Статья " «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»
статья на тему

Мойсишина-Бенц Тамара Александровна

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем идейно-нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-2.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад № 36

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ
«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»

Выполнила педагог-организатор: Мойсишина-Бенц Т.А.

Санкт-Петербург
2015

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем идейно-нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями  о нравственном поведении  и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю (воспитателю)  легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования  в единстве сознания  и поведения младшего школьника. Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: в учении, труде, игре и осуществляется  каждый день; в будничной жизни прежде всего формируется социальный опыт младших школьников. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились  на основе самых высоких нравственных отношений. Для младших школьников единство слова и дела  проявляется в умении сознательно следовать правилам культурного поведения. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики. И недостаточно, чтобы человек поступал по законам нравственности, важно, чтобы поведение его строилось так же и по закону красоты. При воспитании культуры поведения очень важно, чтобы сам учитель был идеалом поведения, его слова и поступки должны не противоречить друг - другу, быть в гармонии. Отсутствие этой гармонии может явиться главной причиной  многих неудач в формировании личности младшего школьника.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности , вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах.  Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей  затрудняют работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать. Нередко дети усваивают правила хорошего тона, подражая, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно-полезных навыков и привычек нравственных норм поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости.
Надо отметить, что у многих школьников заметно отставание  навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением школьников  к выполнению правил.  Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт  правильных нравственных отношений. В работе с младшими школьниками возможно проведение  и специальных упражнений для планомерной отработки отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение – это не только простое повторение. Для того, чтобы повторение закрепило то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, друзей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Эта памятка может быть использована в ходе родительских собраний и индивидуальных встречах с родителями по теме: " Культура поведения"...

памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.Анкетирование детей и родителей по проблеме  «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и ...

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...