«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
методическая разработка на тему

Мойсишина-Бенц Тамара Александровна

Будет полезна для воспитателей группы продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx57.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

                                    Выполнила:  Мойсишина-Бенц Тамара Александровна

ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад № 36

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург
2015

  1. Вступление. Слово учителя

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я человек, и вы – человек,

Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)

        Все мы разные: блондины и брюнеты (картинки) люди разных рас и национальностей африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

▪ Предположите, какова будет тема нашего классного часа? /версии учащихся /

▪ Проверим ваши предположения.

▪ Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

Тема: «Толерантность – путь к миру!» ( обсуждаем, насколько версии детей были приближены к теме урока)

▪ Итак, это проблема, которую мы обсуждаем

Карта. Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.  

         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как

Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;

Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…

 Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

  1. Введение и объяснение понятия толерантность

        Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.

Может, кто знает, что обозначает это слово? / версии детей /

Работа по словарям. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Может, кто узнал, что оно означает в других языках?

 -  в английском – готовность быть терпимым;

-  во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
 -  в китайском – быть по отношению к другим великолепным;  
-  в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

- Подберите ближайшие синонимы  к этому слову (дети произносят похожие по смыслу слова
Обобщаем
: Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие.
  В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Можете те ли вы назвать события, угрожающие миру?

        (дети отвечают: война, теракты ….)

  - Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

          - Почему происходят войны? /версии детей/

 (Конфликты из-за территории, не смогли договориться между собой …)

        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

       Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?

      (  Дети отвечают:  Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение)

     -   Мы должны проявлять милосердие!

 Как вы понимаете смысл этого слова?

 (Дети: милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность)

  1. Объяснение понятия «Толерантность» на практике, при помощи игровой деятельности

А) Игра «Карточки на спине».

      Игра проходит в абсолютной тишине, то есть во время игры все должны молчать. Учитель с помощником наклеивает всем ученикам на спину бумажки трех разных цветов. Задание: вы должны разделиться на команды согласно цвету бумажки у вас на спине. Приступайте!

      Наклеиваются на спину бумажки каждому ученику, кроме одного (ему наклеивается бумажка четвертого цвета). Учитель следит за тем, как ведут себя ученики. Скорее всего тот ученик, которому наклеили бумажку другого цвета, останется один в центре класса (но возможно кто-то из группы возьмет его  в свою команду). После этого деления обсудите, как себя чувствовал этот  ученик и весь класс. Затем присоедините ученика к какой – либо группе и приступайте к упражнению.

      Б) Тестирование


  А хотите ли вы, определить,  насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

● Это неважно.

● Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

● Ты просишь, чтобы он объяснил это.

● Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

● Ты стремишься лучше узнать его.

● Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

● Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

● Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

● Ты разговариваешь с ним.

● Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

● Ты пытаешься защитить его.

● Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

● Ты естественным образом разговариваешь с ним.

● Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

В)  Игра «А он мне нравится…»

       Все встают в круг, а кто-нибудь, кто хочет, встанет в середину круга. Он должен протянуть руки ладонями вверх к тем, кто стоит в кругу. Каждый из нас будет по очереди класть свои руки на его ладони и говорить: «Саша (имя участника) мне нравится за то, что…».

      Желательно сказать что-то хорошее о внутренних качествах или поступках ученика.

      Дайте возможность поучаствовать всем желающим.

4. Обобщение.

Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Принимайте других людей такими, какие они есть. Старайтесь сами не попадать в проблемы, но не унижайте, не оскорбляйте и не давите на людей из-за того, что у них есть какие-то недостатки или просто они отличаются от вас.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 начальная школа-детский сад №36
Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Без имени-1

Выпускная квалификационная работа

 
заместителя директора по воспитательной работе
ГБОУ начальной школы - детского сада №36
Василеостровского района Санкт-Петербурга
 Мойсишиной-Бенц Тамары Александровны    

«Толерантность – путь к миру»

План проекта

1. Название мероприятия
Классный час «Толерантность – путь к миру»
2. Обоснование актуальности
В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она включает  проблемы, связанные с отношением людей. Эта тема выбрана не случайно, поскольку процесс увеличения уровня агрессивности между людьми очевиден. Это находит свое отражение в расширении зон конфликтных ситуаций в современном обществе.
Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих. От того, какими будут его «первые шаги» в начальных классах в общении со сверстниками, как он научится строить отношения с окружающими людьми, зависит, с каким «багажом» он войдет во взрослый мир.
3. Целевая аудитория
4 класс. 28 человек
4. Цели и задачи
Цели:

▪ сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

▪ формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

▪ воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

▪ формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

▪ развивать критическое мышление;

▪ развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;

▪ способствовать повышению уровня творческой активности учащихся
Задачи:

  • Создание и апробация модели преобразования образовательной среды в поликультурную толерантную среду в условиях многонациональной школы;

• обеспечение толерантной среды необходимым учебно-методическим комплексом, направленным на воспитание межличностной толерантности учащихся;

•        определение  механизмов толерантного взаимодействия;

•        организация совместной работы образовательного учреждения и семьи как носителя культуры;

•        оказание помощи учащимся в использовании их межличностной толерантности;

•        определение направлений толерантного саморазвития учащегося;

•        установление соответствия уровня межличностной толерантности учащихся требованиям международной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Толерантность - путь к миру

ПрезентациЯ, конспект, правила....