Классный час во 2 классе " Мои права и права моих одноклассников"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Урок знакомит учащихся с некоторыми правами и обязанностями детей, с документами, где утверждены эти права: Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar.zip | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Цели:
-различать понятия «права» и «обязанности»;
-Уважать права других;
-Систематизировать уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.
-расширять представление об этике человеческих отношений на основе содержания сказок;
-анализировать и оценивать поведение и поступки героев;
Ход классного часа
1 слайд – фотография класса. Хором приветствуют гостей:
Наш второй дружный класс
Вас приветствует у нас!
Чтение четверостишия на слайде, определение темы занятия. (Слайд 2)
-В какой стране мы живём?
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане Молдовы.
-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.(показываю паспорт и св-во о рождении)
На территории Молдовы живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.
-Какие национальности вы знаете, проживающие в нашей стране?
-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:
«Конституцию Молдовы» и «Декларацию прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись. (Слайд 3)
Давайте послушаем, почему вообще возникла необходимость создания такого документа?
(Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, (в чем особенности деклараций?), их нормы не обязательны для исполнения.
- Что такое право? Обсуждают в парах. («Дерево идей») (Слайд 4)
2.Знакомство с правами:
-Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
(Слайд 5)
труд
жизнь
прислуга
отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела» (Слайд 6)
- Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
1. Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.
Лепесток (составляем цветик-семицветик)
-А зачем человеку труд?
-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.
-Кем вы хотите стать.
-Что приносит счастье – труд или безделье?
-Найди концовку пословиц: (Слайд 7)
«Труд кормит, ...а лень - портит».
Старание и труд ...к счастью ведут
«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи»
2. -Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд.
(лепесток)
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не роботы и устаём.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ (Слайд 8)
-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
3. -Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. (лепесток)
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.
-А обладают ли этими правами дети?
(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
( дети отвечают на вопрос)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Дети - это будущее любой страны. Расшифровав название, мы узнаем, как называется международный правовой документ, определяющий права детей на образование, отдых, досуг и т.д. («КОНВЕНЦИЯ»). (Слайд 9)
20к34о45н67в89е54н38ц065и345я79
В отличии от декларации, конвенция; (чем конвенция отличается от декларации) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1991 году она была подписана нашей страной.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. (Слайд 10)
А сейчас ответьте на вопрос : - Кто считается ребёнком? (Слайды 11, 12, 13.)
- до 10 лет
-до 15 лет;
до 18 лет;
до 20 лет?
-О каких же ещё правах ребёнка говорится в Конвенции?
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает…. (имя)
4. -Каждый ребёнок имеет право на имя. (лепесток)
-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
(спрашиваю нескольких девочек отчество)
Игра:
- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?
-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?
-Потому что у них тоже есть право на имя.
-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
-А сейчас по четверостишию отгадайте, о каком праве идёт речь. (Слайд 14)
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
5. -Дети имеют право на обучение. (лепесток)
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.
-Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь -…. сильнее станешь.
Кто любит науки, …. тот не знает скуки.
(Дети собирают пословицы на доске)
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?
-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы. (Слайд 15)
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
6. -У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. (лепесток)
Малыш, что остался один в целом свете, (Слайд 16)
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те, что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти.
7. -Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. (лепесток)
-А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
Сценка:
«Про Петю».
В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову).
Учитель: Что получилось в этой семье?
-Правильно ли поступал Петя?
-Какие ошибки он совершил?
-Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях.
Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Учащиеся работают в группах:
Работа в группах ( две группы)
- Я вам предлагаю создать декларацию второго класса. Для этого нам нужно выяснить, с каких слов начинаются статьи декларации. ("Каждый человек имеет право..." или "Никто не должен...".)
- Перед вами таблица. 1 группа запишет, на что имеет право каждый ученик второго класса, а вторая - чего не должны делать ученики класса.
Каждый ученик имеет право... Никто не должен... (Слайд 17)
После работы листочки с ответами прикрепляются на доске.
- Можем ли мы принять ваши ответы как декларацию нашего класса?
- Но это еще не совсем декларация, т.к. в ней нет статей.
- К чему приведет соблюдение этих правил?
- Так для чего же нужна "Всеобщая декларация прав человека? Обсудите в парах.
Рефлексия
Дети разыгрывают диалоги (работа в парах.)
«Найди ответ» (на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав)
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:
*Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества.)
*Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь.)
*Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно.)
*Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу.)
*Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни.)
Никита, ты уже который день не можешь выучить стихотворение!
Никита: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Никита должен был выучить стих?
Кристина: Лера, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Лера: Кристина, ты не имеешь права эксплуатировать человека.
- -Кто прав? О чём забыли ребята? (об обязанностях)
Вывод (Слайд 18)
Памятка школьнику. (Слайд 19)
Домашнее задание:
-На лепестках этого цветка напишите эти и другие обязанности, которые необходимо вам выполнять.
(Слайд 20, 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.
Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....
Классный час для 1 класса: «Имею право на права»
Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...
Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.
Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....
Исследовательская работа "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников"
Исследовательская работа на тему "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников" была выполнена ученицей 2 А класса Текотевой Даниэлой в 2013 - 2014 учебном году. В ней провед...
" Мои права и права моих одноклассников"
Классный час для нач.классов...
Классный час для 1 класса: «Имею право на права»
Классный час для 1 класса:«Имею право на права» Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....
Исследовательский проект "Книга и и компьютер в жизни моих одноклассников"
Исследовательский проект....