Работа с одарёнными детьми как средство достижения качественного образования
статья на тему

Ворсина Нина Александровна

Данную публикацию могут использовать все учителя начальной школы и заместители директоров. В публикаци описан опытом работы с одарёнными детьми  данной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными  детьми как средство достижения качественного образования»

                                                                                Н.А.Ворсина, учитель начальных классов, заместитель директора  

по   УВР МКОУ СОШ с УИОП г..Нолинска

 Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод..

В.А. Сухомлинский.

         Одним  из направлений работы педагогов начального звена нашей школы (МКОУ СОШ с УИОП г.Нолинска) отдельного раздела годового плана является работа с одаренными детьми. Это не случайно, т.к эта проблема является актуальной не только для одной школы, а для всего российского общества.

Различают разные группы одаренных детей. Первая группа- «сверходаренные» дети с черезвычайно ускоренным умственным развитием. Они- контингент специальных школ и интернатов.

Вторая группа - дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Дети этой группы обучаются в специализированных школах.

Третья группа (более многочисленная) это дети, которые отличаются от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем специальной культуры

Учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. А учителю начального звена определить уровень общей умственной одаренности легче, т.к он наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.  Начиная буквально с первых дней обучения  учителя нашей школы в содружестве с школьным психологом проводят своевременную диагностику. Одной из которых является «Определение готовности детей первого класса к обучению в школе». Она помогает выявить уровень мышления, памяти, внимания у каждого обучающегося. Данные заносятся в таблицу. С сентября по ноябрь ведутся наблюдения не только учителем начального звена, но и учителями предметниками (музыки, изо, физкультуры, иностранного языка). Многие педагоги используют в работе специальные задания и диагностики А.Зака.

У каждого педагога есть журнал-дневник классного руководителя, в котором отражены все данные ученика, поставлены цели и задачи воспитательной работы. Учитель заполняет таблицу склонностей, распределяя детей по уровням одаренности (условно).

Дети распределяются по видам (областям) одаренности, используя данные своих диагностик и наблюдений учителей предметников, руководителей кружков, секций, родителей. (слайд)

Таблица способностей (одаренностей) обучающихся 2»б» класса

Интеллектуальные

способности

Двигательные

Спорт

танцы

музыкальные

творческие

художественные

Общая одаренность

(Опережение в развитии)

1.Боков Миша

Ефреиов Сергей

Горячих Марина

Торопов Денис

Огаркова Анжела

Зяблицев Влад

 Важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития. Поэтому учителя планируют  воспитательную работу с учетом реализации способностей детей определенного класса. Они ведут взаимосвязь с педагогами учреждений дополнительного образования.

Наличие в классе детей с разными видами одаренности требует от учителей проявления профессиональной компетентности. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста. Учитель должен быть:

-талантливым, способным к творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-быть умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Такими качествами обладают многие учителя начального звена школы.

В начальном звене   19 классов комплектов. В работе задействованы 29 педагогов. 19 педагогов начальных классов, 3 педагога воспитателя ГПД, 6 учителей предметников, 1 психолог.

Из 29 человек имеют высшее образование -24 педагога

Среднее специальное-5 человек

Вторую категорию-2 педагога

Первую категорию- 20 педагогов

Высшую категорию-7 человек

Звание «Почетный работник общего образования РФ»-2 человека

Награждены грамотой МО-2 человека

Грамотой департамента образования Кировской области -4 человека

2 педагога участники конкурса нацпроекта (1 победитель конкурса лучших учителей РФ, 1обладатель губернаторской премии)

Все педагоги своевременно проходят курсовую подготовку, участвуют в конкурсах педмастерства (1 участник и 2 победителя районного конкурса «Учитель года») Это

Лутошкина С.В, Поздеева И.В, Кошурникова О.А

Педагоги ежегодно участвуют в областной предметно-методической олимпиаде, все 19 имеют сертификат участника всероссийского проекта «Школа цифрового века»

Система работы с одаренными детьми ведется в школе по следующим направлениям: учебная деятельность и внеурочная деятельность.

Учебная деятельность

 При планировании урока педагоги учитывают индивидуальные особенности учащихся,  применяя следующие методы и приемы:

  • проблемный диалог;
  • личностно-ориентированный подход;
  • групповую и парную работу;
  •  задания повышенной сложности;
  • применение заданий в нестандартной ситуации;
  • творческие задания;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • оригинальное построение урока и др.

Внеурочная деятельность

Огромное значение при работе с одаренными детьми имеют факультативные занятия и кружковая работа по предмету.

В школе ведутся кружки:

Юным умникам и умницам

Информатика в играх и задачах

Речевое развитие

Риторика

Музей в моем классе

Музыка вокруг нас

Волшебный крючок

Будь здоров! 

Учителя «выращивают» способности каждого конкретного ученика, предлагая ему систему разнообразных творческих и развивающих заданий, ведут подготовку к участию в предметных олимпиадах, конкурсах разного уровня. В школе дети имеют возможность проявить себя в разных интеллектуальных и познавательных мероприятиях.

Внеурочная деятельность ведется по направлениям:

-общеинтеллектуальное

-спортивно-оздоровительное

-духовно-нравственное

-социальное

-общекультурное

Традиционными стали предметные недели, олимпиада младших школьников «Интеллектуальный марафон», конференция проектных и исследовательских работ.

 Дети участвуют в международных конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «Совенок», «Чип» и др.

Спортивно-оздоровительное направление осуществляется через кружок «Будь здоров!» и систему спортивных мероприятий: легкоатлетический кросс, лыжные соревнования, веселые старты, малые туристические слеты, походы выходного дня, экскурсии и поездки по родному краю, через различные спортивные праздники. Дети участвуют в различных творческих выставках, фестивалях, конкурсах, КТ делах.

В школе ведется мониторинг «Участие детей 1-4 классов в различных олимпиадах и конкурсах» На слайде вы видите таблицу, в которой  5 граф (прокомментировать)

Название конкурса

Уровень

Всего участников

классы

Количество участников по классам

Награды призеры/

победители

 «Русский   медвежонок»

Всероссийский

150

 112

2-4

 2-4

2кл- 59ч

3 кл.- 53 ч

4 кл.- 38 ч

2кл-38

3кл-42

4кл-32

2кл0/2

3кл- 2/1

4кл-1/3

2кл-0/3

3кл-2/1

4кл-7/0

Математическая игра «Кенгуру»

Всероссийский

129 ч

113 ч

2-4

2-4

2кл-32 ч

3 кл- 44ч

4 кл- 53ч

2кл-35

3кл-46

4кл-32

2кл-0/3

3кл-0/3

4 кл-4/5

2кл-0/3

3кл-0/3

  1. кл-4/5

*Разным цветом показано в сравнении по годам обучения

Имеется банк данных «Одаренные дети», где указывается:

   предмет, учитель, Ф.И ученика, класс, уровень участия

С 1 класса 2011г. введены  «Листы достижений учащегося», «Портфолио  ученика». Нынешние выпускники начального звена презентовали их на классных часах.

Большое значение при работе с одаренными детьми имеет всеобщее признание и поощрение, что способствует стимулированием к дальнейшему развитию. Дети поощряются не только грамотами, благодарностями и сертификатами, но и поездками в театр. Проводится в системе «Слет отличников и победителей различных олимпиад». Обязательно проводятся школьные линейки, где всенародно выносятся благодарности победителям и призерам.

Так складывается работа с одаренными детьми в нашей начальной  школе. Но для нас важна преемственность. Поэтому работа по данным направлениям продолжается в среднем и старшем звене школы.

Все выше сказанное является средством для достижения качественного образования. Такая деятельность дает положительный результат. Качество по школе составило: 2009-2010г-52%;  2010- 2011г-53,2%;  2011-2012г-54,5%

Вывод:

Одарённость многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.

      Раннее выявление одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка и эффективно влияют на  повышение качества образования в школе.

Литература:

  • Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  • Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  • Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  • Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  • Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
  • Интернет ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы с одарёнными детьми: достижения, проблемы, перспективы.

В работе с одарёнными детьми каждый учитель опирается на Программу "Одарённые дети", которая есть в школе. Этого требует новое время и новые ФГОС НОО. Работа с одарёнными детьми в нашей школе ведётся ...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Достижения, проблемы, перспективы в работе с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми в настоящее время - один из актуальных вопросов. Каждый учитель должен опираться на Программу, главной целью которой является  создание благоприятных условий для обучаю...

Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Презентация "Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования"...

Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...