вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

    Роль зрительной памяти тоже важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

    «Оглянись вокруг»  Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

    «Диктант на стене»     Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подойти к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

    «Спички»    Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

    «Ассоциации»

    Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым.

    «Рисуем схему» Диктуем ребенку 10 слов. А он должен к каждому слову нарисовать простой рисунок, который поможет ему слово вспомнить. После зарисовки, попросите ребенка назвать все слова. Это упражнение дальше можно усложнять. Например, диктовать словосочетания, а потом и предложения.

    «Смысловые связи»    Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.
    Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

    Кошка – клей                              телефон - пакет

    Дерево – колесо                          таблетка - краска

    Школа – велосипед                    лампа - робот

    Доска – помидор                         труба - зонт

    Математика – поезд                   бумага - машина

          Улей -  магнитофон                   буква - вторник

         

    Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.

    Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы “шепчутся” друг с другом, подобно листьям.

    Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.

    Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

    В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

    Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"...

    «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

    1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.Вопросы для обсуждения: - Значение памяти в учебн...