Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"
рабочая программа (2 класс) на тему

Программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"  - 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеинтеллектуальное направление

 

                                                 Программа курса  «Путешествие в страну Математики».

                                                                               

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности в сфере познавательной деятельности имеет особое значение в развитии младших школьников. Приобретённые знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимым для применения в жизни.  Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково – символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Предлагаемая педагогическая технология предполагает развитие исследовательской и проектной  деятельности учащихся начальной школы средствами интеграции  литературы и математики и  заключается в реализации следующих компонентов (последовательных этапов): воспроизведения – накопления детьми опыта научно - познавательной деятельности; интерпретации – постижения особенностей создания результата, творческой активности – активизации потребности детей в творческой самореализации.

Цель данного курса: раскрыть природные задатки и  творческие способности учащихся в научно – познавательной деятельности.

Учебные задачи: 

- освоение детьми приёмов проектирования и конструирования;

- освоение приёмов практического применения математики;

- развитие познавательных возможностей детей;

- расширение кругозора учащихся.

Воспитательные задачи: 

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи: 

- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами научно – познавательной деятельности.

Данная программа строится на принципах:

- Научности, в основе принципа,  находятся анализ и синтез поставленных задач;

- Доступности, определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

- Системности, определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие  у учащихся приёмов практического применения математики, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- обеспечение мотивации:

Быть интеллектуально развитой личностью – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно – образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

- игра;

- навыки дискуссионного общения;

- психогимнастика.

Программа рассчитана на детей  8 – 9 лет, реализуется в течение  1 года.

Количество учащихся составляет 15 – 30 человек.

Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (4 часа в месяц).

Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в процессе творческой деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- постановка драматических сценок, спектаклей;

- организация подвижных игр;

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация занятий предполагает, что любое занятие по курсу «Путешествие в страну Математики» для младших школьников должно стать занятием, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность  и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- использовать математические знания в повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

- математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах, которые лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития;

- значение величин и способы их измерения;

- математический язык;

- способы нахождения и обобщения информации.

Методическое обеспечение.

Формы занятий: практическое выполнение заданий, ролевая игра, подвижная игра, беседа, просмотр презентаций.

Основные методы  - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные; в зависимости от основных дидактических задач – методы приобретения знаний, формирования умений и навыков; по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый;  по организации учебно – воспитательного процесса: обяснительно – иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приёмы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал (геометрические фигуры, цифры, сюжетные картинки и т. д.)

Формы подведения итогов: викторины, конкурсы.

Формирование универсальных учебных действий.

На конец обучения мы можем говорить о формировании результатов освоения программы по курсу

научно – познавательного  направления. Основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий:

Личностные:

- чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России;

- целостное восприятие окружающего мира;

- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

Познавательные:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

- способность использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных  и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидным признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные:

- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение выполнять учебные действия в устной форме;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,  и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебно – тематическое планирование.

п/ п

Темы учебного курса

Количество часов

Дата проведения

1

Увлекательная математика- «Узор из геометрических фигур»

1

1 неделя сентября

2

Математика и конструирование – «Виды углов»

1

2 неделя сентября

3

Увлекательная математика

«Длиннее, короче. Больше, меньше».

1

3 неделя сентября

4

Математика и конструирование – «Преобразование фигур»

1

4 неделя сентября

5

Увлекательная математика – «Учимся рисовать!»

1

1 неделя октября

6

Математика и конструирование – «Отрезок. Длина отрезка»

1

3 неделя октября

7

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

4 неделя октября

8

Математика и конструирование –

«Ломаная. Длина ломаной»

1

5 неделя октября – 1 неделя ноября

9

Увлекательная математика «Учимся считать до 100»

1

2 неделя ноября

10

Математика и конструирование – «Геометрические фигуры»

1

3 неделя ноября

11

Геометрия – «Геометрические фигуры»

1

5 неделя ноября

12

Математика и конструирование – «Прямоугольник»

1

1 неделя декабря

13

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

2 неделя декабря

14

Математика и конструирование –

«Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника».

1

3 неделя декабря

15

Увлекательная работа – «Логические задачи»

1

4 неделя декабря

16

Математика и конструирование – «Прямоугольник. Вершины прямоугольника. Углы прямоугольника»

1

2 неделя января

17

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

3 неделя января

18

Математика и конструирование –

«Диагональ прямоугольника»

1

4 неделя января

19

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

5 неделя января

20

Математика и конструирование – «Квадрат»

1

1 неделя февраля

21

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

2 неделя февраля

22

Математика и конструирование –

«Геометрические кроссворды»

1

4 неделя февраля

23

Увлекательная математика «Решаем логические задачи»

1

1 неделя марта

24

Математика и конструирование –

«Отрезок. Середина отрезка»

1

2 неделя марта

25

Увлекательная математика «Логические задачи»

1

3 неделя марта

26

Математика и конструирование – «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»

1

4 неделя марта

27

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

1 неделя апреля

28

Математика и конструирование –

«Сказочный город из геометрических фигур»

1

3 неделя апреля

29

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

4 неделя апреля

30

Математика и конструирование – «Окружность. Круг»

1

1 неделя мая

31

Увлекательная математика «Учимся считать»

1

2 неделя мая

32

Математика и конструирование – «Диаметр окружности»

1

3 неделя мая

33

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

4 неделя мая

34

Викторина «Для тех, кто любит математику»

1

5 неделя мая

Содержание курса:

1. Увлекательная математика - «Узор из геометрических фигур»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

2. Математика и конструирование – «Виды углов»

Распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой.

Практическая работа: выполнять построение разных видов углов в тетради «Математика и конструирование».

3. Увлекательная математика  «Длиннее, короче. Больше, меньше»

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше).

Практическая работа: решение задач по теме в тетради «Для тех, кто любит математику».

4. Математика и конструирование – «Преобразование фигур»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.)

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Математика и конструирование».

5.Увлекательная математика – «Учимся рисовать!»

Составление конечной последовательности (цепочки)  предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур по заданному правилу.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

6. Математика и конструирование – «Отрезок. Длина отрезка»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.) Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование»

7. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

8. Математика и конструирование –  «Ломаная. Длина ломаной»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.) Измерение длины ломаной и построение ломаной заданной длины.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

9. Увлекательная математика «Учимся считать до 100»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

10. Математика и конструирование – «Геометрические фигуры»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

11. Геометрия – «Геометрические фигуры»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

12. Математика и конструирование – «Прямоугольник»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

13. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

14. Математика и конструирование – «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника».

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

15. Увлекательная работа – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

16. Математика и конструирование – «Прямоугольник. Вершины прямоугольника. Углы прямоугольника»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

17. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

18. Математика и конструирование –  «Диагональ прямоугольника»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

19. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

20. Математика и конструирование – «Квадрат»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

21. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

22. Математика и конструирование –  «Геометрические кроссворды»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

23. Увлекательная математика «Решаем логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

24. Математика и конструирование –  «Отрезок. Середина отрезка»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

25. Увлекательная математика «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

26. Математика и конструирование – «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

27. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

28. Математика и конструирование –  «Сказочный город из геометрических фигур»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

29. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

30. Математика и конструирование – «Окружность. Круг»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

31. Увлекательная математика «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

32. Математика и конструирование – «Диаметр окружности»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

33. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

34. Викторина «Для тех, кто любит математику»

Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

Практическая работа: проведение викторины.

Литература:

  1. Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. «Математика и конструирование – 2 класс», - М.: Просвещение, 2013
  2. Моро М. И, Волкова С. И. «Для тех, кто любит математику – 2 класс», - М.: Просвещение, 2013
  3. Миронова О. С. «Учимся считать и сравнивать», - Вол.: Корифей, 2010
  4. Самсонова Л. Ю. «Устный счёт: сборник упражнений», - М.: Экзамен, 2012
  5. Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. « Математика: методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений – 2 класс», - М.: Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе  Программ общеобразо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»

Цель данной программы – состоит в том, чтобы  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать   художественную  к...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «По странам и континентам» для учащихся 3-4 классов

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Путешествие по  странам  и континентам» Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся интереса к ...

Программа курса внеурочной деятельности "Дружим с математикой"

Цель курса внеурочной деятельности:создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Грамматики»

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...