Интеллектуальная игра "УМНИКИ и УМНИЦЫ!
классный час (4 класс) на тему

Разработка классного часа для 4 класса в форме интеллектуальной игры "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

УМНИКИ И УМНИЦЫ.

Ход игры

I. Введение в игру

Учитель. Сегодня наша игра - это путь в Страну слов, где нет места безмолвию или малопонятным выкрикам людей, не владеющих речью. Ночью мне приснился сон. Сначала я услышала хрустальный звон колокольчиков, потом неизвестно откуда появились маленькие озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках,

которые не оставляли следов и не создавали шума, - это были гномы. Гномы сочиняли стихи о шорохе листьев, шуме камыша, движении шмеля. Один гном пришел к нам, он хочет прочитать вам стихотворение.

Ученик 5-го класса читает стихотворение В. Суслова «Слушал Шорох тишину».

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот по лесу шуршит.

  • Ты куда?
  • К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

«Шу-шу-шу да ши-ши-ши...»

-        Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!

Что ты слышишь?

Шебаршатся где-то мыши.

Под кореньями шуршат.

  • Тише, Шорох, не дыши!
    Слышишь, стихли камыши?
  • Слышу...
    Это Шмель

Прошмыгнул и сел на ель.

 У Пчелы-портнихи Шмель

 Шьет хорошую шинель.

 Он вернется к этой ели

В новой шелковой шинели,

С медной шашкой,

В звонких шпорах –

И умчится в вышину...

  • Что еще ты слышишь, Шорох?
  • Тише!
    Слышу
    Тишину...

Ой, гномы расшалились, они стали играть в чехарду, так высоко прыгать и бегать и, конечно, натворили бед. Что они сделали? У слов «олень» и «сложный» они убрали первые буквы, получились новые слова. Какие?

Дети. Лень, ложный.

Учитель. Вот и первый участник нашей игры, который выбирает себе дорожку. Но помните: красная дорожка - два этапа, вопросы сложные и нельзя ошибаться. Желтая дорожка - три этапа, можно перейти в следующий этап с одной ошибкой. Зеленая дорожка - четыре этапа, ошибиться можно два раза.

Гномы, играя, к слову «плакат» добавили «ь», а к слову «уметь» добавили букву «ш» и получили новые слова. Какие?

Дети. Плакать, шуметь.

Учитель. Вот и второй участник выбирает себе дорожку.

Гномы к слову «лить» добавили букву «з», а к слову «рубить» добавили букву «г». Что получилось?

Дети. Злить, грубить.

Учитель. Вот и третий участник.

Первый участник выбирает одну из трех дорожек, второй из двух, третий должен идти по той дорожке, которая осталась.

Учитель. Вам нравятся эти слова?

Дети. Нет.

Учитель. Мне их даже произносить не хочется, поэтому я выбрасываю их в корзину. У нас есть три участника. Начинаем игру. Зрители могут, если участник затрудняется с ответом, поднять руку и сказать ответ. Если вы правильно ответите, то получите орден «шелкового умника».

II. Первый тур

Вопрос для участника, идущего по красной дорожке.

     Учитель. Расставьте верно ударения:

Шофер, фарфор, приговор.

 Ушел на многие лета.

Дверь за ним не заперта.

Далее три ученика выразительно читают стихотворение Ф. Кривина «Песенка об орфоэпии».

Не зная орфоэпии

Во всем великолепии,

Не ощутишь ее волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Возил не шофер, а шофер,

Не фарфор, а фарфор.

Был оглашен не приговор -

Судебный приговор.


Ушел шофер на многие

Не лёта, а лета.

И дверь за ним не заперта

              Была, а заперта.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под  удар.

Вопросы для участника, идущего по желтой дорожке.

Учитель. Мое начало - буква алфавита, Она всегда шипит сердито, Второго корабли  боятся, А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова улетит.

Дети. Шмель.

Учитель. Закончи пословицы.

Век живи...

Дети. Век учись.

Учитель. Терпенье и труд...

Дети. Все перетрут.

Учитель. Ум хорошо...

Дети. А два лучше.

Учитель. Сто голов...

Дети. Сто умов.

Учитель. Внимание! Гном предлагает задание зрителям. Выразите пословицей смысл следующих предложений.

Береги время.

Дети. Делу время, потехе час.

Учитель. Не болтай.

Дети. Держи язык за зубами.

Учитель. Учись всю жизнь.

Дети. Век живи, век учись.

Учитель. Держи слово.

Дети. Не давши слово, крепись, а давши, держись.

Учитель. Доводи начатое дело до конца.

Дети. Не верь началу, верь концу.

Вопросы для участника, идущего по зеленой дорожке.

Учитель. Пока гномы играли и задавали вопросы, ветер разметал листочки. Из них надо составить предложение.

Дети. Береги лес - наше богатство.

Учитель. Гном просит зрителей ответить на вопрос: как надо беречь лес? Ответы  детей.

Учитель. В волшебном лесу жили не только гномы, но и два короля. Один король правил твердо, и его звали Король твердых звуков. Другой правил мягко, и его звали Король мягких звуков. Во дворце Короля твердых звуков находились только твердые вещи: стул, шкаф, стол... А во дворце Короля мягких звуков находились только мягкие вещи: диванчик, коврики, креслица, стульчики... И о животных они заботились разных. Король твердых звуков любил тех животных, в названии которых были только твердые звуки, а Король мягких звуков - тех, в названии которых был хотя бы один мягкий звук. Вопрос для участника, идущего по красной дорожке.

Вопрос для участника, идущего по красной дорожке.

Учитель. Вот список зверей. Раздели их между двумя королями.

Барс, волк, кабан, носорог, крот, выдра, гепард, лось, олень, рысь, тигр, медведь.

- По красной дорожке путь закончен. А вот по желтой и зеленой дорожкам еще долгий путь. У королей были даже разные голоса. Они различались по громкости, полётности, тембру, интонации.

Вопрос к участнику, идущему по желтой дорожке.

Учитель. Надо решить речевую задачу. Гномы шалят, снуют и не слушают. Что вы будете делать:

а)        говорить громче, чтобы всех перекричать;

б)        замолчите и дадите другим высказаться и поговорить;

в)        попытаетесь привлечь внимание друзей.

После ответа один из учеников читает стихотворение А. Шибаева «Тишина».

Была

Тишина (очень тихо, почти шепотом),

Тишина

Тишина...

Вдруг (очень громко)

С грохотом

Грома

Смешалась

Она.

И вот уже дождик (тихо)

Тихонько...

Ты слышишь?

Закапал,

Закрапал

Закрапал

По крыше.

Сейчас (громче)

Барабанить

Он станет.

Уже

Барабанит!

Барабанит!

Учитель. Вот и закончил игру участник, идущий по желтой дорожке. А теперь гномы нам дарят кузовок ягод, но дождик, о котором мы только что услышали, смыл названия, а узнать, какие ягоды наполняют корзинку, нам поможет участник, идущий по зеленой дорожке.

Вопросы для участника, идущего по зеленой дорожке.

Учитель. Земляника, клубника, ежевика, черника, голубика, костяника - это тематическая группа слов. А вы можете отгадать загадки, которые объединили следующие тематические группы слов: есть семь братьев, годами равные, именами разные.

Дети. Дни недели.

Учитель. Двенадцать братцев друг за другом бродят, друг друга не Обходят.

Дети. Месяцы в году.

Учитель. Стоят на поле сестрички - желтые глазки, белые реснички.

Дети. Ромашки.

     Учитель. А к какой тематической группе слов относятся ромашки, колокольчики, астры, розы?

   Дети. Цветы.

Лингвистический эксперимент со свечой - учитель говорит слово ко-смо-навт.

Учитель. Почему потухла свеча? Ученик отвечает.

III. Игра со зрителями

Учитель. Пока жюри подводит итог, предлагаю зрителям игру «Точки». Заменяя в подсказке первую букву, вы отгадаете слово.

- Езда; она нужна для управления лошадью.

Дети. Узда.

Учитель. Ворс; сладкий напиток.

Дети. Морс.

Учитель. Дочь; темная после дня.

Дети. Ночь.

Учитель. Ел; лежит на дне озера.

Дети. Ил.

Учитель. Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

Дети. Цапля.

Учитель. В словаре Даля нет слов на эту букву.

Дети. Это буква «ы».

Итог игры. Награды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"

Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов

Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.

Конспект урока для внекласного мероприятия....

Умники и умницы (интеллектуальная игра)

Игра для учащихся 3-4 классов. Основная цель - активизация познавательного интереса к урокам математики, развитие нестандартного мышления, вдумчивого подхода к каждому заданному вопросу. Задания соотв...

Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуально – развлекательная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности. Задачи: обучать приемам логического мышления; развивать интерес к математике;воспитывать чувство ко...

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы"

Игра разработана педагогами МКОУ СОШ №5 г. Фролово Волгоградской области: Пономаревой В. М., Вершининой Т. И., Плехановой О. А., Патриной В. Н.Цели игры: закрепить знания учащихся по предметам програм...