Программа работы с родителями "Шкатулка мудрости"
проект на тему

Клепалова Наталья Александровна

Шкатулка мудростей - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителя в воспитательной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.rar1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО классных руководителей из опыта работы с родителями.    Программа «Шкатулка мудрости»

1 слайд.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы с родителями по программе «Шкатулка мудрости».

  1. Знакомство с программой.

Программа рассчитана на 4,5 года. Имеет концентрическую особенность. В течение 4,5 лет я стараюсь помочь родителям вывести формулу успешного воспитания ребёнка.

Какова же особенность данной программы?

Шкатулка мудростей - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителя в воспитательной работе.

2 слайд

В шкатулке 5 отделов, которые обозначают периоды взросления ребёнка:

  1. 1 отдел: «Скоро в школу»
  2. 2 отдел: «Ура! Я - ученик!»
  3. 3 отдел: «На год старше»
  4. 4 отдел: «Порадуйтесь за нас, перешли мы в 3-ий класс»
  5. 5 отдел: «До свидания, начальная школа!»

В каждом отделе содержится 6 направлений, в которых хранится информационный и практический материал для родителей.

1 направление. Знание особенностей ребёнка.

2 направление. Положительные эмоции в общении.

3 направление. Выбор похвалы и наказания.

4 направление. Соблюдение режима дня школьника.

5 направление. Стиль воспитания.

6 направление. Выбор принципов воспитания.

Конечным результатом работы является получение родителями теоретических сведений и практических рекомендаций.

Совокупность этих отделов позволяет вывести формулу успешного воспитания.

Успешное воспитание

3 слайд

Формы организации работы с родителями достаточно разнообразны:

Традиционные        

  •  Родительские собрания
  • Общеклассные и общешкольные конференции
  • Индивидуальные консультации педагога
  •  Посещения на дому

Нетрадиционные

  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Круглые столы
  • Устные журналы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • Родительские ринги
  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
  • Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
  • Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
  • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.                 Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

        Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  1. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  2. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
  • Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

4 слайд

  • Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагога, но и изучать литературу по проблеме, участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения я организую следующим образом: на первом собрании в начале учебного года я предлагаю родителям заполнить анкету - опросник, где предложены темы для изучения, родители выбирают наиболее актуальные, волнующие для них вопросы, добавляют свои. По результатам анкеты я планирую темы родительских собраний. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираю  книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

        Независимо от формы работы с родителями, будь то лекция, родительские чтения, конференции, обязательным считаю инсценировку педагогических ситуаций и их анализ.

        Сейчас я вам покажу фрагмент родительского собрания «Режим дня школьника».

       Здравствуйте, дома у вас было задание подготовить информацию о режиме дня школьника, сегодня мы с вами её обсудим и проанализируем некоторые ситуации, которые возникают дома и в школе. На прошлом родительском собрании, мы с вами обсуждали  тему «Общение с ребёнком», поэтому у вас уже есть определённый багаж знаний, который нам пригодится при обсуждении новой темы.

5 слайд

Для этого мы с вами рассмотрим пример из жизни семьи Ивановых…

       Приглашаю в зал 2-х человек.

         Представьте себе такую ситуацию: вечер, мальчик долго играет в компьютер. В это время мама ребёнка не менее увлечённо  разговаривает по телефону со своей подругой, обсуждая удачи и неудачи  Ирки Петровой с работы. Время для обоих летит незаметно. Вдруг, мама бросает взгляд на часы, маленькая стрелка которых уже вот- вот доходит до 12-ти часов ночи. Мама вспоминает о том, что завтра среда и что им ещё нужно сделать домашнее задание по математике. Она быстро прощается с подругой, бросает трубку, бежит в комнату, где её сын «убивает» очередного монстра и…кричит:

«Ты математику сделал?»

 В ответ - увлечённое сопение сына и его счастливый возглас:

«Да, да давай, мочи его!»

Мама: «Ты меня слышишь, я спрашиваю, ты математику сделал?»

 Сын: «На тебе, на…».

Мама подбегает к сыну, нажимает на кнопку, экран гаснет, сын в слёзы…. Мама: «Я тебе сколько раз говорила, сначала сделай уроки, потом садись играть…»

Сын «Ну, мама!»

Мама: «Читай задачу!»

Сын (шмыгая носом): «В магазин привезли 25 кг моркови,

Мама: Сиди прямо, что разлёгся?

Сын… в первый день продали 12 кг, во второй день

Мам Я сказала, сядь прямо!!

продали-8 кг. Сколько(зевает) моркови осталось?»

Мама: Решай!!!

Сын: Я не знаю как. Я устал!!!

Мама: Решай, я тебе сказала!!!

Сын: Отстань. Я спать хочу. Завтра.

Мама: У всех дети, как дети, вон у Смирнова Мишки мама рассказывает, приходит он у неё домой, кушает, немного погуляет, а потом уроки делает, сам, никто ему не помогает! Ну, а ты же, вечно с тобой по ночам сидим, бестолочь, а не ребёнок!

(Мама бубнит что-то под нос, даёт сыну подзатыльник, сама решает задачу)

Мама: Переписывай уже скорее и спать!

(Сын выводит каракули в тетрадке, затем ложится спать)

                     (Утро, звонит будильник)

Мама: Вставай скорее, опоздаешь.

Сын: Мам, я спать хочу, давай  ещё чуть-чуть??

Мама: Я тебе сказала, вставай! Если не встанешь, я заберу у тебя компьютер, будешь знать!

(Сын встаёт, медленно одевается, завтракает, плетётся в школу, заходит в класс, готовится к уроку, на уроке «клюёт» носом)

Учитель: Митенька, что с тобой?

Митя: Я спать хочу,  поздно лёг.

Учитель: Ну, что ж ты так, нужно обязательно соблюдать режим дня или ты забыл?

Митя: Я помню.

Учитель: Обязательно сегодня пораньше ложись спать!

Митя: Хорошо.

    Вечер, Митя играет в компьютер. В это время мама ребёнка не менее увлечённо  разговаривает по телефону со своей подругой, обсуждая новый наряд Ирки Петровой с работы, который ей ужасно не идёт. Время для обоих летит незаметно…

         

        Определив тему собрания, мы с родителями совместно выводим памятку «Режим дня школьника» по имеющимся у них знаниям, которые они подчеркнули в литературе. А также, даю домашнее задание, например, помогать ребёнку соблюдать режим дня.

       В заключении, хочу сказать, что программа проведена локальным актом по школе с целью её апробации. Программа функционирует, даёт положительные результаты. Родители, благодаря данной программе, стали непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса. Стали грамотнее в некоторых вопросах педагогики, психологии. Многое в «шкатулку» добавляется именно родителями.

Слайд 6

Родители-это мои самые первые помощники в организации родительских собраний. «Шкатулка» хранится в классе и  к ней имеют доступ не только родители, но и учителя других классов.

Слайд 7

Спасибо за внимание, пожалуйста, ваши вопросы!

           


Мама: «Ты математику сделал?»

 В ответ - увлечённое сопение сына и его счастливый возглас:

Сын: «Да, да давай, мочи его!»

Мама: «Ты меня слышишь, я спрашиваю, ты математику сделал?»

 Сын: «На тебе, на…».

Мама подбегает к сыну, нажимает на кнопку, экран гаснет, сын в слёзы….

Мама: «Я тебе сколько раз говорила, сначала сделай уроки, потом садись играть…»

Сын «Ну, мама!»

Мама: «Читай задачу!»

Сын (шмыгая носом): «В магазин привезли 25 кг моркови,

Мама: Сиди прямо, что разлёгся?

Сын… в первый день продали 12 кг, во второй день продали-8 кг.

Мама: Я сказала, сядь прямо!! Читай дальше.

Сын зевает, трёт глаза, продолжает читать.

Сын: Сколько монстров осталось?»

Мама: Прекрати зевать, читай внимательно!!

Сын: Я устал, не хочу!!!

Мама: Решай, я тебе сказала!!!

Сын: Отстань. Я спать хочу. Завтра.

 (Мама бубнит под нос слова, даёт сыну подзатыльник, сама решает задачу)

Мама: У всех дети, как дети, вон у Смирнова Мишки мама рассказывает, приходит он у неё домой, кушает, немного погуляет, а потом уроки делает, сам, никто ему не помогает! Ну, а ты же, вечно с тобой по ночам сидим, бестолочь, а не ребёнок!

Переписывай уже скорее и спать!

(Сын выводит каракули в тетрадке, затем ложится спать)

                     (Утро, звонит будильник)

Мама: Вставай скорее, опоздаешь.

Сын: Мам, я спать хочу, давай  я ещё чуть-чуть посплю??

Мама: Я тебе сказала, вставай! Если не встанешь, я заберу у тебя компьютер, будешь знать!

(Сын встаёт, медленно одевается, завтракает, плетётся в школу, заходит в класс, готовится к уроку, на уроке «клюёт» носом)

Учитель: Митенька, что с тобой?

Митя: Я спать хочу, до поздна уроки делал.

Учитель: Ну, что ж ты так, нужно обязательно соблюдать режим дня или ты забыл?

Митя: Я помню.

Учитель: Обязательно сегодня пораньше ложись спать!

Митя: Хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Начала мудрости" 1 кл

Программа курса «Начала мудрости» разработана для тех, кто считает обучение нравственности — основой любой системы воспитания и образования. Мы употребляем здесь термин обучение, потому что именно цел...

Программа воспитывающей деятельности "Азбука Мудрости"

Существование любого народа на земле основано на приоритете духовно – нравственных и культурных ценностей. Духовные ценности определяют будущее л...

Программа лектория для родителей "Мудрость воспитания"

Содержание программы.Тема 1. Стили семейного воспитания.Тема 2.Значение труда в воспитании детей. Труд в семье. Совместное творчество.Тема 3.Воспитание ответственности.Тема 4.Как по-настоящему любить ...

Программа работы с низко и высоко-мотивированными детьми,1 класс по программе "Планета знаний"

Рабочая программа для ликвидации пробелов у учащихся в обучении математики, русского языка, литературного чтения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка. Программа для поддерж...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"

Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года....

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...