« Образ Защитника Отечества».
методическая разработка на тему

Разработку можно использовать для классного часа или на внеклассных мероприятиях, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_zashchitnika_otechestva.doc45 КБ
Файл rossiya.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

        « Образ Защитника Отечества».

               

Цели занятия:

1. Социокультурное наполнение категории «Образ Защитника Отечества».

2. Патриотическое воспитание защитника Отечества.

3. Развитие способности осуществлять выбор из противоположных качеств.

Подготовительный этап.

- Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в увлекательное путешествие по истоковой дороге к нашим предкам.

- Как называется наша страна? (Россия)

1.

Ученик читает стихотворение.

           Умывает красно солнышко

            Руки теплые в росе.

            И Россия, как Аленушка

            Предстает во всей красе                                   На доске 1 слайд.

 Ни вблизи, ни вдали                                                         «Россия»

 Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила.

            Синих рек рукава,

            В небе синь-синева,

            И светла от берез Россия.

У нее коса пшеничная,

Родниковые глаза,

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

            А случись дорога длинная-

            Загрущу в чужом краю,

            Вспомню небо журавлиное,

            Песню русскую спою.

-Раньше наша страна называлась Древняя Русь. Была она широка, красива и богата.

И жили в этой стране наши предки- славяне. Это были крепкие и здоровые люди, с русыми волосами и синими, как цветочки льна глазами. Они растили хлеб на полях, рубили красивые и уютные деревянные дома, жили в мире, любили трудиться, а в праздники пели душевные русские песни.

(Звучит русская народная песня).

- Но не давала покоя земля наша с ее богатствами соседним племенам и княжествам. И стали набегать на нашу страну вражеские племена, чтобы отнять землю нашу, угнать в рабство людей наших.

Не воинственный был народ славянский, но когда жгут твой дом, топчут поле, тобою вспаханное, угоняют деток малых, да женщин в рабство, невозможно сидеть, сложа руки.

И вышли люди сильные духом и телом, бросили соху, надели доспехи, взяли мечи булатные и встали на защиту Родины.

- Как вы думаете, что чувствовали эти люди? (Обиду, боль за землю русскую)

                     Стояли защитники

                      За деток малых,

                      За матерей старых,

                      За жен любимых.

- И называли защитников Руси Богатырями.

                                                                              Слайд «Богатыри»

2.Ученик читает стих:

Мы на страже земли славной нашей

Городов, деревень, сел и пашен.

Нам по силе пришлась служба наша,

Нам по вкусу еда - щи да каша.

Мы в бою себя не победим.

Нашу Русь в обиду не дадим!

- Многие богатыри земли русской за свои подвиги воспеты в былинах.

- Что такое былина? (То, что было.)

-   Каких богатырей вы знаете? ( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

- Сейчас мы перенесемся с вами на много лет назад и вспомним подвиги наших героев, а поможет нам сказитель Баян – так в старину называли людей, которые ходили из города в город, из села в село и , играя на гуслях рассказывали героические былины.

ГУСЛЯР: Ай, под славным городом под Киевом

                 Стояла застава богатырская.

                 На заставе атаманом был Илья Муромец,

                  Податаманье был Добрыня Никитич,

                Есаул – Алеша поповский сын.

                 Илья Муромец, про тебя сказ!

                                                                             Слайд «Илья Муромец»

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ: Из того то ли города из Мурома,

                                  Из того ли села Карачарова

                                  Выезжал я, добрый молодец,

                                  Во стольный Киев-град.

                                  По дороге поймал Соловья-разбойника

                                  И привез его в Киев-град

                                  На народный суд.

ГУСЛЯР: Добрыня Никитич, твой черед!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ: Нарекла меня Добрыней родна матушка.

                                         Вот поехал я как-то к славной речке-

                                         Вдруг не дождь дождит, не гром гремит.

                                         Ай Змеище да Горынище.

                          Ай о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.

ГУСЛЯР: Алеша Попович, выходи!

АЛЕША ПОПОВИЧ: Прозываюсь я Алеша Попович- млад,

                                      Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

                                      И что сам он трех саженей росту,

                                      Конь под ним, как лютый зверь,

                                      Изо рта пламень пышет,

                                      Из ушей- дым столбом- все боятся лютого!

                                       

-Подвиги этих богатырей вам знакомы? Но были и другие славные богатыри на земле русской.

                                                                             Слайд «Святогор»

Святогор – богатырь, живущий на святой горе. Он был огромен, выше лесов.

                                           Слайд «Вольга и Микула Селянинович»

- А еще Вольга и Микула Селянинович, и другие. Их подвиги тоже воспеты в былинах.

- А как вы думаете, что означает слово БОГАТЫРЬ?

- На какое слово оно похоже? ( Богатый)

- Так чем богаты эти люди?

3.Ресурсный круг.

- Ребята, подумайте и запишите, какими качествами должен обладать защитник Родины, богатырь?

                                             

                                              Каждая группа пишет качества.

- Теперь повернитесь к товарищам и сравните качества, которые вы написали. Выберите общие качества и представьте их классу.

Сила               отвага                   доброта                  хитрость

Любовь к Родине           ум          мудрость             честь

Храбрость            душевность           огромное сердце

- А почему эти качества вы выбрали?

                     Дети отвечают, на доске появляются качества.    

- Росла и крепла земля Русская, но и враги становились сильнее и опасней.

В 13 веке войска шведского короля напали на земли русские, чтобы завоевать наши города. Призвал народ на свою защиту богатыря- князя Александра Невского, который уже сражался с крестоносцами.

Собрал он войско и вышел на бой со шведскими рыцарями. Произошло это 5 апреля 1242 года на Чудском озере.                  Слайд

                                                                    «Александр Невский»

- Кто из вас знает исход этой битвы? (Рыцари провалились под лед.)

- И сказал А. Невский слова, которые впоследствии стали крылатыми:

« Кто с мечом к нам придет, тот от меча своего и погибнет!»

-Ребята, как понимаете эти слова?

- Любил и уважал народ А. Невского и даже дало ему прозвище

                       «Солнце Отечества»

- Как вы думаете, почему народ так его прозвал? ( Достойный, светлый человек, ангел-хранитель русского народа)

- Александр Невский за подвиги свои был причислен к лику святых.

                                   

                                                                                       Слайд «Иконы»

4. Стихотворение (читает ученик).

             Крестным знамением пред битвой

              Троекратно осеняясь –

              Меч в руке, уста с молитвой,

              Побеждал великий князь!

              Сотни лет прошло

              С той были,

              Многие ушли, как дым…

              А вот князя не забыли –

              Он великим стал святым!

- Но после А. Невского не прекратились набеги врагов. Русь была пленена татаро – монголами. Платила Русь дань Ордынскому царю.

Князь Дмитрий Донской отказался платить непомерную дань и ордынский царь послал свои войска на Русь. Русские войска под предводительством Дмитрия Донского вышли навстречу противнику.

Битва была страшная. И в ней отличились богатыри – монахи Ослябю и Пересвет, которых послал на подмогу Д. Донскому преподобный Сергий Радонежский.

                                                                                               Слайд

5. Работа в микрокругах.

- Ребята, все вы знаете, что народ воспевал богатырей в песнях, также о смелости и храбрости богатырей слагали пословицы.

-У каждой команды конверт с пословицей, вам нужно пословицу сложить, прочитать и объяснить ее значение.

Крепок телом – богат и делом.

Отвага – силе подруга.

Сила не в силе, а в правде.

Кулаком победишь одного, а умом – тысячи.

Родина – мать, умей за нее постоять.

(Каждая группа объясняет смысл своей пословицы, родители помогают).

                                                                      На доске пословицы.

6. Заключение.

Еще много было воин в истории Руси, но всегда находились смелые и отважные люди, которые не жалели жизни своей за родную сторонушку.

                                                                                          Слайд.

- Это и простые люди, и правители, и полководцы (Петр 1, А.В.Суворов, Д.Давыдов, М.И.Кутузов)

- Как вы думаете, только богатыри могут защищать Родину?

- Вспомните, какой праздник отмечает вся страна в начале мая? (9 Мая – День Победы).

- Победы в Великой Отечественной Войне. Отечественной ее назвали потому, что все отечество, все люди боролись с врагом. И дети, и женщины, и старики встали на защиту нашей Родины.

 - Скажем и погибшим, и выжившим в этой страшной войне

                                СПАСИБО!

Русский Защитник Отечества – человек веры, правды, чести!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.

Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...

Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".

Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Образ защитника Отечества. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Образ защитника Отечества. 1 класс...

Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей

Книга может передавать молодому поколению нравственный опыт человечества, а может отрицательно влиять на духовный мир ребенка. Исходя из этого, перед учительством стоит важная задача – подобрать произ...

Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»

Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...

Тематический классный час "Образ защитника Отечества"

Сценарий классного часа к 23 февраля....