Проект "Дружная семья"
методическая разработка по теме

Шкода Ольга Юрьевна

Программа воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

«Дружная семья»

Программа воспитательной деятельности

классного руководителя

 МОУ гимназии №76 г.Сочи О.Ю.Шкода

        Программа воспитательной деятельности «Дружная семья» предназначена для организации воспитательной работы с учащимися младших классов и создания условий для всестороннего развития ребёнка через воспитательную систему класса. Такой путь преобразований системного подхода позволяет рационально  распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе, сформировать классный коллектив, способствует развитию индивидуальности членов классного сообщества. Данная программа основана на  принципах: природосообразности, целостности, сотрудничества, деятельностного подхода, успешности.

Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей.

Цель воспитательной работы - создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка;  формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.  

           Задачи:

  • формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
  • формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
  • проведение мониторинга развития воспитательной системы.

        Особенностью программы является ориентация на создание комфортной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка.

        Формы работы. Воспитательная работа в рамках программы включает:

  • проектную и исследовательскую деятельность;
  • организацию экскурсий и походов;
  • праздники, викторины, конкурсы;
  • кружки и секции.

        Содержание программы реализуется в четыре этапа:

  • 1-й этап – «Учимся жить вместе!»
  • 2-й этап –  «Учимся жить дружно!»
  • 3-й этап – «Учимся жить интересно!»
  • 4-й этап –  «Учимся жить активно!»

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.

        Направления программы. Программа структурирована по шести блокам:

  • «Мы – исследователи»;
  • «Мы – за здоровый образ жизни!»
  • «Мы – вместе!»;
  • «Делай, как мы!»
  • "В слове «мы» сто тысяч «Я»
  • "Мы - россияне".

Работа по каждому блоку имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны.

Этап «Учимся жить вместе!»

        Цели этапа:

  • создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
  • определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; 
  • сформировать деловые отношения в общей деятельности.

        Задачи этапа:

  • удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
  • изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.

Критерии успешного завершения этапа «Учимся жить вместе!»:

  • имеется первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
  • созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
  • дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе;
  • в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные праздники и экскурсии с родителями;
  • выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

Этап «Учимся жить дружно!»:

        Цель этапа: обеспечить организационное единство класса.

        Задачи этапа:

  • сплочение детского коллектива;
  • организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
  • вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
  • организация работы актива класса.

         Критерии успешного завершения этапа:

  • созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
  • учащиеся и родители активно принимают участие в организации мероприятий;
  • функционирует актив класса;
  • созданы сменные творческие микрогруппы.

Этап "Учимся жить интересно!"

Цель этапа: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

        Задачи этапа:

  • изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  • обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
  • обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

        Критерии успешного завершения этапа:

  • обучающиеся могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
  • полноценно функционирует актив класса;
  • дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

        Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Этап "Учимся жить активно"

        Цель этапа: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.

                Задачи этапа:

  • обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  • создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  • поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.

        Критерии успешного завершения этапа

  • учащиеся вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  • повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: дети уже могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Роль

Характеристика деятельности классного руководителя

"Организатор"

Организация общественно-значимых мероприятий школы, района, города.

Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.

Вовлечение детей и родителей в круг школьных мероприятий.

"Аналитик"

Анализ выполнения плана воспитательной работы.

Определение степени реализации воспитательной программы.

Проведение и анализ диагностики

"Источник информации"

Ознакомление родителей с Уставом школы.

Знакомство родителей и детей с работниками школы.

Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе

"Корректор"

Обеспечение свободного проявления и развития способностей ребенка

Направление работы актива класса

"Сподвижник"

Оказание детям помощи в самореализации

Помощь в организации всех видов деятельности.

"Носитель культуры"

Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (экскурсии, походы).

Выявление детских талантов

Характеристики блоков программы

Девиз

Цели

Задачи

Формы реализации

Блок "Мы - исследователи"

"Ученье свет,
а неученье – тьма"

Развитие познавательной активности обучающихся

Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления

Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое руно"); викторины, КВН; кружки "Риторика", «Весёлая математика», «Волшебные ключики к знаниям»

Блок «Мы – за здоровый образ жизни!»

"В здоровом теле – здоровый дух"

Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни

Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; профилактика вредных привычек, обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением

Организация горячего питания; посещение спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; экскурсии; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования ("Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья")

Блок «Мы – вместе!»

"В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей"

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива

Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных экскурсий и мероприятий

Блок «Делай, как мы»

"Дело мастера боится"

Развитие творческой активности

Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков
в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся

Конкурсы; выставки работ; кружки (вокальной студии, изобразительного искусства;); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность

Блок "В слове «Мы» сто тысяч «Я»

"Один за всех
и все за одного"

Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления

Развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; обучение коммуникативным навыкам; развитие ученического самоуправления

Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса

Блок "Мы – россияне"

"Ты тоже родился в России!"

Формирование нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры

Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, края; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания

Уроки мужества; диспуты; социальные акции; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам города

Результаты реализации программы

В результате работы в рамках программы отмечается уменьшение пропусков учащихся по неуважительной причине,  снижение уровня заболеваемости среди младших школьников. Дети активно участвовали во внеклассной деятельности, в городских, районных конкурсах, были довольны итогами внеклассной работы. Наблюдается позитивное отношение обучающихся и их родителей к школе. В результате проведения диагностических методик отмечается повышение уровня развития личностных качеств. Повысилась социальная активность школьников. Дети стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству. За период обучения в начальной школе был сформирован ученический коллектив, ярко выявились лидерские качества у отдельных учащихся. Цели и задачи программы были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...